Содержание
- 1 Налоговые органы РФ, организация налогового контроля
- 2 Налоговые органы рф, организация налогового контроля
- 3 Налоговый контроль (стр. 1 из 7)
- 4 Использование данных налогового учета и отчетности при проведении внутреннего налогового контроля (стр. 1 из 6)
- 5 Налоговый контроль организаций (стр. 1 из 3)
- 6 Понятие налогового контроля
Налоговые органы РФ, организация налогового контроля
Налоговые органы составляют единую централизованную систему налоговых органов и представлены следующими звеньями:
1. Федеральная налоговая служба РФ;
2. Межрегиональная налоговая инспекция;
3. Инспекции по районам и в городах.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются конституцией РФ, НК РФ, Федеральным законом «О налоговых органах в РФ» и другими законодательными актами.
Главные задачи налоговых органов:
1. Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет.
2. Валютный контроль в соответствии с законодательством с РФ.
Вопросы отнесенные к компетенции налоговых органов:
1. Регистрация ЮЛ и предприятий.
2. Право налагать административные штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах.
3. Право приостанавливать операции предприятий по расчетному счету в банке, в соответствии со ст.7 закона «О налоговых органах в РФ».
4. Налагать штрафы за нарушение порядка зачисления валютной выручки.
5. Правило применения контрольно-кассовых машин и регистрация ККС.
6. Контроль за оборотом алкогольной продукции.
Организация налогового контроля в РФ осуществляется по 2 направлениям:
1. Первичный контроль. Осуществляется на предприятии и включает в себя:
а) внутренний контроль (бухгалтерский);
б) внутренний аудит;
в) внешний аудит.
2. Государственный контроль в лице налоговых органов осуществляется в виде двух проверок: камеральной и выездной, а также в виде системы оперативного бухгалтерского учета налогоплательщиков в налоговых органах.
Камеральная проверка –это проверка на стадии приемки предприятий бухгалтерской и налоговой отчетности. Направления камеральной проверки:
— проверка полноты отчетности т.е. должны быть представлены все расчеты в срок по всем налогам;
— правильность заполнения документов, увязка данных всех форм баланса;
— обоснованность применения предприятием льгот по налогам.
По результатам камеральной налоговой проверки акт не составляется.
Выездная налоговая проверка –проверка первичных бухгалтерских документов непосредственно на предприятии.
Выездные проверки проводятся по плану или графику, в который включаются конкретные предприятия и вопросы, подлежащие проверки.
Предприятия для проверки подбираются по материалам камеральных проверок, сведений о нарушениях, и в соответствии с требованиями не меньше одного раза в три года.
Результаты оформляются актом, в нем указывают конкретные цифровые данные по каждому виду нарушений и суть нарушений со ссылкой на законодательство, дополнительные суммы начисленных налогов, выводы и предложения по устранению выявленных нарушений.
Налогоплательщик вправе рассмотреть и в двухнедельный срок представить письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту. После двухнедельного срока руководитель инспекции рассматривает акт с учетом объяснений или возражений и выносит решение:
— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
— об отказе от привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности;
— о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Контроль за деятельностью предприятий и ФЛ достигается по средством ведения налоговыми органами оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику.
Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Федеральной налоговой службой России.
Учет поступлений и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утвержденной Министерством Финансов России.
Бюджетная классификация является основанием и методологическим документом на базе которого должны составляться и использоваться бюджеты всех уровней. Бюджетная классификация предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на строго определенный для него код бюджетной классификации.
В соответствии с бюджетным кодексом РФ, функции по использованию бюджетов возложены на органы федерального казначейства.
Копии платежных поручений передаются по установленной форме в налоговые органы для осуществления учета и контроля за поступлением налогов. Учет начисленных и поступивших сумм налогов с ФЛ ведется лицевых счетах. По состоянию на 01.01 производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам. Налоговые органы сверяют данные лицевых счетов с данным бухгалтерских отчетов предприятий и их налоговыми расчетами. На основе данных лицевых счетов составляется реестр по форме №25. На основании этих реестров и данных лицевых счетов налогоплательщиков каждая инспекция по месту регистрации составляется статистическую отчетность о поступлении сумм налогов в бюджет – по форме НМ и по недоимке по платежам в бюджет по форме № 4 НМ.
