Какие сроки проверки налоговой декларации

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Какие сроки проверки налоговой декларации" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Срок проведения камеральной проверки в 2019 году

После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.

Что такое камеральная проверка

Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

Как проходит проверка

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Изменения в законодательстве касаемо налогов

С 2019 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Время сверки по законодательству

На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Как обстоят дела с проверкой на самом деле

Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?

По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

  • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
  • отсутствие ошибок в заполнении;
  • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

Как отследить процесс камеральной проверки

В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

Cроки камеральной проверки налоговой декларации 3 НДФЛ

Каждая декларация по форме 3-НДФЛ, полученная налоговой инспекцией, тщательно проверяется. Камеральную проверку заявленных в отчетном документе показателей проводит инспектор, ответственный за данную процедуру.

Контрольные мероприятия необходимы для выявления ошибок или несоответствий в представленной информации.

Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ

Российским законодательством предусмотрена обязанность плательщика, не имеющего статус предпринимателя, подать налоговую декларацию 3-НДФЛ только в случае получения в отчетном периоде какого-либо дохода. Для получения социального или имущественного вычета гражданин может обратиться в инспекцию в порядке осуществления своих прав, а не обязанностей.

При проведении контрольных мероприятий налоговый инспектор обязан уложиться в срок, предусмотренный ст. 88 Налогового кодекса РФ. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году не должен превышать 3-х месяцев с момента ее подачи. За этот период работником налогового органа проверяется:

  • Соблюдены ли сроки подачи декларации;
  • Наличие или отсутствие ошибок в представленной информации;
  • Законность и обоснованность заявленных вычетов;
  • Соответствуют ли сведения, содержащиеся в отчете, данным полученным от других источников (факультативных участников налогового контроля, таких как Регистрационная палата или органы ГИБДД).

Срок проверки декларации 3-НДФЛ для налогового вычета в 2018 году также, как и в случае отражения в отчете полученных доходов, составляет 3 месяца. Причем, если декларация была отправлена по почте, датой ее представления в налоговый орган будет считаться дата ее отправки. Несмотря на то, что начать проверочные действия должностное лицо ФНС может только с момента получения декларации, срок начала контрольных мероприятий будет исчисляться с даты календарного штемпеля места отправления отчета.

Этапы проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

От того, сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ, зависит период возврата из бюджета заявленных вычетов. Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ проводится только по информации, заявленной плательщиком налогов, и только за один год.

Ход проверки декларации определяет последовательность действий работника налогового органа. После проведения всех необходимых мероприятий он выносит решение по результатам проведенной проверки. В зависимости от итогов завершенного контроля налоговым органом направляется в адрес налогоплательщика извещение:

  • О принятом налоговым органом решении о возврате суммы излишне уплаченного налога;
  • О необходимости представления в налоговый орган уточняющего отчета.
Читайте так же:  Минимальный размер алиментов на двух детей

Поэтому на то, сколько проверяют декларацию 3-НДФЛ в налоговой, влияет и правильность заполнения отчета. Уже начатая камеральная проверка 3-НДФЛ обнуляется в случае предоставления физическим лицом уточненных сведений.

В случае обнаружения инспектором ошибок и противоречий в заявленной информации, он попросит уточнить отчет, что обнулит первоначальный контроль, и срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ начнет исчисляться заново. Также при выявлении каких-либо расхождений или недочетов проверку приостанавливают и запрашивают у заявителя разъяснений в установленный законом срок 5 дней с момента получения уведомления о необходимости разъяснить спорный момент.

Как проверить статус камеральной проверки 3-НДФЛ

Чтобы проверить статус проверки 3 НДФЛ, необходимо:

  • Обратиться непосредственно в администрирующий налоговый орган с паспортом и свидетельством о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • Зарегистрироваться на портале налог.ру и следить за ходом контроля через сервис «личный кабинет налогоплательщика».

Проверка 3-НДФЛ через интернет

Для того, чтобы узнать прошла ли камеральная проверка по налоговому вычету через онлайн-портал налоговой инспекции необходимо:

  • Пройти процедуру регистрации на официальном сайте ФНС;
  • Воспользоваться интернет-сервисом «личный кабинет налогоплательщика».

Процедура регистрации на сайте ФНС заключается в получении логина и пароля, причем логином является идентификационный номер налогоплательщика. Зарегистрироваться на сайте для отслеживания всей налоговой информации можно одним из 3-х способов:

  1. Обратиться непосредственно в инспекцию;
  2. Активировав доступ к налоговым сведениям с помощью усиленного ключа электронно-цифровой подписи;
  3. Через уже имеющуюся регистрацию на портале Госуслуг.

