Налоги как источник формирования доходов бюджета

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Налоги как источник формирования доходов бюджета" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

31. Налоги как основной источник доходов бюджета

31. Налоги как основной источник доходов бюджета.

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоги — обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

плательщик организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы;

объект налогообложения юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникает обязанность по уплате налога;

налоговая база — сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

налоговая ставка та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах;

налоговый период это календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.

В соответствии со ст. 17 ч.I Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

В части I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов с другой стороны.

Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство. Налоги и сборы, взимаемые на территории России, представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Классификация налогов и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

43. Источники доходов О.С. Место налогов в формировании бюджета.

Источники доходов:

      1. налоги
      1. доходы от госпредпринимательства
      2. государственный долг и т.д.

Налоги — главный источннх государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета).

Почему? Государство обладает законным правом принуждения, =э гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог — обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе)
Госпредприятия: их доход ниже максимального потенциально достижимого, т к
• на естественные монополии — могут быть более низкие цены
• государство заботится о поддержании занятости (социальная поддержка трудящихся, государство не увольняет, например, шахты)
• содержит неконкурентные предприятия; бюджетные учреждения; (часто за счет налога)
• Государственное производство не является масштабным источником доходов
• Часто цель госпредприятия — не максимизация прибыли, а производство общественного блага и реализация перераспределительной политики. Государственный долг: опасно, т.к. дестабилизирует общеэкономическую ситуацию.
44. Виды и функции налогов

Налоги как источник формирования доходов бюджета.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве

собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

2) безэквивалентность (не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств).

1) фискальная (налоги — основные поступления в госбюджет);

80% доходов — налог на прибыль, НДС, НДФЛ, ресурсные платежи, таможенные

пошлины и акцизы.

2) регулирующая (экономическая);

3) распределительная (государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в госбюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ);

4) контрольная (позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов).

Налоги — основной источник доходов государства, основная статья доходной части государственного бюджета,

Роль налогов в финансовой системе

Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства.

Читайте так же:  Когда уходят на пенсию многодетные

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Высокое значение налогов связано с несколькими обстоятельствами:

1) Налоги — основной источник доходов государства, основная статья доходной части государственного бюджета,

2) Налоги — один из основных признаков государства и условий его функционирования,

3) Налоги — средство перераспределения экономических средств по субъектам, территориям, отраслям и т.п.,

4) Налоги — важнейший элемент бюджетно-налоговой политики государства, которую оно приводит с целью сглаживания циклических колебаний, обеспечения стабильного экономического роста, борьбы с инфляцией и т.д.

Роль налогов огромна. Доля налоговых поступлений составляет более 80% всех бюджетных доходов (2000 год).

Реализация фискальной функции налогов имеет ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга. Между налогами и займами формируется противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок,

введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов. Возникает опасность становления «финансовой пирамиды», а значит, финансового краха. Наш отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО привели к дефолту и девальвации рубля в августе 1998 г.

Налоговая система как составная часть финансовой системы, принципы ее организации.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, существенно отличающиеся друг от друга. Тем не менее налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

Налоговая система — совокуп­ность

1) налогов, установленных законом; 2) принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; 3) системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законода­тельства.

Главные элементы налоговой системы:

Система налогов — совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравнен­ных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной пе­риод времени.

Налоговый механизм — понятие более объемное, чем система налогов — совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы.

Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него — механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и дру­гие элементы, связанные с исчислением налогов).

В каждой стране разрабатывается налоговая концепция, определяющая, в каких приоритетах, целях и с кого берутся те или иные налоги.

Принципы налоговых систем:

Фундаментальные (классические) принципы построения налоговых систем (А.Смит):

1) принцип справедливости (равенства) налогообложения;

2) определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок ис­числения должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);

3) удобство сроков и способов уплаты;

4) экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

В мировой налоговой теории имеются две точки зре­ния на справедливость налогов:

а) принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, нахо­дящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;

б) принципа горизонтальной справедливости — субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Специальные (частные) принципы налоговых систем:

1) ста­бильность налогового законодательства;

[1]

2) однократность взимания налогов;

3) предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности;

4) оптимальный уровень налого­вых ставок;

5) обоснованность системы налоговых льгот;

6) оптимальное сочетание налого­вых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др.

Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ.

1) Налоги устанавливаются законами.

2) Принцип всеобщности налогообложения.

3) Принцип равного налогообложения предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

4) Принцип справедливости — каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

5) Принцип соразмерности — налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

6) Равное налоговое бремя. — не допускается установление налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками, от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

7) Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование.

8) Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.

9) Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство. — ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика.

10) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

11) Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить.

12) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

13) Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 84 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

1. Налоги, как основа для формирования доходной части бюджета

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов бюджета.

Как правило, источником доходов являются налоги или плате­жи адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяется действующей систе­мой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств.

Читайте так же:  Возражение о взыскании неустойки по алиментам

Структура бюджета строится на основе бюджетной классифи­кации и состоит их следующих разделов:

— поступления от продажи основного капитала;

— поступления официальных трансфертов;

4)чистое бюджетное кредитование:

— погашение бюджетных кредитов;

5) сальдо по операциям с финансовыми активами:

— приобретение финансовых активов;

— поступления от продажи финансовых активов государства;

6) дефицит (профицит) бюджета;

7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

— движение остатков бюджетных средств.

Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, переда­ваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основе.

Налоговые поступления — налоги и другие обязательные пла­тежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан (индивидуальный подоходный налог, социальный налог, по нормативам распределения доходов, уста­новленным областным маслихатом; ряд плат и сборов).

Неналоговые поступления — обязательные невозвратные пла­тежи в бюджет, установленные законодательными актами Респу­блики Казахстан:

— доходы от коммунальной собственности, поступления от реа­лизации товаров (работ, услуг), поступления от проведения госу­дарственных закупок, организуемых государственными учрежде­ниями, финансируемыми из областного бюджета;

— штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государствен­ными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;

— официальные трансферты безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета (включая Нацио­нальный фонд Республики Казахстан).

— поступления от продажи основного капитала — государствен­ного имущества, закрепленного за государственными учреждени­ями, финансируемыми из областного бюджета.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поступления от продажи основного капитала включают де­нежные средства:

— от продажи государственного имущества;

— от продажи товаров из государственного материального ре­зерва;

— от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности или предоставления их в постоянное или временное пользование;

— от продажи нематериальных активов, принадлежащих госу­дарству.

Соотношение между отдельными категориями поступлений в местные бюджеты, в среднем по Казахстану сложилось в пользу налоговых (61,5%), из которых преобладает социальный налог (28,0%), индивидуальный подоходный налог — 16,4%, налоги на собствен­ность (на имущество, землю, на транспортные средства) — около 14%.

25. Налоги как основной источник доходов бюджета

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Иными словами, налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Виды государственных доходов

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся доходы:

от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

К федеральным налогам относят: налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость.

26. Содержание и основы классификации гос доходов, их состав и структура

Действующая в Российской Федерации система государственных и местных доходов базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);

от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

от личных доходов граждан.

В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:

доходы субъектов Федерации;

местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Как уже говорилось выше, они могут быть обязательными и добровольными.

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы:

Децентрализованные государственные (и местные) доходы —это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). 11редприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

Читайте так же:  Какой выход на пенсию в беларуси

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наиболее важные, приоритетные потребности общества для финансирования намеченных программ.

Налоги как источник формирования доходов бюджета

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Кадунова Екатерина Николаевна

студент 5 курса, юридический факультет ВятГГУ, РФ, г. Киров

Коротаева Ольга Анатольевна

научный руководитель, старший преподаватель, кафедра государственно-правовых дисциплин ВятГГУ, РФ, г. Киров

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013—2015 годах» поднималась проблема зависимости местных бюджетов от финансовой помощи федеральных и региональных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Муниципальные власти не всегда способны обеспечить основные потребности населения и действовать в его интересах, так как имеющиеся в распоряжении органов местного самоуправления финансовые средства недостаточно велики.

Согласно Отчету по мониторингу местных бюджетов на 2013 год [6, с. 3] многие местные бюджеты исполнялись с дефицитом.

