Мероприятия вне рамок налоговых проверок

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Мероприятия вне рамок налоговых проверок" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

запрос налоговой вне рамок налоговых проверок

Добрый вечер! поступило требование от налоговой об истребовании документов и информации от налоговой другого региона по договорным отношениям за 2 кв.2018 г с субподрядчиком.При этом субподрядчик зарегистрирован вообще в другом (третьем) регионе.
Насколько правомерен данный запрос в рамках контроля информации о сделках, как указывает Иркутская налоговая;что нужно предоставить все документы- договор, акты, счета, оборотки, сертификаты качества, пофамильно кто исполнял от подрядчика работы, кому принадлежат трудовые и материальные ресурсы, где хранились ТМЦ подрядчика и договора аренды подрядчика?

Требование вне рамок налоговых проверок

Отвечает Ваш персональный эксперт

Инспекция истребует документы вне рамок налоговых проверок. Обычно она ссылается на нормы подпункта 7 пункта 1 статьи 23, подпункт 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Но ни одна из этих норм не обязывает организацию исполнять требование. На практике инспекция таким образом собирает информацию для т.н. «убыточных комиссий».

За отказ исполнить требование вне рамок проверок ответственности нет. Вместе с тем, инспекция может попробовать привлечь организацию к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

В вашем случае имеет смысл все же представить хотя бы письменный ответ с причиной отказа. Напишите, что у инспекции нет оснований для запроса, а у компании — обязанности представлять бумаги и информацию. Кроме отказа, попросите инспекторов пояснить причины подобного запроса и интереса к компании. Образец письма мы привели ниже.

Если компания получила такое требование, она уже привлекла внимание налоговиков и они в дальнейшем уделят ей внимание при проверке. Даже если представить бумаги и информацию, это не изменит отношения инспекторов, но упростит работу, чтобы доначислить налоги.

Из статьи журнала «РНК», № 9, май 2016

Что ответить на уведомление налоговиков, если они просят раскрыть структуру бизнеса

Денис Скрябин, управляющий партнер юридической фирмы «Скрябин и партнеры»

Компания не обязана представлять бумаги по уведомлению

Уведомление — пробный шаг, чтобы проверить компанию

Просите инспекцию пояснить причины запроса

Компании стали чаще получать из инспекций уведомления с вызовом в инспекцию и просьбой представить документы и информацию. Запрос никак не связан ни с камеральной, ни с выездной или встречной проверкой. Как пишут в уведомлении сами инспекторы, он «вне рамок налоговых проверок для мониторинга за деятельностью компаний с низкой налоговой нагрузкой по отрасли». Но просят налоговики у компаний ни много ни мало:*

—?общую оборотно-сальдовую ведомость по всем счетам бухучета;
—?оборотно-сальдовые ведомости в разрезе контрагентов по всем субсчетам счетов 60, 62 и 76 с ИНН партнеров и кратким описанием операций;
—?письменные пояснения о фактическом бизнесе компании;
—?информацию из книг покупок и продаж за I, II, III и IV кварталы;
—?расшифровку расходов по строке 030 листа 02 и внереализационных расходов по строке 040 листа 02 декларации по налогу на прибыль;
—?структуру бизнеса с подробным описанием сути и механизма, отраслевой специфики, как компания ведет бизнес — сама или привлекает другие организации;
—?учетную политику;
—?договоры аренды на адрес регистрации и фактический адрес;
—?штатное расписание с зарплатой и ФИО сотрудников.

Инспекторы добавляют запросу весомость и ссылками на подпункт 7 пункта 1 статьи 23, подпункт 4 пункта 1 статьи 31,* пункт 1 статьи 82 и пункт 2 статьи 93.1 НК РФ. Но это не значит, что компания обязана его исполнять. Почему налоговики шлют эти запросы и как на них реагировать — в нашей статье.*

Компания не обязана представлять бумаги по уведомлению

Ни одна из статей Кодекса, которые налоговики перечислили в уведомлении, не обязывает компанию на него реагировать и тем более его исполнять. Эти статьи Кодекса не относятся к истребованию документов, кроме пункта 2 статьи 93.1 НК РФ. Но она про возможность истребовать бумаги по конкретной сделке и не связана с требованиями в уведомлении.

