Налоговая предупреждает о выездной проверке

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Налоговая предупреждает о выездной проверке" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Налоговая предупреждает о выездной проверке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Если сотрудники налоговых органов приехали на выездную проверку без предупреждения, может ли организация отказаться предоставить документы по требованию сотрудников инспекции?

Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Не установлены и сроки для вручения налогоплательщику принятого решения о ее проведении. Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают в момент прихода проверяющих (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/[email protected], письмо ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853).

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив продукт
«Советы экспертов. Проверки, налоги, право».
Оставить заявку

Вместе с тем, доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика возможен лишь при предъявлении ими служебных удостоверений и указанного решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

При этом налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Для получения доступа к подлинникам документов налогоплательщику вручается уведомление.
Необходимые для проверки документы также могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (абз. 2 п. 12 ст. 89 НК РФ). Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий или в электронной форме по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Отметим, что возможность произвести выемку необходимых документов в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки прямо установлена в п. 4 ст. 93 НК РФ.

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
В соответствии со ст. 92 НК РФ осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, указанная в абзаце первом настоящего пункта, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Материал подготовлен на основе рекомендаций, предоставленных в рамках линии экспертной поддержки «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

Налоговая предупреждает о выездной проверке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации наступил срок окончания выездной налоговой проверки. Налоговая инспекция направила по телекоммуникационным системам связи решение о возобновлении выездной проверки, но решение о приостановлении в организацию не приходило.
По словам налогового инспектора, сказанным по телефону, при отправке решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки по телекоммуникационным канал связи произошел сбой. Решение о приостановлении будет отправлено налогоплательщику в день, следующий за днем отправки решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик хочет обжаловать решение о возобновлении проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении проверки.
Обязан ли налоговый орган известить руководителя предприятия о приостановлении выездной проверки?
Если да, то в какой момент организация должна опротестовать нарушенную процедуру?
Если решение налоговой отменят и проверка будет считаться законченной, вправе ли они вторично проверить этот же период?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Решение о приостановлении выездной налоговой проверки должно доводиться до проверяемой организации.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик может обжаловать решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении выездной налоговой проверки, но, поскольку НК РФ не установлен срок для вручения таких решений, мы не можем исключать вероятности того, что жалоба будет оставлена без удовлетворения.
Судебная практика исходит из того, что факт более позднего вручения решения о приостановлении выездной налоговой проверки, чем дата его вынесения, не является существенным нарушением процедуры и обычно не рассматривается как основание для отмены решения по результатам выездной налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

18 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Инспекция не обязана сообщать налогоплательщикам о причинах продления выездной налоговой проверки

Fotofabrika / Depositphotos.com
Читайте так же:  Исковое заявление для получения пенсии

На налоговые органы не возложена обязанность по доведению до проверяемых лиц обоснования причин и исключительности причин для продления проверки. Суд кассационной инстанции поддержал такой вывод апелляции (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 ноября 2018 г. № Ф02-4973/18 по делу № А19-853/2018).

В рассматриваемой ситуации в ходе проведения выездной налоговой проверки у инспекции возникла необходимость в продлении ее сроков. Сначала срок проверки был продлен до четырех месяцев, а впоследствии – до шести. Однако организация подала жалобу в ФНС России в связи с продлением проверки во второй раз, и не получив ответа, обратилась в суд. Напомним, что налоговый орган вправе продлить срок выездной проверки до шести месяцев лишь в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса).

Суды первой и апелляционной инстанции поддержали налоговиков, так как основанием для продления проверки до шести месяцев послужила необходимость установления фактической транспортной схемы движения товара, полного состава ее участников, стоимости транспортировки товаров, уточнения ранее представленной неполной информации, и, как следствие, получение ответов на запросы в иностранные государства, предоставление которых занимает длительный период времени.

Может ли проверка ККТ проводиться одновременно с выездной налоговой проверкой? Узнайте из материала «Налоговые правонарушения, отражаемые в акте выездной налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом основания для продления проверки не имели формального характера и признаны достаточными с учетом объема документов, статуса налогоплательщика, действий налогового органа по получению информации. По результатам рассмотрения дела суд оставил кассационную жалобу налогоплательщика без удовлетворения, а решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда – без изменений.