Лишь часть доходов местного бюджета образуется за счет местных налогов и сборов. Согласно Отчету по мониторингу местных бюджетов на 2013 год доля земельного налога в собственных доходах местных бюджетов составила 13,2 %, а доля налога на имущество физических лиц 1,9 %. Поступления от местных налогов и их удельного веса в налоговых доходах местных бюджетов составили 15,1 %.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время за местными бюджетами закреплены налоги, формирующие только небольшую часть этих бюджетов, что вызывает необходимость в пополнении этих бюджетов путем межбюджетных трансфертов от федеральных и региональных бюджетов бюджетной системы РФ, которые представлены в виде дотаций, субсидий и субвенций. Согласно Отчету по мониторингу в общем объеме доходов местных бюджетов в 2013 году доля межбюджетных трансфертов составляла 61,1 % или 2069,0 млрд. рублей.

В настоящее время в РФ установлены два местных налога на недвижимое имущество. К ним относятся: земельный налог, регулируемый главой 31 Налогового кодекса РФ [2] и налог на имущество физических лиц, регулируемый Законом РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» [4]. Налог на имущество физических лиц на данный момент имеет очень низкое фискальное значение.

Основную причину данной проблемы законодатели видят в том, что исчисление налога на имущество физических лиц и земельного налога, производится исходя из инвентаризационной стоимости имущества, не соответствующей реальной (рыночной) стоимости объектов недвижимости.

В настоящее время государство планирует решить проблему пополнения местных бюджетов за счет реформирования налогообложения имущества физических лиц. Подготовка к данным изменениям ведется уже не первый год.

В 2015 году планируется введение налога на недвижимое имущество физических лиц, который должен будет заменить налог на имущество физических лиц и земельный налог. Предполагаемые изменения отражены в проекте Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» [3] (далее — законопроект). Однако, законопроект продолжает дорабатываться и совершенствоваться Минфином РФ совместно с Минэкономразвития РФ. Данные проект вносит в Налоговый кодекс отдельную главу, посвященную налогу на недвижимость.

Идея введения налога на недвижимость заимствована законодателем из опыта европейских стран, в которых данный налог является основным источником формирования местных бюджетов, а средства от его уплаты используются для решения социально-экономических задач, связанных с решением вопросов местного значения.

В законопроекте устанавливаются все элементы налога на недвижимость физических лиц.

Налогоплательщиками станут физические лица, имеющие в собственности недвижимость, а в качестве налоговой базы для исчисления налога предусматривается кадастровая стоимость недвижимости, которая заменит инвентаризационную стоимость, пока что являющуюся налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц.

Объектами налогообложения станут здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительства, а также земельные участки, на которых располагаются объекты капитального строительства или объекты незавершенного капитального строительства.

Налогоплательщикам будет предоставлен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м соответствующего объекта налогообложения.

По объектам налогообложения, кадастровая стоимость которых не превышает 300 млн. руб. включительно, предельные налоговые ставки составят:

· 0,1 % — по жилым помещениям, в том числе жилым домам (строениям), расположенным на земельных участках в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, а также по объектам незавершенного капитального строительства, относящимся к указанным объектам;

· 0,5 % — по объектам капитального строительства и объектам незавершенного капитального строительства, не относящимся к жилищному фонду;

· 0,3 % — по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилищным фондом, приобретенным (предоставленным) для личного подсобного и дачного хозяйства;

· 1,5 % — по прочим земельным участкам.

В рамках налогообложения престижного потребления предусмотрены повышенные ставки налогообложения (до 1,5 %) по объектам, совокупная кадастровая стоимость которых составляет более 300 млн. руб.

Законопроектом предоставлено право представительным органам муниципальных образований снижать налоговые ставки, установленные Налоговым кодексом, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Минфин указывает, что налог на недвижимость физических лиц на территории России будет вводиться по мере готовности муниципальных образований вплоть до 2018 года [5].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нагрузка на налогоплательщиков существенно увеличится. Но будут ли данные меры достаточными для выполнения главной цели введения нового налога — пополнения местных бюджетов?