Дата добавления: 2015-02-07 ; просмотров: 452 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Налоговые органы рф, организация налогового контроля
Налоговые органы составляют единую централизованную систему налоговых органов и представлены следующими звеньями:
Федеральная налоговая служба РФ;
Межрегиональная налоговая инспекция;
Инспекции по районам и в городах.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются конституцией РФ, НК РФ, Федеральным законом «О налоговых органах в РФ» и другими законодательными актами.
Главные задачи налоговых органов:
Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет.
Валютный контроль в соответствии с законодательством с РФ.
Вопросы отнесенные к компетенции налоговых органов:
Регистрация ЮЛ и предприятий.
Право налагать административные штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Право приостанавливать операции предприятий по расчетному счету в банке, в соответствии со ст.7 закона «О налоговых органах в РФ».
Налагать штрафы за нарушение порядка зачисления валютной выручки.
Правило применения контрольно-кассовых машин и регистрация ККС.
Контроль за оборотом алкогольной продукции.
Организация налогового контроля в РФ осуществляется по 2 направлениям:
Первичный контроль. Осуществляется на предприятии и включает в себя:
а) внутренний контроль (бухгалтерский);
б) внутренний аудит;
в) внешний аудит.
2. Государственный контроль в лице налоговых органов осуществляется в виде двух проверок: камеральной и выездной, а также в виде системы оперативного бухгалтерского учета налогоплательщиков в налоговых органах.
Камеральная проверка – это проверка на стадии приемки предприятий бухгалтерской и налоговой отчетности. Направления камеральной проверки:
— проверка полноты отчетности т.е. должны быть представлены все расчеты в срок по всем налогам;
— правильность заполнения документов, увязка данных всех форм баланса;
— обоснованность применения предприятием льгот по налогам.
По результатам камеральной налоговой проверки акт не составляется.
Выездная налоговая проверка – проверка первичных бухгалтерских документов непосредственно на предприятии.
Выездные проверки проводятся по плану или графику, в который включаются конкретные предприятия и вопросы, подлежащие проверки.
Предприятия для проверки подбираются по материалам камеральных проверок, сведений о нарушениях, и в соответствии с требованиями не меньше одного раза в три года.
Результаты оформляются актом, в нем указывают конкретные цифровые данные по каждому виду нарушений и суть нарушений со ссылкой на законодательство, дополнительные суммы начисленных налогов, выводы и предложения по устранению выявленных нарушений.
Налогоплательщик вправе рассмотреть и в двухнедельный срок представить письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту. После двухнедельного срока руководитель инспекции рассматривает акт с учетом объяснений или возражений и выносит решение:
— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
— об отказе от привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности;
— о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Контроль за деятельностью предприятий и ФЛ достигается по средством ведения налоговыми органами оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику.
Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Федеральной налоговой службой России.
Учет поступлений и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утвержденной Министерством Финансов России.
Бюджетная классификация является основанием и методологическим документом на базе которого должны составляться и использоваться бюджеты всех уровней. Бюджетная классификация предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на строго определенный для него код бюджетной классификации.
В соответствии с бюджетным кодексом РФ, функции по использованию бюджетов возложены на органы федерального казначейства.
Копии платежных поручений передаются по установленной форме в налоговые органы для осуществления учета и контроля за поступлением налогов. Учет начисленных и поступивших сумм налогов с ФЛ ведется лицевых счетах. По состоянию на 01.01 производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам. Налоговые органы сверяют данные лицевых счетов с данным бухгалтерских отчетов предприятий и их налоговыми расчетами. На основе данных лицевых счетов составляется реестр по форме №25. На основании этих реестров и данных лицевых счетов налогоплательщиков каждая инспекция по месту регистрации составляется статистическую отчетность о поступлении сумм налогов в бюджет – по форме НМ и по недоимке по платежам в бюджет по форме № 4 НМ.
Налоговый контроль (стр. 1 из 7)
II . Методы и формы налогового контроля …………………………………….10
III . Понятие, основные элементы и виды налогового учета ………………. 13
3.1. Субъекты и объекты налогового учета…………………………………..15
3.2. Основания налогового учета……………………………………………. 16
IV . Порядок проведения налогового учета организаций и
4.1. Порядок проведения налогового учета организаций……………………18
4.2. Порядок проведения налогового учета физических лиц………………..21
V . Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила
проведения налоговых проверок ………………………………………………..23
5.1. Участники налоговых проверок…………………………………………..26
5.2. Объект и предмет налоговой проверки…………………………………..26
5.3. Этапы проведения налоговых проверок………………………………….28
5.4. Камеральные налоговые проверки……………………………………….28
5.5. Выездные налоговые проверки…………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
Список используемой литературы………………………………………………. 38
Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.
