На налоговый учет обязаны встать

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "На налоговый учет обязаны встать" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах

В соответствии с законодательством РФ о налога и сборах налого плательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ (НК РФ) возложена обя занность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Регистрация налогоплательщиков в налоговых органах является первоосновой налогового контроля. В результате нее налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности налогоплательщиков и местах ее осуществления, имею щемся у налогоплательщика имуществе, связях с другими лицами и дру гую первичную информацию, необходимую для осуществления налого вого контроля.

Законодательством РФ о налогах и сборах установлена обя зательная постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах, независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким об разом, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной организации или у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя, объекты налогообложения, данные лица обязаны вставать на учет в налоговом органе.

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах осу ществляется:

• по месту нахождения организации;

• по месту нахождения ее обособленных подразделений;

• по месту жительства физического лица;

• по месту нахождения принадлежащего юридическому или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана вставать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Местом нахождения имущества в целях налогообложения призна ется:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для иных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для недвижимого имущества – место фактического нахождения имущества.

Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по мес ту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего обложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Физические лица, в том числе предприниматели, не обязаны пода вать заявление о постановке на учет недвижимого имущества и транс портных средств. В этом случае постановка на учет осуществляется налоговыми органами не по заявлению владельцев – физических лиц, а по сведениям, предоставляемым органами ГИБДД, учреждениями юсти ции, нотариусами и т.п. Поскольку постановка физического лица, не яв ляющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется без их участия, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке на учет.

Организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы подается заявление о постановке на учет. К заявлению, подаваемому организацией, обязательно прилагаются документы, кото рые содержат все необходимые данные об этой организации налогоплательщике. Таковыми документами являются:

• свидетельство государственной регистрации;

• учредительные и иные документы, необходимые при государст венной регистрации;

• документы, подтверждающие создание филиалов и представительств организации.

Данный перечень документов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, т.е. иные документы (лицензии, сертификаты, дополнительные данные на учредителей и др.) при постановке на учет после регистрации налогоплательщика налоговые органы требовать не вправе.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одно временно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках – физических лицах включаются также их персональные данные:

• фамилия, имя, отчество;

• дата и место рождения;

• адрес места жительства;

• данные паспорта или иного документа, удостоверяющего лич ность налогоплательщика;

Налоговые органы обязаны в течение пяти дней осуществить постановку на учет, а также выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет. Срок выдачи свидетельства начинается отсчитываться с момента подачи не только заявления, но и всех необходимых докумен тов.

Условия справедливого рассмотрения споров

• возможность реализовать установленные процедуры

• полная информация о содержании и размере претензий

• право представлять доводы и доказательства

• получение профессиональной помощи

Право применять налоговое законодательство наиболее выгодным для налогоплательщика способом. В концентрированном виде существо этого права выразил английский судья лорд Томлин в решении по делу Служба внутренних доходов против герцога Вестминстерского (1936 г.): Каждый человек имеет право, если он хочет, организовать свою деятельность так, чтобы налог, рассчитанный на ос нове соответствующего закона, был бы меньше, чем при другой органи зации деятельности. Это право (или свобода) налогоплательщиков ис кать максимально выгодные налоговые последствия своей деятельности является основой сферы приложения знаний о налогах – налогового планирования.

Выражением этого права является закрепленное в п. 7 ст. 3 части первой НК РФ правило о том, что все неустранимые сомнения, противо речия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой налогов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъяв ляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей. Это факультативные обязанности налогоплательщиков.

Обязанность платить налоги и сборы. Конституционной обя занностью является обязанность платить законно установленные нало ги и сборы. Это – обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, вопервых, обя занность правильно исчислять налог; вовторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме; втретьих, уплачивать налог своевременно; вчетвертых, уплачивать налог в установленном порядке.

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что налогопла тельщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения , если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ).

Читайте так же:  Является ли пенсия по старости

Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в налоговые ор ганы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговой декларации. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в ви де авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных законодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каж дому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т. е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взы скания устанавливаются НК РФ.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений зако нодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо же они могут быть выявлены в результате контрольных действий налоговых органов.

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

Обязанность встать на налоговый учет. Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на ос новании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика, на основании информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т. п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких действий. На логовый учет проводится на основе сведений органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.

По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регистрацию в других территориальных налоговых органах. Организации обязаны встать на налоговый учет также и по местонахождению их фи лиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплатель щиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о нало гоплательщиках группируются в Едином государственном реестре нало гоплательщиков.

