Кривая лаффера и ставки налогов

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Кривая лаффера и ставки налогов" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Кривая лаффера и ставки налогов

В западной экономической литературе используется понятие «эластичности налоговой системы». Это понятие отражает связь доходов и налогов.

Доказывается, что при достижении оптимального уровня налоговых ставок (критической точкой перегиба) прирост государственных доходов снижается, сокращаются поступления в бюджет, производство устремляется в теневую экономику. Перегиб же в пользу государства ведет к увеличению необеспеченного платежеспособного спроса.

Необходимо стремиться к установлению оптимальной нормы налоговых ставок. Последняя позволяет установить налоговые ставки довольно высокими, чтобы предотвратить инфляцию, и достаточно низкими, чтобы заинтересовать предпринимателей в расширении производства.

Для определения оптимальной нормы налоговых ставок в западной макроэкономической теории широко используется понятие «точка Лаффера», — такая налоговая ставка, при которой налоговые поступления достигают максимума.

На основании взаимосвязи двух переменных — ставки налогов и общего объема налоговых поступлений в бюджет государства строится график — «кривая Лаффера».

Рис. 1. Кривая Лаффера

По мнению американского экономиста А. Лаффера, низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними налоговыми поступлениями. Основная идея заключается в доказательстве того, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижается до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторой точки, потому что более высокие ставки налога, по предположению, сдерживают экономическую активность, и следовательно, налоговая база (национальный доход) сокращается.

На графике эту зависимость легче всего обнаружить при 100% ставке налога, когда и налоговые поступления падают до нуля. На графике видно, что ставка налога ОМ обеспечивает максимальное (М) поступление налогов.

Лаффер, будучи сторонником теории предложения, исходил из того, что более низкие ставки налога смогут создать стимулы к увеличению сбережений, инвестиций, инновациям и принятию рисковых деловых решений.

Все это в конечном счете должно было вызвать рост производства, увеличение занятости, повышение доходов и возмещение того снижения в поступлении налогов, которое было вызвано снижением налоговых ставок.

На практике трудно определить, на какой фактической ставке налогов начнут снижаться налоговые поступления, вызовет или нет снижение процентных ставок налогов рост инвестиций и т.п.

Очевидно, и в данном случае необходимо иметь в виду, что для каждой страны и в каждый из периодов ее экономического развития характерен свой оптимум налоговых ставок.

Российское правительство практически реализует политику резкого снижения налоговых ставок. В какой мере это решение повлияло на инвестиции и экономический рост (наряду с девальвацией рубля и высокими экспортными ценами на энергоносители), — еще предстоит определить, однако . читать далее .

Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социального экономического развития общества.

Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н.э.

По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе натуральный, и становятся господствующими.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежа; способности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные В цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Читайте так же:  Налог на имущество по какому учету

Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.

Количественно уровень налогового бремени можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после уплаты налога к платежеспособности.

Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте:

Kналогового бремени = Σ H / Σ ВВП ,
где Н — сумма налогов; ВВП — валовой внутренний продукт.

Надо заметить, что такой метод сравнительного сопоставления рекомендуется международной организацией ЮНЕСКО.

Правда, исчисление этих количественных характеристик связано с рядом методологических трудностей: это различная покупательная способность денег, трудности суммирования государственных и местных налогов, различия в классификации доходов и счетоводства, в составе населения по уровню доходов и т.д. Вместе с тем этот метод, безусловно, применим при сопоставлении отдельных экономических районов в пределах одного государства.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов.

Инвестиционный кредит по существу представляет косвенное финансирование государством капитальных вложений частного предпринимательства за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капиталозатрат. Он рассчитан в основном на внедрение инновационных технологий, замену устаревшего оборудования, производство конкурентоспособных изделий. Cyммa льгот, рассчитанных в процентном отношении к стоимости оборудования, вычитается из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода. Это уменьшает стоимость вновь закупаемого оборудования на величину скидки.

При ускоренной амортизации государство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. По сути это не что иное, как налоговая субсидия предпринимателю. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму прибыли, облагаемой налогом, а это ускоряет оборот основного капитала.

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х годов XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А.Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.

Согласно рассуждениям А.Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера (рис. 27.2).

