Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Содержание

Энциклопедия решений. Экспертиза при проведении камеральной налоговой проверки

Экспертиза при проведении камеральной налоговой проверки

Вопрос о правомерности назначения экспертизы в рамках камеральных налоговых проверок вызывает много споров. Дело в том, что право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков предусмотрено пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ. Статья 88 НК РФ, регламентирующая порядок проведения камеральных налоговых проверок, не содержит положений, предусматривающих проведение экспертизы. А в ст. 95 НК РФ, определяющей процедуру проведения экспертизы, детально прописан порядок назначения экспертизы только в рамках выездной налоговой проверки.

В то же время п. 1 ст. 95 НК РФ допускает проведение экспертизы при любых формах налогового контроля. Согласно данной норме эксперт может быть привлечен для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок. А камеральная проверка является одной из форм такого контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

На основании указанных норм ФНС России придерживается позиции, что проведение экспертизы в рамках проведения камеральной проверки правомерно (письмо от 29.12.2012 N АС-4-2/22690, вопрос 5).

Вместе с тем в п. 3 ст. 95 НК РФ (в редакции, действующей с 01 января 2012 года) установлено, что экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено НК РФ.

Следовательно, назначение экспертизы в рамках камеральной проверки возможно только в случаях, предусмотренных НК РФ.

Так, на основании п. 8 ст. 262 НК РФ налоговый орган вправе назначать экспертизу в рамках камеральной проверки отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) в целях проверки соответствия выполненных научных исследований или разработок перечню, установленному Правительством РФ.

Кроме того, в силу п. 6 ст. 101 НК РФ налоговым органам дано право назначить дополнительные мероприятия налогового контроля при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться и экспертиза. Решение о назначении экспертизы принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

Иные случаи проведения экспертизы в рамках камеральных проверок НК РФ не предусматривает.

Ранее п. 3 ст. 95 НК РФ предусматривал, что экспертиза назначается строго постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Словами «если иное не предусмотрено НК РФ» данная норма дополнена Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ и в данной редакции действует с 01 января 2012 года.

В связи с этим нередко судьи указывали на неправомерность проведения экспертизы при камеральных проверках (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 22.07.2009 N Ф09-5202/09-С3).

Однако единой позиции по вопросу правомерности назначения экспертизы в рамках камеральных проверок до настоящего времени судами не выработано. Так, в отдельных случаях судьи приходили и к противоположному выводу, указывая, что привлечение эксперта возможно при осуществлении налогового контроля в любой его форме, в том числе и при проведении инспекцией камеральной налоговой проверки. При этом, поскольку ст. 95 НК РФ установлен особый порядок привлечения эксперта при проведении налоговым органом выездной налоговой проверки, то в случае проведения камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствует обязанность по соблюдению процедуры привлечения эксперта, установленной для выездной налоговой проверки (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 23.04.2008 по делу N А14-3176/2007110/25).

В то же время судьи отказывают налоговым органам в удовлетворении ходатайств о назначении экспертизы в ходе судебного разбирательства, указывая на то, что такая экспертиза должна была быть проведена в рамках камеральной налоговой проверки (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2009 N Ф04-4563/2009(11936-А03-42) и от 12.07.2010 по делу N А27-23077/2009, Седьмого ААС от 13.11.2012 N 07АП-9079/12).

Хочется отметить, что с момента действия нормы п. 3 ст. 95 НК РФ в новой редакции уже появились судебные решения, в которых судьи также указывают на недопустимость проведения экспертизы в рамках камеральной проверки в случаях, не определенных НК РФ (см., например, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 19АП-5743/12). При этом суды единодушны в том, что ограничений на проведение экспертизы в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля при проведении камеральной проверки НК РФ не содержит (постановления ФАС Центрального округа от 31.07.2012 N Ф10-2306/12, ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2011 N Ф07-13975/2010).

Однако с учетом позиции ФНС России, приведенной в вышеназванном письме от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (вопрос 5), вопрос о правомерности назначения экспертизы в рамках проведения камеральных проверок в случаях, не предусмотренных НК РФ, пока остается неразрешенным.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка

Основание для проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:

  • организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Критерии отбора для проверки

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

Читайте так же:  Куда лучше перевести накопительную пенсию

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.

