Дата начала камеральной налоговой проверки

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Дата начала камеральной налоговой проверки" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Дата начала камеральной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определяем дату начала камеральной налоговой проверки

В силу НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других материалов о деятельности такового, которые есть у налогового органа. Срок — 3 месяца со дня подачи налогоплательщиком декларации (расчета).

[2]

При этом НК РФ не определяет даты начала и окончания упомянутой проверки. Ее начало и окончание указываются в соответствующем акте.

Налоговые органы не обязаны указывать в данном акте дату начала проверки, которая соответствует моменту отправки налоговой декларации по почте, т. к. налоговый орган не может провести проверку налоговой декларации до ее получения.

По мнению Минфина, предельный срок камеральной налоговой проверки не должен зависеть от способа представления в налоговый орган декларации.

[3]

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Энциклопедия решений. Дата начала и окончания проведения камеральной налоговой проверки

Дата начала и окончания проведения камеральной налоговой проверки

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлен только максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) ( в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).

Исходя из положений п. 2 ст. 6.1 и п. 2 ст. 88 НК РФ течение срока проведения камеральной проверки начинается на следующий день после представления декларации. При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п.п. 5, 7 ст. 6.1 НК РФ).

При этом дата начала и дата окончания проведения камеральной налоговой проверки НК РФ не определяются. В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ даты начала и окончания налоговой проверки указываются в акте проверки.

Следует учитывать, что пунктом 4 ст. 80 НК РФ предусмотрены следующие способы представления налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган:

— лично или через представителя,

— направление в виде почтового отправления с описью вложения,

— передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (а с 1 июля 2015 года — также и через личный кабинет налогоплательщика).

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Очевидно, что в случае представления декларации лично или по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган получает ее оперативно. В случае же отправления декларации по почте налоговый орган получает ее через несколько дней, то есть дата ее представления (отправки) налогоплательщиком не будет совпадать с датой фактического получения налоговым органом. А поскольку камеральная проверка налоговой декларации не может проводиться до ее получения налоговым органом, то возникает вопрос об определении в таких случаях даты начала течения максимального срока проведения проверки.

По мнению Минфина России, предельный срок проведения камеральной налоговой проверки не должен зависеть от способа представления в налоговый орган налоговой декларации (письмо от 19.06.2012 N 03-02-08/52).

ФНС России придерживается иной позиции, согласно которой течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета). При этом налоговые органы не обязаны указывать в акте камеральной налоговой проверки дату начала этой проверки, соответствующую дате отправки налоговой декларации по почте (п. 2 письма от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).

Относительно толкования п. 2 ст. 88 НК РФ в части понятия «представления» в письме ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (п. 2.2) сообщено, что налоговым органам необходимо учитывать, что трехмесячный срок, предусмотренный п. 2 ст. 88 НК РФ, предназначен для проведения мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки и исходя из указанной цели его установления может исчисляться только со дня поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган. Вышеизложенное не изменяет правило п. 8 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому налогоплательщик признается исполнившим обязанность по представлению декларации, если документ сдан в организацию связи до 24 часов последнего дня срока.

И есть судебные решения, в которых судьи соглашаются с этой позицией (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 N Ф07-4175/12).

Читайте так же:  Законопроект о повышении пенсионного возраста для сотрудников

В то же время завершение камеральной проверки (в том числе, проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлены суммы НДС к возмещению) до истечения установленного трехмесячного срока нормам НК РФ не противоречит (см. письма Минфина РФ от 27.06.2016 N 03-07-14/37233, от 22.12.2015 N 03-07-03/75213, от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266, от 19.03.2015 N 03-07-15/14753 и ФНС России от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266).

Соответственно, моментом окончания камеральной налоговой проверки является (письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576):

— истечение установленного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока, либо

— если проверка заканчивается ранее, — момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки .

Если налоговая декларация по НДС представлена 21 октября 2016 года, то срок проведения камеральной налоговой проверки истекает 23 января 2017 года, так как 21 января приходится на выходной день (субботу).

Содержание акта камеральной проверки

* Если в ходе камеральной проверки инспектор выявит однородные факты массовых нарушений, то они могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и иные приложения к акту. В таком случае в самом тексте акта приводится только суть нарушений со ссылкой на конкретные нормы законодательства, а также последствия указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту ( подп. 2 п. 6 раздела I , п. 1 раздела II приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 ).

