Переплата по налогам можно не платить

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Переплата по налогам можно не платить" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Как платить налоги при ликвидации

При ликвидации возникают текущие расходы, непосредственно связанные с проведением этой процедуры. После того как эти расходы оплачены, остальные требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;
  • зарплата сотрудникам и выплата вознаграждений по авторским договорам;
  • расчеты по обязательным платежам в бюджет;
  • расчеты с другими кредиторами.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

При этом если у организации есть задолженность перед залогодателями, погасите ее после расчетов по первым двум очередям (или до них, если эта задолженность по времени возникла раньше). Затем погасите задолженность по обязательным платежам в бюджет. Не удовлетворенные за счет средств от продажи предмета залога обязательства перед залогодателями погасите в обычном порядке (в четвертую очередь). Такие правила изложены в пункте 2 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В период ликвидации организации назначается ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК РФ). К ней переходят полномочия по управлению делами организации (п. 4 ст. 62 ГК РФ), в том числе и по уплате налогов (пеней, штрафов) (п. 1 ст. 49 НК РФ). Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Ситуация: нужно ли учредителям (участникам, акционерам) погашать задолженность по налогам (пеням, штрафам), если ликвидируемая организация не может рассчитаться с бюджетом самостоятельно?

Ответ на этот вопрос зависит от того, несут ли учредители (участники, акционеры) ответственность по долгам организации.

Если ликвидируемая организация не может полностью уплатить налоги (пени, штрафы), то оставшаяся задолженность погашается учредителями (участниками, акционерами) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только учредителей (участников, акционеров), которые несут субсидиарную ответственность по долгам организации (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). То есть тех учредителей (участников, акционеров), которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если сама организация как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ).

Ответ на вопрос, несут учредители (участники, акционеры) субсидиарную ответственность или нет, зависит от организационно-правовой формы учрежденной ими организации. Так, например, учредители (участники) ООО не отвечают по обязательствам организации (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и для учредителей (акционеров) АО (п. 1 ст. 96 ГК РФ). Однако на учредителей (участников, акционеров) может быть возложена субсидиарная ответственность по уплате налогов, если они виновны в несостоятельности (банкротстве) организации (п. 3 ст. 3 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 3 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Собственники частной некоммерческой организации, а также участники простого товарищества несут субсидиарную ответственность в любом случае (п. 2 ст. 123.23, п. 1 ст. 75 ГК РФ).

Если на учредителей (участников, акционеров) не может быть возложена обязанность заплатить налоги, а организация имеет задолженность перед бюджетом, действует следующий порядок. Если имущества организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, она может быть ликвидирована только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса РФ (признание несостоятельности (банкротства)) (п. 6 ст. 61 ГК РФ). В этом случае недоимка по налогам (пеням, штрафам), взыскание которой невозможно, признается безнадежной и списывается (ст. 59 НК РФ). Порядок списания безнадежной задолженности утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393.

Налоговый период

Порядок определения налогового периода, за который нужно рассчитать налоги (взносы) ликвидируемой организации, представлен в таблице .

Ситуация: в какие сроки нужно платить налоги ликвидируемой организации?

При ликвидации действует следующий порядок уплаты налогов.

В период с момента принятия решения о ликвидации до утверждения промежуточного баланса платите налоги в установленные налоговым законодательством сроки. Это касается в том числе и уплаты налогов (штрафов, пеней), начисленных по результатам выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией (письмо Минфина России от 11 апреля 2000 г. № 04-01-10).

В период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса погашайте задолженность перед бюджетом в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (п. 5, 6 ст. 63 ГК РФ). В ходе этого этапа ликвидации погашается задолженность, возникшая и предъявленная кредиторами (в т. ч. и налоговой инспекцией) до утверждения промежуточного баланса.

После утверждения ликвидационного баланса оставшееся имущество распределяется между учредителями (участниками, акционерами) организации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Если в этот период у организации возникает обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов), исполнить ее организация должна до окончания срока ликвидации. Это касается и налоговых начислений, возникших, если организация проводила облагаемые операции в период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса. Такое правило объясняется тем, что ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ, письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-02-07/1/57). По вновь возникшим обязательствам налоговая инспекция должна направить в адрес организации требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если этого не будет сделано, отказать организации в ликвидации по причине незавершения всех расчетов с бюджетом нельзя (п. 1 ст. 23 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2006 г. № А19-13065/04-27-39-Ф02-1583/06-С2).