Проверка филиалов

Если у организации есть филиалы или представительства, они могут быть проверены как в рамках общей выездной проверки (в целом по организации), так и в рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству (абз. 1 и 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). В первом случае принимать решение о проведении проверки будет налоговая инспекция по местонахождению организации, во втором – налоговая инспекция по местонахождению филиала или представительства (абз. 1 и 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Обособленные подразделения

Ситуация: может ли инспекция назначить и провести самостоятельную выездную проверку в обособленном подразделении организации? Подразделение не является ни филиалом, ни представительством.

Ответ: нет, не может.

Проводить самостоятельные выездные проверки инспекция может только в филиалах и представительствах организации (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). Если организация имеет в своем составе одно или несколько обособленных подразделений, которые не обладают статусом представительства или филиала, то инспекция не вправе назначать и проводить самостоятельные выездные проверки таких подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327 и МНС России от 24 февраля 2004 г. № 09-3-02/755. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого вывода (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2009 г. № А21-5116/2008).

Внимание: отдельные суды считают, что проведение самостоятельных выездных проверок в обособленных подразделениях, которые не имеют статуса филиала или представительства, не противоречит законодательству (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008, Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. № А42-12847/2005).

Решение о проведении проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать:

  • полное и сокращенное наименование организации;
  • предмет проверки, то есть перечень конкретных налогов. В рамках выездной проверки по организации инспекция может оценить правильность начисления и своевременность уплаты налогов любого вида. При этом проверка может затрагивать как один вид налога, так и несколько (п. 3 и 4 ст. 89 НК РФ). В рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты любого количества региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которые будут проводить проверку.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ограничения на проведение проверок

Налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации (ее филиале, представительстве) повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Подробнее об этом см. В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки .

Еще одно ограничение касается количества выездных проверок в течение одного календарного года. В указанный период инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самой организации (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ), так и в каждом из ее филиалов или подразделений (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).

При определении общего количества выездных проверок по организации самостоятельные проверки филиалов и представительств этой организации в расчет не включаются (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ). Например, если в течение одного календарного года инспекция провела одну выездную проверку по организации в целом (в т. ч. проверила филиал) и одну самостоятельную проверку по филиалу, то до конца этого года инспекция сможет провести еще одну выездную проверку по организации.

Обратную зависимость законодательство не устанавливает. Поэтому при подсчете количества выездных проверок по конкретному филиалу (представительству) учитываются как самостоятельные выездные проверки данного филиала (представительства), так и его проверки в рамках общей выездной проверки по организации. И если, например, филиал организации в течение года в рамках общих выездных проверок был проверен дважды, назначить еще одну самостоятельную проверку по филиалу инспекция не сможет.

Ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки (абз. 2 п. 10 и п. 11 ст. 89 НК РФ). Кроме того, дополнительную выездную проверку сверх установленного предела в исключительных случаях может назначить руководитель ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). Какие случаи признаются исключительными, налоговое законодательство не уточняет.

Помимо этого налоговые инспекции не могут проводить выездные проверки за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга. Исключение составляют выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Место проведения проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации при предъявлении решения (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее. Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Возврат излишне уплаченных налогов производится

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки . Об этом сказано в письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853.

Самостоятельная выездная проверка филиала (представительства) проводится на основании решения налоговой инспекции по его местонахождению (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Энциклопедия решений. Экспертиза при проведении выездной налоговой проверки

Экспертиза при проведении выездной налоговой проверки

Подпунктом 11 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, налоговым органом на договорной основе может быть привлечен эксперт.

[1]

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ).

Назначение экспертизы возможно также в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Форма постановления о назначении экспертизы утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Перечень конкретных видов экспертного исследования НК РФ не закреплен. Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда РФ, определение статьей 95 НК РФ сферы и общей характеристики необходимых специальных познаний, при одновременном установлении гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков при проведении экспертизы (пункты 6, 7 и 9), позволяет получить при осуществлении мероприятий налогового контроля достоверную и объективную информацию для целей налогообложения и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод налогоплательщиков (см. определение КС РФ от 16.07.2009 N 928-О-О).

