Пенсионное обеспечение в республике беларусь

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Пенсионное обеспечение в республике беларусь" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Полесский государственный университет г. Пинск Республика Беларусь

студентка 4 курса

Киевич Александр Владимирович, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Полесский государственный университет

УДК 331

Актуальность данной статьи заключается в том, что в настоящее время от качества пенсионного обеспечения зависят такие социальные и экономические показатели как: продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, смертность и другие.

[2]

Целью статьи является анализ показателей пенсионного обеспечения в РБ, выявление и решение проблем пенсионного обеспечения.

В данной статье поставлены и решены следующие задачи:

  1. Раскрыто понятие «пенсионное обеспечение»;
  2. Проанализирован пенсионный возраст;
  3. Проведено исследование средней начисленной пенсии;
  4. Выявлена динамика роста численности пенсионеров РБ;
  5. Выделены проблемы пенсионного обеспечения и предложены пути их решения.

Пенсионное обеспечение — это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета [1].
Рассмотрим численность пенсионеров, стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите (рисунок 1).

Рисунок 1. Численность пенсионеров в РБ, стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, тыс. чел.

На рисунке 1 заметно увеличение численности пенсионеров, с 2010 года по 2013 год число пенсионеров увеличилось на 68,4 тысячи человек. С 2013 года по 2016 год – 82 тысячи человек. В 2016 году численность пенсионеров, стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите составила 2 619,3 тысяч человек.

Увеличение численности пенсионеров обусловлено низким уровнем рождаемости, а также увеличением средней продолжительности жизни населения.

В настоящее время на 2017 год в Республике Беларусь наблюдается старение нации, что означает увеличение количества пенсионеров. В связи с этим роль пенсионного обеспечения возрастает. Пенсионный возраст с каждым годом увеличивается (таблица 1).

Таблица 1-Пенсионный возраст населения 2017-2022 гг. [2]

Пенсионный возраст, лет

Период выхода на пенсию

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, в 2017 году выход на пенсию в Республике Беларусь происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Так как в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и в большинстве случаев не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены [2].

Данные изменения связаны с тем, что в РБ наблюдается процесс старения нации, из-за этого число пенсионеров увеличивается, а это в свою очередь негативно сказывается на экономике.

Пенсия — денежное обеспечение выплачиваемое человеку по достижении определенного (пенсионного) возраста, а также за выслугу лет, в случае потери трудоспособности, наступления инвалидности, потери кормильца (для нетрудоспособных граждан) и по другим основаниям. Выплата пенсии производиться из государственных фондов, средств организаций, а в определенных случаях за счет физических лиц[2].

Рассмотрим средний размер назначаемых пенсий в РБ на период с 2010-2016 год (рисунок 2).

[3]

Рисунок 2. Средний размер назначенных пенсий, тыс. рублей

В период с 2010-2012 гг. средний размер назначенных пенсий увеличился в 3 раза, с 2012-2014 гг. – в 1,5 раза, с 2014-2016 гг.- в 1,1 раза.

В целом за рассматриваемый период средний размер назначаемых пенсий в Республике Беларусь увеличился в 5 раз и составил 2970 тыс. рублей.

Размер пенсии зависит от вклада каждого пенсионера в пенсионную систему республики, т. е. от продолжительности его общего (страхового) стажа и размера заработной платы, получаемой до н­азначения пенсии на которую начислялись и из которой уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной ­защиты населения Республики Беларусь [3].

В Республике Беларусь права на государственное пенсионное обеспечение имеют:

  • граждане Республики Беларусь и иные лица, которые проживают на ее территории;
  • граждане Беларуси, проживающие за ее пределами, в соответствии с международными договорами между Республикой Беларусь и страной проживания пенсионера.

В законодательстве Беларуси принято выделять трудовые и социальные пенсии.

В состав трудовых пенсий входят:

  • пенсии по возрасту;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии за выслугу лет;
  • пенсии за особые заслуги перед государством [3].

Социальные пенсии назначаются без предъявления дополнительных условий лицам не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

На трудовую пенсию по возрасту имеют право лица, которые в период трудовой деятельности подлежали государственному социальному страхованию в Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН), в течении не менее чем 5 лет.