Для того чтобы написать эту курсовую работу мы использовали следующие методы:
-Постатейное разъяснение – это метод, при помощи которого статья становится более понятной для читаемого, т.е. мы даём как бы комментарий к этой статье;
-Подбор информации – это метод, в основу которого положено нахождение более свежей информации по поводу какого либо вопроса, связанного с применением примеров в курсовой работе;
-Действительность законов и нормативных актов, т.е. мы, проверяем, действуют законы, внесены ли в них поправки, изменения или вообще действует ли этот закон, или издан новый.
Для написания нашей курсовой работы использовалось достаточно много литературы, но основными источниками написания явились, конечно же, следующие: Налоговой право под редакцией М.В. Кустова – это один из самый основной источник написания курсовой работы. В данном учебнике достаточно четко и подробно изложена глава посвященная налоговому контролю. Помимо налогового права при написании курсовой работы был использован Налоговый кодекс РФ в котором закреплены основные положения о налоговом контроле в Российской Федерации.
I. Понятие, основные элементы и виды налогового контроля
Налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений – государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который в конечном счете обеспечил бы надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.
Очевидно, что для охраны своих имущественных интересов в налоговой сфере государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы; во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых изъятий в соответствующий бюджет. При этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщиков должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интересов, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъектов налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики.
Формируя особый организационно-правовой механизм взаимоотношений с обязанными лицами, государство определяет основные элементы этого механизма: субъекты, объект, методы, формы, порядок и характер деятельности уполномоченных органов. Указанный механизм представляет собой не что иное, как налоговый контроль, который осуществляется созданными государством уполномоченными органами, прежде всего налоговыми органами. Таким образом, налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Основными элементами налогового контроля являются:
-субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);
-формы и методы контроля;
-порядок осуществления налогового контроля;
-мероприятия налогового контроля;
-направления налогового контроля;
-техника и технология налогового контроля;
-категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;
-периодичность и глубина налогового контроля;
Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.
Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.
Взаимодействие государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений – контрольных налоговых правоотношений. При этом для контрольных налоговых правоотношений характерно то, что они являются по существу управленческими правоотношениями, которые в конечном итоге призваны обеспечить надлежащую реализацию других общественных отношений – налоговых правоотношений имущественного характера, связанных с осуществлением налоговых изъятий. Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д.
Как и любое другое правоотношение, контрольное налоговое правоотношение содержит в своем составе следующие элементы:
Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты , т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, — контролируемые субъекты , защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки. Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона – контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта – контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные налоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.
Использование данных налогового учета и отчетности при проведении внутреннего налогового контроля (стр. 1 из 6)
1. Использование данных налогового учета и отчетности при проведении внутреннего налогового контроля
1.1 Понятие и цели налогового учета
1.2 Организация налогового учета и его место в бухгалтерии предприятий и организаций
1.3 Система внутреннего налогового контроля
2.1 Рекомендательная часть
Одним из самых важных вопросов осуществления предпринимательской деятельности является вопрос правильности исчисления и уплаты налогов.
Налоговая система, введенная в Российской Федерации в 1992 г., ежегодно, а то и несколько раз в год, подвергается изменениям, уточнениям и дополнениям. С каждым годом бухгалтерия организаций уделяет все больше рабочего времени вопросам налогообложения, расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. Выход российских национальных стандартов по бухгалтерскому учету в виде положений по бухгалтерскому учету вызвал дополнительные корректировки данных бухгалтерского учета для расчета налогооблагаемой базы по налогам и особенно — по налогу на прибыль.
Впервые разделение бухгалтерского учета на финансовый и налоговый произошло в целях исчисления НДС, когда появилась формулировка «для целей налогообложения». Но и тогда бухгалтерские данные лишь подвергались корректировке.
Ситуация осложнилась тем, что в связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в национальные учетные стандарты были введены новые приемы и способы учета и оценки, нехарактерные для традиционной российской системы. Однако, данные способы не предусматривались налоговой системой России, в связи с чем увеличился объем корректировок учетных данных.
Результатом такой ситуации явилось введение в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) «Налог на прибыль организаций», которая декларировала введение на предприятиях отдельного вида учета — налогового.