Инспекторы не вправе требовать у компании такой объем бумаг и информации вне рамок налоговых проверок и конкретных сделок. Значит, компания не обязана исполнять просьбы из уведомления.*

Уведомления нужны инспекторам для налоговых комиссий

В Кодексе ничего не сказано про «мониторинг за бизнесом компаний с низкой налоговой нагрузкой». Но инспекция его проводит при комиссиях по легализации налоговой базы (письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722).

Компания не обязана исполнять просьбы и требования из уведомлений налоговиков

[2]

Подобный запрос — пробный шаг, чтобы проверить реакцию компаний. Если они добровольно представят бумаги по уведомлению, отправку такого запроса инспекторы включат в регламент работы комиссий по легализации налоговой базы.* Если нет, рассмотрят возможность внести изменения в законодательство, чтобы налоговики получили право запрашивать бумаги вне рамок налогового контроля. Либо опробуют иные шаги, чтобы легализовать право получать бумаги.

Компании стоит обосновать отказ представить бумаги

За отказ представить бумаги и информацию по уведомлению последствий нет. Если компания получила уведомление, она уже привлекла внимание налоговиков. и они в дальнейшем уделят ей внимание при проверке. За отказ представить бумаги и информацию по уведомлению штрафов нет. Даже если представить бумаги и информацию, это не изменит отношения инспекторов, но упростит работу, чтобы доначислить налоги.

Компании стоит не игнорировать уведомление, а представить письменный ответ с причиной отказа. Напишите, что у инспекции нет оснований для запроса, а у компании — обязанности представлять бумаги и информацию. Кроме отказа, попросите инспекторов пояснить причины подобного запроса и интереса к компании. Образец письма мы привели ниже.*

Из статьи журнала «Учет в сфере образования», № 11, ноябрь 2014

Какие документы могут истребовать налоговики

При проведении контрольных мероприятий налоговики могут потребовать любые документы относительно конкретной сделки. В письме отмечено, что такое право есть у инспекторов не только в рамках налоговых проверок.*

А обо всех новых законах и актуальных для образовательной сферы разъяснениях чиновников вы можете своевременно узнать из еженедельной новостной рассылки.

Из статьи журнала «Учет в сельском хозяйстве», № 12, декабрь 2014

Если налоговики требуют документы вне рамок проверки

Чиновники пояснили, что у налоговиков есть право запрашивать любые документы относительно конкретной сделки у лиц, обладающих такими сведениями*. В каких еще случаях инспекторы могут запросить информацию у хозяйства вне рамок его налоговой проверки*? Когда можно не выполнять подобные требования? Об этом и не только расскажем в статье.

Когда могут запросить сведения

Перечень прав инспекторов установлен статьей 31 Налогового кодекса РФ. При этом он не является исчерпывающим, поскольку фискалы имеют и другие права, предусмотренные налоговым законодательством. В частности, согласно статье 93.1 Налогового кодекса РФ, они могут затребовать документы или информацию у предприятия, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка. Но это возможно в двух случаях:

Читайте так же:  Налог на прибыль через головную организацию

1) компания является контрагентом проверяемой организации или располагает сведениями о ее деятельности (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ);

2) хозяйство является участником конкретной сделки (или имеет информацию о ней), если вне рамок проведения проверки налоговикам необходимо получить соответствующие документы и сведения (п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

В письме от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869 специалисты ФНС России пояснили: инспекторы вправе требовать любые документы относительно конкретной сделки у лиц, имеющих такие сведения. Причем даже вне рамок налоговых проверок.*

Если документы не представлены…

Компания должна исполнить требование о представлении документов или информации в течение пяти дней с момента его получения (п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Отметим, что имеются в виду рабочие дни. В случае, когда у организации нет запрашиваемых сведений, об этом нужно сообщить в тот же срок.

Компанию могут оштрафовать

Согласно пункту 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, если компания отказалась представлять документы или сделала это позже установленного срока, с нее могут взыскать штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ – 10 000 руб.

А если предприятие не сообщило (или несвоевременно сообщило) налоговикам информацию, его оштрафуют по статье 129.1 Налогового кодекса РФ – 5000 руб., за повторное нарушение в течение года – 20 000 руб. И даже в суде оспорить штраф, скорее всего, не удастся. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 27 февраля 2012 г. № А56-34525/2011 согласился, что компания правомерно привлечена к ответственности, поскольку не сообщила в пятидневный срок о том, что истребуемых документов у нее нет. Аналогичное решение было вынесено постановлением ФАС Московского округа от 5 октября 2010 г. № КА-А40/11649-10.*

Когда штрафа можно избежать

Если предприятие не исполнило требование о представлении документов, которые не относятся к деятельности проверяемого лица, это не является основанием для привлечения его к ответственности. К такому мнению пришел ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 9 августа 2013 г. № А82-12445/2012. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 26 августа 2013 г. № А65-25346/2011: было установлено, что запрошенные инспекцией документы являются внутренними учетными документами контрагента, содержащими сведения о его деятельности, и не касаются проверяемой организации. Требование было признано недействительным.