Срок проведения камеральной проверки в 2019 году

После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.

Что такое камеральная проверка

Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

Как проходит проверка

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Изменения в законодательстве касаемо налогов

С 2019 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Время сверки по законодательству

На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Как обстоят дела с проверкой на самом деле

Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?

По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

  • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
  • отсутствие ошибок в заполнении;
  • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

Как отследить процесс камеральной проверки

В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

Срок камеральной налоговой проверки

На камералку налоговикам отводится максимум 3 месяца со дня, следующего за днем представления деклараци Этот срок не может быть продлен или приостановлен. Например, если декларация сдана 25 апреля, ее проверка должна закончиться Также в пределах ­сячного срока должны быть проведены и все контрольные мероприятия, связанные с камералкой, в частности истребование у налогоплательщика документов и сведени осмотр помещения или территории (при камеральной проверке НДС-деклараци

Именно поэтому так важно правильно установить день представления отчетности. В зависимости от того, каким образом она была сдана, этот день определяется по-разном

День представления отчетности

Способ сдачи отчетности Что считается днем представления отчетности
Доставлена в ИФНС лично или через представителя Дата фактической сдачи.
Кстати, проследите, чтобы на титульном листе вашего экземпляра декларации инспектор проставил отметку о принятии и дату получени Также будет нелишним, если тот, кто будет ставить отметку, распишется и укажет свои фамилию и инициалы
Отправлена по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении Дата получения письма инспекцией.
Именно от этой даты налоговики будут считать сячный а не от даты отправки письма, как предписывает ФНС аргументирует это тем, что до получения отчетности инспекция не может начать ее проверк
Узнать дату вручения почтового отправления адресату можно с помощью сервиса «Отследить» на главной странице сайта Почты России
Передана по телекоммуникационным каналам связи Дата отправки отчетности, зафиксированная спецоператором связи в квитанции о прием
Читайте так же:  Алименты на ребенка за прошедший период

Срок решения по камеральной проверке

Датой окончания камеральной проверки являетс

Правда, если в ходе камералки никаких нарушений выявлено не будет, то не будет и А сообщать вам о досрочном завершении проверки налоговики не обязаны.

Подача уточненки во время проверки

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учтите, что если до завершения камеральной проверки декларации (расчета) вы подадите уточненку, то с даты ее представления начинается новая проверка, то есть ­сячный срок надо отсчитывать заново. А камеральная проверка предыдущей декларации прекращаетс

Если после сдачи отчетности вы обнаружили там ошибки, не влияющие на исчисление налога, либо какие-нибудь опечатки, например в названии фирмы или в коде то подать уточненку вы можете, но не обязан

Как исчисляется срок проведения камеральной налоговой проверки

Вопрос: С какого момента начинает исчисляться срок проведения камеральной налоговой проверки – с момента представления налоговой декларации или со дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации?

Ответ: Срок проведения камеральной налоговой проверки начинает исчисляться со дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Обоснование: Пунктом 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с абз. 2 названной нормы налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок.

Согласно ст. 87 НК РФ установлены следующие виды налоговых проверок:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Таким образом, из буквального толкования указанных положений закона следует вывод, что срок проведения камеральной налоговой проверки начинает исчисляться с момента представления в налоговый орган соответствующей налоговой декларации.

Как отметили Минфин России и ФНС России в совместном Письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).

Таким образом, течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).

Также Минфин России в Письме от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69 отметил, что исчисление срока проведения камеральной налоговой проверки представленной в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и приложенных к ней соответствующих документов начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из указанных документов.

Однако п. 2 ст. 6.1 НК РФ установлено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.02.2014 по делу N А05-16543/2012 обоснованно сослался на общее правило п. 2 ст. 6.1 НК РФ, которое не противоречит п. 2 ст. 88 НК РФ.

Срок камеральной проверки декларации, начало проведения которой определено в п. 2 ст. 88 НК РФ датой представления декларации (22.02.2012), начинает течь в силу п. 2 ст. 6.1 НК РФ с 23.02.2012, а днем его окончания является 22.05.2012.

Таким образом, срок проведения камеральной налоговой проверки начинает исчисляться не со дня представления декларации, а со дня, следующего за днем представления налоговой декларации.