После прохождения активации доступа к личному кабинету ход контрольных мероприятий можно отследить следующим образом:

  • Войти в личный кабинет налогоплательщика;
  • Перейти в раздел «Налог на доходы ФЛ»;
  • Выбрать пункт «Декларация по форме 3-НДФЛ».

В открывшимся окне появится вся информация о ходе идущей и уже завершенных проверок, там отражены сведения:

  • Даты поступления в инспекцию деклараций;
  • Их регистрационные номера;
  • Статусы проверок;
  • Даты завершения;
  • Результаты проведенных проверок, если они уже завершены.

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ

Камеральная проверка 3-НДФЛ больше 3 месяцев по законным основаниям может длиться только в случае выявления инспектором каких-либо ошибок или противоречий, требующих приостановки срока контрольных мероприятий. Продлить срок, отведенный на контроль налоговым законодательством, должностное лицо налогового органа не имеет права.

О приостановке контроля налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика путем направления в его адрес:

  • Уведомления о представлении уточнения;
  • Извещения о вызове в инспекцию.

На практике при заполнении декларации налогоплательщик обязан указать телефон для связи. По нему инспектор может связаться с заявителем и попросить недостающие документы, если они должны были быть представлены.

Если камеральная проверка по 3-НДФЛ длится больше 3 месяцев, но никаких извещений и уведомлений гражданин не получал, то это повод обратиться в инспекцию за разъяснениями. Информацию о ходе проверочных действий налогоплательщик может получить путем подачи заявления или жалобы на действия (бездействия) должностных лиц в инспекцию по месту регистрации либо в вышестоящий налоговый орган. Отреагировать на заявление или жалобу ФНС обязана в течении 15 рабочих дней.

Нарушение сроков камеральной проверки 3-НДФЛ не несет никаких последствий для налогового органа. Но несмотря на затягивание сроков контроля перечислить возврат налога казначейство должно вовремя и этот срок не может быть более 4-х месяцев с момента подачи декларации: 3 месяца, отведенные на проверку, и 30 дней на перечисление излишне уплаченных сумм.

Если налоговая за этот срок не возвратила, причитающийся гражданину вычет, то с инспекции взыскивается пеня за просрочку возврата. Расчет суммы пени производится по формуле: 1/365 от ставки рефинансирования умноженная на сумму возврата и на количество дней просрочки.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Читайте так же:  Процент ставки налога на имущество

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

[2]

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

[1]

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Читайте так же:  Удержание алиментов без исполнительного листа

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

[3]

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Срок камеральной проверки декларации по НДС

kameralnaya_proverka.jpg

Похожие публикации

Срок камеральной проверки декларации по НДС и другим формам налоговой отчетности регламентируется Налоговым кодексом. Эта процедура заключается в сверке показателей сданных деклараций по контрольным соотношениям, анализе ключевых параметров в динамике и сравнении их значений со среднеотраслевыми показателями. Недавние корректировки в НК РФ изменили срок проведения «камералок» по НДС – рассмотрим эти новшества подробнее.

Срок камеральной проверки декларации по НДС

Для проведения камеральной проверки налоговому инспектору достаточно факта поступления декларации. Никаких специальных разрешений и распоряжений эта проверочная процедура не требует и применяется ко всей представленной налоговикам отчетности.

Сроки «камералок» зафиксированы в п. 2 ст. 88 НК РФ. Законом от 04.08.2018 г. № 302-ФЗ длительность проведения процедуры документальной проверки деклараций налогоплательщиков по НДС была изменена. Если ранее срок проверки отчета по НДС был таким же, как и для прочих деклараций – 3 месяца, то теперь время проверки сокращено до 2 месяцев.

Новые сроки проверки применяются к декларациям по НДС, поданным после вступления поправок к НК РФ в силу, т.е после 03.09.2018 г. Таким образом, срок камеральной проверки декларации по НДС составляет:

2 месяца, отсчитываемые с момента поступления декларации в ФНС;

3 месяца, если имеется решение ИФНС о продлении проверки;

6 месяцев, если речь идет об иностранной компании, оказывающей электронные услуги физлицам и стоящей на учете в ИФНС согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Увеличить продолжительность проверочных действий до 3 месяцев может только руководитель налогового органа или его заместитель. Решение оформляется в письменной форме. Продление сроков должно быть мотивированным, и применяется если до окончания «камералки» будут установлены признаки, которые указывают на возможные нарушения в сфере налогообложения.

При выявлении расхождений или неточностей налоговый инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Субъект хозяйствования после получения запроса должен:

с соблюдением 5-тидневного срока передать в ФНС пояснения в письменной форме, которые смогут убедить инспектора в корректности декларационных данных и правильности заполнения документа;

если недочет является следствием ошибки, подается корректирующая форма декларации.