В бесспорном порядке (инкассовыми поручениями) налоговая инспекция не может списывать со счета ликвидируемой организации суммы налогов, пеней и штрафов. В арбитражной практике есть судебные решения, которые признают, что такие действия нарушают права и самой организации, и ее кредиторов (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 16 октября 2012 г. № Ф09-9497/12).

Зачет или возврат переплаты по налогам

Если у ликвидируемой организации есть переплата по налогам (пеням, штрафам), ее нужно зачесть в счет погашения недоимки по другим обязательным платежам в бюджет. Переплата распределяется налоговой инспекцией пропорционально недоимке по другим налогам (пеням, штрафам). При этом необходимо подать заявление о зачете в налоговую инспекцию.

Если у организации нет недоимки, переплату вернут организации на расчетный счет. Для этого в налоговую инспекцию тоже нужно подать заявление. Срок возврата переплаты – не позднее одного месяца со дня подачи заявления в налоговую инспекцию. Такие правила установлены пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса РФ. Заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Читайте так же:  Стаж работы 37 лет выход на пенсию

Формы заявлений о зачете и возврате налогов утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Ситуация: могут ли учредители (участники, акционеры) после исключения организации из ЕГРЮЛ возвратить на свой счет переплату налогов в бюджет, возникшую у организации до ликвидации ?

Переплату по налогам ликвидируемой организации возвращают в порядке и в сроки, установленные в статье 78 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 4 ст. 49 НК РФ). При этом возвращают переплату непосредственно организации (п. 4 ст. 49 НК РФ). Порядок возврата переплаты учредителям (участникам, акционерам) не предусмотрен ни гражданским, ни налоговым законодательством. Правоспособность организации прекращается в момент ее ликвидации (п. 9 ст. 63 ГК РФ). В связи с этим права и обязанности, связанные с деятельностью организации, к другим лицам не переходят (ст. 61 ГК РФ). Таким образом, учредители (участники, акционеры) не вправе вернуть переплату, возникшую у организации до ликвидации, на свой счет. К подобному решению пришел суд в постановлении ФАС Уральского округа от 5 мая 2005 г. № Ф09-5398/04-АК.

Совет: чтобы вернуть сумму переплаты, при установлении сроков ликвидации нужно предусмотреть время, необходимое для возврата налогов. Конкретный срок ликвидации законодательством не предусмотрен, поэтому учредители (участники, акционеры) вправе его устанавливать самостоятельно.

Переплату возвращают организации в течение месяца после подачи в налоговую инспекцию заявления о возврате (п. 4 ст. 49 НК РФ). Если требуется камеральная проверка декларации, по которой возникла переплата, срок, необходимый для возврата, может увеличиться еще на три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Ситуация: начисляются ли проценты за нарушение налоговой инспекцией срока возврата переплаты налогов в бюджет при ликвидации организации ?

Если переплата не была возвращена в течение одного месяца со дня получения налоговой инспекцией заявления о возврате, то в пользу организации начисляют проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Срок возврата может увеличиваться, если проводится камеральная проверка декларации, по которой возникла переплата. При расчете процентов принимается процентная ставка, равная ставке рефинансирования , действовавшей в дни нарушения срока возврата (абз. 2 п. 10 ст. 78 НК РФ). Эта же норма применяется и для ликвидируемой организации. К аналогичному решению пришел суд в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2006 г. № Ф04-2406/2006(21976-А03-3).

Как вернуть налог, излишне уплаченный более трех лет назад: выводы из судебных решений

По традиции инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога. Чаще всего поводом для отказа служит истечение срока, отведенного для возврата. Большинство таких конфликтов разрешается в арбитраже. Мы проанализировали арбитражную практику этого года и выяснили, какие аргументы помогают налогоплательщикам одержать победу.

Когда нужно подать заявление о возврате

Возврату и зачету излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов посвящены две статьи Налогового кодекса: 78 и 79. В первой говорится о случаях, когда налогоплательщик сам допустил переплату. Во второй — о ситуациях, когда налоговики принудительно взыскали чрезмерную сумму.

[2]

В обеих статьях названы сроки, в течение которых можно подать в инспекцию заявление о возврате или зачете.