Курсовая работа Мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок и вне рамок налоговых проверок на примере Вашей инспекции по Экономические науки на заказ, купить

Оглавление

* Введение
* Мероприятия налогового контроля, их цель и виды
* Цели и задачи мероприятий налогового контроля в рамках проведения налоговых проверок
* Мероприятия налогового контроля вне рамок проведения налоговых проверок
* Анализ мероприятий налогового контроля на примере ИФНС
*

Заключение

Проведённый в работе анализ мероприятий, осуществленных налоговыми инспекторами ИФНС № 26 по городу Москве в рамках проведения налоговых проверок показал, что в анализируемом периоде проводились все установленные законом основные мероприятия, а эффективность данных мероприятий свидетельствует об эффективности деятельности налоговой службы.
Результативность выездных проверок снизилась со 100% в 2015 году до 99,27% в 2017 году, зато результативность камеральных проверок вросла с 6,7% в 2015 году до 8,12% в 2017 году.
В 2017 году число мероприятий налогового контроля, проводимых инспекторами ИФНС № 26 вне рамок проведение налоговых проварок выросло на 8,28%.
Основными мероприятия это вызов налогоплательщиков для дачи пояснений по проводимым ими платежам, число таких мероприятий снизилось в 2017 году на 8,28%. Наибольшее снижение показали такие мероприятия, как осмотр документов проводимых ранее проверок (-46,15% в 2017 году). а наибольший рост произошел по мероприятиям по истребованию у банков копий платежных поручений (+18,33%).

Налоговый процесс

Общие положения

Центральным аппаратом Федеральной налоговой службы установлен Единый процессуальный порядок проведения мероприятий налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Процессуальный порядок содержит систематизированные перечни мероприятий налогового контроля:

  • при проведении камеральных налоговых проверок;
  • при проведении выездных налоговых проверок:
  • при рассмотрении материалов налоговых проверок;
  • вне рамок проведения налоговых проверок.

Процессуальный порядок распространяется на проведение следующих мероприятий налогового контроля:

• вызов в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса);

• сообщение (с требованием пояснений) налогоплательщику об ошибках (противоречиях, несоответствиях), выявленных при проведении камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 88);

• проведение допроса свидетеля, в том числе взаимодействие налоговых органов по выполнению поручений о допросе свидетеля (ст. 90);

• проведение осмотра (ст. 92);

• истребование документов у проверяемого лица (ст. 93), в том числе:

  1. истребование по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (подп. 5 п. 1 ст. 23);
  2. истребование по месту нахождения организации бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 ноября 19% г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета (поди. 5 и. 1 СТ. 23).
  3. истребование от банка копии поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе (абз. 4 п. 7 ст. 45);

• проведение выемки (ст. 94);

• назначение экспертизы (ст. 95);

• привлечение специалиста (ст. %);

• привлечение переводчика (ст. 97);

• вызов понятых (ст. 98).

Процессуальный порядок предусматривает особенности проведения отдельных мероприятий налогового контроля при осуществлении контроля за исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Одновременно процессуальный порядок не распространяется на следующие мероприятия налогового контроля, проводимые в соответствии с иными правовыми актами:

Кроме того, процессуальный порядок не распространяется на порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденный приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3—06/892. Процессуальный порядок организации работы налоговых органов при истребовании документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках утвержден приказом ФНС России от 22 марта 2007 г. № ММ-4—06/12.

При проведении мероприятий налогового контроля должностные лица налоговых органов руководствуются Налоговым кодексом и иными законодательными и нормативными правовыми актами, а также иными методическими документами, утверждаемыми ФНС России.

При проведении контрольных мероприятии во время камеральных проверок деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должностные лица налоговых органов руководствуются законодательством об обязательном пенсионном страховании, указанным в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и иными законодательными и нормативными правовыми актами, а также методическими процессуальными рекомендациями по проведению камеральных проверок деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, утверждаемыми ФНС России.