Систематизация бухгалтерии

Статьи, обзоры, комментарии экспертов

Уведомление о налоговой проверке

Service Temporarily Unavailable

Выездная налоговая проверка: минимизируем негативные последствия

Выездная налоговая проверка — очень ответственное мероприятие. Бухгалтер волнуется, чтобы все прошло хорошо, и старается угодить ревизору. Пользуясь этим, инспекторы часто превышают свои полномочия. Не позволяйте им этого делать, помните: проверяющий не всемогущ, его права и обязанности строго регламентированы.

Визит на предприятие представителей ИФНС — событие для ее руководителя и главного бухгалтера малоприятное. Ведь рядовым инспекторам до сих пор спускают пресловутые планы по сбору налогов, и они просто боятся покинуть предприятие «с пустыми руками». Но паниковать не стоит: бухгалтерам вполне по силам, используя промахи самих же налоговиков, либо не допустить проведение проверки вообще, либо минимизировать ее негативные последствия.

Не пускайте на порог

К счастью, неожиданный визит проверяющих практически исключен. Если же инспекторы пришли без предупреждения, стоит задуматься, не подосланы ли «казачки».
Прежде всего поздоровайтесь. Затем попросите людей, представляющихся налоговыми инспекторами, показать свои удостоверения. Если они откажутся, можете вежливо попрощаться и не пускать их на территорию: возможно, это вовсе не сотрудники ФНС, а люди конкурентов.
Настоящий инспектор обязан предъявить вам удостоверение. Кроме того, он заблаговременно предупредит о своем визите по телефону, чтобы вы успели приехать, ознакомиться с решением о проведении выездной проверки и подписать требование о представлении документов. Не спешите ставить подпись. Очень внимательно, без всякой спешки ознакомьтесь с содержанием решения. Особое внимание обратите на имена, фамилии и отчества инспекторов, перечисленных в решении о проведении выездной проверки в составе проверяющей группы, их должности и классные чины. Впоследствии, когда вас посетит проверяющая группа, сравните данные из предъявленных удостоверений с теми, которые вы видели в решении о проведении выездной налоговой проверки. Инспекторов и сотрудников правоохранительных органов, не перечисленных в решении, к проверке можно не допускать.

Изучите решение

Не отдавайте оригиналы

Важно! Копии требуемых налоговой документов нельзя подшить и заверить все вместе. На каждой копии нужно поставить отметку «верно», печать, подпись, фамилию, должность и дату (Письмо Минфина России от 30.11.2010 N 03-02-07/1-549, Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09).

В то же время при необходимости инспектор имеет право ознакомиться с подлинниками документов.
Возьмите на заметку основные правила:
— не представляйте копии документов, которые уже были направлены в налоговые органы ранее, за исключением возвращенных подлинников (п. 5 ст. 93 НК РФ);
— не отдавайте оригиналы документов налоговому инспектору «на вынос», если вы создали все условия для проведения проверки у вас в офисе;
— не разрешайте налоговикам смотреть вашу бухгалтерскую программу. Давайте им читать только распечатанную бумажную форму документов;
— не представляйте документы, которые не указаны в требовании.
Ревизоры могут изъять подлинники, если не получат копий или полученных копий для проверки недостаточно, а также из обоснованных опасений, что оригиналы уничтожат, исправят или подменят. Основанием является постановление о выемке. При этом сотрудник налоговой не имеет права истребовать или изъять документы или предметы, не имеющие отношения к проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Избавьтесь от посторонних

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Если организация не может предоставить помещение проверяющим, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). При этом можно наградить ревизоров сумками с копиями документов и проводить их обратно в инспекцию — пусть проверяют в привычных условиях. А сотрудники компании в это время продолжат работу в обычном режиме, не отвлекаясь на просьбы проверяющих.
Но для этого придется придумать, почему выездная налоговая проверка не может проводиться на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

На заметку. Особые правила! Чтобы воспользоваться возможностью проведения выездной проверки вне офиса, придется придумать, почему ее нельзя проводить на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

Если же в просьбе провести проверку на территории налоговой инспекции вам отказали, предоставьте проверяющим для работы отдельное помещение.
В последний день проверки инспекторы составляют справку об окончании выездной налоговой проверки. После ее вручения налоговики не имеют права требовать документы и находиться на территории налогоплательщика.
В дальнейшем отказывать инспекторам будет уже не в чем. Можно будет лишь оспаривать доводы налоговых органов в возражениях на акт или уже в суде после вынесения решения о привлечении.