В последнем случае камеральная проверка будет прекращена. Вместо нее начинается новая проверка (и отсчет нового срока), но уже по уточненным сведениям. Инспектор вправе пользоваться собранной ранее информацией по деятельности налогоплательщика.

В ситуации, когда после корректировок размер налоговых обязательств уменьшился, сотрудники ФНС уполномочены требовать пояснения для обоснования правок. Пояснения не должны быть устными, их надо оформить отдельным документом и представить также в 5-дневный срок. Отправка пояснений в контролирующий орган осуществляется тем же способом, который использовался при подаче декларационной формы. Декларация по НДС сдается всеми налогоплательщиками только в электронной форме через ТКС, поэтому и пояснения подаются в электронном виде, а письмо заверяется при помощи ЭЦП.

Каков срок проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

От чего зависит срок камеральной проверки 3-НДФЛ

Каждая поступившая налоговикам декларация подвергается камеральной проверке — одной из форм налогового контроля. Декларация 3-НДФЛ не исключение. Отраженные в ней сведения и приложенные документы подлежат проверке с учетом следующих условий по срокам:

  • контрольные процедуры могут продолжаться любое количество времени (например, 1 день или 3 недели), но не могут выходить за пределы 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ);
  • начальная дата проверки 3-НДФЛ совпадает с моментом ее получения инспектором.
Читайте так же:  Кбк региональный бюджет по налогу на прибыль

Какими путями 3-НДФЛ может попасть в инспекцию, см. в материалах:

Срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ внутри 3-месячного периода может зависеть от нескольких факторов:

  • объема отраженных в отчете данных;
  • количества подтверждающих документов;
  • наличия в представленных данных противоречий, несоответствий с имеющимися у инспектора данными и (или) ошибок;
  • загруженности налогового инспектора и т. д.

Кем устанавливается начальная дата проверки 3-НДФЛ и где зафиксирован день ее окончания

В отношении сроков проверки и даты ее завершения в п. 2 ст. 88 НК РФ определено следующее:

  • Для начала отсчета длительности проверочных процедур не нужны какие-либо разрешения и дополнительные согласования с начальством и иными инстанциями. Проверка считается начавшейся с даты поступления 3-НДФЛ в инспекцию.
  • О факте завершения проверки 3-НДФЛ можно узнать, не посещая налоговую инспекцию. На сайте ФНС (www.nalog.ru), в личном кабинете налогоплательщика — физического лица, во вкладке «Жизненные ситуации» предусмотрена возможность отражения информации о протекании камеральной проверки 3-НДФЛ и сроке ее окончания.

Как удаленно взаимодействовать с налоговиками при подаче 3-НДФЛ, см. в материале «Порядок заполнения декларации 3-НДФЛ в личном кабинете».

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ

Обозначенный в п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной проверки 3-НДФЛ не может превышать 3 месяцев.

Однако в случае уточнения сведений, указанных в первоначально поданной 3-НДФЛ (отправки налогоплательщиком уточненной декларации), проверка первичного отчета моментально прекращается и начинаются новые контрольные процедуры уже в отношении вновь поступившего отчета.

Поскольку количество корректировок 3-НДФЛ законом не регламентировано, общий срок проверки 3-НДФЛ (при подаче нескольких уточненок) может значительно превысить 3-месячный.

Иные основания для продления периода проверки 3-НДФЛ в НК РФ отсутствуют.

Подробности о причинах и схемах уточнения первоначальных сведений в 3-НДФЛ см. в материале «Каков код корректировки для налоговой декларации 3-НДФЛ?».

Срок проверки 3-НДФЛ может быть различным (от 1 дня до нескольких недель), но не может превышать 3 месяцев.

Если налогоплательщик обнаружил в указанных в 3-НДФЛ сведениях неточности или ошибки, он может откорректировать их с помощью уточненной декларации. В этом случае проверка первоначальной декларации прекращается, а уточненный отчет подвергается контрольным процедурам с самого начала в полном объеме.

Что такое – камеральная проверка налоговой декларации?

Что такое – камеральная проверка налоговой декларации?

Похожие публикации

Налоговая проверка является одним из излюбленных инспекторами методов налогового контроля. У представителей бизнеса, напротив, само понятие проверки вызывает весьма стойкие неприятные ассоциации. Конечно, по возможности, проверок стараются избегать. Однако все же большинство коммерсантов подвергаются такой процедуре регулярно по нескольку раз в год, причем часто она проходит незаметно для них самих и практически без их участия. Речь идет о проверке налоговой декларации.