При проведении камеральных проверок деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налоговыми органами учитывается то, что указанная проверка не является налоговой. При проведении камеральных проверок деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. регулирующим деятельность налоговых органов.

В отношениях, регулируемых законодательством об обязательном пенсионном страховании и связанных с проведением камеральных проверок декларации (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налоговые органы используют соответствующие формы документов, утвержденные ФНС России и используемые в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом ссылки в указанных формах на нормы законодательства о налогах и сборах приводятся вместе со ссылками на ст. 2 и п. 1 ст. 25 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Формы таких документов не воспроизводят нормы законодательства о налогах и сборах, предусматривающие налоговую ответственность. При проведении указанных проверок налоговые органы имеют такие же права, как и при проведении камеральных налоговых проверок.

[1]

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (и. 1 ст. 82 Налогового кодекса). Мероприятиями налогового контроля также являются предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов, формы деятельности налоговых органов (ст. 7 Налогового кодекса).

Читайте так же:  Стаж работы 37 лет выход на пенсию

Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками). Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.

При проведении камеральных налоговых проверок могут проводиться следующие процессуальные мероприятия налогового контроля:

направление запросов в компетентные органы иностранных государств;

направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов. занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) (п. 3 ст. 86 Налогового кодекса);

вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с камеральной налоговой проверкой (поди. 4 п. 1 ст. 31);

сообщение налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88);

допрос свидетеля (ст. 90);

истребование документов у проверяемого лица (ст. 93), в том числе:

  • истребование по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (поли. 5 п. 1 ст. 23);
  • истребование по месту нахождения организации бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета (подп. 5 п. 1 ст. 23);
  • истребование от банка копии поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе (абз. 4. п. 7 ст. 45);
  • истребование документов (информации) о налогоплательщике. плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1);
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При проведении выездных налоговых проверок могут проводиться все процессуальные мероприятия налогового контроля, указанные при проведении процессуальных мероприятии камерального контроля, w исключением предусмотренного п. 3 ст. 88 Налогового кодекса сообщения налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При рассмотрении материалов налоговых проверок могут проводиться в качестве дополнительных процессуальные мероприятия налогового контроля, предусмотренные п. 6 ст. 101 Налогового кодекса:

  • допрос свидетеля (ст. 90);
  • истребование документов у проверяемого лица (ст. 93);
  • истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1);
  • назначение экспертизы (ст. 95).

ФНС России разработан и утвержден к применению особый процессуальный порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. в котором могут был» предусмотрены особенности проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Вне рамок налоговых проверок могут проводиться следующие процессуальные мероприятия налогового контроля:

  • вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31);
  • истребование от банка копии поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе (абз. п. 7 ст. 45);
  • допрос свидетеля (ст. 90);
  • истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. При истребовании информации относительно конкретных сделок налоговые органы руководствуются ст. 93.1 Налогового кодекса и порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;
  • осмотр документов и предметов, полученных должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Вне рамок проведения налоговых проверок у инспекции возникла необходимость получения информации в отношении организации, имеет ли оно право ­истребовать документы?

В полученном требовании налоговый орган со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ истребовал у организации документы, касающиеся деятельности самой организации (не контрагента или иного лица). При этом в требовании не указана информация о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребованных документов, либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку. В качестве основания для истребования документов указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации в отношении организации.

Насколько правомерно такое требование налогового органа?

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Также истребование документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика, у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), может проводиться при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, его должностное лицо, на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, вправе истребовать эти документы (информацию) у участников сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней.

Читайте так же:  Увеличение размера алиментов на ребенка

Непосредственно у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы могут быть истребованы должностным лицом инспекции при проведении налоговой проверки в порядке, ­установленном ст. 93 НК РФ.

Из приведенных норм НК РФ следует, что в рамках проведения налоговых проверок документы (информация) истребуются налоговиками непосредственно у самого проверяемого налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ, а у его контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, – в порядке п. 1 ст. 93 НК РФ. Вне рамок проведения налоговых проверок инспекцией могут быть истребованы документы (информация) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (на основании п. 2 ст. 93 НК РФ).

Процедура истребования документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), регламентирована п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ, а также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным в соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] (далее – Порядок).

Требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту проверяемого налогоплательщика либо иному лицу, располагающему документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, налоговым органом по месту учета этого контрагента или иного лица, у которого истребуются документы (информация). Основанием для направления требования является поручение об истребовании документов (информации) от инспекции, осуществляющей налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщика. При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. Копия этого поручения прилагается к требованию о представлении документов (информации) (п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ).