До введения в действие этой главы показатели, необходимые для исчисления налога на прибыль, формировались на основании данных бухгалтерского учета и после определенных корректировок вносились непосредственно в налоговые декларации. Согласно требованиям гл. 25 НК РФ налоговая база по итогам каждого отчетного (налогового) периода должна определяться на основании данных налогового учета. Таким образом, с 1 января 2002 г. в НК РФ закрепилось официально понятие «налоговый учет».
Несколько веков бухгалтерский учет обеспечивает информацией о результатах деятельности организации, ее имущественном состоянии и финансовом положении внешних и внутренних пользователей.
Следует помнить, что нельзя отменить ведение бухгалтерского учета. Бухгалтерский и налоговый учет не могут заменить или подменить друг друга и должны существовать вместе, а не один вместо другого. В настоящее время еще не устранены противоречия между бухгалтерскими правилами и стандартами, требованиями налогового законодательства и Федеральной налоговой службы РФ.
Первостепенная роль в системе учета и отчетности отведена бухгалтерскому учету. Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна использоваться для составления не только бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и других видов отчетности, таких как налоговая, управленческая, статистическая.
Концепция выявила серьезную проблему в формировании отчетности в России в настоящее время — параллельное ведение организациями бухгалтерского и налогового учета, требующее излишних затрат на формирование учетной информации.
Статья 313 НК РФ запрещает налоговым органам устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, налогоплательщик самостоятельно организует систему налогового учета.
Основной целью написания курсовой является представление теоретических и методических аспектов системы налогообложения, нормативно-правовых документов, регулирующих налоговые отношения организаций и бюджетов разных уровней.
1 . Использование данных налогового учета и отчетности при проведении внутреннего налогового контроля
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
1.1 Понятие и цели налогового учета
Основным нормативным документом, регулирующим налоговый учет, является Налоговый кодекс РФ. Ежегодно Президент РФ подписывает федеральные законы, касающиеся изменения НК РФ. Налоговый учет можно рассматривать с двух точек зрения:
1) налоговый учет в широком смысле слова;
2) налоговый учет в узком смысле слова.
Налоговый учет в широком смысле слова выступает в качестве процесса фиксации имущества налогоплательщика, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов для определения показателей, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет. Изучая налоговый учет с таких позиций, можно утверждать, что в качестве такового позволено рассматривать любой учет, осуществляемый в организациях, в том числе статистический и финансовый, если он так или иначе связан с налогообложением.
Иными словами, в случае, когда бухгалтерский учет используется для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, он начинает выполнять две функции: учетно-финансовую (основная функция) и учетно-налоговую (вспомогательная функция).
В то же время налоговый учет в узком смысле слова есть специализированная система, применяемая исключительно в случае, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, причитающихся взносу в бюджет. Именно такой подход позволяет выделить налоговый учет в «чистом виде», т. е. в качестве самостоятельной и независимой системы финансовых отношений.
При этом рассмотрение налогового учета только в узком смысле необоснованно, так как, во-первых, подобный подход исключает из рассмотрения и анализа целый блок бухгалтерско-учетных отношений, непосредственно применяемых для исчисления налога, а во-вторых, в любом случае исторически налоговый учет формировался через отмежевание от учета бухгалтерского, который и является для него первичным.
Кроме того, необходимо отметить, что в чистом виде налоговый учет применяется достаточно редко, а методология налогового учета почти везде основана на учете бухгалтерском. В тех случаях, когда для исчисления налога, причитающегося взносу в бюджет, применяется бухгалтерский учет, он перестает выполнять свои чисто финансово-учетные задачи и трансформируется в учет налоговый.
Таким образом, определение налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, является ошибочным. Такое определение не соответствует принципам бухгалтерского учета российской учетной системы и международной практики учета и отчетности.
Было бы более правильно считать, что налоговый учет — это система сбора, обобщения и отражения информации по налогообложению на основе данных бухгалтерского учета, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ. Именно такое определение соответствует Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, позволяет интегрировать налоговый и бухгалтерский учет и обеспечивает снижение затрат на формирование налоговой отчетности и одновременно повышает контрольные функции учета.
Налоговый учет следует организовать так, чтобы данные бухгалтерского учета обеспечивали возможность:
1) непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
2) систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов);
3) формирования показателей налоговой декларации по налогу.
Налоговый учет необходим для того, чтобы правильно рассчитать налог, т. е. нужен документ, из которого можно получить сведения для расчета налога, чтобы заполнить налоговую декларацию. Этот документ должен формироваться из данных бухгалтерского учета.
