Налоги как источник формирования государственных доходов

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Налоги как источник формирования государственных доходов" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Налоги как источник формирования государственных доходов

Название работы: Налоги и сборы как источники государственных доходов. Роль налогов

Предметная область: Налоговое регулирование и страхование

Описание: Налоги и сборы неотъемлемый атрибут и органическая часть государства без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финансовоэкономическим фундаментом института государства который состоит в изъятии части дохода извлекаемого из потребления факторов производства в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов бюджета. Налог обязательный индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности.

Дата добавления: 2015-03-16

Размер файла: 44.13 KB

Работу скачали: 12 чел.

Налоги и сборы как источники государственных доходов. Роль налогов.

Налоги и сборы — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финансово-экономическим фундаментом института государства, который состоит в изъятии части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

В настоящее время легальное понятие налога и сбора закреплено в ст. 8 НК РФ.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам, потому что при уплате пошлины, сбора, взноса всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора состоит в покрытии без убытков, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина.

Общие признаки налога и сбора:

1) обязательность уплаты;

2) адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

3) изъятие, уплата на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

4) возможность принудительного способа изъятия;

5) осуществление контроля единой системой налоговых органов.

Разница между налогом и сбором заключается в том, что:

1) в отличие от налога сбор представляет собой взнос;

2) налог является безвозмездной формой изъятия имущества в виде денежных средств, а взнос предполагает совершение юридически значимого действия взамен его уплаты.

Наряду с этими можно выделить и различия по другим основаниям (разные плательщики, срок и порядок уплаты, санкции).

Некоторые ученые полагают, что сбор — это денежная плата, взимаемая с плательщика государственными органами за предоставление права участия или использования материальных и нематериальных объектов.

Налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения — это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т.д. То есть налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны. При выполнении общегосударственных функций важно не отнять у хозяйствующих субъектов стимула к продолжению и развитию их предпринимательской или иной профессиональной деятельности. Итак, налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены неотложными потребностями поступательного развития общества.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов бюджета и внебюджетных фондов, необходимых государству для выполнения соответствующих функций, а именно: социальной, оборонной, правоохранительной, дипломатической, управленческой, по развитию фундаментальной науки и других. Как составная часть экономических отношений налоги через финансовые отношения относятся к экономическому базису.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется, в том числе, посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Например, для развития отечественного автомобилестроения установлены высокие пошлины на импорт автомобилей зарубежного производства, что снизило их конкурентоспособность из-за повышения цен; для развития банковской системы снижены размеры подоходного налога на получаемые гражданами проценты по вкладам; с введением марок акцизного сбора усилился контроль качества спиртных напитков.

Социальное предназначение налогов состоит в том, чтобы обеспечивать общественные интересы за счет централизации части денежных ресурсов:

1) способствовать возобновлению воспроизводственных процессов;

2) обеспечивать обороноспособность и управление государством;

3) обеспечивать существование нетрудоспособных лиц и непроизводственной сферы;

4) создавать общегосударственные резервы денежных средств;

5) проводить крупномасштабные фундаментальные научные исследования и др.

Налоги оказывают влияние и на социальную структуру общества в целом. Налоги, особенно прямые, приобретают значение контрольного института, института конституционного права.

Налоги и сборы как источник государственных доходов

Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги — являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Налоги — это основной источник средств, благодаря которому осуществляется материальное обеспечение деятельности органов государственной власти. Но налогов недостаточно, государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. Главные источники формирования денежных средств, имеющихся у государства — это налоги и займы (государственные долги). При займах усиливается налогообложение, т.к. долги приходится возвращать. Государство устанавливает налог в одностороннем порядке, не заключая договор с налогоплательщиком, А в случае уклонения от его уплаты, налог взыскивается в принудительном порядке.

Читайте так же:  Заполнение квитанций на сайте налоговой

Налоги как основной источник формирования государственных доходов

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19 в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.

[1]

Государство, аккумулируя налоги в бюджете, финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

С философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, а стало быть, он есть общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи. В русском языке налог происходит от слова подать, подаяние, т.е. добровольное пожертвование средств ради общественного блага и помощи конкретному человеку.

[2]

По своей сущности налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он есть часть созданного (произведенного или полученного дохода, прибыли), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно-финансовые, публично-правовые отношения между федерацией, ее субъектами, органами МСУ и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного регулирования.