Формы поручения об истребовании документов (информации) и требования о представлении документов (информации), утвержденные приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (приложения № 5 и 6), также предусматривают указание информации о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребуемых документов (информации), либо относительно конкретной сделки, ­позволяющей идентифицировать эту сделку.

В рассматриваемом случае налоговиками в адрес организации со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ направлено требование о представлении документов (информации), касающихся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц). При этом и в требовании, и в поручении об истребовании документов (информации), на основании которого оформлено требование, отсутствует информация, в рамках какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении истребуемых документов (информации), либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку, а в качестве основания для истребования указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная ­необходимость получения информации в отношении самой организации.

То есть в нарушение указанных выше норм ст. 93.1 НК РФ инспекцией вне рамок проведения налоговых проверок у организации истребованы документы, касающиеся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц), не относящиеся к конкретной сделке, без указания информации о сделке, позволяющей идентифицировать ее, либо мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла ­необходимость в представлении истребованных документов.

Требование налоговиков, не соответствующее нормам ст. 93.1 НК РФ, является неправомерным, и организация вправе его не выполнять. Такое право предоставлено налогоплательщикам подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, на основании которого они могут не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Сложившаяся арбитражная практика подтверждает, что требования налоговых органов, не соответствующие нормам ст. 93.1 НК РФ, в которых, в частности, не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы (информация) и отсутствуют указания на конкретную сделку, относительно которой истребуются документы (информация) вне рамок проведения налоговой проверки, признаются судами незаконными и необоснованными (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, от 06.03.2012 № Ф03-306/2012, от 15.02.2012 № Ф03-6511/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12, от 06.06.2012 № Ф01-2084/12, ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 № Ф06-7328/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2010 по делу № А27-4698/2010).

В частности, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 судьи подчеркнули, что если необходимость получения дополнительной информации возникла у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок, то оспариваемые требования должны отвечать положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то есть должны содержать обоснование необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки. В противном случае они нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 № Ф01-2084/12 судьи, рассматривая требование налогового органа, на основании которого налогоплательщику необходимо было представить документы в связи с возникшей при проведении мероприятий налогового контроля необходимостью получения информации о деятельности самого налогоплательщика, отметили, что в требовании не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуется информация и в связи с чем она должна быть представлена в налоговый орган, а также из оспариваемого требования не следует, что истребуется информация относительно конкретной сделки и не указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В результате судьи пришли к выводу, что это требование налогового органа не соответствует положениям ст. 93.1 НК РФ и незаконно возлагает на налогоплательщика обязанность по представлению ­документов, следовательно, нарушает его права и законные интересы.

Также суды признают незаконными и необоснованными требования налоговых органов, когда у налогоплательщика в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуются документы (информация) в связи с возникшей необходимостью получения информации в отношении деятельности самого налогоплательщика и материалами дела подтверждается, что фактически эти документы (информация) были истребованы налоговым органом в ­рамках проводимой налоговой проверки.

В частности, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 № Ф01-2082/12 судьи установили, что направленным предпринимателю требованием о представлении документов (информации) в отношении его же деятельности фактически были истребованы документы (информация) с целью подтверждения заявленных в налоговых декларациях данных в рамках камеральной проверки. При этом налоговый орган, обосновывая свои действия, ссылается на ст. 93.1 НК РФ. При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что требование, незаконно возлагающее на предпринимателя обязанность по представлению документов (информации), нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, не может быть признано законным и обоснованным. Аналогичные выводы были сделаны и в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2012 № ­Ф01-1997/12, от 07.06.2012 № Ф01-2083/12, от 07.06.2012 № Ф01-2085/12.

В то же время наличие такой обширной арбитражной практики свидетельствует о том, что вопросы истребования налоговыми органами документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщиков, являются предметом многочисленных судебных споров. Поэтому если организация примет решение не выполнять требование налогового ­органа, нельзя исключить, что свою позицию ей придется отстаивать в суде.

Читайте так же:  Минимальный рабочий стаж для пенсии

В отношении ситуации, когда налоговый орган сам себе поручает истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика, отметим следующее. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в случае, если контрагент проверяемого налогоплательщика либо иное лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов направляется этому контрагенту (иному лицу) самим налоговым органом, проводящим ­налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля.