Как правило, при проведении мероприятий налогового контроля налоговыми органами используются следующие виды экспертиз (см. п. 10.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected]):

— по установлению принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров;

— по определению стоимости товара;

— по оценке стоимости недвижимого имущества, основных фондов, нематериальных активов, сметной стоимости строительства;

— по определению объема выполненных работ (услуг), количества произведенной продукции (добычи полезных ископаемых), товаров;

— исследование информации на машинных носителях;

— почерковедческая экспертиза и др.

Не допускается назначение экспертизы:

— по вопросам бухгалтерского учета (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.10.2009 N А63-2530/2009);

— по вопросам права (см. постановление ФАС Центрального округа от 25.03.2008 N А35-808/07-С8, постановление Седьмого ААС от 26.12.2009 N 07АП-9874/09, определением ВАС РФ от 02.08.2010 N ВАС-9997/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра);

— по другим вопросам, познаниями по которым, либо полномочиями по разрешению которых должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа в соответствии с законодательством о налогах и сборах, их должностными обязанностями. Так, например, правом расчета налогов (определения налоговой базы) в рамках реализации целей и задач налогового контроля наделены именно налоговые органы. Применение экспертного метода расчета налога законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Поволжского округа от 23.06.2011 N Ф06-3347/11).

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 95 НК РФ). Следовательно, с учетом положений ст. 89 НК РФ проводиться она должна в пределах срока проведения налоговой проверки.

При этом согласно п. 9 ст. 89 НК РФ для проведения экспертиз руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.

Обязанность налоговых органов назначать экспертизу по заявлению налогоплательщика НК РФ не предусмотрена (см. письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-02-07/1-495).

Почерковедческая экспертиза при выездной проверке

Привлечение эксперта для проверки подлинности подписей на документах может усложнить жизнь налогоплательщику. Тем более, если в заключении будет указано, что подпись фальшивая. Но не стоит сдаваться раньше времени, так как зная порядок назначения экспертизы и права, предоставленные проверяемому, возможно доказать, что экспертиза проведена с нарушениями. Следовательно, заключение эксперта не может являться доказательством того, что налогоплательщик совершил правонарушение.

Чтобы получить полный доступ к материалу, зарегистрируйтесь

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, авторизуйтесь

В ходе выездной проверки назначена почерковедческая экспертиза. Обязан ли налоговый орган до проведения экспертизы ознакомить налогоплательщика с материалами, предоставляемыми эксперту? Необходимо ли внести изменения в постановление о назначении экспертизы, где определены документы, которые поступают в распоряжение эксперта в случае предоставления ему дополнительных материалов? Возникает ли существенное нарушение прав проверяемого лица, если налогоплательщик не ознакомлен с дополнительными материалами?

Учитывая отсутствие указания в Налоговом кодексе РФ на обязанность налогового органа ознакомить налогоплательщика с материалами, передаваемыми эксперту, а также сложившуюся судебную практику, неознакомление налогоплательщика с предоставляемыми эксперту материалами, в том числе дополнительными, не будет являться нарушением его прав.

Налоговая экспертиза

Налоговая экспертиза

Дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются и проводятся в соответствии с нормами главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации ( НК РФ ).

В рамках проведения дополнительных мероприятий допускается проверка представленных документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, проведение экспертизы, получение от налогоплательщика и свидетелей пояснений по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля.

1. Порядок назначения и проведения налоговой экспертизы

Порядок назначения и проведения налоговой экспертизы предусмотрен ст. 95 НК РФ.

Проведение налоговой экспертизы или привлечение для участия в выездной налоговой проверке эксперта вызвано тем, что в ходе налоговой проверки могут возникнуть вопросы, для разъяснения которых необходимы специальные знания или навыки в науке, искусстве, технике, ремесле или иной сфере.

Решение о необходимости привлечения эксперта для участия в налоговой проверке принимается должностным лицом, проводящим выездную налоговую проверку, исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности и целесообразности для выполнения задач налоговой проверки.