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым орга нам о существенных изменениях своего положения. НК РФ возлагает на налогоплательщиков – предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего нахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта информация предоставляется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по собственной инициативе. Установлены сроки представления указанной информации и ответственность за невы полнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогооб ложением. Выполнение налоговым органом контрольных функций воз можно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиками.

Такие документы должны храниться налогоплательщиком в тече ние четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода, к которому относится конкретный документ.

Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию. Эти документы в виде заверенных копий должны быть представлена налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся у него документы, содержащиеся сведения о другом налого плательщике.

Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды.

Существенным является условие, в соответствии с которым обя занности налоговых агентов распространяются только на суммы, выпла чиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лич но, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом.

При невозможности удержания налога (например, в том случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать

Напомним, что у налогоплательщиков существует обязанность – встать на учет в налоговых органах в случаях, предусмотренных в НК РФ (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Постановка на учет – это совокупность организационно-правовых мероприятий, проводимых налоговыми органами в определенной последовательности. Целью постановки организации на учет является проведение налогового контроля ее деятельности (п. 1 ст. 83 НК РФ).

В рамках данной статьи мы не будем смотреть особенности постановки на учет отдельных видов компаний (крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций, управляющих компаний ПИФ-ов, постановка на учет компаний при выполнении СРП – соглашений о разделе продукции и др.). Особенности постановки на учет отдельных субъектов определяет Минфин России в отдельном порядке.

Читайте так же:  Документы для получения доплаты к пенсии

Компания должна встать на учет в следующих случаях: — при создании (создании обособленного подразделения) – в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений;

— по месту нахождения принадлежащих компании транспортных средств;

— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Важно учитывать – постановка на учет организации является обязательной, независимо от наличия (отсутствия) обстоятельств, с которыми НК РФ связывает обязанность по уплате налога (п. 2 ст. 83 НК РФ).

Деятельность без постановки на учет грозит компании штрафом в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение ведения деятельности без учета, но не менее 40 тысяч рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Постановка организации на учет по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиалов и представительств осуществляется налоговым органом на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Обособленные подразделения (кроме филиалов и представительств)

Налогоплательщики – организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях. Для этого компании дается один месяц со дня создания такого обособленного подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения содержится в Приказе ФНС России и Минфина России от 09.06.2011 г. № ММВ-7-6/[email protected]

Налоговый орган обязан осуществить постановку организации на учет и выдать свидетельство о постановке на учет по утвержденной форме (Приказ ФНС России от 11.08.2011 г. № ЯК-7-6/[email protected]). На сегодняшний момент для постановки на учет отдельного заявления налогоплательщика не требуется. Напомним, что регистрацию компаний осуществляет ФНС и ее структурные подразделения. Советуем ознакомиться с порядком взаимодействия государственных органов, закрепленным в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановка на учет по месту нахождения недвижимости и ТС

Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, передаваемых органами, перечисленными в ст. 85 НК РФ (п. 5, 5.1 ст. 83 НК РФ). Смотрите в данном пункте более подробно, как определяется место нахождения имущества и транспортных средств.

Речь в ст. 85 НК РФ идет об органах ГИБДД и органах, осуществляющих регистрацию недвижимого имущества.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры (п. 4 Постановления № 110). Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 НК РФ).

Смотрите также Приказ Минфина России от 05.11.2009 г. № 114н (об утверждении порядка постановки, снятия с учета).

Налоговый учет граждан

«Финансовая газета», N 13, 2000

Одной из обязанностей налоговых органов в соответствии со ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) является ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков (ст.32 НК РФ). Порядок учета налогоплательщиков определен гл.14 НК РФ «Налоговый контроль». В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Поскольку к налогоплательщикам относятся не только организации, но и физические лица (ст.19 НК РФ), они также являются субъектами налогового учета. При этом режим постановки на учет для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, различен.

В соответствии со ст.11 НК РФ, определяющей понятийный аппарат НК РФ, к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке (согласно ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (которые в соответствии с гражданским законодательством не относятся к индивидуальным предпринимателям). Постановка на учет индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для постановки на учет подает в налоговый орган по месту жительства (в соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает) в течение 10 дней со дня государственной регистрации заявление о постановке на учет (свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя прилагается к заявлению).

Частные нотариусы, частные детективы и охранники становятся на учет в порядке, предусмотренном для лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей. В соответствии с п.6 ст.83 НК РФ заявление о постановке на учет указанными лицами подается в налоговый орган также в течение 10 дней после выдачи им лицензии или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность (копия названных документов прилагается к заявлению).