В то же время, категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой системы и, в этом значении, имеет выраженную правовую природу. Налоги порождены государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами — это прерогатива представительной (парламентской) власти. Порядок их уплаты, взимания, налогового контроля, ответственности, защиты интересов субъектов налогообложения — все они реализуются посредством правоустановительных, правообеспечительных, правонаделительных, правозащитных и правоприменительных юридических форм и процедур. Таким образом, двойственная сущность налогов определяет межотраслевую природу налогообложения (экономика, бухгалтерский учет, право), привлекает к ним научный и практический интерес экономистов, менеджеров и юристов, определяет экономико-правовую специфику налоговедения. За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков.

По мнению Черника Д.Г., налог по своей сущности, есть «…изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового определенного продукта в виде обязательного взноса» Черник Д.Г. Налоги. Практика налогообложения. — М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2008, с. 16.. В данном определении подчеркивается исключительно фискальный характер налога, который «изымается государством». Изъятие по своей юридической природе есть принудительное отчуждение имущества, однако, абсолютное большинство налогоплательщиков совершенно осознано и добровольно уплачивает налоги. На мой взгляд, неточно указан здесь и адресат налога — в пользу общества. Он изымается в пользу государства, для осуществления его функций, естественно, полезных обществу, иначе, зачем нужно государство?

Юткина Т.Ф. считает, что налог в реальном налоговом механизме — безвозвратная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом части их доходов с целью удовлетворения общественно-необходимых потребностейЮткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник Изд. 2-е, перераб., доп.. Серия: Высшее образование, 2001, с. 25.. В этом определении так же выпукло проявляется фискальная составляющая налога и неопределенность его адресата. Исследовали проблему дефиниции налога и другие известные налоговеды.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.- ст. 8.

Таким образом, в понятие «налог» вложены следующие юридические элементы: с одной стороны, это взимание денежных средств для формирования доходной части государственного бюджета; а с другой — одна из форм фискальных платежей.

Из понятия «налог» видно, что оно основано на следующих признаках платежа: обязательность и индивидуальная безвозмездность с указанием формы взимания — отчуждения принадлежащих лицам денежных средств.

По мнению законодателей, налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц.

Рассмотрим основные признаки налога. В ст. 57 Конституции РФ установлена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Следовательно, главным, определяющим признаком налога является его законность, которая предлагает, что данный платеж включен в систему налогов РФ, путем внесения его в соответствующий перечень, установленный в ст.ст. 13-15 НК РФ. Статус налога ему придан путем принятия Федерального закона Федеральным собранием Российской Федерации в порядке, определенном ст. ст. 1, 4, 5, 6, 12, НК РФ. В то же время, в содержание законности входит также соблюдение установленного порядка введения региональных и местных налогов, регулирования отдельных элементов их юридических составов, в соответствии с полномочиями, предоставленными органам власти субъектов Федерации и МСУ. (ст. 12 НК РФ).

Читайте так же:  Налог усн меньше авансовых платежей

Налоги — категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Как известно, налоги выполняют две главные функции — фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

Современная налоговая система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ.Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.. 2005. — С. 120.

Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

  • — федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • — бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • — местных бюджетов.

В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса — налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, — неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

Налоги и сборы как источники государственных доходов. Роль налогов.

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги.

Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Статья 41 БК РФ. Виды доходов бюджетов

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Большинство государственных расходов (за исключением административно-управленческих) должно стимулировать спрос на факторы производства, повышать эффективность их использования и непосредственно увеличивать их накопление в стране. В этом заключается сущность позитивной взаимосвязи налогов, обеспечивающих государственные доходы, государства, осуществляющего за счет этих доходов общественно значимые расходы, общества, улучшающего свое социальное самочувствие за счет гарантированного объема публичных благ, и экономики, формирующей базу для налогообложения и получающей за счет государственных расходов стимулы для своего развития.

Читайте так же:  Документы для оформления жилищной субсидии

Однако эта взаимосвязь не всегда бывает столь позитивна. Она бывает нейтральной, когда расходование государственных средств осуществляется неэффективно либо средства распыляются между секторами экономики, объективно не нуждающимися в них, и при этом не оказывают сколько-нибудь заметного воздействия на социально-экономическое развитие страны.

Следует понимать, что позитивный характер данной взаимосвязи начинает проявляться не столько при переходе государства к умеренному налогообложению, сколько при активности и эффективности государства в реализации социальных функций.

Ряд развитых европейских стран характеризуется высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику, обобществляя через налоги от 40 до 50% валового продукта, но при этом значительная часть налоговых изъятий (до 70%) возвращается социуму в виде широкого спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образования, культуры, различных трансфертов социального характера). В результате существенных перераспределительных процессов повышается качество жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике.