В этом случае необходимость оформления поручения об истребовании документов (информации) отсутствует (см. письма Минфина России от 09.12.2014 № 03-02-07/2/63185 и ФНС России от 16.12.2014 № ­ЕД-4-2/[email protected]).

То есть в рассматриваемом случае, когда налоговым органом по месту учета налогоплательщика непосредственно у самого налогоплательщика истребуются документы (информация), касающиеся его деятельности, необходимость оформления этим налоговым органом самому себе поручения об истребовании документов (информации) отсутствует. Однако сам факт оформления инспекцией такого поручения нарушением не является, поскольку не противоречит установленному п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ порядку истребования документов (информации), касающихся ­деятельности проверяемого налогоплательщика.

Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок

До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как необходимо реагировать на истребование документов вне рамок проведения ВНП?»

Вот что он нам рассказал:

«Существуют законные основания, когда у вас налоговики имеют право запросить документы, а когда вы имеете право в предоставлении документов отказать. Это все в Налоговом Кодексе.

Я бы обратил ваше внимание на другое.

Что, во-первых, надо оценить какие именно документы у вас истребуют налоговики. Если это документы, связанные с вашей текущей работой, то это одно. Если же истребуются документы, связанные с теми компаниями, работу с которыми бы вы не хотели показывать — это другое.

Далее, когда вы получили запрос о предоставлении документов по текущей вашей деятельности и вам в принципе нечего скрывать, но с некоторыми документами надо бы еще поработать, то в этом случае необходимо обратиться в налоговый орган и попросить немного больше времени, чем они вам предоставили. Основанием для отсрочки в передаче документов налоговикам может быть факт отсутствия руководителя, ответственного лица, отпуск главного бухгалтера или слишком большой объем испрашиваемых документов и т.п. Основанием получения отсрочки в предоставлении документов могут быть и другие случаи.

При это надо понимать, что в случае, если вы получили два требования, то к выполнению каждого следующего требования вы можете приступать только после исполнения предыдущего. Это ваше право.

А имеющуюся паузу в предоставлении документов вы можете использовать в свою пользу.

Если налоговики у вас истребуют документы, связанные с вашими «оптимизациями», то в этом случае надо очень хорошо взвесить все «за» и «против»: передавать документы и если передавать, то какие именно.

Таким образом, если вы примите решение передавать документы, то в этом случае вам следует хорошо подумать и подготовить ответы на вопросы, какие вам могут быть заданы налоговиками после того, когда они получат эти документы.

Вот для этого, что бы подумать вам и нужна пауза: посоветоваться с оптимизаторами, с адвокатом, главным бухгалтером, финансовым директором.

Т.е. вы должны понимать, что вы ответите на каждый заданный вам вопрос:

  • как вы нашли вашего контрагента;
  • кто именно с ним созванивался;
  • с кем конкретно вы вели переговоры по сделке;
  • как передавались документы;
  • как материал поставлялся или как и кем работы выполнялись, назовите ФИО работников;
  • по какому телефону вы связывались с вашим контрагентом и т.п.

Ответы из серии: давно это было и я ничего не помню, а документы привозил курьер, а в офисе контрагента я никогда не был, все так делают и у всех «прокатывает» — не проходят.

Еще раз, ответ из серии «ничего не помню, давно это было» не проходит ни в суде, ни в налоговом органе, ни тем более при допросе в полиции.

Важно понимать, что испрашиваемые документы у вас рано или поздно могут забрать, в том числе принудительно. В этом случае некоторые незаконопослушные компании документы теряют. Помогает или нет утрата документов? В каждом конкретном случае бывает по-разному. Судебная практика противоречива.

Что делать и как отвечать на такое требование?

  1. Посчитать все налоги, которые вы, возможно, недоплатили.
  2. Определить, тянет ли «оптимизация» на уголовку.
  3. Если к вам претензия только по НДС, то просто посчитать свои затраты на обеспечение своей защиты: определить, что дороже, заплатить налоги и спать спокойно или отстаивать свою правоту.
  4. Если вы случайно возместили НДС, то в этом случае уплата возмещенного налога вас не спасет, и надо спешить уже за помощью к адвокату.
  5. Возможны иные действия, но это уже тема индивидуальной консультации.

В случае, если вам «светит» уголовка, либо банкротство, а за процедурой банкротства субсидиарная ответственность — немедленно обращаться к специалистам.