На рис. 27.2 по оси ординат отложены налоговые ставки R , по оси абсцисс — поступления в бюджет ( V ). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки ( R1 ) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет ( V1 ). При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100%-м налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.

Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.

Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла: подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти. Проведение экспертиз и исследований воздействия налоговых систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико-политическое состояние основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного налога. Такие исследования имеют смысл и могут оказаться неплохим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях абсолютно стабильного общества. Однако таких обществ в природе не существует — любое государство постоянно развивается, изменяются представления людей о потребностях, потребности самого государства происходят изменения во внешнем мире и т.д.

Если рассматривать налоговую систему как часть финансовой системы государства, то необходимость рационального распределения государственных средств по наиболее перспективным направлениям является одной из наиболее острых в сфере перераспределения получаемых государством средств. Чрезмерное внимание к социальным программам снижает заинтересованность части населения в повышении своего жизненного уровня, что в конечном счете пагубно сказывается на общем уровне производства в стране. Здесь, как и в случае с определением предельных ставок налогов, необходима золотая середина, значительное отклонение от которой в ту или иную сторону может негативно отразиться на общеэкономическом и политическом состоянии государства.

Читайте так же:  Почему церковь не платит налоги

Интересы общества и государства на практике могут совпадать, а могут значительно различаться, в результате чего уровни заинтересованности в налогах у них также будут различаться. Интересы государства, формально являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются от них, поскольку в ходе своего функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответствующую интересам этой части политику. Таким образом, потребности в сумме налоговых сборов для общества и государства зачастую различаются, что создает проблему определения «идеальной» суммы налогов, которую необходимо собрать. На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает подход к определению налоговой ставки — неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.

Обязательный модуль «Экономика» курс «Экономическая теория»

4. Налоги и налоговые системы. Кривая Лаффера.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребнос­тей.

фискальная образуются государственные денежные фонды, что создает условия для усиления вмешательства государства в экономику;

• регулирующая обеспечение макроэкономической стабильности;

стимулирующая создание благоприятных условий для повышения экономической активности;

социальная уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с малым доходом.

Налоговая система – совокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.

• всеобщность налогами облагаются все субъекты;

• обязательность налоги уплачиваются в строго установленный срок;

• равно напряженность налоги взимаются по единым ставкам;

• стабильность ставки налогов и порядок их уплаты длительное время неизменны;

• простота и доступность для восприятия;

• гибкость стимулирование развития приоритетных отраслей;

• заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

• налогоплательщик уплачивает налоги пропорционально получаемым выгодам;

• размер налогов устанавливается в зависимости от величины дохода.

Основные понятия налоговой системы:

субъект налога (налогоплательщик) тот, кто обязан платить налог;

носитель налога тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

объект налога то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);

источник налога доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);

налоговый оклад сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;

налоговые льготы полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;

Ставка налога — величина налога на единицу обложения: пропорциональная — ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент); прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.

Налоги по объекту обложения:

1) прямые налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, одно и то же;

2) косвенные включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):

• на добавленную стоимость стоимость, добавленная предприятиям к стоимости сырья, материалов;

• акцизы на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);

• таможенные пошлины ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).

В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах бюджета (в США 85%), в развивающихся странах значительнее вес косвенных налогов (в Республике Беларусь преобладают косвенные налоги).

Налоги в Республике Беларусь : 1) на добавленную стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений); 2) акцизы; 3) на прибыль и доходы, подоходный налог с граждан; 4) на недвижимость; земельный (плата за землю); 5) экологический (за пользование природными ресурсами); 6) на топливо; 7) транзитный; 8) государственные пошлины и сборы; 9) отчисления (в дорожные фонды, пенсионный, на социальное страхование).

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффера (рис. 2. 5 . 4 ). Он доказал, что при ставке подоходного налога выше 50 % (максимальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в «теневую» экономику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет). В целом сдерживается развитие производства и сужается база налогообложения. На практике использование такой схемы проблематично, так как она не учитывает влияние многих других факторов.

Налоговая система. Кривая Лаффера

Главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Под ними понимаются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, налоговых органов и законодательства образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

В процессе налогообложения используются следующие понятия:

— субъекты налога, или налогоплательщики, – лица физические и юридические, на которые законом возложена обязанность платить налоги;

— объекты налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, имущество и др.);

— источники налога – доходы, за счет которых уплачивается налог;

— ставка налога – величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица измерения товара, единица земельной площади и др.).