Налоговая экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении приводятся краткое изложение обстоятельств, явившихся основанием для назначения налоговой экспертизы, Ф.И.О. эксперта (если договор на оказание экспертных услуг заключен с организацией, то указывается наименование организации, в которой должна быть произведена налоговая экспертиза), вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы налоговой проверки, относящиеся к предмету экспертизы.

Налоговая экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, обладающими специальными знаниями в соответствующей области. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

Статья 95 НК РФ определяет договор как необходимое условие для привлечения лица к участию в выездной налоговой проверке в качестве эксперта, имея в виду гражданско-правовой договор об оказании услуг, заключаемый налоговым органом либо непосредственно с экспертом, либо с экспертным учреждением, которое обязуется провести налоговую экспертизу силами специалистов, состоящих с ним в трудовых или иных правовых отношениях.

[2]

Договор определяет права и обязанности сторон в связи с проведением налоговой экспертизы: предмет налоговой экспертизы, сроки ее проведения, перечень вопросов, поставленных перед экспертом, предоставленные материалы, используемое оборудование, стоимость работ, порядок расчетов, а также другие вопросы. В договоре фиксируются также условия об оплате труда эксперта.

Читайте так же:  Куда обратиться чтоб подать на алименты

Экспертам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения, выплачиваются суточные. Эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Оплата труда эксперта производится по окончании выполнения им своих обязанностей на основании решения руководителя налогового органа.

2. Организация налоговой экспертизы

Перед началом проведения налоговой экспертизы должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о ее назначении, должно ознакомить эксперта (если экспертиза, назначенная у проверяемого налогоплательщика, будет проводиться в организации, — эксперта — сотрудника организации, в которой будет проводиться налоговая экспертиза) с его правами и обязанностями, установленными п. 4, 5 и 8 ст. 95 НК РФ, и предупредить его об установленной ст. 129 Кодекса ответственности за отказ от участия в проведении налоговой проверки или дачу заведомо ложного заключения, а также предупредить о том, что в соответствии с п. 4 ст. 102 НК РФ утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении налоговой экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, о чем составляется протокол, который подписывается должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации (лицом, его замещающим) или индивидуальным предпринимателем, с указанием даты ознакомления.

Привлекаемые эксперт либо эксперты, состоящие в трудовых или иных правовых отношениях с экспертным учреждением, которое обязуется провести налоговую экспертизу, должны иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, диплом и т.д.), и соответствующую лицензию.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны выходить за пределы его специальных познаний и должны быть четко определенными и конкретными, а перечень их — полным. При необходимости формулировки вышеуказанных вопросов могут быть уточнены на основе консультаций с экспертом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не допускается назначение налоговой экспертизы по вопросам бухгалтерского учета, законодательства о налогах и сборах и другим вопросам, познаниями по которым должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа.

Эксперт не вправе вдаваться в решение вопросов правового характера (например, имело место налоговое правонарушение или нет, допущены ли нарушения порядка налоговых учета и отчетности и т.д.). Если же такие вопросы были перед ним поставлены и он их все-таки решал, то его ответы не могут иметь какого-либо доказательственного значения.

Материалы для проведения налоговой экспертизы должны быть предоставлены в распоряжение эксперта лицом, проводящим налоговую проверку. Эксперт не вправе самостоятельно получать у проверяемого лица или иных лиц требующиеся ему для исследования документы или предметы, поскольку согласно п. 1 ст. 31 НК РФ правом требования от налогоплательщика или налогового агента документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснений обладают только налоговые органы.

3. Права проверяемых лиц при назначении и производстве налоговой экспертизы

Проверяемое лицо при назначении и производстве налоговой экспертизы имеет право:

— заявить отвод эксперту;

— просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

— представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

— присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

— знакомиться с заключением эксперта;

— просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы;

— давать свои объяснения эксперту и заявлять возражения.

В случаях удовлетворения таких ходатайств проверяемого лица должностное лицо налогового органа изменяет или дополняет свое постановление о назначении налоговой экспертизы, поручает проведение экспертизы другому эксперту, а если имеются основания, предусмотренные п. 10 ст. 95 НК РФ, — назначает дополнительную или повторную экспертизу.