Таким образом, в современных условиях логичным будет вывод о необходимости восприятия не столько экономической, сколько социально-экономической сущности налогов. Такой подход с уверенностью можно охарактеризовать как более продуктивный для формирования толерантного отношения к ним. Если экономическая сущность налогов состоит преимущественно в прямом изъятии государством части валового продукта в свою пользу для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета), т.е. выступает как средство обеспечения расходов государства, то социально-экономическую сущность налогов следует определить как перераспределение государством определенной части валового продукта, достаточной для обеспечения всестороннего развития человека, общества и экономики.

Государственный кредит. Налоги как основной источник доходов государства

Читайте также:

  1. Cутність та умови застосування міжнародних розрахунків за допомогою акредитивів.
  2. IX. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
  3. VII этап. Формирование эффективных условий привлечения кредитов
  4. Абылай хан, как государственный деятель, политик и дипломат.
  5. Автокредит
  6. Аккредитация органа по сертификации
  7. Аккредитив
  8. Акредитація
  9. Акредитація органу з сертифікації
  10. Акредитив у міжнародних розрахунках. Форми, види та конструкції акредитивів
  11. Акредитивні розрахункові операції.
  12. Альтернативные методики оценки финансового состояния кредитной организации

Налоги как основной источник доходов государства

Налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков, они не являются санкцией. Налоги как экономическая категория выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция – основная, посредством ее образуются государственные денежные фонды. Экономическая функция означает, что налоги как инструмент распределения и перераспределения способны оказывать сильное воздействие на производителей, население, платежеспособный спрос. В настоящее время за счет налогов формируется около 80 процентов доходов бюджета.

За годы существования Республики Беларусь в ней оформилась национальная налоговая система, представляющая собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и других обязательных отчислений, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Существует достаточно большое количество признаков, на основании которых налоги относятся к различным классификационным группам. Прежде всего, они подразделяются на прямые и косвенные. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юридический и фактический плательщики в данном случае совпадают. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на доходы, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с граждан. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, по ним юридический и фактический плательщики не совпадают. В Беларуси основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Налогообложение в Республике Беларусь регулируется законами о налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, о государственной налоговой инспекции, пакетом законов о конкретных налогах, декретами и указами Президента в связи с введением новых налогов и сборов, а также предоставлением налоговых льгот.

С позиций права государственный кредит представляет собой урегулированные правовыми нормами отношения по поводу привлечения денежных средств предприятий и населения для финансирования государственных расходов, не покрываемых налоговыми поступлениями.

Государственный кредит выступает в трех видах:

· займов Правительства у Национального банка;

· государственных ценных бумаг;

Размер заимствования Правительства у Национального банка регулируется законом о бюджете на новый финансовый год. Выпуск ГКО и ГДО регулируется постановлениями Совета Министров. Привлечение иностранных источников регулируется законодательством о внешнем государственном долге, соглашениями с правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Государственный кредит имеет ряд существенных отличий от банковского кредита. Если в отношениях по банковскому кредиту кредитор и заемщик – равные стороны, то в отношениях по государственному кредиту такого равенства нет. Несмотря на то, что государство является заемщиком, оно всегда имеет верховенство над кредитором. Государство устанавливает условия займов, оставляет за собой право вносить в них изменения, не согласовывая свои действия с кредитором. Кредиторы не могут принудить государство к выполнению своих обязательств, и лишены возможности прибегнуть к административному или судебному порядку защиты своих прав и законных интересов.

Обращение государства к заимствованию на внутреннем финансовом рынке приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами, оформленная срочными долговыми обязательствами.

В том случае, если заимствование осуществляется на внешних финансовых рынках, образуется внешний государственный долг, под которым понимается совокупность финансовых обязательств Правительства иностранным кредиторам по займам, предоставленным ему либо под его гарантии, подлежащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях.

Внутренний и внешний государственный долг в Республике Беларусь регулируется одноименными законами, принятыми соответственно в1993 г. и 1998 г.

[3]

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 717 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте так же:  Образец заявления на получения накопительной пенсии

Налоги как источник формирования государственных доходов

НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Зобкова Анастасия Владимировна

Коростелева Ксения Михайловна

студенты 3 курса, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

Докальская Вера Калиновна

научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов, ведь их возникновение обусловлено становлением государственности. На сегодняшний момент государственное устройство неразрывно связано с налоговой системой, поэтому его изменение коренным образом влияет на систему. Общеизвестно, что еще ни одно государство в мире не смогло обойтись без налогов, которые необходимы для выполнения функций — удовлетворения коллективных потребностей, обусловленных необходимостью определенной суммы денежных средств, которая может быть собрана посредствам налогов.