Контролируйте сроки

Налоговая оптимизация, Выездная проверка, Налоговые проверки

Уведомление о налоговой проверке

Что такое налоговая проверка? Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Формы налогового контроля указываются в статье 82 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налоговая проверка – это процессуальное действие. Данное действие выполняется налоговым органом. Налоговый орган следит за правильностью исчисления налогов, а также своевременностью и полнотой их уплаты. По сути, налоговая проверка – это сопоставление предоставленных налоговому органу заполненных деклараций с фактическими данными, имеющимися в проверяемой компании.

Читайте так же:  Узнать о возврате подоходного налога

Действия налоговых органов регулируются главой 14, статьей 31 Налогового Кодекса РФ. Стоит отметить, что, согласно действующему закону, уведомление о налоговой проверке (если она камеральная) не направляется. Если же она выездная, то уведомление должно вручаться бухгалтеру организации лично. Возможны и другие варианты: зачастую налоговые органы звонят и сообщают о необходимости забрать уведомление самостоятельно. Выездная проверка подразумевает, что все действия по контролю над правильностью исчисления налогов в организации, подвергаемой проверке, их своевременностью и полнотой проводятся на территории проверяемого налогоплательщика. Камеральная налоговая проверка может длиться, как правило, до трех месяцев. Данный срок может быть продлен до шести месяцев и даже до года в том случае, если в руки налогового органа подпадает информация, в корне меняющая положение проверяемого налогоплательщика.

Стоит отметить, что перечни проверяемых налоговым органом документов могут отличаться в зависимости от вида проверки. Действия налоговых органов также ограничены списком полномочий для определенных видов проверок и зависят от них. К правомочиям налоговых органов может относиться доступ на территорию налогоплательщика, инспекция документов, их изъятие (или, другими словами, выемка), экспертиза и т. д.

Помимо выездных, проверки бывают встречными и камеральными. До введения термина «выездная налоговая проверка» данные проверки назывались документальными. Тем не менее, данные понятия вряд ли являются взаимозаменяемыми. Особенностью выездной проверки является то, что она проводится на территории ли в помещениях налогоплательщика, а особенностью документальной – что инспектируется первичная бухгалтерская документация и учетные регистры. Встречная проверка является частью выездной и камеральной проверки.

Как пережить выездную налоговую проверку

Камеральные проверки проводятся в налоговом органе, а не на территории налогоплательщика. Считается, что камеральные проверки являются одним из надежных источников пополнения бюджета. К видам камеральных проверок относятся формальная, арифметическая и нормативная проверка.

Если возвращаться к вопросу об уведомлениях, то они могут высылаться налогоплательщику и после проведения проверки. Это касается тех случаев, когда присутствие налогоплательщика необходимо на заседании по рассмотрению материалов проверки.

Вам также может быть интересно:

Выплата по страховому случаю

В попытке навести порядок на страховом рынке страны Центральный банк России начал отзывать лицензии у страховых компаний, ведущих рискованную финансовую политику. Как в таких случаях…

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке

Содержание статьи

Сотрудники ФНС в соответствии с Налоговым кодексом имеют право проводить два вида проверок: выездные и камеральные.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с налоговой проверкой, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Особенности проведения выездной проверки

Перед тем как провести выездную проверку, сотрудники налоговой должны иметь на руках соответствующее решение руководителя ФНС или его заместителя. После этого у налогоплательщика возникает резонный вопрос: должна ли налоговая предупреждать о проверке? Ответ на этот вопрос дает ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Согласно ей в своем решении о проведении выездной проверки ФНС обязана предупредить налогоплательщика, каких именно налогов будет касаться проверка и в течение какого срока она будет происходить.

Пункт 3 ст. 93 НК РФ обязывает налоговый орган указать в уведомлении о предстоящей выездной проверке список документов, которые должны быть представлены плательщиком налога. На их подготовку ему будет дано 10 суток.

Основания для выездной проверки

Форма решения руководителя ФНС о проведении такого мероприятия предусмотрена Приложением 3 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-2/[email protected] от 08.05.2015 г. Выездная проверка проводится по местонахождению компании, как это предусматривает абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ.