Некоторым группам населения назначаются пенсии на особых, льготных условиях, например:

  • инвалидам войны;
  • матерям военнослужащих, погибших во время прохождения воинской службы;
  • многодетным матерям;
  • карликам и лилипутам;
  • инвалидам с детства.

Пенсии по возрасту назначаются пожизненно и не зависят от трудоспособности [3].

Пенсии по инвалидности могут устанавливаться по решению врачебной комиссии, как пожизненно, так и на определенный срок до нового переосвидетельствования на предмет состояния здоровья и восстановления работоспособности.

Читайте так же:  Статус плательщика при уплате налога

Результаты проведенного анализа:

  1. 2010 года по 2016 год число пенсионеров увеличилось на 150 тысяч человек;
  2. Увеличение среднего размера пенсий с 2010 года по 2016 год произошло в 5 раз.

Все эти изменения в пенсионном обеспечении связаны прежде всего с проблемой старения нации, проблемой рождаемости, а так же с изменениями в экономике страны.

Для решения проблем пенсионного обеспечения разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы, включающей:

  • социальные пенсии;
  • трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы;
  • дополнительные негосударственные пенсии [1].

Заключение: данная статья отразила состояние пенсионного обеспечения в РБ на период с 2010-2016 гг., так же выделены проблемы пенсионного обеспечения и предложены пути их решения.

Научная новизна заключается в актуальности проблем пенсионного обеспечения РБ, а так же в решении этих проблем и улучшении пенсионного обеспечения.

10.05.2017, 19:50 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: Статья хорошая. Написано кратко, чётко, лаконично. Можно публиковать

Закон РБ О пенсионном обеспечении
Статья 1. Право граждан в Республике Беларусь на государственное пенсионное обеспечение

Право на государственное пенсионное обеспечение имеют граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Законом.

Право на государственное пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Беларусь имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Законом, если иное не установлено законодательными актами.

Государственное пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за пределами Республики Беларусь и имеющих стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), осуществляется на основе международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

— Вашу рекламу увидят более 10 000 посетителей в день

— Информация о 5 лучших юристах на всех станицах сайта

Закон РБ О пенсионном обеспечении
Статья 4. Виды пенсий

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

по случаю потери кормильца; за выслугу лет;

за особые заслуги перед республикой;

б) социальные пенсии.

— Вашу рекламу увидят более 10 000 посетителей в день

— Информация о 5 лучших юристах на всех станицах сайта

Подскажите пожалуйста, имеет ли право антикризисный управляющий , зарегистрированный ,как ИП, выдавать доверенность одному из представителей кредиторов, для совершения сделок по банкротству?

напишите мне : [email protected]

Напишите мне: vk.com / jagelloalexey

На этой неделе сотрудники энергосетей проникли на участок находящийся в частной собствеености без какого либо предупреждения или извещения , поспиливали плодоносящие деревья обьясняя тем что они мешали проводам подведенным к дому при всем при этом за собой порядка не оставили , все как спилили так и оставили на газоне! Посоветуйте что и как сделать лучше, куда обратится и что можно им предьявить!

вчера сотрудники милицыи в г Калинковичи забрали друга просто так хотя он был трезв завезли в отдел затем его посадили на стул и пристегнули наручниками затем начали избивать разбили правую область лица что даже не видно глаза

Согласно определениям членских и целевых взносов в ТС, а также утверждению того, что решения общих собраний членов ТС являются обязательными для всех, получается, что если такие затраты как озеленение и благоустройство, установка видеонаблюдения утверждены общим собранием, то это не будет считаться дополнительной коммунальной услугой, на которую необходимо заключать отдельные индивидуальные договоры с каждым собственником?