При отказе в удовлетворении ходатайств проверяемого лица должностное лицо налогового органа делает соответствующую отметку в протоколе ознакомления с постановлением о назначении налоговой экспертизы, с которой вправе ознакомиться лицо, подавшее ходатайство.

Объяснения, возражения и ходатайства проверяемого лица, представленные в связи с налоговой экспертизой, приобщаются к материалам выездной налоговой проверки.

4. Оформление заключения экспертизы

По результатам проведенной налоговой экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные по результатам этих исследований выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Если эксперт при производстве налоговой экспертизы установит имеющие отношение к предмету налоговой экспертизы обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы, относящиеся к предмету налоговой экспертизы, являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения налоговой экспертизы. Отказ от дачи заключения оформляется в виде письменного сообщения о невозможности дать заключение.

Если в заключении эксперта содержатся выводы, выходящие за пределы его компетенции, соответствующая часть заключения должна рассматриваться как не имеющая доказательственного значения.

В соответствии с п. 9 ст. 95 НК РФ заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Текст соответствующего заключения приобщается к материалам выездной налоговой проверки.

5. Дополнительная и повторная экспертизы

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения, а повторная — в случае необоснованности заключения эксперта или наличия сомнений в его правильности. Дополнительную экспертизу может выполнить тот же или другой эксперт, повторная поручается только другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных ст. 95 НК РФ.

Дополнительная экспертиза проводится только в отношении тех вопросов, которые полностью или частично оставлены без ответа в заключении эксперта либо ответы по которым должны быть уточнены на основе дополнительного исследования.

Если заключение эксперта необоснованно или вызывает сомнение в правильности, например, выявляются существенные несоответствия между этим заключением и иной информацией о проверяемом налогоплательщике, которой располагает налоговый орган, либо другие обстоятельства, дающие основания полагать, что данное заключение является необоснованным, должностное лицо налогового органа обязано назначить повторную экспертизу. Проведение повторной экспертизы предполагает новое исследование вопросов, составлявших предмет первоначальной экспертизы, и поручается другому эксперту.

[3]

В постановлении о проведении дополнительной или повторной экспертизы должны быть приведены основания, по которым соответствующая экспертиза оказалась необходимой.

Читайте так же:  Вычет по налогу на имущество физических лиц

6. Ответственность эксперта

Согласно ст. 129 НК РФ отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб.

Ответственность эксперта за отказ от участия в налоговой проверке наступает только в случае, если после заключения договора и назначения лица в качестве эксперта он отказывается выполнять возложенные на него обязанности.

Если же от участия в проведении проверки отказываются работники соответствующей специализированной организации, с которой был заключен договор, то они нарушают свои служебные обязанности, а не нормы НК РФ, и, следовательно, такие работники привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Согласно ст. 129 НК РФ дача экспертом заведомо ложного заключения влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Объектом посягательства в данном случае являются интересы государства в получении объективной информации в процессе осуществления налогового контроля. Ложное заключение эксперта может состоять в неправильном изложении или сокрытии установленных при экспертизе фактов, в сообщении несуществующих фактов, в неверных объяснениях установленных обстоятельств.

Для наступления ответственности эксперта согласно п. 2 ст. 129 НК РФ налоговый орган обязан доказать, что эксперт намеренно дал ложное заключение. Ошибки, допущенные экспертом в заключении по небрежности, в результате заблуждения или недостатка знаний, не образуют состава данного правонарушения.

7. Практика проведения налоговых экспертиз

Практика проведения налоговой экспертизы в ходе проведения выездной налоговой проверки является едва ли не самой эффективной формой налогового контроля. Например, налоговыми органами Приморского края была назначена налоговая экспертиза документации по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), в ходе которой принадлежность документации к НИОКР не подтвердилась. В связи с этим проверяемая организация необоснованно воспользовалась льготой по налогу на прибыль.

Налоговыми органами Тамбовской области для проведения налоговой экспертизы была привлечена Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора. На основании проведенной налоговой экспертизы было установлено, что выполненные работы являются реконструкцией цеха, а не капитальным ремонтом цеха, затраты по которому были списаны организацией на себестоимость. Поводом для назначения налоговой экспертизы стал проделанный проверяющими анализ строительных работ, в результате которого было установлено, что здание цеха полностью перестроено с изменением технических характеристик объекта и его назначения.