Бюджеты многих стран в основном формируются за счет поступлений, полученных от взимания налогов. На протяжении последних столетий менялась роль тех или иных налогов в формировании бюджетов. Одним из основных источников налоговых доходов государственных бюджетов стран в настоящее время стал подоходный налог с населения. Посредством этого налога государства перераспределяют до 45 % ресурсов государственного бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80—90 % [3].

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц [1]. Налоговые системы стран базируются на соответствующем законодательстве, устанавливающем определенные методы построения и взимания налогов, а также конкретные элементы налогов.

Так, неотъемлемой частью экономики любой станы мира являются налоги, играющие решающую роль в процессе перераспределения ВВП и НД, вне зависимости от политического устройства государства. У каждой налоговой системы есть свои особенности, обус­ловленные характером ее развития, состоянием экономики страны, националь­ными традициями, общественной психологией, но в основном она на организационной основе, которая позволяет ей функционировать с наименьшими издержками как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

Представим сравнительную характеристику налогов поступающих в бюджет России и в страны: США, Франция, Казахстан. Они были выбраны по принципу схожего государственного устройства — Федеративная республика, противоположному — Унитарная республика, и страна, входящая в СНГ, соответственно.

Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. К налоговым доходам относятся: налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины, сборы.

Федеральный бюджет РФ более чем на 90 % формируется за счет налогов. Основными налогами, перечисляемыми в бюджет страны, являются: НДС, который составляет примерно 45 % всех налоговых поступлений в бюджет государства и акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, каждый из которых составляет примерно по 15 % [3].

Коллегия налоговой службы подвела итоги работы в 2013 году, по которым в консолидированный бюджет РФ в минувшем году поступило 11,3 триллиона рублей, что на 3,4 % больше, чем в 2012 году. Прирост зафиксирован, несмотря на заметное ухудшение макроэкономических показателей: рост ВВП в 2013 году замедлился с 3,4 % до 1,3 %, промышленности — с 2,6 % до 0,3 %, а сальдированный финансовый результат компаний снизился на 15,6 % на фоне роста убытков в 1,6 раза. Все эти факторы в итоге сократили сборы двух из четырех бюджетообразующих налогов — это налог на прибыль и НДС. А компенсировать данный недобор удалось за счет роста двух других налогов — НДФЛ, которого собрано на 10,5 % больше, чем годом ранее и НДПИ — на 4,7 % больше, чем в 2012 году. Кроме того, сборы акцизов в 2013 году выросли на 22 %, имущественных налогов — на 15 % [6].

В США главным источником финансовых поступлений в федеральный бюджет страны являются налоги, взимаемые с экономически активного населения, одновременно представляющие собой важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих уровням власти:

· верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

· среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

· нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного само управления, поступающие в местные бюджеты [4, с. 88—91].

К числу основных налогов США относят: налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами и корпорациями; налог на социальное обеспечение (взнос); налог на имущество юридических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, которые взимаются только на уровне штатов и местных органов власти; акцизы. Также в США отсутствует налог на добавленную стоимость, являющийся одним из ведущих у большинства стран Европы.

Большую часть поступлений в федеральный бюджет составляет налог на доходы физических лиц или подоходный налог, плательщиками которого являются резидентов и нерезиденты США. Ставка данного налога увеличивается пропорционально росту дохода в диапазоне от 10 % и почти до 40 % [7, с. 35].

Плательщиками корпорационного налога в США являются местные организации, созданные по закону страны, а также иностранные организации и иные юридические лица. Максимальным значением, по которому взимается данный налог, является 35 %. Анализ данного налога в динамике и в сравнении с другими немало важными налогами страны можно проследить на графике [8].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что налоговая система США не ориентирована на формирование бездефицитного бюджета, так налоги страны являются одними из самых низких среди индустриально развитых стран, ведь их доля составляет 28 % ВВП, тогда как в среднем в других государствах этот показатель достигает 38 % [7, с. 35].

Рисунок 1. Доля корпоративного налога США с 1934 года по 2012 год [8]

Французская налоговая система состоит из совокупности своеобразных налогов и сборов, а также обладает стабильным перечнем взимаемых налогов и сборов, и их применения. Ставки налогов во Франции пересматриваются ежегодно, учитывая экономическую ситуацию и направления экономико-социальной политики государства.

