Налоги как источник доходов бюджета

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Налоги как источник доходов бюджета" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Налоги как основной источник доходов бюджета

Читайте также:
  1. CПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  2. IV. Рекомендуемые источники
  3. IV. Рекомендуемые источники
  4. IV. Рекомендуемые источники
  5. IV. Рекомендуемые источники
  6. IV. Рекомендуемые источники
  7. IV. Рекомендуемые источники
  8. IV. Рекомендуемые источники
  9. IV. Список использованнЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  10. Quasidelicta как источники обязательств
  11. А) Процесс, деятельность как основной способ существования психического
  12. Абсолютная земельная рента. Причины , условия и источники образования абсолютной земельной ренты

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Иными словами, налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Виды государственных доходов

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

[1]

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся доходы:

от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

К федеральным налогам относят: налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость.

Содержание и основы классификации гос доходов, их состав и структура

Действующая в Российской Федерации система государственных и местных доходов базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства посоциально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

§ от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);

§ от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

§ от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

§ от личных доходов граждан.

В зависимости оттерриториального уровня доходы подразделяются на:

§ доходы субъектов Федерации;

§ местные доходы муниципальных образований.

В зависимости отюридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Как уже говорилось выше, они могут быть обязательными и добровольными.

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы:

Децентрализованные государственные (и местные) доходы —это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). 11редприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

Кцентрализованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

[3]

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наиболее важные, приоритетные потребности общества для финансирования намеченных программ.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Читайте так же:  Индивидуальный пенсионный коэффициент размер пенсии

Вопрос 11. Налоги как источник доходной части бюджетной системы РФ

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Налоговый кодекс РФ (ст. 8) так определяет налоги:

Налоги — это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадле­жащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отноше­нии плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. В перечень этих налогов входят:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на прибыль;

4) налог на доходы физических лиц;

5) государственная пошлина;

7) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

8) единый социальный налог;

[2]

9) налог на добычу полезных ископаемых.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетом.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

По своей сути налоговыми доходами бюджетов являются финансовые средства, собираемые (перераспределяемые) в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней бюджетной системы РФ в процессе налогообложения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8620 —

| 7418 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налоги как основной источник доходов бюджета

Курсовая работа по финансам.docx

По ставке 10% производится налогообложение:

  • продовольственных товаров;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
  • изделий медицинского назначения.

В остальных случаях применяется ставка 18%.

Плательщики налога должны выделить сумму НДС отдельной строкой во всех расчетных документах.

Налоговый период по НДС устанавливается как квартал. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию[7].

Акцизы являются одним из основных видов косвенных налогов, установленных в РФ. Акцизами облагаются в основном предметы массового потребления: бензин и другие виды топлива, автомобили, алкогольная и табачная продукция. Регулирующее значение акцизов выше, чем других налогов на потребление. Они распределяются по уровням бюджетной системы. Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов[12].

С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по акцизам установлены в главе 22 НК РФ.

Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу произведенных ими подакцизных товаров. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу. Налогоплательщики, производящие или реализующие нефтепродукты, должны получить в налоговом органе специальное свидетельство о регистрации.

Подакцизными товарами признаются:

  • спирт и спиртосодержащая продукция, за исключением лекарственных средств, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, а также спиртосодержащих отходов, подлежащих дальнейшей переработке или использованию для технологических нужд;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки и другая пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л.с.);
  • бензин, дизельное топливо и моторные масла.

Основными объектами налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями, в том числе передача прав собственности и ее использование при натуральной оплате, реализация алкогольной продукции с акцизных складов, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, а также ряд иных операций по передаче, продаже и использованию для собственных нужд подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров и сырья налоговых ставок. Налоговые ставки определены по каждому виду подакцизного товара и подакцизного минерального сырья. Преимущественно ставки установлены в рублях и копейках за единицу измерения (специфические ставки).

Законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций. Освобождение акциза операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ производится только в случае их вывоза в таможенном режиме экспорта. Вывоз должен быть осуществлен налогоплательщиком самостоятельно или на основе договора комиссии. При этом в налоговый орган по месту своей регистрации налогоплательщик обязан представить поручительство уполномоченного банка, гарантирующего уплату этим банком суммы налога и соответствующей пени.