На мой взгляд, положительные аспекты введения налога на недвижимость следующие: налог послужит благоустройству и развитию территорий муниципальных образований, так как является местным налогом, а введение одного налога вместо двух упростит налоговую систему и снизит затраты на администрирование. Можно предположить, что введение данного налога обеспечит его полную собираемость, так как скрыть наличие недвижимости будет проблематично.

Читайте так же:  Пенсия изменения в пенсионной реформе

Однако, присутствуют и отрицательные последствия: владельцы дорогой недвижимости, имеющие низкий доход, будут вынуждены продавать или сдавать в аренду свое имущество, так как не смогут платить налог. Также введение нового порядка расчета налога может существенно увеличить финансовую нагрузку на граждан.

Как уже говорилось выше, идея введения налога на недвижимость заимствована у европейских стран. Однако, зарубежные нормы, регулирующие взимание налога на недвижимое имущество физических лиц существенно отличаются от тех, что предусмотрены в нашем законопроекте.

Рассмотрим некоторые из них.

В России налогоплательщиком налога на недвижимое имущество будет являться собственник данного имущества, признаваемого объектом налогообложения. Но, например в Великобритании ситуация другая: данный налог взимается как с собственников, так и с арендаторов недвижимого имущества, так как объем правомочий арендатора совпадает с объемом правомочий собственника, лишь с исключением права распоряжаться объектом недвижимости [1, с. 364].

В таком подходе есть свои плюсы: расширяется круг лиц, облагаемы налогом, и, соответственно, повышаются налоговые сборы.

Имеются различия и по объекту налогообложения. В России объектами налогообложения станут здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительства, а также земельные участки, на которых располагаются объекты капитального строительства или объекты незавершенного капитального строительства. То есть, под облагаемой налогом недвижимостью понимают как земельные участки, так и здания, расположенные на земельном участке. Иная ситуация в Германии: само определение «недвижимость» в правовых актах не встречается, однако, оно определяется через противопоставление понятий «движимые вещи» и «земельные участки» [1, с. 365]. Некоторые цивилисты Германии считают, что земельный участок и расположенные на нем строения должны рассматриваться, как единое целое, и налогом должен облагаться непосредственно сам земельный участок исходя из его рыночной стоимости, без учета метража или стоимости строения. Данная тема для этой страны все еще является дискуссионной.

Такой подход представляется более обоснованным и удобным, но в условиях ухудшающейся экономической ситуации и необходимости пополнения местных бюджетов является нецелесообразным, так как налоговый сбор на основании одной кадастровой стоимости земельного участка существенно снизится.

Самым существенным отличием является различие в налоговых ставках, которые, как известно, делятся на пропорциональные (с увеличением стоимости объекта ставка остается неизменной) и прогрессивные (с ростом стоимости объекта растут ставки налога). В Великобритании на муниципальный налог распространяются прогрессивные ставки в зависимости от стоимости объекта недвижимости [1, с. 366]. В России налог на недвижимое имущество физических лиц будет прогрессивным, однако, налоговые ставки, предусмотренные в законопроекте для имущества, стоимость которого превышает 300 млн. руб., на мой взгляд, занижены.

Подведем итог. Введение налога на недвижимое имущество физических лиц является эффективной мерой в пополнении местных бюджетов, но законодатель не учитывает уровень благосостояния граждан. Если налог будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости недвижимости, то налоговая нагрузка на граждан возрастет в несколько раз. Однако, именно за счет этого данный налог должен стать важным источником формирования доходной части субъектов РФ и муниципальных образований.

Также можно предложить последовать опыту Великобритании и дополнить подготовленную проектом Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» статью 388 Налогового кодекса РФ, включив в перечень налогоплательщиков арендаторов недвижимого имущества.

Налоги как источник формирвоания бюджетов разных уровней

Курсовая — Налоги как источник формирования бюджетов разных уровней.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный университет

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра налоги и налогообложение

[2]

НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

студента группы 1345 Б

Колобова Е.А., ассистент

1. Теоретические основы налогообложения

1.1 Сущность и функции налогов стр. 5

1.2 Классификация налогов и принципы налогообложения стр. 9

2. Роль налогов в формировании финансов государства

2.1 Налоговые источники формирования бюджетов разных уровней в

Российской Федерации стр.14

2.2 Основные направления налоговой реформы стр. 25

3. Заключение стр. 32

4. Список литературы стр. 33

5. Приложение стр. 35

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.

Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Российской Федерации ее возможностями полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан — налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе. Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.

Темой курсовой работы была выбрана следующая «Налоги как источник формирования бюджетов разных уровней». Интерес с моей стороны возник не случайно. В последнее время роль налогов и сборов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства, в формировании бюджетов разных уровней существенно изменилась.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем, связанных взиманием налогов, и предложение путей совершенствования выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы. Для этого раскрывается сущность налогов, их функции, классификация, роль в формировании доходов федеральных, региональных и местных бюджетов.

1 Теоретические основы налогообложения

1.1 Сущность и функции налогов

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 90% доходной части федерального бюджета.

[3]

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. 1

Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

Читайте так же:  Организации освобожденные от налога на имущество

В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП. Примерно половину от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета. Все налоги и сборы, действующие в стране, должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог может считаться установленным только тогда, когда определен круг его плательщиков, а также установлены следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Задачи налоговой системы — обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы — фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции — ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности. Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

  1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
  2. Минимизация расходов по взиманию налогов.

Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, то есть как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.

Функции налога — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как регулируется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В экономической системе налоги выполняют 4 функции:

Исторически наиболее ранней и одновременно основной функцией налогов является фискальная. Ее содержание состоит в том, что за счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые необходимы для дальнейшего осуществления расходов (оборонных программ, социальных выплат и т. п.). Налоги являются основой доходов государства, поскольку именно они обеспечивают наибольшую часть поступлений в бюджет.

порождает меньшее недовольство в обществе, чем манипулирование прямыми налогами. Однако, оно имеет негативный социальный эффект за счет переложения налоговой нагрузки на менее обеспеченных граждан, снижает прозрачность налоговой системы и затрудняет контроль граждан над действиями государства. Перераспределительный эффект прямых налогов также не столь однозначен. Как правило, выравнивание доходов за счет применения прогрессивных налогов в масштабах всего общества весьма незначительно. Во-первых, повышение налогов, взимаемых с богатых людей, ведет к большему сокрытию доходов от налогообложения, снижению экономической активности и, следовательно, сокращению налогооблагаемой базы, в результате чего доходы государства могут не только увеличиться, но и уменьшиться. Во-вторых, даже если доходы бюджета в результате подобных мероприятий возросли, это не означает одновременный прирост социальных расходов государства, хотя может повлечь за собой сокращение расходов предпринимателей на зарплату и другие социальные цели.

Благодаря наличию стимулирующей функции налогов государство имеет возможность косвенно воздействовать на функционирование рыночной экономики с целью обеспечения ускоренного развития определенных ее секторов и отраслей. Не всегда желательный с точки зрения общества уровень производства тех или иных товаров может быть обеспечен в результате действия рыночных сил. Если товар представляет собой чистое общественное благо, данная проблема может быть решена только путем прямой организации их производства на государственных предприятиях. По отношению к смешанным общественным благам в ряде случаев достаточно лишь корректировки объема их выпуска с помощью косвенных мер. Как правило, с помощью налоговой системы достигается стимулирование следующих видов деятельности: непроизводственное строительство; осуществление затрат на развитие производства; малое предпринимательство; благотворительная и природоохранная деятельность; создание предприятий, обеспечивающих занятость для определенных категорий населения (например, инвалидов).

Стимулирующая функция реализуется с помощью системы налоговых льгот, предоставление которых увязывается с определенными признаками

налогоплательщика или объекта обложения. Налоговые льготы — это законодательно установленные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. В соответствии с российским законодательством нормы, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Это означает, что закон должен ставить в равные условия всех налогоплательщиков, относящихся к одной и той же категории или осуществляющих определенный вид деятельности. Для избирательной поддержки определенных предприятий и организаций должны использоваться не налоги, а государственные расходы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также существует контрольная функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов — явление частое.

Источники


  1. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  2. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.

  3. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
  4. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  5. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.
Налоги как источник формирования доходов бюджета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here