При проведении выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя проверяющими должностными лицами был установлен факт сокрытия фонда оплаты труда от обложения налогом и страховыми взносами.

Данный факт подтверждался документами (ведомостями о выплате заработной платы наемным работникам), а также объяснениями физических лиц, работающих по найму у предпринимателя.

Налоговый орган назначил налоговую экспертизу для исследования подлинности подписей наемных работников в ведомостях о выплате им зарплаты.

Вывод налогового органа о сокрытии предпринимателем фонда оплаты труда от обложения налогом и страховыми взносами на основании проведенной почерковедческой экспертизы был признан бесспорным.

Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается

Вопрос: При проведении выездной налоговой проверки организации назначили экспертизу для определения подлинности оттиска печатей на документах. В постановлении о назначении экспертизы не указана фамилия эксперта, который будет проводить экспертизу.
Вправе ли налоговый орган при вынесении решения в рамках выездной налоговой проверки ссылаться на результаты данной экспертизы?

Ответ: Учитывая судебную практику, по нашему мнению, при вынесении решения по итогам выездной налоговой проверки налоговый орган не вправе ссылаться на результаты экспертизы, поскольку постановление о ее назначении по причине неуказания Ф.И.О. эксперта не соответствует Налоговому кодексу РФ, что нарушает права организации, указанные в п. 7 ст. 95 НК РФ. Однако отдельные суды могут прийти к выводу о возможности использования данного доказательства.

Д.В.Завгородний
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
16.01.2015

Порядок назначения и проведения экспертизы при проведении выездной налоговой проверки

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

Эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля (п.1 ст.95 НК РФ). Привлечение эксперта при проведении налоговых проверок является правом налогового органа, а не обязанностью.

Подпунктом 3 п.9 ст.89 НК РФ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для проведения экспертиз.

Привлечение для дачи заключения вместо эксперта специалиста недопустимо. Такое заключение будет приравнено к показаниям свидетеля или вовсе признано недопустимым доказательством (п. 4 ст. 101 НК РФ). Специалист не проводит исследований, не дает заключений, а только содействует проведению налогового контроля. Его мнение не имеет такого доказательственного значения, как заключение эксперта.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем составляется протокол.

Проверяемое лицо при назначении и производстве экспертизы имеет право:

заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта.

Порядок проведения экспертиз и оформления экспертных заключений регламентированы Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Нормами названного Федерального закона также регулируется экспертная деятельность лиц, осуществляющих деятельность вне государственных судебно-экспертных учреждений. В соответствии со статьей 25 вышеуказанного Федерального закона, итогом работы эксперта является письменное заключение, которое составляется на основании результатов проведенных исследований, проведенных экспертом или комиссией экспертов.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении излагаются проведенные им исследования, сделанные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Читайте так же:  Что сказать уходя на пенсию

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения, поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза может быть назначена в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Экспертиза в рамках налоговой проверки — ваши права

Порядок назначения и проведения экспертизы

То, как именно назначается и проводится экспертиза в процессе выездной налоговой проверки, установлено в статье 95 НК РФ. Согласно действующему законодательству сотрудники ФНС РФ сами принимают решение о целесообразности подобного исследования. Также они вправе выбрать конкретную экспертную организацию и назначить определенного специалиста.

Обычно инспекторов интересуют ответы на следующие вопросы:

  1. Когда именно был создан отдельно взятый документ? Вносились ли в него с тех пор какие-то изменения? Обратите внимание на то, что в современном мире речь может идти и об электронном файле.
  2. Подписывало ли конкретное лицо определенный документ? Что в целом можно сказать о почерке? В некоторых ситуациях сотрудников налоговых органов интересует, нет ли указаний на недееспособность подписавшегося. Однако это далеко не всегда реально установить.
  3. К какому именно виду или же категории относится тот или иной товар? Аналогично в отношении услуги.
  4. Точная цена основных средств предприятия, стоимость товара или же услуг. Причем устанавливать могут конкретную сумму как в настоящем, так и на момент проведения сделки с учетом произошедших с тех пор изменений.

Заключение эксперта (всегда составляется в письменном виде) может подтвердить выводы налогового органа или же опровергнуть их.