Читайте так же:  Амортизация лизинг бухгалтерский и налоговый учет

Не взимается акциз с ввезенных на таможенную территорию России подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, и обращаемых в государственную и (или) муниципальную собственность.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый период составляет один календарный месяц[7].

При реализации подакцизной продукции налогоплательщик обязан предъявлять сумму налога покупателю. В расчетных документах сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории РФ и при реализации нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а при осуществлении деятельности по реализации алкогольной продукции с акцизного склада оптовой торговли – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую регистрацию, подают декларацию не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную регистрацию, подают декларацию не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики также должны представить в налоговые органы по месту своей регистрации и по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений налоговые декларации в части осуществления ими фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за отчетный налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным[11].

Налог на доходы физических лиц

В ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, налог на доходы физических лиц является главным налогом, а для основной массы налогоплательщиков и единственным. Это один из немногих налогов, который существовал в годы советской власти, когда в стране почти отсутствовала система налогообложения. Роль налога на доходы физических лиц обусловлена рядом факторов. Во-первых, это личный налог, т.е. налог, объектом которого является доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях, он затрагивает интересы более 80 млн. граждан. Во-вторых, налог на доходы физических лиц позволяет в максимальной степени реализовать основные задачи, стоящие перед налогообложением физических лиц, — обеспечить, всеобщность и равномерность распределения налогового бремени. После введения пропорциональной налоговой ставки в 2001 г. поступления налога на доходы физических лиц значительно увеличились. Темпы роста данного налога опережают темпы роста общих налоговых поступлений[6].

С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по налогу на доходы физических лиц установлены в главе 23 второй части Налогового кодекса РФ.

Плательщиками налога являются физические лица – налоговые резиденты РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на территории РФ.

Объектом налогообложения признаются доходы, полученные:

  • резидентами – от всех источников как на территории РФ, так и за ее пределами;
  • нерезидентами – от источников в РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются в размере 13% по всем видам доходов и для всех категорий плательщиков, за исключением доходов по которым установлены специальные ставки – 9%, 15%, 30%, 35%.

Ставка НДФЛ 35% применяется для:

  • доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры;
  • доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры;
  • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров.

Ставкой НДФЛ 30% облагаются доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Ставка НДФЛ 15% действует в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Ставка НДФЛ 9% применяется для:

  • доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;
  • доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Некоторые налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде. Срок подачи декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом[7].

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. Налог на прибыль – значительный источник формирования доходной части бюджетов различных уровней. Налог на прибыль появился в результате проведения налоговой реформы в 1992 г.[13]

С 1 января 2002 г. элементы налогообложения по налогу на прибыль организаций установлены в главе 25 второй части НК РФ.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций такой прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через представительства, прибыль рассчитывается как полученный этим представительством доход за вычетом произведенных им расходов.

Читайте так же:  Жалоба на решение суда о взыскании алиментов

Доходы и расходы определяются с помощью налогового учета. Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов. Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учета в учетной политике для целей налогообложения.

Доходы классифицируются на две группы: (1) доходы о реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и (2) внереализационные доходы. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. При определении выручки из нее исключаются суммы НДС и акцизов.

При определении расходов, связанных с получением дохода, в зависимости от их характера, они группируются на расходы, связанные с производством и реализацией и на внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.

С 1 января 2009 г. действует основная ставка налога на прибыль – 20%.

Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки. Ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств – 0%, 9%, 15%. Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов – 0%, 9%, 15%. Размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства – 10%, 20%. Ставки налога на прибыль для ЦБ РФ – 0%.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организации признается календарный год. Отчетным периодом по налогу является первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Порядок уплаты налога на прибыль определяется организацией на календарный год и действует без изменения[7].

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Эти сборы введены в 2004 г. главой 25.1. НК РФ. За первый год действия этого сбора в бюджет поступило 9,5 млрд. руб.

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира не территории РФ.

Налоги как основной источник доходов бюджета

Курсовая работа по финансам.docx

Как часть единого процесса воспроизводства, специфическая форма производственных отношений налоги формируют их общественное содержание; как часть распределительных отношений общества – отражают закономерности производства; как участники перераспределительного процесса – обеспечивают государство финансовыми ресурсами.