О том, что выясняют налоговики перед тем, как вам написать адресованное в ваш адрес требование читайте мою статью: «Как налоговики выбирают жертву…», а так же статью «Предпроверочный анализ или как понять, что вам грози ВНП…»

Надеюсь мои советы и разъяснения помогут вам, хотя бы в самом начале развития событий, правильно сориентироваться и определить, какие и когда передавать документы по требованию налоговиков.»

Поступление в компанию требования инспектора ФНС о выдаче документации часто вызывает сомнения у руководителя компании.

Правомерно ли действует инспектор ФНС?

Конечно, если документы законно истребованы в рамках проведения проверки, то налогоплательщик обязан их предоставить. Однако законность таких действий стоит сверить с содержанием Налогового кодекса.

Но если вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла прямая и законная необходимость в запросе документации, то при определенных обстоятельствах налогоплательщик также не сможет отказать в ее предоставлении без наступления негативных последствий.

Требование вне рамок налог. проверки-что это?

Это абсолютно такое же требование, как и направляемое при обычных проверках. Его форма определена Приказом ФНС № ММВ-7-2/[email protected] от 08 мая 2015 г.

Требование, в частности, должно содержать сведения, из которых адресат может понять:

  • какие именно документы требует инспектор;
  • за какой период;
  • как он обосновывает свой запрос;
  • к какой именно конкретной сделке относятся запрашиваемые документы;
  • к деятельности какой организации они относятся;
  • в какой срок их нужно предоставить;
  • при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла такая необходимость.

Необходимо отметить, что вышеуказанный приказ ФНС устанавливает жесткие формулировки оснований запроса, из которых невозможно извлечь полезную информацию, так как они содержат только ссылки на нормы НК РФ, по которым осуществляется запрос.

Существует лишь два законных повода к требованию документов у юрлица или ИП вне проведения в отношении них проверки. Первым поводом является проверка у партнера компании, в ходе которой инспектор ФНС запрашивает сведения, касающиеся сотрудничества именно с этим конкретным партнером.

Строго говоря, в этом случае документы также истребуют в связи с проверкой, только она проводится не в отношении данной организации, а в отношении кого-либо из ее партнеров.

Читайте так же:  Реквизиты для пени по налогам

Вторым поводом является необходимость получения инспектором ФНС документов по конкретно-определенной сделке. К примеру, такая необходимость может возникать в рамках исполнения дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК), которые назначаются при недостаточности доказательств наличия или отсутствия нарушений в экономической деятельности налогоплательщика.

Такие ДМНК назначаются уже по окончании проверки, но до принятия по ней решения.

Следует отметить, что до 2013 года налоговые органы имели право запрашивать по этому основанию только информацию. Поскольку некоторые арбитражные суды разделяли понятия «информация» и «документ», в закон были внесены поправки, позволяющие требовать именно документацию.

Истребование документов (информации) по конкретному контрагенту

Этот вид контрольных мероприятий известен под наименованием «встречная проверка». Потребовать документацию самостоятельно сотрудник «чужой» ИФНС не имеет права, он должен направить поручение по месту регистрации партнеров компании. Исключение из обязанности направления поручения только одно – совпадение инспекций сторон проверяемой сделки в одном лице.

В поручении проверяющий инспектор сообщает, какие документы и сведения, по какой сделке или контрагенту ему необходимы. Как правило, по этому основанию запрашиваются следующие документы:

  • заключенные с данным партнером контракты;
  • акты, отчеты, счета-фактуры, накладные, оформлявшиеся по сделкам с ним;
  • книги покупок, книги продажи (поскольку в них могли регистрироваться сделки с этим контрагентом).

Требование прочих документов часто является предметом судебных разбирательств. К примеру, запрос налоговиками штатного расписания не всегда можно посчитать относящимся к сделкам с контрагентом. С другой стороны, штатное расписание может потребоваться для проверки наличия полномочий у лица, подписавшего договор или акт. Также сложно предположить наличие реальной необходимости истребования карточек счетов, ведомостей, табелей учета рабочего времени и других аналогичных документов.

Разумеется, ФНС придерживается позиции, что налогоплательщик обязан предоставить инспектору любые запрошенные документы (письмо № ЕД-4-2/19869 от 30.09.2014 г.), а судьи обычно с налоговиками в этом вопросе соглашаются, полагая мнение налогоплательщиков субъективным.

Например, Верховным судом была высказана правовая позиция о том, что передаче налоговикам подлежит даже конструкторско-технологическая документация, так как по ней можно определить объем и другие характеристики выполненных проверяемым партнером работ.