Данные налогового учета должны отражать:
— порядок формирования суммы доходов и расходов;
— порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (налоговом) периоде;
— сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы следующих налоговых периодов;
— порядок формирования сумм создаваемых резервов;
— сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу (выявляется на счетах бухгалтерского учета).
Предметом налогового учета в обобщенном виде выступают производственная и непроизводственная деятельность организации, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога. Причем ведение налогового учета может быть возложено как непосредственно на налогоплательщика, так и на лиц, которые, согласно налоговому законодательству, обязаны осуществлять исчисление налога (в частности, на налоговых агентов). Таким образом, целями налогового учета являются:
1) формирование полной и достоверной информации по налогообложению и отражение хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, на основе данных бухгалтерского учета;
2) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей им минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги;
3) обеспечение информацией внешних пользователей для контроля над полнотой и правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет налогов.
1.2 Организация налогового учета и его место в бухгалтерии предприятий и организаций
Законодательством предусмотрены различные варианты обобщения информации для целей налогового учета. Налогоплательщик может выбирать любой вариант.
Порядок ведения налогового учета регулируется Налоговым кодексом РФ. В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Налоговый кодекс РФ не содержит указаний на конкретную методологию налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета [45].
Налоговый контроль организаций (стр. 1 из 3)
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами меропри-ятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными — когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.
Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недо-поступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.
Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве.
В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема — контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.
Налоговый контроль это один из важнейших институтов налогового законодательства. Статья 82 НК РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, проверки данных учета и отчетности, при получении объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.
Согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
Налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением порядка постановки на учет в налоговом органе, а также принимать решения о привлечении к ответственности за нарушение срока постановки на учет и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, в т.ч. без проведения налоговых проверок.
Статьей 31 НК РФ определено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, утвержденным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Налоговый контроль осуществляется за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов.
Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов. Объект налогового контроля — отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Пунктом 3 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Пункт 4 статьи 82 НК РФ устанавливает категорический запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Главой 14 НК РФ регламентирован порядок проведения только одной формы контроля — налоговых проверок. В ходе них возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.
Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ.
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.
Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, атакже от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.
Форма налогового контроля может быть предварительной, текущей и последующей.
Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.
Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком
Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.
На практике необходимо добиваться сочетания предварительного, текущего и последующего форм контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны. В России в настоящее время преобладает последующий контроль. Широкое применение этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем информированности налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними. По мере развития налогового контроля будет возрастать роль предварительного и текущего контроля, связанного с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой будут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков.
Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия .
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую продукцию, реализуемую торговыми предприятиями, соблюдение правил применения ККМ и т.д.
Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.
Камеральная проверка предполагает сопоставление заявленных в налоговой отчетности и декларации сведений с материалами о деятельности налогоплательщика при представлении их в налоговый орган. Камеральная проверка налоговой отчетности юридических лиц связана в настоящее время с действующим порядком представления в налоговый орган квартального и годового бухгалтерских балансов.
Выездная налоговая проверка (проверка с выходом на объект контроля) проводится с использованием документов первичного бухгалтерского учета и других учетных материалов, подтверждающих получение доходов, обоснованность списания расходов, полноту уплаты налогов и др. Она характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, сопоставлением их с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Выездная проверка, таким образом, является основным методом налогового контроля
Понятие налогового контроля
Тема 3. Налоговые правоотношения и налоговый контроль
1. Налоговые правоотношения.
2. Понятие налогового контроля.
3. Камеральная проверка.
4. Выездная проверка.
Налоговые правоотношения.
Налоговые правоотношения это:
— отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
— отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
— отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Налоговые правоотношения имеют свои объект, субъект и содержание.
Субъекты – государственные налоговые органы, налогоплательщики и налоговые представители (агенты). В соответствии со статьей 9 НК РФ к участникам налоговых правоотношений относятся:
— налогоплательщики и плательщики сборов;
— налоговые и таможенные органы;
— органы государственных внебюджетных фондов.
Объекты – материальные блага юридических и физических лиц с которых в установленном законом порядке взимаются налоги, сборы, пошлины. Материальные блага могут быть денежными и имущественными – доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, передача имущества, добавленная стоимость и др.
Содержание налоговых правоотношений – совокупность прав и обязанностей субъектов.