Статья 83 НК РФ предусматривает постановку на учет налогоплательщиков не только по месту жительства, но и по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В связи с этим физические лица, не являющиеся предпринимателями и не осуществляющие в установленном порядке частную деятельность, также подлежат постановке на налоговый учет и по месту нахождения принадлежащего им имущества. Однако обязанности подавать заявление о постановке в налоговый орган на них не возложено, поскольку в соответствии с п.п.5 и 7 ст.83 НК РФ в этом случае постановка на учет производится налоговым органом на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст.85 НК РФ, к которым относятся, в частности, органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, и частные нотариусы при удостоверении права на наследство или договоров дарения и другие органы, на которые возложены обязанности сообщать соответствующую информацию в налоговые органы (постановке на учет по месту нахождения имущества подлежат и индивидуальные предприниматели).

На основании поданных заявлений, формы которых утверждены Приказом Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (зарегистрировано Минюстом России 22 декабря 1998 г., рег. N 1164), а также указанных ранее сведений, полученных от уполномоченных органов, в налоговом органе производится постановка на налоговый учет, о чем налогоплательщик незамедлительно уведомляется, и выдается свидетельство по форме, утвержденной указанным этим Приказом. При этом постановка на учет производится в течение пяти дней со дня подачи налогоплательщиком всех необходимых документов и в тот же срок выдается свидетельство. Следует также иметь в виду, что налогоплательщик, постановка на учет которого производится по его заявлению, обязан уведомлять налоговый орган об изменении места жительства в течение 10 дней с момента такого изменения, о прекращении индивидуальным предпринимателем его деятельности (в этом случае снятие с налогового учета производится по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления).

[2]

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который имеет персонифицированный и постоянный характер. Присвоенный номер указывается налоговым органом во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях, а также налогоплательщиком в подаваемых им в налоговые органы документах (например, в сообщении об открытии или закрытии счетов индивидуальному предпринимателю или о его участии в российских и иностранных организациях), а также в других установленных случаях.

Читайте так же:  Исчисление земельного налога физических лиц

Пунктом 9 ст.84 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной. Режим налоговой тайны определен ст.102 НК РФ, в соответствии с которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН); о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; представляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами и их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Как уже говорилось, в целях осуществления налогового учета налоговые органы получают информацию от других органов, на которые возложена обязанность по представлению такой информации. Помимо органов (лиц), указанных в ст.85 НК РФ, обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков, возлагаются и на другие органы. Так, в соответствии со ст.86 НК РФ банки открывают счета налогоплательщикам — индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. При этом банк обязан сообщить об открытии (закрытии) счета в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в пятидневный срок со дня открытия или закрытия счета.

Следует иметь в виду, что НК РФ не только устанавливает обязанности налогоплательщиков, связанные с постановкой на налоговый учет, но и предусматривает ответственность за невыполнение этих обязанностей. Так, ст.116 НК РФ предусматривается за нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения наложение штрафа в размере 5 тыс. руб., а нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи указанного заявления на срок более 90 дней — штрафа в размере 10 тыс. руб. (если налогоплательщик обязан встать на учет в разных налоговых органах, то возможно наложение штрафа за каждое нарушение).

Ответственность установлена не только за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет, но и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Статья 117 НК РФ устанавливает, что ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Аналогичная деятельности без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев — в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

В соответствии со ст. 23 Кодекса налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах.

Как правило, юридические лица до 1 января 1999 г. становились на учет по месту своего нахождения.

В настоящее время налогоплательщики – юридические лица в соответствии со ст. 83 Кодекса подлежат постановке на учет в налоговых органах:

– по месту нахождения организации,

– по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации (филиалов и представительств),

– по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Начиная с 1 января 1999 г. вновь созданным юридическим лицам налоговыми инспекциями выдаются Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (до этого срока выдавалось информационное письмо о постановке на налоговый учет). Местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации. Государственная регистрация организации на территории РФ автоматически влечет признание данной организации налоговым резидентом Российской Федерации. Постановка на учет в налоговых органах осуществляется независимо от обстоятельств возникновения обязанности по уплате того или иного налога. Свидетельство, изготовленное по единому образцу, является документом строгой отчетности, имеет серию, номер и степень защиты. Оно является основным документом, подтверждающим постановку налогоплательщика на учет в налоговом органе, и, предъявив его, налогоплательщик может открыть счет в любом банке.