Читайте так же:  Субсидии на строительство жилого дома

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); единый социальный налог; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – косвенные налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги частично или полностью возмещаются через цену товара или услуги.

Система налогов и сборов в Российской Федерации включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов[21]:

1. Федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

[1]

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные и лицензионные сборы.

3. Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Налоговые платежи поступают в федеральный и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и местные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральным и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты в случае необходимости получают из субсидии.

В связи с определенными противоречиями интересов центра и регионов по поводу разделения налоговых поступлений между федеральными и местными бюджетами часто идет политическая борьба.

Структура налоговых поступлений.Роль отдельных налогов в формировании доходной части бюджета в развитых странах с рыночной экономикой обычно такова (в %):

Налоги на личные доходы 40

Налоги на прибыль корпораций (фирм) 10

[3]

Социальные взносы 30

Налог на добавленную стоимость 10

Таможенные пошлины 5

Прочие налоги и налоговые поступления 5

Принципы и механизм налогообложения:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Отсюда — дифференцированные налоговые ставки.

2. Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим условиям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

В Российской Федерации проблема налогообложения далека от совершенства. Действительно, в стране в настоящее время существует 36 видов налогов. К тому же «забывается», что изъятие у налогоплательщика до 30 % его дохода — тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения сбережений. Если же налоги лишают предприятия и население 40-50 % и даже еще большей доли доходов, то это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства, а также к стремлению уклониться от уплаты налогов.

Экспертные оценки показывают, что только по операциям, отраженным в бухгалтерском учете, от налогообложения уходит 10-15 % всех охватываемых средств. А если учесть расчеты за наличные деньги, то от уплаты скрывается от 30 до 40 % средств.

Налоговая база. Налоговые льготы.Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. При выплате налогов с доходов ее называют налогооблагаемым доходом (прибылью).

Налогооблагаемый доход равен разности между объемом полученного дохода (прибыли) и налоговыми льготами.

Налоговая льгота (льгота по налогам) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:

— необлагаемый минимум объекта налога;

— изъятие из обложения определенных элементов объектов налога, например, затрат на НИОКР, на инвестиции, на благотворительность;

— освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, например ветеранов войны;

— понижение налоговых ставок;

— вычет из налоговой базы, налоговый вычет;

— налоговый кредит, отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину.

Функции налогов:

1. Фискальная функция, т.е. наполнение доходов и обеспечение финансирования государственных расходов.

2. Социальная функция — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Читайте так же:  На каком счете отражается субсидии

3. Регулирующая функция — государственное регулирование экономики.

Во всех государствах налоги, прежде всего, выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В последнее время заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

Кривая Лаффера. При подоходном налогообложении очень важно рассчитать и установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую» экономику.

Американские эксперты во главе с профессором А. Лаффером попытались теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит так называемый эффект Лаффера. Графически его отображает кривая Лаффера, показывающая зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 25.1).

Основные точки для анализа:

— ставка налога равна нулю — поступлений в бюджет нет;

— ставка налога равна 100 %- поступлений в бюджет также нет, т.к. в легальной экономике никто не работает, а все уходят в «теневую» экономику.

RA А

Рис. 25.1. Кривая Лаффера

При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство — их получать.

Точка А: при каком-то значении rA достигается максимум поступлений в бюджет, rA — оптимальный уровень ставки подоходного налога, Rа — максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. По Лафферу эта ставка для США составляет 30-35 %.

Если ставка подоходного налога будет увеличиваться по сравнению с rA , то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. Rв

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10114 —

| 7758 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

курсовая работа Кривая Лаффера

Общая характеристика налогов, их основные виды, задачи и функции. Понятие и сущность фискальной политики, ее характерные черты и особенности в Российской Федерации. Кривая Лаффера и ставки налогов. Суть эффекта Лаффера, его графическое изображение.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.07.2013
Размер файла 855,7 K

Подобные документы

Механизм и реализация фискальной, перераспределительной и регулирующей функций налогов. Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов на кривой Лаффера. Необходимость государственного регулирования экономики, характеристика методов и инструментов.