[1]

Важно! Если компания является крупным плательщиком налогов, то ФНС вправе назначить проверку по месту постановки на учет, а не по месту нахождения.

[3]

Критерии выбора компании, в которой будет проводиться выездная проверка

Налоговый кодекс не устанавливает конкретных критериев, которыми должна руководствоваться ФНС при выборе компании для проверки. Тем не менее существует разработанная руководством ФНС РФ Концепция системы планирования выездных проверок. В соответствии с нею установлены критерии, по которым осуществляется отбор компании для выездной проверки.

Чем может руководствоваться ФНС

К критериям отбора относятся показатели деятельности компании или те обстоятельства, при наличии которых плательщик налога попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Если, к примеру, компания часто меняет юридический адрес или отражает в своих отчётах несколько лет подряд постоянные убытки, то это будет являться основанием для назначения выездной проверки.

Заметим, что точное число критериев, которые станут основанием для включения организации в план проверок, Концепция не определяет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важно! Инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

К основаниям проверки можно также отнести информацию, которая была подготовлена ранее комиссиями по легализации налоговой базы, созданными при ФНС. Среди дополнительных критериев и участие компании в действующем региональном инвестиционном проекте, который предполагает специальные налоговые льготы. Сотрудники ФНС могут захотеть убедиться в правомерности применения таких льгот в отношении участников проекта.

Если ваша компания получила уведомление о проведении выездной проверки, то не стоит паниковать и готовить все имеющиеся документы. Следует обратиться за помощью к квалифицированным юристам в области проведения таких мероприятий. Они дадут консультации, помогут собрать нужные документы и сделают все возможное, чтобы по результатам проверки компания избежала налоговых санкций.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Должна ли налоговая уведомлять о проверке в магазинах

Если, к примеру, компания часто меняет юридический адрес или отражает в своих отчётах несколько лет подряд постоянные убытки, то это будет являться основанием для назначения выездной проверки. Заметим, что точное число критериев, которые станут основанием для включения организации в план проверок, Концепция не определяет. Важно! Инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них. К основаниям проверки можно также отнести информацию, которая была подготовлена ранее комиссиями по легализации налоговой базы, созданными при ФНС. Среди дополнительных критериев и участие компании в действующем региональном инвестиционном проекте, который предполагает специальные налоговые льготы. Сотрудники ФНС могут захотеть убедиться в правомерности применения таких льгот в отношении участников проекта.

Читайте так же:  Хочу подать на алименты в браке

Должна ли ифнс предупреждать о проверке

  • Что проверяет выездная налоговая проверка?
  • Налоговая проверка в магазине
  • Что делать, если неожиданно пришла налоговая проверка
  • К нам пришли
  • Интернет-магазин как — объект налоговой проверки
  • Как происходит налоговая проверка ИП?
  • Насколько часто налоговая инспекция может проверять магазин?
  • Бизнес форум
  • Что делать если в магазин пришла проверка
  • Как часто проверяют налоговые организации интернет- магазины?
  • Плановая налоговая проверка в магазине
  • Спи спокойно: Что делать владельцу интернет-магазина при налоговой проверке
  • Что делать, если к вам пришла проверка?

Что проверяет выездная налоговая проверка? Документами, на которые обращает пристальное внимание камеральная проверка, являются налоговые декларации, бухгалтерские документы и т.

д.

Post navigation

Дополнительно налоговые инспекторы могут потребовать предоставление таких документов, как расчетно-платежные ведомости по средствам ФСС, сведения о численности и заработной плате работников, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ и др.

Москва Ответы юристов (4) Добрый день, Мария В налоговом законодательстве нет конкретного перечня документов, которые могут быть истребованы налоговыми органами при выездной проверке.

Кто и как проверяет предпринимателей?

Конкретно — что за «проверка» и на основании чего? Какие документы предъявлены? Best regards, Михаил Ответить с цитированием Вверх ▲ 13.02.2013, 15:34 #3 Удостоверение и акт .
Суть такая: «Контрольный отдел № составил акт о проверке требований ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ о применении ККТ.
В соответствии со ст.7-ФЗ должностные лица……… на основании поручения №40 от 13.02.