Материальная основа налогов – реальная сумма денежных средств общества, мобилизуемая государством. При перераспределении ВВП и НД налоги обеспечивают органы государственной властью новой стоимости в денежной форме. Эта часть стоимости, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Принудительное отчуждение – это одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Централизованный фонд финансовых ресурсов, сформированный главным образом за счет налогов, становится собственностью государства и используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий[6].

Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Классификация налогов и сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам. Экономическое ее назначение в том, что она дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регулировании. Она имеет также и практическое значение, обеспечивая возможность кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми процедурами с использованием информационных технологий.

  1. В зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые.

Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий.

Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.

  1. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов – относительно сложный механизм расчета налоговой базы. Среди прямых налогов выделяют: (1) реальные, которыми облагается предполагаемый средний доход, полученный от объекта обложения (транспортный налог) и (2) личные, уплачиваемые с действительного полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций).

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумма в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньше долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути[8].

Поступление косвенных налогов определяется размерами хозяйственных оборотов и объемами применяемых ресурсов, следовательно, колеблется в зависимости от расширения или сужения деловой активности. Увеличивая цену товара, косвенное обложение вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев. По объектам взимания косвенные налоги подразделяются: (1) на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы) и (2) универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).

Современная налоговая система России в зависимости от трех уровней бюджетной системы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 13, 14, 15) включает: (1) федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых; (2) региональные налоги и сборы: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций; (3) местные налоги: земельный налог[11].

Читайте так же:  Какого времени можно взыскать алименты

Функции налогов выражают их социально-экономическую сущность, раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение, позволяют понять их взаимосвязь с другими экономическими категориями и звеньями финансовой системы.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи четыре основные функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная, каждая из которых отражает отдельную сторону этой финансовой категории.

1. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства и обеспечиваются материальные условия государственного функционирования. Через фискальную функцию государством обеспечивается достижение баланса между доходами и расходами бюджетов, равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы, повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе, выполнение функций и задач государства и сохранение общей социальной стабильности. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Следовательно, она в значительной степени обусловливает их регулирующую функцию.

2. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические отношения в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы, т.е. управлять экономикой в целом. Регулирующая функция налогов способствует регулированию спроса и предложения, побуждению сбережения граждан, выравниванию доходов отдельных социальных групп, развитию малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы, регулированию экспортно-импортной деятельности и стимулированию научно-технического прогресса. Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.

  1. Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие устанавливается между объектами макроэкономики – домашними хозяйствами (главными потребителями товаров и услуг) и фирмами (главными производителями, а также отраслями, рынками товаров, услуг, ресурсов). С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многосемейных), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышение косвенных налогов на предметы роскоши. В России используют кроме прогрессивной системы налогообложения все указанные сборы.
  2. Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического роста регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

Главная цель государства – создание налогового права и финансового аппарата, способного контролировать четко и жестоко все стороны хозяйственной жизни страны, используя все функции налогов.

Указанные функции налогов действуют в тесной взаимосвязи и одновременно. Кроме них в экономической литературе называют и такие функции, как производственную, распределительную, стимулирующую. Однако исследование доводов в пользу такой научной позиции побуждает, что предлагаемые функции вытекают из рассмотренных четырех и по существу являются их подфункциями[11].

Глава 2. Основные виды налогов

2.1. Федеральные налоги

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) был предложен в 1954 г. французским экономистом М. Лоре. В Западной Европе он действует с конца 60-х годов. Тогда его ввели Германия, Дания, Франция, Швеция, Нидерланды, а в начале 70-х – Бельгия, Англия, Италия, Люксембург, Норвегия. Широкому распространению НДС способствовал ряд решений ЕЭС (Европейское экономическое сообщество), которые утвердили НДС в качестве основного косвенного налога для стран – участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию являлось наличие в стране-претенденте функционирующей системы НДС. Поэтому в настоящее время налог действует во всех странах Восточной Европы, которые стремятся вступить в ЕЭС. Под функционирующей системой НДС понимают не только наличие законодательной базы по данному налогу, но и ее качество. Законодательство по НДС должно иметь систему вычетов, механизм возмещения налога и право на освобождение от его исчисления и уплаты для определенных категорий налогоплательщиков[8].

НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов (во Франции – около 80%). Основными причинами роста популярности НДС являются:

  • возможность вступление в Европейский Союз;
  • стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление – НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами;
  • НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота;
  • высокая степень нейтральности налога.