контрольная работа [181,7 K], добавлен 09.10.2011

Фискальная функция. Распределительная (социальная) функция. Контрольная функция налогов. Поощрительная функция налогов. Регулирующая функция налогов. Снижение налоговых ставок может стимулировать рост производства и, значит, расширить налоговую базу.

реферат [18,8 K], добавлен 16.03.2003

Налоговая система как совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей. Основные признаки и функции налогов. Общая классификация налогов. Зависимость доходов государства от величины налоговой ставки, кривая А. Лаффера.

реферат [1,7 M], добавлен 20.01.2010

Сущность, характеристики, виды и функции налогов, выявление проблем и перспектив развития налоговой системы. Ставки акциза и НДС. Связь между ставкой налога и деловой активностью. Кривая Лаффера. Содержание фискальной функции. Принципы налогообложения.

курсовая работа [71,4 K], добавлен 31.10.2014

Понятие фискальной политики. Налоги. Налоговый мультипликатор. Кривая Лаффера. Государственные расходы. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства. Налоги в Российской Федерации.

курсовая работа [84,2 K], добавлен 27.03.2007

Понятие и функции налогов. Исторические аспекты становления системы взглядов на налогообложение. Взаимосвязь уровня потребностей бюджета и платежеспособности налогоплательщиков. Кривая Лаффера. Характеристика налоговой системы РФ и ее основных элементов.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 09.09.2011

Основные теоретические аспекты и постулаты лафферова эффекта, кривая Лаффера. Группы методов исследования лафферовых эффектов: метод, основанный на оптимизационных, дескриптивных моделях и на применении производственно-институциональных функций.

курсовая работа [168,0 K], добавлен 11.06.2010

Финансы как особая форма экономических отношений. Структура бюджетной системы Российской Федерации. Сущность, виды и функции налогов. Эффект Лаффера. Особенности финансовой политики РФ. Расчет показателей государственных доходов и расходов (госбюджет).

курсовая работа [106,7 K], добавлен 27.04.2013

Сущность и назначение налогов, характеристика и отличительные признаки их различных видов в России. Границы налогообложения и кривая Лаффера. Необходимость и перспективы реформирования налоговой системы РФ в 2005–2007 годах, пути ее совершенствования.

курсовая работа [207,9 K], добавлен 28.06.2010

Понятие, формы, виды и функции налогов как социально-экономической категории. Сущностная характеристика кривой Лаффера. Анализ состояния и динамики развития налогов в Республике Беларусь. Основное направление совершенствования налоговой системы.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 22.06.2015

Кривая Лаффера

Налог представляет собой обязательный взнос в бюджет соот­ветствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый экономическими субъектами в законодательном порядке.

Различают два основных вида налогов:

— прямые — налоги на доходы и имущество. Эта категория включает подоходный налог, который составляет наиболь­ший удельный вес в доходах государственного бюджета, а также налог на прибыль предприятий и налоги на собст­венность;

— косвенные — налоги на товары и услуги, например, налог с продаж. В большинстве развитых стран он заменен нало­гом на добавленную стоимость. Сюда относятся также ак­цизы, налог на наследство и т.д.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет по подоходному налогу

Налоговое бремя — это величина налоговых поступлений. Юно зависит от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база представляет собой величину, с которой взимается налог. Налоговая ставка — размер взимаемого налога.

Налоги выполняют следующие функции:

— фискальную, сущность которой состоит в финансировании государственных расходов, необходимых для выполнения государством его функций в рыночной экономике;

— социальную, предполагающую поддержание социального рав­новесия посредством уменьшения разрыва между дохода­ми различных социальных групп населения. Для реализа­ции данной функции используются прогрессивное налого­обложение, освобождение от уплаты налогов наименее соци­ально защищенных экономических субъектов, необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг, а также повышенное налогообложение предметов роскоши;

— регулирующую, смысл которой состоит в том, что государ­ство осуществляет антициклическое регулирование, прово­дит отраслевые и региональные структурные перестройки, воздействует на развитие НИОКР и т.д. Зависимость процентной ставки от размера дохода и имущества должна сопрягаться с проблемой экономической справедливости. Вопрос о том, какая налоговая система в наибольшей степени отвечает принципам справедливости и равенства экономических субъектов, является дискуссионным. В определенной степени реализация данных принципов обеспечивается посредством увязки величины налога с размером имущества и дохода экономических субъектов.