Постановка организации-налогоплательщика на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет установленной формы, которую можно получить в налоговой инспекции.

В соответствии с п. 3 ст. 83 Кодекса заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения организации в течение 10 дней после государственной регистрации ее создания.

Обязанностью юридического лица является, также, письменное сообщение по месту учета обо всех изменениях в уставных и других учредительных документах организации. Необходимо сообщатьо получении разрешения на занятия лицензируемыми видами деятельности, об изменении места нахождения организации в течение 10 дней с момента такого изменения или реорганизации (в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения) (ст.23, п. 2).

При постановке на учет организация-налогоплательщик одновременно с подачей заявления представляет в одном экземпляре:

– заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации;

– заверенные в установленном порядке копии учредительных документов;

– иные документы, подтверждающие создание организации.

В соответствии с п. 2 ст. 84 Кодекса налоговый орган обязан в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых документов осуществить постановку на учет и выдать налогоплательщику Свидетельство о постановке на учет.

Российская организация по месту учета письменно сообщает обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня их создания. Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность в Российской Федерации через филиал или представительство, то ему необходимо встать на учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения, филиала и представительства в течение одного месяца после их создания. Датой создания нового филиала (представительства), считается дата издания юридическом лицом распорядительного документа о его создании. Любое обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, независимо от наличия распорядительного документа также является филиалом и по нему должно быть направлено сообщение в налоговый орган.

Для постановки на учет юридического лица по месту нахождения филиала организация-налогоплательщик заполняет заявление установленной формы и вместе с ним представляет в налоговую инспекцию (по месту нахождения филиала) заверенную в установленном порядке копию своего свидетельства о постановке на учет, положение о филиале и приказ о его создании, а также, заверенную в установленном порядке копию устава организации.

Читайте так же:  Выплата алиментов прекращается в случаях

По завершению постановки организации-налогоплательщика на учет налоговая инспекция выдает ей уведомление о постановке на учет в данном налоговом органе (по месту нахождения обособленного подразделения).

Если у организации-налогоплательщика имеется недвижимое имущество, подлежащее налогообложению, или транспортные средства, она должна встать на учет в налоговых органах по месту нахождения имущества, транспортных средств, в течение 30 дней со дня его регистрации.

Юридическое лицо подает в налоговый орган заявление установленной формы, заверенную копию своего свидетельства о постановке на учет, заверенные копии документов, подтверждающих право собственности организации на имущество или транспортные средства, выданные регистрирующими органами.

Постановка на учет завершается выдачей организации-налогоплательщику уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Ст. 116 Налогового Кодекса предусматривает наложение штрафных санкций на налогоплательщиков, своевременно не подавших заявление о постановке на учет.

В связи с введением Налогового кодекса Российской Федерации изменился порядок открытия счетов налогоплательщикам – юридическим лицам.

Ранее налогоплательщик – юридическое лицо обращался в налоговый орган, чтобы ему выдали справку установленной формы для открытия счета в банке.

В настоящее время банки в соответствии со ст. 86 Кодекса открывают счета организациям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк в 5-дневный срок со дня открытия счета сообщает налоговой инспекции по месту нахождения налогоплательщика об открытых и закрытых счетах налогоплательщика. В то же время сам налогоплательщик в 5-дневный срок обязан сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.

[3]

Если налогоплательщик не сообщил в налоговый орган об открытии счета в 10-дневный срок, то согласно ст. 118 Кодекса с него взыскивается штраф. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщика, также влечет взыскание штрафа.

Дата добавления: 2015-12-29 ; просмотров: 421 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Нужно ли становиться на налоговый учет?

Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах гражданина-налогоплательщика, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, осуществляется налоговым органом по месту его жительства.

Такой налогоплательщик ставится на налоговый учет налоговой инспекцией по его новому месту жительства на основе информации, предоставляемой паспортно-визовыми подразделениями Федеральной миграционной службы МВД РФ (п.7 ст. 83 НК РФ).

Сведения о регистрации физического лица по месту жительства паспортно-визовые подразделения ФМС направляют в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации. Сведения направляются по форме, утвержденной Указанием МВД РФ от 29.09.99 № 16/3572 «О порядке предоставления в органы налоговой службы сведений о регистрации физических лиц по месту жительства».

Налоговая инспекция по месту жительства налогоплательщика оформляет на его имя Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ (далее — Свидетельство о постановке на учет; форма № 09-2-2, утверждена Приказом МНС РФ от 03.03.2004№ БГ-3-09/178).