Дата начала проведения камеральной налоговой проверки

НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210). В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика». С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация. Каковы сроки камеральной проверки по НДС При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки останется прежним – 3 месяца. Налоговый орган проведет комплекс мероприятий, и если будут выявлены ошибки, обязательно уведомит об этом налогоплательщика, а также, возможно, составит акт проверки. В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же – 3 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения.

Камеральные проверки

Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 3-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753). В настоящее время налоговики стремятся сократить срок КНП деклараций по НДС с налогом к возмещению до 2 месяцев в отношении добросовестных налогоплательщиков. Подробнее об этом читайте здесь. В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте: Итоги Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес.
со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Читайте так же:  Куда подавать заявление на алименты после развода

Камеральная проверка: развитие событий

Достаточно четко урегулированы сроки — через 10 рабочих дней после окончания срока составляется список лиц, которые не представили декларацию. Проходит 5 дней, и в рамках обеспечительных мер (п. 3 ст. 76 НК РФ) выносят решение о приостановлении операций по счетам. У организаций и предпринимателей есть серьезный стимул подать отчетность в кратчайшие сроки.

Камеральная проверка что такое? сроки камеральной проверки

Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?

ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что проверка не может быть начата ранее даты поступления декларации в налоговый орган, поэтому отсчет этого периода не может начаться с даты отправки документов посредством почтовой связи. Приостанавливается и прерывается ли камеральная проверка при направлении требований и представлении уточненной декларации В случаях, указанных в НК РФ, для уточнения информации проверяемому лицу могут быть направлены запросы (п. 7 ст. 88 НК РФ):

  • об истребовании дополнительных документов для подтверждения права на вычет (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ);
  • с предложением в 5-дневный срок сделать уточнения при выявлении ошибок или противоречий (пп. 3, 4 ст. 88 НК РФ, см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).

2. камеральная налоговая проверка

В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой – снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ). Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь. Возможно ли увеличение срока камеральной проверки Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

Срок проведения камеральной налоговой проверки

  • отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
  • декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки ^К началу страницы Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ) Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ) Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ) Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ) Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ) Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ) Оформление результатов камеральной проверки ^К началу страницы Нарушения не выявлены:

  • камеральная проверка автоматически завершается.

Как проводится камеральная проверка налоговых деклараций

И в ряде случаев суды признают, что выход за пределы сроков проведения камеральной налоговой проверки нарушает законные права налогоплательщиков (см. судебную практику:Постановление ФАС СЗО от 22.11.2010 по делу № А05-2603/2009, ФАС МО от 08.12.2010 № КА-А40/14976-10, ФАС ВСО от 28.08.2008 года № А19-1185/08-40-04АП-1491/08, ФАС СЗО от 20.12.2007 № А56-45570/2006). В продолжение статьи, я предлагаю читателям посмотреть видео на тему о том, с чего начинается выездная налоговая проверка, какие обычно ошибки совершает налогоплательщик в самом ее начале и можно ли будет в будущем их исправить. Из этого видео вы так же узнаете, что необходимо делать в самом начале выездной налоговой проверки, чтобы минимизировать свои возможные потери.
Налоговый адвокат Тылик Павел. Блог о налоговых проверках. Как защитить свои права? Персональный блог Павла Тылика Все права защищены.

[1]

14. камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.

Например, если декларация была подана 20.01.2017, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2017. Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца. Например, если декларация представлена 31.03.2017, то камеральная проверка заканчивается 30.06.2017.
Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день. Например, если декларация сдана 04.08.2017, то проверка закончится 07.11.2017 (перенос из-за попадания праздничного дня 04.11.2017 на выходной день). Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию.

Камеральная налоговая проверка

Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт. Рис. 2. Возражения на акт камеральной проверки По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта. Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа.

По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет. Таблица № 2.
Проверяющее лицо обязано известить проверяемого о том, когда состоится рассмотрение материалов, полученных в ходе проведения проверки. Отсутствие лица, извещенного о дате и месте проверки, не может быть причиной для перенесения даты рассмотрения проверки и проводится в таком случае без него. Если проверяющим необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, руководителем инспекции может быть принято решение о проведении допмероприятий налогового контроля.

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ). Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение. Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства. Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Размер пенсии инвалида первой группы

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство. Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице .

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).

Читайте так же:  Процент подоходного налога с заработной

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ). Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г. № А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Источники


  1. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.

  3. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  4. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
Дата начала камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here