Известны три основных прин­ципа налогообложения:

— пропорциональное налогообложение, при котором величи­на налогов пропорциональна размерам имущества и дохода;

— регрессивное налогообложение, когда размер налогов растет медленнее по сравнению с увеличением имущества и дохо­дов;

— прогрессивное налогообложение, когда налоги возрастают быстрее, чем имущество и доход.

Наиболее распространена прогрессивная система налогообложения.

В случае, если правительство стремится увеличить поступления от подоходного налога, оно может воздействовать только на •лотовую ставку, но не на конечные поступления непосредственно.

Ставка налога влияет на выбор между трудом и отдыхом, по­этому доход является функцией от нее, а база налогообложения меняется одновременно со ставкой налога. Если предположить, что ставка налога равна нулю, то общие налоговые поступления также равны нулю. Если данная ставка составляла бы 100%, то весь доход должен быть выплачен в качестве налога, поэтому исчезли бы стимулы к труду, доход стал бы равен нулю, а, сле­довательно, прекратились бы налоговые поступления.

Рост налоговой ставки вызывает как эффект дохода, так и эффект замещения по отношению к предложению труда, поэто­му доход может как расти, так и падать с ростом налоговой ставки. Налоговые поступления могут снижаться при росте на­логовой ставки не только из-за реального снижения предложения труда, но также потому, что усиливается стимул уклонения от уплаты налогов, а также стимул выбирать виды деятельности с более низкими налоговыми ставками.

Начиная с нулевого уровня, рост налоговой ставки ведет к увеличению налоговых поступлений. Это продолжается до некоторой точки, после которой последующее увеличение налоговой ставки ведет к снижению доходов бюджета. Указанная зависи­мость представлена на рис. 17.1.

Рис. 17.1. Кривая Лаффера

t — средний уровень налоговых ставок в процентах; G — среднегодовой (долгосрочный) показатель государственных доходов

Налоговая ставка ta, обес­печивающая максимальное поступление налогов в бюджет в долгом периоде, является оптимальной. Если налоговая ставка будет выше ta, то поступления в бюджет будут меньше максимально возможных, поскольку усилятся антистимулы к труду и уплата налогов. Если налоговая ставка будет ниже ta, то бюджет опять-таки недополучит налоги, а значит, государство не сможет в полной мере реализовать свои функции в условиях рыночной экономики.

Снижение налоговой ставки до оптимального уровня может послужить причиной временного снижения государственных доходов, но в длительной перспективе вызовет рост сбережений. Это улучшит условия инвестирования, что будет способствовать росту производства и повышению занятости.

Увеличение доходов приведет к расширению налоговой базы, а, следовательно, и к улучшению состояния доходной части бюджета. Данная кривая получила название кривой Лаффера, по имени американского экономиста Артура Лаффера, который в начале 80-х годов XX в. выявил зависимость между уровнем налоговой ставки и налоговыми поступлениями в бюджет в долгом периоде. Кривая Лаффера приобрела популярность при поддержке эко­номистов, имевших большое влияние в администрации Рейгана. Они отстаивали позицию необходимости снижения действую­щих в США налоговых ставок, поскольку, с их точки зрения, данные ставки были выше оптимального уровня. Уменьшение налоговых ставок должно было привести к увеличению общих налоговых поступлений.

Эффект Лаффера проявляется в условиях развитых рыноч­ных отношений. Сбережения должны свободно перетекать в инве­стиции, уровень инфляции должен быть низким и стабильным. На кратко- и среднесрочных временных интервалах эффект Лаф­фера не подтверждается. Он реализуется только в долгом периоде.

Оптимизация налоговых ставок, сопровождающаяся снижением доли налогового компонента в издержках производства, привле­кает иностранных инвесторов, обеспечивает усиление конкурен­тоспособности товаров на мировых рынках.

Кроме того, в последние годы в развитых странах все чаще ис­пользуются налоговые льготы в целях стимулирования частной инвестиционной активности в промышленности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.

  2. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.

  3. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
  4. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
Кривая лаффера и ставки налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here