Читайте так же:  Пенсионная реформа в россии свежие новости

Денежные средства, получаемые от налогов, являются главным источником формирующим доходы бюджета страны. Они обеспечи­вают более 90% его доходной части. В налоговой системе Франции преобладают косвенные налоги, а 50 % от косвенных налогов составляют НДС.

Французская фискальная политика построена с учетом строгого деления системы сборов, идущих в центральный бюджет и местные платежи, составляющие 30 % от общего налогового бремени страны. В последнее время правительство Франции с целью сокращения дефицита бюджета страны проводит политику отмены налоговых льгот для крупных предприятий и повышения нагрузки для юридических лиц и состоятельных французов [7, с. 36].

Значительную долю бюджета Казахстана в 2012 году составил корпоративный подоходный налог, составивший 37,5 %, и НДС, на долю которого пришлось 30,3 % [7, с. 36]. Налогооблагаемый доход по корпоративному подоходному налогу страны, ставка по которому в 2013 году составляет 20 %, а к 2014 году планируется ее снижение до 15 %, представляет собой разницу между совокупным годовым доходом и расходами налогоплательщика, разрешенными к вычету [5].

Данный налог в Казахстане подлежит уплате с учетом прогрессивной шкалы ставок от 5 % до 20 %, применяемой к зависимости от размера полученного годового дохода. Однако данная шкала ставок не применяется в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей, облагаемых по ставке 15 %. При этом в Казахстане отсутствует всеобщее декларирование доходов физических лиц.

Также значительную роль в формировании доходной части бюджета страны играет налог на добавленную стоимость, ставка которого на сегодняшний момент составляет 12 %.

Ориентируясь на получение максимальных денежных поступлений в государственный бюджет, с одновременным созданием благоприятных условий для работы инвесторов и их восприятия Казахстана как государства со стабильным фискальным режимом, особое внимание уделяется налогообложению недропользователей. В настоящее время значительную часть поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет обеспечивают крупные налогоплательщики, такие как нефтяные предприятия, предприятия горнорудного сектора, обрабатывающей промышленности и другие недропользователи [4, с. 273—276].

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что в большинстве стран мира большую часть доходов бюджета страны формирует поступления от налогов и сборов.

Структура доходной части бюджетов стран за 2012 год

ТЕМА 4. Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов

Налоги как основной источник доходов бюджетной системы представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государ­ства и муниципальных образований.

Признаками налогов являются:

¾ императивность, т. е. предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа;

¾ смена собственника (доля частной собственности, выраженная в денежной форме, становится государственной или муници­пальной, создавая бюджетный фонд);

¾ безвозвратность, т. е. налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются определенному плательщику;

¾ безвозмездность (уплата налогов не дает плательщику матери­альных, хозяйственных или иных прав);

¾ денежная форма (налоги уплачиваются только в денежной форме; они не могут уплачиваться в натуральной форме, например продуктами);

К методам налогообложения относятся исчисление

¾ в твердых абсолютных суммах с единицы объекта;

¾ путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу;

2) фиксированной процентной ставки к цене реализации.

Основными способами взимания налогов являются:

1) изъятие налога:

¾ у источника выплаты дохода, т. е. налог уплачивается субъ­ектом до получения дохода;

¾ в процессе расходования доходов (например, при совершении покупок);

1) кадастровый, при котором используется реестр, содержащий пе­речень типичных объектов. В основе данного способа заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению;

2) декларационный, при котором изъятие налога осуществляется после получения дохода субъектом и предоставления им дек­ларации о всех годовых доходах;

3) административный, т. е. изъятие налога осуществляется нало­говыми органами после определения ими вероятного размера ожидаемого дохода и вычисления подлежащего к уплате налога.

Налоги классифицируются по следующим основаниям:

1) по периодичности взимания — на налоги:

2) по объекту обложения — на налоги:

¾ за выполнение определенных действий;

¾ на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу;

3) по видам налогоплательщиков — на налоги:

¾ с юридических лиц;

4) по механизму изъятия:

¾ на прямые, взимаемые непосредственно с налогоплательщика;

¾ косвенные (на обращение и потребление), взимаемые в виде фиксированной добавки к цене с покупателя, выступающего носителем налога;

5) по порядку отражения в бухгалтерском учете — на налоги:

¾ относимые на себестоимость; на увеличение цены товара; финансовый результат;

¾ уплачиваемые с чистой прибыли;

6) по уровню органа государственной власти — на налоги:

7) по характеру использования:

¾ на общие, поступающие в бюджеты бюджетной системы;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

¾ целевые, поступающие во внебюджетные фонды.

Источники


  1. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

  3. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
  5. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
Налоги как источник формирования государственных доходов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here