Что такое – камеральная проверка декларации?

Статья 87 Налогового кодекса выделяет выездные и камеральные проверки. Первые предполагают проведение контрольных мероприятий непосредственно в офисе организации. В ходе подобной проверки проверяется весь учет фирмы целиком или его отдельные части. Конечно, подобные проверки чаще проводятся именно в компаниях, которые, в отличие от ИП, помимо налогового обязаны вести также бухгалтерский учет.

Камеральная проверка – это проверка деклараций. Проще говоря, каждый отчет, поданный как организацией, так и индивидуальным предпринимателем, проверяется инспекторами на предмет содержащихся в нем ошибок.

Сроки камеральной проверки налоговой декларации

Порядок проведения камеральной проверки прописан в статье 88 Налогового кодекса.

Сроки проверки налоговой декларации составляют 3 месяца со дня представления отчета в налоговый орган. Причем старт процедуры происходит автоматически, никакого специального уведомления фирме или ИП не посылают.

На первоначальном этапе проводится форматно-логический контроль полученной декларации. Кстати говоря, отчеты, подаваемые в электронном виде, часто проверяются на предмет логики построения еще на этапе отправки. Такая функция «зашита» в ПО, обеспечивающее передачу данных, и налогоплательщик сам может отследить ошибки, которые носят чисто технических характер.

Смысл проведения форматно-логического контроля в том, что различные блоки большинства отчетов имеют четкую взаимосвязь, и указываемые в тех или иных строках значения можно проследить и в других частях декларации.

Например, если говорить о камеральной проверке налоговой декларации по налогу на прибыль, то в листе 02 отчета указываются доходы и расходы и, как итог, выводится налоговая база. Доходы расшифровываются дополнительно в приложении №1 к листу 02, а расходы – в приложении №2. Таким образом показатели в разных частях декларации должны совпадать. Размер же налога, рассчитанного по итогам, например, года, должен совпадать суммарно с поквартальными авансовыми платежами. Проверка декларации по налогу на прибыль в этой связи не является чем-то уникальным, подобных примеров можно привести много, причем по всем видам налоговых отчетов.

Если явных нестыковок в отчете нет, а данные в нем не вызывают у инспекторов подозрений в занижении налоговой базы, то отчет принимают, и на этом камеральная проверка считается оконченной. Об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки контролеры опять же не уведомляют.

В отчете обнаружены ошибки…

Если же в ходе проверки выявляются ошибки, расхождения или несоответствие сведений, то налогоплательщику направляют требование представить пояснения или внести изменения в поданный отчет. Разумеется, в большинстве случаев, сомнения вызывают заявленные расходы, уменьшающие налоговую базу, либо же контролеры могут предъявить занижение суммы полученных доходов.

Фирма или ИП, получившее такое требование, обязаны дать ответ в течение 5 рабочих дней. Сделать это нужно в письменном виде лично, по почте или по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

Кроме того, контролеры вправе запросить дополнительные документы, подтверждающие те или иные значения к декларации, либо же затребовать информацию по каким-то сделкам у контрагентов проверяемого налогоплательщика.

Уточненная налоговая декларация

Если пояснить те или иные значения налогоплательщик не может, он обязан предоставить уточненную налоговую декларацию с соответствующим кодом на титульном листе.

При проведении проверки уточненной налоговой декларации анализируется та же информация, что и в первоначальном отчете, но с учетом ранее выставленных претензий касательно их достоверности.

Окончание проверки, выявившей нарушения

Если в ходе камеральной проверки контролеры пришли к выводу о недостоверности представленных в декларации сведений, то в течение 10 рабочих дней с момента завершения процедуры они должны отразить это в соответствующем акте. После этого отводится еще 5 рабочих дней, чтобы вручить акт проверки налогоплательщику. Последний имеет право в течение 1 месяца подать возражения по нему.

Читайте так же:  Стаж для пенсии 1965 года рождения

Еще через 10 дней по окончании срока представления возражений руководить ИФНС рассматривает все материалы проверки и выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Похожие публикации

Срок камеральной проверки с порядком ее реализации регламентируются НК РФ (в ст. 88) и разъяснениями ФНС в Письме от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Этот тип проверки относится к невыездным, основанием для нее служит подача или неподача вовремя отчетности налогоплательщиком.

Местом проведения камеральной налоговой проверки является рабочее место ответственного должностного лица в налоговой инспекции. То есть в отличие от выездной, камеральная проверка проводится в самой налоговой инспекции. Цели мероприятий по анализу отчетной документации заключаются в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства путем проверки его отчетов и деклараций.