проведена проверка магазина по адресу (( ИП-арендодатель зарегистрированный по адресу) . Вприсутствии свидетеля ……..(продавца) Проверкой установлено , что сделана контрольная закупка туалетной бумаги на сумму 40 рублей.
По требовнаию проверяющих был выдан товарный чек, не соответсвующий требованию ст.2 параграфа 2.01 закона 54-ФЗ о применении ККТ Ответить с цитированием Вверх ▲ 13.02.2013, 15:50 #4 По мнению налоргов — КоАП-14.5-2.

Линия прямых обращений

Как происходит налоговая проверка ИП? НК РФ установил два вида проверок, отличающихся по результатам финансовой, производственной деятельности, месту, способу осуществления, к которым относятся: камеральная, результаты финансово-хозяйственных операций только за отчетный период; выездная, совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трех лет, предшествующих текущему году.
Камеральная ИП подает отчетность в налоговую инспекцию, именуемую декларацией, по которой проводится камеральная проверка.

Она сводится к проверке: своевременности подачи декларации; правильности и четкости заполнения бланка, в которой приведена форма декларации; достоверности и полноты сведений, которые были представлены в налоговой декларации; точности осуществленных расчетов по исчислению налога, выявление ошибок и неточностей в расчетах; отчетности по бухгалтерскому учету.

Налоговики раскрыли секреты некоторых типов налоговых проверок

Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Налоговая не информировала о начале проверки ип и причинах, правомерно ли это?

Например, статьей 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.В соответствии с нормами статьи 10 Закона N 294-ФЗ проверки проводятся по письменному согласованию с органами прокуратуры.

Уведомлять о переносе выездной проверки в налоговую будут по новой форме

ФНС составила еще ряд форм, которые будут использовать налоговики в работе. Эти формы являются не обязательными, а рекомендуемыми. В их числе:

  • уведомление о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа;
  • сообщение о несоответствии фактически представленных налогоплательщиком документов (информации) истребуемым;
  • постановление о привлечении специалиста (переводчика);
  • приглашение в налоговый орган для получения документов;
  • решение о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки;
  • решение о продлении выездной проверки. Кстати, недавно введены новые основания для продления – например, препятствование доступу налоговиков (одновременно утверждено 58 обязательных форм документов, используемых налоговиками, некоторые из них – совершенно новые);
  • решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки;
  • повестка о вызове на допрос свидетеля;
  • и другие.

Новые формы будут применяться по мере их реализации в прикладной подсистеме «Контрольная работа» АИС «Налог-3» (письмо от 15 января 2019 г. N ЕД-4-2/[email protected]).

Проведение выездной налоговой проверки: ответы на часто задаваемые вопросы

Дата публикации материала: 19.08.2019

Последнее обновление: 19.08.2019

В нашей новой статье мы собрали самые популярные вопросы, связанные с проведением выездных проверок и дали на них развернутые ответы. Надеемся, эта информация будет вам полезна!

Если у вас останутся вопросы, вы всегда можете воспользоваться бесплатной консультацией специалистов «ЦентрСовета».

Что такое выездная налоговая проверка?

Итак, что понимается под термином «выездная проверка»? С точки зрения права ВНП – это проверка соблюдения налогового законодательства, которая проводится не в налоговой инспекции, а на территории налогоплательщика.

Как это происходит на практике? В большинстве случаев выездная проверка мешает работе компании, поскольку подразумевает отвлечение сотрудников от выполнения их должностных обязанностей, представление и массовое копирование документов, использующихся в производственной деятельности, и ряд других отвлекающих моментов.

Обратите внимание! В том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится в ИФНС.

Кто проводит выездную налоговую проверку?

Как и в случае с камеральными проверками, обязательство по проведению ВНП возложено на уполномоченного налогового инспектора ИФНС в соответствии с его служебными обязанностями.

Чем выездная проверка отличается от камеральной?

Между двумя основными видами налоговых проверок есть несколько существенных различий:

Камеральная проверка

  • Проводится на территории инспекции ФНС;
  • Ограничивается изучением отчетных документов;
  • Проводится в течение 3 месяцев.

Выездная проверка

  • Проводится на территории проверяемого предприятия;
  • Предполагает изучение широкого спектра документов, а также содержания различных финансово-хозяйственных операций;
  • Проводится в течение 2 месяцев.