Необходимо отметить, что привлечение специалиста сотрудниками ФНС РФ не мешает тому прийти к мнению, которое будет свидетельствовать в пользу налогоплательщика.

В первую очередь эксперт остается независимым и объективным. Любое давление на него вне зависимости от того, кто его оказывал, станет основанием для опротестования сделанного заключения. Результаты экспертизы часто используются в качестве доказательств в суде. Однако, как уже и было сказано, их можно обжаловать.

Что касается оформления экспертизы, то для ее проведения необходимо постановление. Соответствующий документ оформляет то же должностное лицо, которое и бумаги по поводу выездной налоговой проверки.

Постановление издается по конкретной форме. Это документ строгой отчетности, поэтому каждый пункт в нем имеет особое значение. В частности, в постановлении обязательно должно быть место его создания и точная дата. Необходимо зафиксировать основания для экспертизы. Дальше указывается конкретная организация и специалист, который привлекается для выполнения поставленной задачи.

В постановлении обязательно должны быть перечислены все вопросы эксперту. Их нужно формулировать четко, конкретно и однозначно. Такие вопросы не должны подразумевать двойной трактовки, возможности дать двусмысленный ответ.

Если эксперту предоставляются конкретные материалы для изучения, то в постановлении необходимо указать, что именно, в каком конкретно состоянии.

На каких основаниях проводят подобное исследование? Традиционно речь идет о неопределенности в документах или же о противоречиях, возникших между разными официальными бумагами.

Это могут быть договоры по поводу поставки товара, который не существует или же идентифицирован неверно. Иногда между сторонами оформляется несколько сделок с одинаковой датой, но разным содержанием.

У налогового органа есть право привлечь эксперта даже после того, как проверка была завершена, если это связано с дополнительными мерами контроля (статьи 95 и 101 НК РФ). В таком случае участие специалиста оформляется традиционным образом.

Стоит учесть, что налогоплательщик должен быть в курсе проведения экспертизы. Его следует обязательно поставить об этом в известность, причем в письменном виде, что фиксируется в отдельном протоколе. Нарушение процедуры приводит к возможности обжалования действий инспекторов. В целом же привлечение эксперта само по себе нейтрально: оно позволяет установить объективную картину.

Права и обязанности налогоплательщика и налогового органа при проведении экспертизы

Налоговые органы в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

Подпунктом 3 п.9 ст.89 НК РФ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для проведения экспертиз.

В статье 95 НК РФ налоговому органу в целях осуществления контроля разрешено проводить экспертизу как в раках камеральной проверки, так и в рамках выездной.

Права и обязанности налогоплательщика при проведении экспертизы закреплены в ст. 95 НК РФ.

При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

  1. заявить отвод эксперту;
  2. просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
  3. представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
  4. присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  5. знакомиться с заключением эксперта.

Экспертиза в ходе налоговой проверки: выявляем слабые места налоговиков

Для того, чтобы выявить слабые места налоговиков в ходе проведения ВНП или камеральной проверки необходимо понимать следующее:

  • налоговики будут проводить экспертизу исключительно на основании тех документов, которые будут выгодны им.
  • налоговики будут проводить экспертизу в том учреждении, с которым у них уже сложились доверительные отношения, и эксперт «знает», что от него требуется, так как экспертиза проводится на коммерческой основе.
  • налоговики будут ставить на разрешение эксперта вопросы, в той редакции, в которой им и необходимо получить ответ.

Поэтому налогоплательщик, понимая, как налоговики будут проводить экспертизу, может ходатайствовать о направлении экспертизы в другое экспертное учреждение, поставить дополнительные вопросы на разрешение эксперта, представить дополнительные документы на экспертизу и т.п.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках данной статьи невозможно дать исчерпывающий ответ на вопрос, какие документы предъявлять для анализа, а также какие еще вопросы поставить на разрешение эксперта.

К сожалению, как показывает практика, без специалиста, который сможет досконально проанализировать материалы проверки провести эту работу налогоплательщику будет очень затруднительно, поэтому в этих случаях необходимо обращаться к специалистам.

Источники


  1. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  2. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.

  3. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here