По мнению судебного органа, налоговики могут потребовать не только финансовые, но и другие документы (Определение № 309-КГ16-5567 по делу № А50-9472/2015 от 24.05.2016 г.).

Истребование документов (информации) по конкретной сделке

Необходимость в получении материалов по конкретно-определенным сделкам возникает как при ДМНК, так и в других случаях. К примеру, такое требование может получить конечный покупатель товара, изготовленного проверяемым лицом, даже если этот покупатель приобретал товар не напрямую у производителя, а через несколько посредников.

На допустимость направления требования в компанию, не имеющую прямой связи с проверяемым лицом, особо указала ФНС в своем письме № СА-4-7/[email protected] от 17.07.2015 г. Судебная практика по этому вопросу за последние годы также склонилась в сторону позиции налоговиков (например, Определение ВС РФ № 306-КГ14-1989 от 17.09.2014 г.).

[3]

При истребовании документации по этому основанию особое значение имеет относимость запрошенных сведений и их объем, но не имеет значения факт окончания проверки в отношении контрагента к моменту получения организацией требования о предоставлении документации по связанной с ним сделке (Постановление АС СЗО № А05-6530/2015 от 18.02.2016 г.).

Для дополнительных контрольных мероприятий может запрашиваться только документация, подтверждающая или опровергающая факты, являвшиеся предметом самой проверки. Истребовать документы, не относящиеся к предмету проверки, совершенно недопустимо.

Кроме того, такая проверка должна быть завершена, на что уже обращали внимание судебные органы. Так, Арбитражный суд СЗО указал, что проведение так называемого «предпроверочного анализа» не может являться основанием для истребования документов по рассматриваемому основанию (Постановление № А05-8310/2015 от 23.06.2016 г.).

Кроме того, инспектор обязан хорошо обосновать свое требование о необходимости получения запрошенных документов. Как установил ФАС ДВО, отсутствие обоснования причин запроса является существенным нарушением норм права (Постановление № Ф03-306/2012 от 06 марта 2012 года).

Однако, налогоплательщики не могут самостоятельно определять, относятся ли документы именно к проводимой проверке. ФАС ВСО, при оценке обоснованности запроса сведений за 2013 год при проведении камералки по 2012 году, обратил внимание, что адресат запроса не может оценивать его правильность. Это находится в компетенции налоговиков, которые не обязаны давать отчет перед налогоплательщиком о причинах истребования именно этих документов (Постановление № А19-12085/2013 от 25.04.2014 г.).

К числу положительной практики можно отнести и позицию ФАС ПО, который установил, что внутренние документы компании (к числу которых суд отнес выписки из книги продаж, контракты с другими контрагентами, карточки счетов, лицензии) не имеют никакого отношения к конкретной проверяемой сделке (Постановление № Ф06-2701/2012 по делу № А65-19775/2011 за 28 апреля 2012 г.).

В последнее время и сами налоговые органы признают, что зачастую требуют слишком много документов, которые даже не в состоянии обработать. В письме № ЕД-4-2/[email protected] от 27.06.2017 г., ФНС информирует свои подразделения о необходимости соблюдения принципов разумности, целесообразности и обоснованности в истребовании документов, поскольку при их излишнем требовании налогоплательщику проще заплатить штраф, чем изготовить большое число копий.

Также ФНС отмечает, что судебные органы при рассмотрении дел по спорам об истребовании крупных объемов документации учитывают следующие обстоятельства:

  • наличие у налоговиков реальной необходимости в получении именно такого объема документации;
  • наличие у них возможности все полученные бумаги изучить и проанализировать;
  • была ли у налогоплательщика возможность подготовить все копии в срок и пытался ли он это сделать;
  • просил ли он продлить срок передачи документации.

В ряде случаев суды признавали налогоплательщиков невиновными в совершении налогового правонарушения, по причине невозможности исполнения ими излишних требований налоговиков.
Также следует отметить, что неконкретность указания на требуемые документы судами во внимание не принимается.

По мнению ВАС РФ, требование всегда должно содержать прямое указание на конкретную сделку, но в нем допускается отсутствие четкого списка запрашиваемой документации (Определение № ВАС-1965/2011 от 09.03.2011 г.).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если перечень детально не установлен, то организация может предоставить по своему усмотрению первичную документацию по запрошенной сделке.

Источники


  1. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.

  2. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.

  3. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
  4. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Мероприятия вне рамок налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here