НДС относится к группе налогов на потребление. В Российской Федерации он был введен в действие с 1 января 1992 г. в ходе налоговой реформы. НДС является регулирующим федеральным налогом. Пропорции его распределения по уровням бюджетной системы устанавливаются ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете. В разные годы в федеральный бюджет поступало от 75 до 85% величины собираемого НДС. С 2001 г. этот налог полностью поступает в федеральный бюджет.

Для бюджета этот налог имеет следующие преимущества:

  • стабильный источник доходов;
  • регулярный источник доходов;
  • сложен для плательщика с точки зрения уклонения от его уплаты.

Чрезвычайно велико фискальное значение НДС. На протяжении многих лет НДС удерживает первое место в налоговых доходах федерального бюджета.

С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по НДС установлены в главе 21 второй части НК РФ.

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются:

организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Налогоплательщики могут быть освобождены от обязанности начислять и уплачивать НДС при соблюдении следующих условий: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Читайте так же:  Постановление пристава о взыскании алиментов

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) без учета НДС.
  2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации.
  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
  4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ

С 2001 г. применяются три ставки НДС.

По ставке 0% производится налогообложение:

  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
  • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство (при определенных пп.6 п.1 статьи 164 НК РФ условиях);
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
  • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.

Налоги как основной источник доходов бюджета. Порядок установления изменения и отмены налогов

Налог — одно из основных проявлений государственного суверенитета страны. Именно возможность обложения налогом является выражением суверенитета и независимости государства наряду с установлением и защитой границ, чеканкой монеты, отправлением правосудия и т. д. Из всего этого следует, что налог устанавливается государством в одностороннем порядке без согласования с каждым налогоплательщиком по отдельности.

Следует отметить, что в ст. 1 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 г. 1 предусмотрено, что на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы о налогах и бюджете. Фактически это означает запрет на решение вопросов о налогообложении через механизмы непосредственной демократии. Такое же положение закреплено в Конституциях некоторых европейских стран, например Италии. Действие актов налогового законодательства (закона) во времени включает три этапа, устанавливающие: дату и порядок введения в действие акта налогового законодательства; пределы действия во времени законов после вступления их в силу; дату и порядок прекращения действия акта налогового законодательства.

Первый этап. По общему правилу, федеральный закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в «Российской газете», за исключением тех случаев, когда законодатель не установит иной срок. Нередко в самом законе или во вводном законе к данному акту оговаривается разное время начала действия различных норм (статей или пунктов), содержащихся в этом законе. Налоговым кодексом устанавливается, что акты налогового законодательства вступают в силу только через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода для соответствующего налога. Это правило распространяется только на действующие и уже установленные налоги.

Второй этап. Введенный в действие закон обладает юридической силой вплоть до его отмены. При этом существует три варианта действия такого закона во времени: перспективное действие — действие закона распространяется на юридические факты и отношения, возникающие после вступления его в силу в установленном порядке; немедленное действие — действие закона распространяется на ранее и вновь возникшие правоотношения только с даты вступления такого закона в силу; действие с обратной силой — действие закона распространяется на вновь возникшие правоотношения и правоотношения, которые возникли ранее, если они не ухудшают положение налогоплательщика. Данный вариант по отношению к налоговому законодательству является значимой гарантией обеспечения прав и законных интересов налогоплательщиков.

НК устанавливает два режима обратной силы законодательных актов, улучшающих положение налогоплательщика.

В первом случае в соответствии с п. 3 ст. 5 НК всегда имеют обратную силу законы: устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах; устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Во втором случае (п. 4 ст. 5 НК) обратную силу могут иметь акты, прямо предусматривающие данную норму, если они: отменяют действующие налоги и сборы; снижают размеры ставок налогов и сборов; устраняют обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; иным образом улучшают их положение.

Третий этап. При установлении даты отмены законодательного акта налогового характера следует непременно знать, полностью или частично данный акт перестает действовать. Также следует знать, что акт налогового законодательства может быть отменен прямо или косвенно. В случае прямой отмены законодатель четко определяет дату прекращения действия положений отмененного акта. При косвенной отмене действие старого акта налогового законодательства прекращается со дня вступления в силу нового акта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

  2. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.

  3. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
  4. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
  5. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
Налоги как источник доходов бюджета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here