Как узнать о выездной налоговой проверке?

Должен ли налоговый орган уведомить организацию о выездной проверке? Можно однозначно ответить, что нет. Действующее законодательство не предусматривает обязанности предупреждать налогоплательщиков о том, что к ним придут с проверкой. Однако, как показывает практика, ВНП без предупреждения проводятся крайне редко — в большинстве случаев сотрудники ИФНС заранее оповещают бухгалтерию о предстоящей проверке.

Читайте так же:  Задолженность по алиментам по фамилии должника

Исключения встречаются только в тех случаях, когда у налоговых органов есть основания полагать, что компания может скрыть или уничтожить документы, подтверждающие совершение экономических или иных преступлений.

В какой срок проводится выездная проверка?

Как уже было сказано выше, выездная налоговая проверка должна быть проведена в течение 2 месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки. Однако из этого правила есть исключения — в некоторых случаях срок ВНП может быть продлен до 4 или 6 месяцев. Например:

  • Если организация является крупным налогоплательщиком;
  • Если у организации имеется несколько обособленных подразделений;
  • Если объем документации не позволяет проверить все за более короткое время.
  • Если на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другое чрезвычайное происшествие.

Как проводится выездная проверка?

Согласно Письму ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Таким образом, если вы узнали о предстоящей налоговой проверке, следует быть готовым, что ИФНС запросит следующие документы:

  • Акты выполненных работ;
  • Акты приема-передачи;
  • Банковские и кассовые документы;
  • Бухгалтерская отчетность организации;
  • Книги покупок и продаж;
  • Книги учета доходов и расходов;
  • Накладные;
  • Налоговые декларации;
  • Приказы об учетной политике;
  • Путевые листы и перевозочные документы;
  • Регистры бухгалтерского учета;
  • Регистры налогового учета;
  • Счета-фактуры и журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;
  • Учредительные документы организации.

Какие периоды могут проверить?

В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий 3 лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Как обжаловать результаты выездной проверки?

Если вы не согласны с результатами выездной налоговой проверки, вы имеете право обжаловать решение налогового органа в досудебном или судебном порядке. Как это правильно сделать? Подробную инструкцию можно найти в нашей статье Обжалование налоговой проверки: советы юриста по налоговому праву.

Как узнать о выездной налоговой проверке

Бухгалтеры, как и представители других профессий, всегда предпочитают заранее готовиться к предстоящим проверкам и инспекциям. В этой небольшой статье мы познакомим читателя с тем, как должно быть организовано оповещение о проверке с точки зрения законодательства, и порассуждаем о том, как узнать, когда будет выездная налоговая проверка.

Что говорит закон

Выездные проверки организуются сотрудниками налоговых служб непосредственно на рабочем месте налогоплательщика, и для их проведения никаких разрешений не предусмотрено. За редким исключением, например, тогда, когда плательщик налогов не имеет возможности предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Решение о проведения выездной проверки принимает руководитель инспекции по налогам и сборам. Цель таких проверок – выполнение комплексного анализа разного рода показателей работы организаций и предприятий, оценка качества ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, налоговых рисков.

Как правило, проверка начинается с даты, когда руководитель налоговой инспекции принял решение о ее проведении.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности предупреждать налогоплательщиков о том, что к ним придут налоговики. Однако сотрудники налоговых служб предпочитают заранее оповещать бухгалтерии о предстоящей проверке. Делают они это или по телефону, или путем отправки письма. Прецеденты, когда налоговые инспекторы приходят с проверкой внезапно, случаются крайне редко, потому что такая практика невыгодна самим налоговикам.

Кроме того, в самом ведомстве имеется рекомендация (письмо ФНС № АС-4-2/13622), которая говорит о желательности предварительного оповещения о выездной проверке путем отправки соответствующего решения. Факт ознакомления должен подтверждаться отметкой работника бухгалтерии о получении документа. Исключения возможны лишь в том случае, если у налоговиков есть основания полагать, что компания может скрыть или уничтожить документы, подтверждающие совершение экономических или иных преступлений.