Налогоплательщик — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законом обязано уплачивать налоги, отвечать за правильность сведений в налоговой декларации, выполнять обязанности, связанные с ведением налоговой документации, а также другие обязательства, вытекающие из налогового законодательства.Налогоплательщик — налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налоговым агентом является лицо, на которое возлагается обязанность по исчислению и удержанию налога с плательщиков налогов и перечислению его в соответствующий бюджет. Налоговый агент — юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение) или физическое лицо или представительство нерезидента — юридического лица, которые независимо от их организационно-правового статуса и способа налогообложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и уплачивать этот налог в бюджет от имени и за счёт плательщика налога, вести налоговый учёт и подавать налоговую отчётность налоговым органам в соответствии с законом, а также нести ответственность за нарушения норм этого Закона.
Понятие налогового контроля.
Действующая в Российской Федерации системы финансового контроля, включает в себя бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный, ведомственный и внутрихозяйственный контроль.
Бюджетно-финансовый контроль призван обеспечить мобилизацию доходов и проверку законности и целесообразности фактически осуществленных расходов.
Бюджетно-финансовый контроль осуществляют законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Налоговый контроль заключается в проверках выполнения хозяйствующими субъектами и физическими лицами своевременности и полноты выполнения своих налоговых обязательств перед государством.
Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Таможенный и валютный контроль направлены на обеспечение соблюдения хозяйствующими органами и физическими лицами положений валютного и таможенного законодательства в целях обеспечения экономической безопасности государства.
Таможенный и валютный контроль осуществляют таможенные органы.
Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществляются с целью повышения эффективности деятельности предприятий и предупреждения нарушений гражданского и налогового законодательства.
Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществляют соответствующие ведомственные подразделения и хозяйствующие субъекты.
Налоговый контроль, как видим, является составной частью системы финансового контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим.
Легальное определение налогового контроля дается в Налоговом кодексе в статье 82. Под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах предусмотренных Налоговым кодексом.
Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Приоритетность налогового контроля в первую очередь, обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. По численности контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию.
Под формой финансового (налогового) контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Выделяются такие основные формы финансового контроля, как ревизия, проверка и надзор.
Ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля.
Проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности.
Надзор производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов.
Основной формой осуществления налогового контроля является проверка. Налоговый надзор фактически осуществляется органами прокуратуры. Использование такой формы, как ревизия в рамках контрольной деятельности налоговых органов или иных контролирующих органов также не исключается, но на практике эта форма применяется редко.
Методы налогового контроля
Под методами налогового контроляпонимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы налогового контроля различаются в зависимости от того, является линалоговый контрольдокументальным или фактическим.
Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:
— формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
— юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
— встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;
Фактический же налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция. Последний из названных методов основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ).
Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные же их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.
Камеральная проверка.
Налоговые органы могут проводить по своему усмотрению камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Кроме того, они вправе проверять их филиалы и представительства независимо от проведения проверок самих налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов и налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Это означает, что налоговые органы при проведении проверок не могут выходить за рамки налоговых отношений.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверкапроводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок такой проверки не должен превышать 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5-ти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания проверки.
Выездная проверка.
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения вынесенного руководителем, либо заместителем руководителя налогового органа.
Проверка бывает: 1) Сплошная – проверяются все документы.
2) выборочная – проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
— полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
— предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
— периоды, за которые проводится проверка;
— должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органов которым поручается проведение проверки.
Выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам за период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговые органы не вправе проводить 2-е и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Они также не могут проводить в отношении одного налогоплательщика более 2-х выездных налоговых проверок в течение календарного года.
Срок проведения выездной налоговой проверки ограничивается 2-мя месяцами. Но он может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования необходимых документов (информации), посредством вручения соответствующего требования;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 Налогового кодекса.
При наличие у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документе в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса.
По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих.
Налогоплательщик вправе в двухнедельный срок представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 14 дней акт проверки и документы, представленные налогоплательщиком, рассматриваются руководством налоговой инспекции и по ним принимается решение:
1) Привлечение к налоговой ответственности;
2) Отказ в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
3) О проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 782 | Нарушение авторских прав
Источники
Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.- Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
- Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
Здравствуйте. Меня зовут Максим. Я уже более 25 лет работаю юристом. Думаю, что являюсь специалистом в этом направлении и хочу помочь всем посетителям ресурса решать их юридические вопросы.
Все данные тщательно переработаны для того, чтобы донести в актуальном виде требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное здесь — всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.