Если налогоплательщик заплатил в бюджет больше, чем следовало, и у него нет недоимки по другим налогам, заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если излишнюю сумму налога взыскали сотрудники ИФНС, то заявление необходимо написать с течение месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

А как быть компаниям и предпринимателям, которые не уложились в эти сроки? В случае принудительного взыскания нужно руководствоваться пунктом 3 статьи 79 НК РФ. Там говорится, что вернуть или зачесть переплату можно в судебном порядке, причем исковое заявление надо написать в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания. При «самостоятельной» переплате действует та же норма. На это указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.11.06 № 6219/06.

Почему возникают сложности

Все было бы просто и понятно, если бы удавалось с легкостью определить момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате. Но в законе на этот счет нет указаний, а на практике возникают разногласия между инспекторами и бухгалтерами. Представители ИФНС утверждают, что такой момент наступил более трех лет назад, поэтому право на возврат потеряно. Организации и ИП заявляют, будто три года еще не истекли, и настаивают на возврате.

Точки в спорах ставят судьи. При этом исход дела и аргументы, которые сыграли решающую роль, во многом зависят от особенностей каждой ситуации. Посмотрим, к каким выводам чаще всего приходят арбитры в наиболее распространенных ситуациях.

Ситуация первая: переплата произошла из-за ошибки бухгалтера

Часто причиной излишней уплаты налогов является невнимательность бухгалтера, указавшего неверную сумму, неправильный код бюджетной классификации и пр. Ошибка остается незамеченной до тех пор, пока ее не выявит очередная сверка взаиморасчетов с ИФНС. Если три года с даты излишней уплаты уже истекли, налогоплательщику приходится возвращать деньги через суд.

Налоговики традиционно заявляют, что бухгалтер должен узнать о переплате сразу после перевода средств в бюджет. Но судьи, как правило, с ними не соглашаются и признают, что излишняя уплата стала очевидна только во время сверки (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24.02.11 № КА-А40/203-11 и от 29.03.11 № КА-А40/1628-11).

[1]

В большинстве случаев одним из главных аргументов является тот факт, что инспекторы знали о переплате еще до сверки, но не сообщили бухгалтеру. А между тем обязанность налоговиков информировать об излишних платежах в бюджет закреплена пунктом 3 статьи 78 НК РФ. Судьи расценивают эту обязанность инспекторов как еще одно доказательство права налогоплательщика на возврат (постановления ФАС Уральского округа от 04.04.11 № Ф09-1603/11-С3 и ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.11 № А75-5895/2010).

Встречаются и решения в пользу ИФНС. Так, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что организация должна была заметить переплату не в день сверки, а раньше — при подаче декларации, при наступлении срока уплаты или при самой уплате (постановлении от 04.02.11 № А22-937/2010). К счастью, вердикт в пользу налоговиков — скорее исключение, нежели правило.

Читайте так же:  Инвалидам сколько добавка будет пенсии

Ситуация вторая: излишняя уплата вызвана искажениями налогооблагаемой базы

Другая распространенная причина излишней уплаты налога — неверное определение облагаемой базы. Последовательность событий здесь такова. Как только бухгалтер обнаружит завышение базы, он подает уточненную декларацию. Инспекторы в свою очередь проводят камеральную проверку, и отражают переплату в карточке расчетов с бюджетом. Если со дня перевода денег прошло более трех лет, с заявлением о возврате налогоплательщику приходится обращаться в суд.

Такие споры в основном заканчиваются победой организаций и ИП. Хотя налоговики убеждены, что моментом, когда бухгалтер узнал о переплате, является дата перечисления средств, судьи принимают другую позицию. Они соглашаются с налогоплательщиком, что о выявлении ошибки можно судить по дате «уточненки», и именно от нее нужно отсчитывать три года для обращения в суд (см, например, постановление ФАС Центрального округа от 18.01.11 № Ф10-5928/2010).

Случается, что налогоплательщик имеет право на льготу, но не знает о ней. Потом получает соответствующую информацию и применяет льготу задним числом. При этом отправной точкой для исчисления трехлетнего срока, по мнению судей, является день получения информации о льготе. Так было в случае с учреждением, которое получило письмо от местных властей. В письме сообщалось, что некоторые совершенные учреждением операций освобождены от налогообложения. Судьи пришли к выводу, что налог подлежит возврату, несмотря на то, что он перечислен более трех лет назад (постановление ФАС Уральского округа от 10.03.11 № Ф09-376/11-С2).