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 17 апреля 1992 года №1596-XII

О пенсионном обеспечении

(В редакции Законов Республики Беларусь от 02.02.1994 г. №2739-XII, 24.02.1994 г. №2815-XII, 21.02.1995 г. №3601-XII, 01.03.1995 г. №3624-XII, 21.03.1995 г. №3668-XII, 06.11.1996 г. №764-XIII, 15.07.1998 г. №188-З, 09.07.1999 г. №276-З, 01.12.1999 г. №330-З, 22.06.2001 г. №34-З, 08.01.2002 г. №82-З, 15.07.2002 г. №122-З, 14.06.2003 г. №203-З, 05.07.2004 г. №297-З, 22.12.2005 г. №76-З, 19.07.2006 г. №155-З, 29.12.2006 г. №192-З, 12.06.2007 г. №234-З, 11.07.2007 г. №251-З, 20.12.2007 г. №295-З, 06.01.2009 г. №6-З, 12.05.2009 г. №19-З, 28.12.2009 г. №78-З, 29.12.2009 г. №70-З, 15.10.2010 г. №173-З, 13.12.2011 г. №325-З, 22.12.2011 г. №328-З, 10.07.2012 г. №426-З (вступил в силу 06.08.2012), 13.07.2012 г. №404-З, 26.10.2012 г. №434-З, 04.01.2014 г. №105-З, 14.07.2014 г. №190-З, 08.01.2015 г. №238-З (вступил в силу 12.07.2015 г.), 04.06.2015 г. №274-З)

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Право граждан в Республике Беларусь на государственное пенсионное обеспечение

Постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.

(В часть первую статьи 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 г. №404-З)

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством.

В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

Статья 2. Пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава и членов их семей

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — лица начальствующего и рядового состава), а также членов их семей регулируются Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 36, ст. 571 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 127, 2/993).

Читайте так же:  Стаж государственной службы для назначения пенсии

Военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и членам их семей предоставляется также право на назначение пенсий на основаниях, предусмотренных настоящим Законом. При этом все виды денежного довольствия военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава учитываются наравне с заработной платой работников в республике.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 13.12.2011 г. №325-З, 14.07.2014 г. №190-З)

Статья 3. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и членов их семей

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и членов их семей осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №17, 2/1561).

Статья 3-1. Пенсионное обеспечение государственных служащих

Пенсионное обеспечение государственных служащих осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №70, 2/953).

Статья 3-2. Пенсионное обеспечение за работу с особыми условиями труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности

Пенсионное обеспечение за работу с особыми условиями труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №16, 2/1419).

Статья 4. Виды пенсий

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

по случаю потери кормильца;

за особые заслуги перед республикой;

б) социальные пенсии.

Статья 5. Лица, имеющие право на пенсию

Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда), и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом. При этом право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 17-22 настоящего Закона предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет, а на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 11-13 и 15 настоящего Закона и за выслугу лет в соответствии со статьями 47-49-2 настоящего Закона — не менее 10 лет.

Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию на условиях, определяемых настоящим Законом.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 26.10.2012 г. №434-З, 14.07.2014 г. №190-З)

Статья 6. Право выбора пенсии

Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, в том числе досрочную профессиональную пенсию по законодательству о профессиональном пенсионном страховании (далее — досрочная профессиональная пенсия), на ежемесячное денежное содержание по законодательству о государственной службе (далее — ежемесячное денежное содержание), назначаются по их выбору одна пенсия или ежемесячное денежное содержание. При этом пенсия, не связанная с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, либо ежемесячное денежное содержание назначаются независимо от получения ежемесячной страховой выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — ежемесячная страховая выплата).

Статья 7. Обращение за назначением пенсии

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 8. Средства на выплату пенсий

Выплата трудовых пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется из средств бюджета фонда. При этом:

расходы на выплату пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет лицу, не достигшему общеустановленного пенсионного возраста, компенсируются за счет средств, сформированных (формируемых) в рамках профессионального пенсионного страхования в пределах суммы, учтенной на специальной части индивидуального лицевого счета этого лица в системе государственного социального страхования;

расходы на выплату пенсии по инвалидности, связанной с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, и пенсии по случаю потери кормильца вследствие указанных причин лицам, имеющим право на ежемесячную страховую выплату (когда случаи возмещения вреда разрешены начиная с 1 июля 1999 года), возмещаются в бюджет фонда за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

расходы на повышение пенсии в соответствии с пунктом «д» части первой статьи 68 настоящего Закона возмещаются за счет средств республиканского бюджета.