Налогоплательщику направляется Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства.

В этом Уведомлении указывается, что в случае необходимости Свидетельство о постановке на учет гражданин может получить в налоговом органе по месту жительства (п.3.8.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержден Приказом МНСРФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).

!Таким образом, сам гражданин, который сменил место жительства, не обязан подавать заявление или какой-либо другой документ для постановки на налоговый учет.

Уведомление о постановке на учет в налоговом органе

Каждая организация должна пройти процедуру регистрации в качестве юридического лица в налоговом органе (п. 1,8 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506), а также встать на налоговый учет по месту своего нахождения (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом ИФНС должна выдать организации свидетельство о постановке на налоговый учет (п. 2 ст. 84 НК РФ). Однако первичная регистрация российской компании – это не единственный случай, когда организация обязана встать на налоговый учет в инспекции.

К примеру, организация (или ИП) должна встать на учет в качестве плательщика ЕНВД, если начала вести деятельность, подпадающую под этот налоговый режим, и хочет применять его в отношении этой деятельности.

Кроме того, при создании обособленного подразделения (ОП), которое не является филиалом или представительством (п. 3 ст. 83 НК РФ), организация должна подать сообщение об этом в свою инспекцию, после чего компания будет поставлена на учет по месту нахождения ОП (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ).

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора

Если организация (ИП) начала вести торговую деятельность в муниципальном образовании, на территории которого введен торговый сбор, а на сегодняшний день это только город Москва (п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 410 НК РФ, ст. 1 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62), то ей необходимо подать уведомление о постановке на учет в налоговый орган в качестве плательщика торгового сбора по форме N ТС-1 с кодом по КНД 1110050 (утв. Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/[email protected] ). На это налогоплательщику дается 5 рабочих дней со дня начала ведения торговой деятельности (п. 1,2 ст. 416 НК РФ).

  • если торговля осуществляется через стационарную торговую точку, то в ИФНС по месту ее нахождения;
  • если торговля осуществляется через нестационарную торговую точку или иным способом, то в ИФНС по месту нахождения организации (месту жительства ИП).

Постановка на учет по месту нахождения недвижимости и транспорта

Сведения о том, что организация владеет объектами недвижимости и транспортными средствами передаются в налоговые органы автоматически (п. 4 ст. 85 НК РФ). Соответственно, и постановка организации на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и/или транспорта происходит без участия налогоплательщика (п. 5 ст. 83 НК РФ). После того, как информация поступит налоговикам, они должны будут зарегистрировать компанию в течение 5 рабочих дней и направить ей уведомление о постановке на учет (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Для того, чтобы поставить предприятие на контроль в налоговый орган, существует целый ряд оснований.

Основания учета организаций и физических лиц

Первое основание — учет организации ведется по месту ее нахождения и нахождения ее обособленного подразделения, представительства и т.д. Если же регистрировать ИП или физическое лицо, то налоговая служба определяется по месту его жительства.

[1]

Вторым основанием является то, что и индивидуальные предприниматели и предприятий и физические лица обязаны пройти регистрацию по месту нахождения их недвижимого имущества и транспортных средств.

Читайте так же:  Образец искового на увеличение алиментов

Третье основание распространяется только для тех, кто является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Им необходимо пройти регистрацию по месту нахождения участка, откуда ведется добыча. Если фирма использует ЕНВД, то зарегистрироваться необходимо по месту ведения бизнеса.

Сроки постановки на учет организаций и физических лиц

Что бы не было проблем с налогообложением и сотрудниками налоговой необходимо встать на учет как можно быстрее. Этот срок регламентируется законодательно. В течение 5 рабочих дней на учет необходимо встать:

  • организациям по месту нахождения;
  • предприятиям по месту нахождения филиалов и представительств;
  • ИП и физическим лицам по месту жительства;
  • иностранным некоммерческим неправительственным организациям по месту осуществления ими деятельности в РФ.

Если же организация решила платить ЕНВД, то она должна зарегистрироваться за те же 5 дней.

Иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории нашей страны и имеющая обособленное подразделение, обязана в течение 30 дней подать заявление о регистрации по месту нахождения обособленного подразделения.

Фирма, создавшая обособленное подразделение, направляет сообщение об этом налоговому органу.

После чего ей дается месяц для того что бы встать на учет.