Камеральная проверка: сроки проведения-2017

Для проведения камералки уполномоченным лицам налоговых органов не требуется получать согласие от налогоплательщиков и получать письменные разрешения от руководства. Камеральная проверка проводится в течение периода:

  • равного 3 месяцам для российских налогоплательщиков;
  • равного 6 месяцам, если речь идет об иностранной организации.

Срок камеральной проверки не может превышать обозначенных законодательно периодов. Налоговым кодексом не предусмотрена возможность продления во времени процедур по анализу отчетности. Органы ФНС считают, что срок проведения камеральной проверки в случае необходимости может быть увеличен.

Позиция ФНС основывается на том, что первым по значимости элементом в этой процедуре является сама камеральная проверка, сроки проведения (2017 год или любой предшествующий отчетный период) не оказывают существенного влияния на результаты проверки. По информации, приведенной на сайте ФНС, срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен 3 месяцами, но они допускают его продление еще на 1 месяц.

Судебная практика подтверждает, что продление сроков камеральной налоговой проверки законодательно не прописано, но увеличение периода проверочных мероприятий не может быть основанием для непризнания их результатов. Если имеет место нарушение сроков камеральной проверки и по акту выявлены ошибки, то доказать в суде неправомерность действий ФНС не удастся, штраф будет начислен.

Сколько длится камеральная проверка при условии, что в период ее проведения была сдана уточняющая отчетность? Текущая проверка останавливается и инициируется новая на основании обновленных данных. Срок камеральной налоговой проверки начинает отсчет от даты получения последнего варианта декларации.

Срок проведения камеральной налоговой проверки напрямую зависит от даты подачи декларации или расчета:

  • если отчет подан при личном визите налогоплательщика в ФНС, то день сдачи документа будет считаться днем его представления;
  • при направлении отчета по почте за точку отсчета принимается дата отправки письма;
  • при использовании электронного формата отчета и подачи его через интернет учитывается день отправки файла с отчетом.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Основными направлениями при камеральной проверке налоговыми органами являются:

  • соответствие фактических дат сдачи отчетности законодательно установленным срокам.
  • наличие или отсутствие ошибок, неточностей и противоречивых сведений в отчетности.
  • оценка необходимости инициации углубленной проверки.

Этапы проведения камеральной налоговой проверки:

  1. Данные полученной налоговыми органами отчетности регистрируются в АИС «Налог».
  2. Автоматическая проверка арифметики в отчетах и составление протоколов ошибок.
  3. Далее в порядке камеральной налоговой проверки налогоплательщика проверяются контрольные соотношения разных граф деклараций.
  4. Анализируются данные из документов за последний отчетный период с аналогичными показателями предыдущих периодов.
  5. Схема проведения камеральной налоговой проверки предполагает взаимную сверку данных в разных расчетах и декларациях.
  6. В случае выявления неточностей или ошибок сотрудник ФНС обращается к налогоплательщику с требованием представить пояснения по данному факту. На письменный ответ отводится 5 рабочих дней.
  7. Если нарушения законодательства зафиксированы не были, проверка заканчивается без документального оформления ее результатов. При наличии претензий к налогоплательщику завершающим этапом будет составление акта.

Проведение камеральной проверки может стать основанием для запроса сведений о сотрудничестве с налогоплательщиком у его контрагентов и истребования документации у проверяемого юридического или физического лица. При необходимости допускается проведение опроса свидетелей и привлечение экспертов с переводчиком. Порядок проведения камеральной проверки предоставляет право должностному лицу ФНС осматривать территории и помещения налогоплательщика при обязательном присутствии понятых в отдельных случаях. До 2015 года при проведении камеральной проверки это не предусматривалось, однако после внесения изменений в п.1 ст. 92 НК законом от 28.06.2013 №134-ФЗ, инспекторам разрешили проводить осмотры в отношении камералок деклараций по НДС (и только по ним), представленных после 31.12.2014 года.

Период камеральной налоговой проверки закончился: как оформляются результаты

При отсутствии по результатам проверки нарушений акт не составляется, а до налогоплательщика не доводится информации о проведенной в отношении его проверки. Если зафиксированы правонарушения:

  • проведение камеральной налоговой проверки завершается, на основании ее итогов в течение 10 рабочих дней оформляется акт;
  • на протяжении 5 следующих рабочих дней 1 экземпляр акта должен быть вручен налогоплательщику.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налогоплательщику дается возможность оспорить результаты проверки путем подачи возражения в отношении акта – срок для этой процедуры ограничен 1 месяцем.

Источники


  1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  3. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  4. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
Какие сроки проверки налоговой декларации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here