Выплата социальных пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

[1]

(Действие части второй статьи 8 приостановлено на 2011 год в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. №173-З)

Читайте так же:  С какой суммы начисляются алименты на ребенка

(Действие части второй статьи 8 приостановлено на 2012 год в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 г. №329-З)

(Действие части второй статьи 8 приостановлено на 2013 год в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.10.2012 г. №430-З)

(Действие части второй статьи 8 приостановлено на 2014 год в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31.12.2013 г. №97-З)

(Действие части второй статьи 8 приостановлено в 2015 году в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 г. №221-З)

(Действие части второй статьи 8 приостановлено в 2016 году в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 г. №339-З)

Пенсионное обеспечение в республике беларусь

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
    • Электронные обращения физических лиц
    • Электронные обращения юридических лиц
    • Нормативные правовые документы, регулирующие работу с обращениями граждан и юридических лиц
  • Сведения о районе
    • Географическое положение. История района
    • Символика района
    • Доска почёта 2019 год
  • Управление районом
    • Информация об администрации Октябрьского района г.Минска
    • Руководство администрации
    • ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ РУКОВОДСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА, РУКОВОДИТЕЛЯМИ УПРАВЛЕНИЙ, ОТДЕЛОВ И СЛУЖБ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА
    • График приема граждан депутатами
    • График проведения «ПРЯМЫХ ТЕЛЕФОННЫХ ЛИНИЙ»
  • Экономика района
    • Промышленность
    • Торговля
    • Транспорт
    • Актуальная информация
    • Предпринимательство
    • Совет по развитию предпринимательства Октябрьского района г.Минска
    • Банки и страхование
    • Перечень субъектов хозяйствования, допускающих наибольшее количество нарушений в сфере торговли, защиты прав потребителей и рекламной деятельности по обращениям граждан
    • Комиссия по координации работы по содействию занятости населения в Октябрьском районе г. Минска
    • Охрана труда
    • Защита прав потребителей
  • Жилищная политика
    • Использование именных приватизационных чеков «Жилье»
    • Актуальная информация
    • Информация о наличии жилых помещений коммерческого (арендного) использования
    • Категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений социального пользования
    • Льготное кредитование
    • Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий
    • Информация по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 04.06.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»
    • Информация о финансовой поддержке, предоставляемой молодым и многодетным семьям, не реализовавшим свое право на получение льготных кредитов, одноразовых субсидий
    • Предварительная информация по реализации Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2019 г. №103 «О строительстве жилого дома»
  • Строительство
    • Инвестиционные проекты
    • Инвестиционные предложения
    • КУП «Минский городской центр инжиниринговых услуг»
    • Общественное обсуждение
    • Порядок получения согласования на остекление оконных проемов, устройство в многоквартирных жилых домах неотапливаемых помещений за счет остекления балконов и лоджий
    • Перечень главных улиц Октябрьского района г.Минска
  • Закон и порядок
    • Профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений
    • Общественные пункты охраны правопорядка
    • Прокуратура
    • Суд
    • Октябрьский РОЧС
    • ИМНС по Октябрьскому району г.Минска
    • Военный комиссариат Октябрьского района города Минска
    • УВД администрации Октябрьского района г.Минска
    • Экспертно-криминалистический отдел Октябрьского (г.Минска) межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь
    • Октябрьский (г. Минска) отдел Департамента охраны МВД РБ
    • Октябрьский (г.Минска) районный отдел Следственного комитета Республики Беларусь
    • Актуальная информация
  • Культурная жизнь района
    • Культура
    • Туризм, спорт, отдых
    • Мероприятия
    • Центр океанографии «Открытый океан»
    • Историко-культурные ценности
  • Социальная сфера района
    • Управление по образованию
    • Список оздоровительных лагерей, собственниками которых являются предприятия Октябрьского района г.Минска
    • Здравоохранение
    • Органы социальной защиты
    • ЗАГС
    • Отдел обслуживания граждан
    • Октябрьский районный отдел Минского городского управления Фонда социальной защиты населения
    • Молодежная политика
  • Благоустройство и наведение порядка
    • Актуальная информация
    • Отдел городского хозяйства
    • Мероприятия по наведению порядка и обустройству территории
    • Фотофакт
    • Общественный контроль
    • КТОС
    • ЖСПК, ТС
    • Сбор вторичных материальных ресурсов
    • График регистрации паспортов готовности потребителей тепловой энергии и теплоисточников к работе в ОЗП 2019-2020 г.г. Октябрьского района г.Минска
    • График выдачи заключений для оформления и регистрации паспортов готовности поднадзорных Госпромнадзору теплоисточников (cyмаpнaя мощность котлов более 200 кВт (или) единичная мощность более 100 кВт и выше) к работе в ОЗП 2019-2020 г.г., расположенных в Ок
    • График приема граждан на объектах капитального ремонта по КУП ЖКХ Октябрьского района г.Минска в 2019 году
  • Полезная информация
    • СМИ
    • Получение бланков трудовых книжек
    • Ответственность нанимателя за задержку окончательного расчёта работника при увольнении
    • Здоровый образ жизни
    • Энергосбережение
    • О возврате ошибочно уплаченных в местный бюджет сумм
    • Получение льгот по налогам, уплачиваемым в местный бюджет
    • Единый портал электронных услуг
    • Список трудовых арбитров на территории города Минска
    • Электробезопасность
  • Общественные объединения и организации района
    • Координационный совет
    • Общественные организации
    • Профсоюзы
  • Архив опросов
  • Главная
  • Закон и порядок
  • Прокуратура
  • Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь

Пенсионное обеспечение – самая масштабная составляющая системы социальной защиты Республики Беларусь как по кругу охватываемых лиц, так и по объему распределяемых средств. В Республике Беларусь свыше 2,5 млн. пенсионеров (практически каждый четвертый житель страны). Расходы на выплату пенсий занимают первое место в общих расходах государства на социальное обеспечение – около 80 процентов.

Стержнем пенсионного законодательства выступает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон). Ст. 4 Закона разделяет трудовые пенсии в зависимости от характера вызвавшего их страхового случая на пять видов:

• по случаю потери кормильца;

• за особые заслуги перед республикой.

С принятием Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 5 января 2008 г. к вышеперечисленной классификации добавились также профессиональные пенсии.

Пенсии по возрасту являются основным видом трудовых пенсий. По условиям назначения пенсии по возрасту подразделяются на пенсии на общих и на льготных основаниях.

Право на пенсию на общих основаниях имеют:

• мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

• женщины – по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет.

Пенсии по инвалидности – это ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения или средств государственного бюджета, назначаемые в связи с инвалидностью одной из трех групп, в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, лицам, занимавшимся в прошлом юридически значимой деятельностью. В отличие от пенсий по возрасту, назначаемых пожизненно, пенсии по инвалидности выплачиваются в течение определенного времени, а пожизненно — только в случаях, установленных законодательством.

Читайте так же:  Постановка ккм на учет в налоговой

Пенсии по инвалидности назначаются в следующих размерах: инвалидам I группы — 75 процентов, инвалидам II группы — 65 процентов, инвалидам III группы — 40 процентов среднемесячного заработка.

Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая из Фонда социальной защиты населения нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Родители и супруг (супруга) умершего, не состоявшие на его иждивении, также имеют право на пенсию, если впоследствии утратили источник средств к существованию.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Пенсии за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию. Важнейшим условием для назначения пенсий за выслугу лет является наличие специального трудового стажа – выслуги лет. Для каждой категории работников установлен свой порядок определения специального стажа. Различается и продолжительность выслуги лет, необходимой для приобретения права на пенсию.

С 1 января 2009 года в Республике Беларусь действует профессиональное пенсионное страхование. Профессиональная пенсия назначается не всем, а лишь лицам, занятым в производствах, профессиях, должностях, занятость которых представляет риск ранней утраты профессионально трудоспособности. Одним из необходимых условий возникновения права на профессиональную пенсию является наличие у лица профессионального стажа установленной законом продолжительности. Длительность необходимого профессионального стажа дифференцируется в зависимости от условий труда и характера профессиональной деятельности работника.