[2]

Имеется еще одно законное обстоятельство, которое склоняет работников инспекций к предварительному ознакомлению налогоплательщиков с предстоящей проверкой. Дело в том, что в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговикам должен быть обеспечен доступ ко всем материалам по уплате налогов. А это потребует дополнительного времени на подготовку документации, что задержит проверяющих. Поэтому предварительное сообщение о том, что налоговая планирует прийти с проверкой, удобна и выгодна обеим сторонам.

Узнаем сами

Налогоплательщиков всегда волнует вопрос, как узнать о выездной налоговой проверке заранее самостоятельно. В этом нет ничего предосудительного, скорее наоборот, эта информация может сделать проверку гораздо более эффективной и быстрой. Как рассказывают сами работники налоговой инспекции, в большей мере выездная налоговая проверка грозит тем предприятиям и организациям, у которых были обнаружены недостатки и нарушения в ходе предыдущих камеральных проверок. Если это относится к вам, такие обстоятельства косвенно могут стать причиной тому, что налоговики приедут лично.

Информация о сроках проведения выездных проверок не публикуется, она является конфиденциальной и может на протяжении года изменяться. Тем не менее, существует Концепция планирования выездных проверок, в которой указаны конкретные критерии, по которым налогоплательщик может с высокой степенью вероятности оценить, будет ли на его предприятии проводиться такая проверка или нет.

Данный подход позволяет существенно повысить качество организации выездных проверок, улучшить взаимодействие между налоговиками и налогоплательщиками и способствовать повышению налоговой дисциплины.

Какие действия налоговиков могут служить поводом для отмены решения по выездной проверке

Специалисты ФНС России опубликовали письмо от 13.09.12 № АС-4-2/15309, где прокомментировали некоторые спорные моменты, касающиеся проведения выездных налоговых проверок (см. «ФНС: налогоплательщики могут представлять при проверке заверенные копии прошитых многостраничных документов»). В частности, разъяснили вопросы, связанные с назначением дополнительных контрольных мероприятий, приостановлением проверки, а также с проверками предпринимателей, которые сменили адрес или утратили статус ИП. Выводы чиновников и упоминаемые в комментируемом письме решения судов помогут налогоплательщикам разобраться, какие действия ревизоров могут послужить поводом для отмены решения по проверке.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Допмероприятия традиционно вызывают много споров, потому что процедура их проведения до конца не урегулирована.

Как известно, сотрудники ИФНС вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, истребовать документы у контрагента, назначить экспертизу или допросить свидетеля. Срок проведения подобных мероприятий не может превышать один месяц, а для консолидированной группы налогоплательщиков — два месяца. Об этом сказано в пункте 6 статьи 101 НК РФ.

Но, к сожалению, в Кодексе не прописаны некоторые важные моменты, и мнения налогоплательщиков и инспекторов зачастую расходятся. Рассмотрим вопросы, которые чаще всего служат поводом для разногласий.

Читайте так же:  В каком банке оплачивать налоги

Вопрос первый: должны ли ревизоры приглашать налогоплательщика на рассмотрение материалов допконтроля?

Проверяющие склонны давать на этот вопрос отрицательный ответ, но Высший арбитражный суд с ними не согласен. В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.11 № 10519/1 сделан однозначный вывод: если компанию не известили о месте и времени рассмотрения таких материалов, то решение по проверке нужно отменить. Вслед за судьями такую же точку зрения высказали и авторы комментируемого письма.

Вопрос второй: вправе ли компании и предприниматели представить возражения по материалам дополнительных мероприятий?

В Минфине России считают, что отдельные возражения под допматериалам не предусмотрены. Единственное, что может сделать налогоплательщик — это возразить в целом по акту, который составлен с учетом результата допмероприятий (письмо от 18.02.11 № 03-02-07/1-58). Однако из комментируемого письма ФНС России можно сделать вывод, что налоговики оставляют за налогоплательщиком право отдельно представлять возражения по материалам допмероприятий.

Вопрос третий: какое время необходимо отвести налогоплательщику для ознакомления с результатами дополнительного контроля и подготовки возражений на них?

В Налоговом кодексе такие сроки не установлены. По мнению авторов комментируемого письма, их должен назначать руководитель инспекции. Подразумевается, что при определении этих сроков необходимо учитывать фактические обстоятельства, а именно — количество материалов проверки и их объем. Но на практике ревизоры часто не дают достаточно времени на ознакомление, и это служит поводом для отмены решения по проверке. Так, одна компания смогла ознакомиться с материалами доппроверки только в день их рассмотрения, и суд признал, что тем самым были нарушены права налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 14.12.10 № Ф09-10298/10-С3).