По этому вопросу часто возникают недопонимания с налоговиками. Создавая обособленное подразделение необходимо направить сообщение. Если предприятие не направило сообщение, то ему пытаются инкриминировать ст. 116 НК, а точнее п. 1. Но организации с этим не согласны. Ведь п1. ст. 116 НК говорит именно о подаче заявления, а не сообщения. Такие ситуации приводят налогоплательщика в суд и он, как правило, принимает их сторону.

Ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговых органах

Ответственность может наступить за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Если организация за установленный срок не зарегистрировала обособленное подразделение. Либо подразделение все же было поставлено на учет, но при этом не были соблюдены отведенные для этого сроки.

Теперь остается решить только вопрос о том, какой же налоговый орган может привлечь к ответственности — по месту нахождения обособленного подразделение или самой организации.

Обособленное подразделение может не иметь стационарных рабочих мест, следовательно, существовать так, сказать виртуально. Значит, нет места нахождения, поэтому штраф взымает налоговый орган, где территориально располагается само предприятие.

Если будет доказан факт ведения хозяйственной деятельности и получения прибыли без контроля, предприятию придется заплатить штраф.

Настоящая редакция НК не говорит ни слова о том, с какого момента считается, что организация или индивидуальный предприниматель действует без регистрации. Прежняя редакция упоминала о 90 днях с момента регистрации. Раз нет четких сроков, следовательно, налоговики могут злоупотреблять своим положением и приниматься штрафовать безвинных.

Кодекс отмечает, что регистрация обязательна именно для организаций, а не для представительств и обособленных подразделений.

Но при этом ошибочно будет думать, что можно избежать ответственности. Ведь все в том же кодексе говориться о том, что организация должна встать на учет так же по месту нахождения каждого обособленного подразделения или представительства. Причем сделать это обязательно за установленные законодательно сроки.

Сделать это необходимо даже при условии, что никакая прибыль не получена, и получаться не будет. В таком случае предприятие просто не станет уплачивать налоги.

Следует отметить, что наказания можно избежать, если предприятие уже состояло на учете в данном отделении, по каким либо другим основаниям. Это правило исключает только постановку на учет в связи с переходом на ЕНВД.

Спорный вопрос может возникнуть и с постановкой на учет индивидуального предпринимателя. Многие предприниматели не встают на учет, но при этом имеют ИНН как физическое лицо. Налоговые органы стремятся их оштрафовать по п. 2 ст. 116 НК РФ. Но в этом случае может помочь суд, он будет на стороне предпринимателя.

Порядок постановки на учет организаций и физических лиц

Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей производиться на основании ЕГРИП и ЕГРЮЛ. Следовательно, ответственность за нарушение сроков лежит на налоговом органе. Ведь данные вносятся в реестры своевременно.

Что же касается физических лиц, то их постановка на учет осуществляется согласно заявлению этих лиц. Происходит она за 5 дней с момента подачи заявления. За это же время изготовиться, и будет выдано свидетельство.

Если заявление не было принесено лично в налоговый орган, а отправлено по почте или по электронной почте. То регистрация происходит за тот же срок, но уже со дня получения заявления. Свидетельство так же выдается за установленный срок.

Взыскания штрафа за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

При несвоевременной подачи заявления для регистрации организации грозит наказание в размере штрафа в 10 тыс. рублей.Оно предусматривает налоговый кодекс, а кодекс административных правонарушений говорит о том, что в случае такого проступка предприятию будет либо внесено предупреждение, либо наложен штраф в размере от 500 до 1 тыс. рублей.

Стоит отметить, что НК наложит наказание на физическое лицо или фирму, а административный кодекс на должностное лицо.

Если же налоговая проверка выявит, что подразделение вело деятельность без регистрации, то организация будет вынуждена внести штраф в сумме 10% от полученного дохода. Доход будет суммироваться за все время деятельности.

Минимальной суммой штрафа будет считаться 40 тыс. рублей. В данном случае к ответственности так же привлекаются предприятие и индивидуальные предприниматели.

Здесь вновь встает вопрос о том, что если доход не получается, то следовательно и нарушения нет. Единственно правильное решение принимает суд.

В заседании суда приводятся факты того, что за время существования подразделения не было получено дохода. В таком случае, можно избежать штрафа. Он будет взиматься с налоговой — 40 тысяч рублей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно административному кодексу сумма штрафа будет варьироваться от 2 до 3 тысяч рублей. Взиматься он будет с должностных лиц. Причем не исключено и злоупотребление судов. Ведь их решение так же не регламентируется законодательно.

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.

  2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  3. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
  4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
На налоговый учет обязаны встать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here