Пенсии за особые заслуги перед республикой назначаются в соответствии с Положением о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1993 г. Данные пенсии представляют собой способ повышенного материального обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих особые заслуги перед государством. Это достигается посредством повышения обычных трудовых пенсий (по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет), установленных гражданину, а также системы льгот.

Социальные пенсии представляют собой способ материального обеспечения нетрудоспособных лиц, не имеющих по различным причинам права на трудовую пенсию. Они назначаются не в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью гражданина, поэтому их размеры не зависят от продолжительности трудового стажа и размера заработка гражданина, а привязаны к минимальному размеру пенсии по возрасту.

Таким образом пенсионное обеспечение – самая масштабная составляющая системы социальной защиты Республики Беларусь. В настоящее время почти 2,6 млн. граждан или 26,5 процента населения получает различные виды пенсий.

Республика Беларусь занимает лидирующие позиции среди государств СНГ. В 2014 году средний размер пенсии составил 2,33 млн рублей. При этом Минтруда и соцзащиты прогнозирует, что в 2015 году эта цифра увеличится до 2,88 млн рублей.

Информация о пенсионном законодательстве

29 июня 2017 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» следующего содержания:

«В целях повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан:

1. Установить, что:

1.1. трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж) не менее 10 лет:

гражданам, имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин;

гражданам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) и имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона, не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях).

Право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящего подпункта предоставляется гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, при отсутствии требуемого страхового стажа, установленного в абзаце втором части первой статьи 5 Закона, и не имеющим права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»;

1.2. периоды ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, засчитываются в стаж работы до достижения лицами, осуществлявшими уход, возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет), при соблюдении иных условий, предусмотренных в пункте «д» части второй статьи 51 Закона.»

Указ вступил в силу с 1 августа 2017 года и направлен на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту. В текущем году требуемый страховой стаж составляет 16 лет и ежегодно повышается на 6 месяцев.

Указом предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту при сниженном страховом стаже (10 лет и более) гражданам, имеющим стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

Читайте так же:  Справка о наличии отсутствии задолженности по налогам

При такой же продолжительности страхового стажа — не менее 10 лет — назначается пенсия по возрасту гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Право на трудовую пенсию по возрасту им предоставляется при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

В требуемые 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях) включаются периоды военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР.

Указом также предоставлена возможность включения в стаж работы для назначения трудовой пенсии периодов ухода (без получения пособия по уходу) за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе, до достижения ухаживающими гражданами возраста мужчинами 65 лет, женщинами 60 лет.

11 апреля 2016 г. Президентом Республики Беларусь принят Указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ).

Указом предусматривается повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017 г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин (подпункт 1.1 пункта 1 Указа).

Год обращения за пенсией
Общеустановленный пенсионный возраст для мужчин для женщин 2017 60 лет 6 месяцев 55 лет 6 месяцев 2018 61 год 56 лет 2019 61 год 6 месяцев 56 лет 6 месяцев 2020 62 года 57 лет 2021 62 года 6 месяцев 57 лет 6 месяцев 2022 63 года 58 лет

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение: пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь». Пенсионный возраст, дающий право на указанные виды пенсий, повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии (пункт 3 Указа).

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено добровольное страхование дополнительной пенсии. Программы добровольного страхования дополнительной пенсии, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином и (или) его работодателем (корпоративное страхование).

Одновременно с вопросом повышения пенсионного возраста Указом регулируются вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях), а также отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций) (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 4 Указа).

Сопровождение вопросов, касающихся прохождения военной службы (службы в военизированных организациях) и пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций), осуществляется соответствующими силовыми министерствами и ведомствами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсионный возраст и другие требования для назначения трудовой пенсии по возрасту указаны в таблице.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.

  3. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
  4. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
  5. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
Пенсионное обеспечение в республике беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here