Вопрос четвертый: обязаны ли налоговые органы оформлять результаты проведенных дополнительных контрольных мероприятий?

Комментируемое письмо содержит отрицательный ответ на этот вопрос. В частности, в нем говорится, что НК РФ не предусматривает составление акта по итогам допмероприятий. Отсюда можно сделать вывод, что отсутствие акта не будет служить поводом для отмены решения по проверке.

Приостановление проверки

Еще один момент, который вызывает много споров, связан с приостановлением проверки. Суть разногласий сводится к следующему: могут ли инспекторы в момент приостановления проводить какие-либо контрольные мероприятия? Или же приостановление означает, что ревизоры должны полностью бездействовать?
Здесь все зависит от того, о каких мероприятиях идет речь. Если это допросы свидетелей, то проводить их разрешено и во время приостановления. Об этом говорится в комментируемом письме, и чуть раньше это подтвердил Минфин России (письмо от 05.05.11 № 03-02-07/1-156).

Однако в отношении мероприятий на территории самого налогоплательщика полной ясности нет. Осмотр помещений под запретом (это следует из письма Минфина России от 28.10.08 № 03-02-07/1-433). А вот получение тех или иных документов расценивается по-разному. В арбитражной практике есть прецеденты, когда судьи признали: изъятие «первички» в момент приостановления проверки недопустимо (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.11 № Ф03-508/2011). Но есть и обратные примеры. В частности, одна организация хотела оспорить решение по проверке из-за того, что при его вынесении налоговики использовали фискальный отчет ККТ, снятый в период приостановления. Но, по мнению суда, данный факт никак не повлиял на законность решения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.12 № А78-7098/2011).

Утрата статуса ИП, смена инспекции и ликвидация компании

Много вопросов вызывают проверки индивидуальных предпринимателей, утративших свой статус. Сами ИП полагают, будто после снятия с учета налоговики уже не вправе назначить контрольное мероприятие. Однако чиновники из Минфина утверждают: в НК РФ нет нормы, которая запрещала бы инспекторам задним числом проверить период, в течение которого гражданин являлся предпринимателем (письмо Минфина России от 23.01.12 № 03-02-08/6). Ранее аналогичную позицию излагал Конституционный суд РФ в определении от 25.01.07 № 95-О-О. Такие же выводы сделали и авторы комментируемого письма.

Кроме того, путаница с проверками зачастую возникает в ситуации, когда предприниматель меняет место жительства и ИФНС. Какая инспекция — по прежнему или по новому адресу — должна проводить ревизию? Если запись о снятии с учета уже внесена в единый госреестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), то назначить проверку вправе новая инспекция. Если запись еще не внесена, то решение о проверке должна вынести «старая» ИФНС. Об этом четко сказано в комментируемом письме.

Добавим, что момент внесения записи в ЕГРИП чаще всего не совпадает с моментом, когда предприниматель принес заявление о смене места проживания. Причина в том, что по закону налоговики могут сделать запись в реестре не сразу, а в течение пяти рабочих дней с даты предоставления документов. И в период с даты получения заявления и до даты внесения записи сотрудники прежней ИФНС имеют полное право начать ревизию. Предприниматель, который хотел оспорить в суде результаты такой проверки, потерпел поражение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.12 № Ф02-5801/11).

Что касается компаний, то на них все вышесказанное не распространяется. Другими словами, проводить проверку после ликвидации или реорганизации юридического лица нельзя. Как следствие, никакие подтверждающие первичные документы хранить не нужно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, что налогоплательщик может легко проверить, грозит ли ему выездная налоговая проверка. Как известно, для включения компаний в план выездных налоговых проверок инспекторы используют 12 открытых критериев (см. «Стали известны новые показатели для расчета вероятности выездной налоговой проверки»). Эти же критерии используются в сервисе «Эксперт». Введя туда ряд показателей, налогоплательщик увидит, может ли он быть включен налоговиками в план проверок.

Источники


  1. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

  2. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.

  3. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
  5. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
Налоговая предупреждает о выездной проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here