Иногда случаются и отрицательные для налогоплательщиков решения суда. Одна компания сначала подала в ИФНС «уточненки», а спустя два года — заявление о возврате, на которое налоговики ответили отказом. ФАС Восточно-Сибирского округа не признал за организацией право на возврат переплаты, потому что с точки зрения судей три года следует исчислять не с момента подачи заявления, а с даты подачи уточненной декларации (постановление от 09.06.11 № А58-7281/10).

Ситуация третья: факт переплаты обусловлен судебным решением

Еще одну категорию споров о возврате составляют случаи, когда чрезмерная уплата налогов подтверждена решениями судов.

Это относится к ситуации, когда бухгалтер нашел ошибку в облагаемой базе, подал уточненную декларацию, а инспекторы провели камеральную проверку и не подтвердили уменьшение базы. Далее компания оспорила решение по проверке в арбитраже, и выиграла спор. Однако со дня перечисления налога прошло более трех лет, и возврат переплаты стал возможен только в судебном порядке. Здесь арбитры единодушно приходят к выводу, что три года на подачу иска следует отсчитывать с даты, когда вступил в силу вердикт, аннулировавший решение по «камералке» (см., например, постановление ФАС Московского округа от 06.07.11 № Ф05-5670/11).

Поводом для признания переплаты может служить и оспоренное решение по выездной проверке. Есть пример, когда организация победила и в первой, и в апелляционной инстанции. Но пока шли тяжбы, трехлетний срок с момента переплаты оказался пропущен. Однако ФАС Московского округа подтвердил право на возврат, посчитав, что бухгалтер узнал об излишней уплате в день, когда вступило в силу решение по апелляционной жалобе (постановление от 09.08.11 № Ф05-7508/11).

Ситуация четвертая: переплата вызвана тем, что налогоплательщик не предъявил к вычету НДС

Особняком стоят случаи, когда излишняя уплата произошла из-за непредъявленного вычета НДС. Впоследствии бухгалтер подает уточненную декларацию, где с опозданием указывает вычет и ставит налог к возмещению. Но инспекторы проводят камеральную проверку и отказывают в возмещении, ссылаясь на пункт 2 статьи 173 НК РФ. В нем говорится, что возмещение невозможно, если декларация подана по истечении трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода.

В этом случае у компаний и ИП остается единственный пусть — добиться возмещения через суд. При этом действует общий срок исковой давности, равный трем годам с даты, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение (постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.07 № 65).

Судьи считают, что о нарушении права стало известно при вынесении решения по камеральной проверке и отказа в возврате НДС. Если три года с даты такого решения не прошли, инспекция обязана перечислить деньги (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.11 № Ф07-14164/2010 и от 03.08.11 № Ф07-6258/11).

Что делать с переплатой или задолженностью по налогу?

В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.

Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:

  • Естественные причины. Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2013 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
  • Ошибки в исчислении налога. Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).

Ошибки в платежных документах на уплату налога. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:
Наименование банка получателя (поле 13);
Реквизиты банка получателя ( поля 14,15 ).

Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях:

Читайте так же:  Личный кабинет министерство по налогам

Счет получателя (поле 17) — с 2019 года уточнить можно и платежи, которые попали на неверный счёт Федерального казначейства;
Наименование получателя (поле 16);
ИНН — КПП получателя (поле 61 и 103);
КБК (поле 104);
Код ОКТМО (поле 105);
Основание платежа (поле 106);
Налоговый период (поле 107);
Номер документа (поле 108);
Дата документа (поле 109);
Тип платежа (поле 110);
Дата (к полю 4);
Статус плательщика (поле 101);
Назначение платежа (поле 24).

Ошибки в данных полях могут привести к тому, что платеж «повиснет» в «невыясненных платежах» в Федеральном казначействе, и налогоплательщику необходимо будет обратиться в инспекцию с заявлением об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Но обязанность по уплате налога будет считаться исполненной. Есть прецеденты, когда обязанность по уплате налога считалась исполненной при указании несуществующего КБК.

  • Неверная сумма в платежке (поле 7) может привести к образованию переплаты или задолженности по налогу. Все, что нужно в таком случае, — доплатить налог или решить, что делать с переплатой.

Если у предприятия имеется задолженность по налогам или сборам, то её следует погасить как можно скорее. Чем быстрее предприятие погасит задолженность, тем меньше будет сумма пеней. И не стоит забывать про необходимость оплаты самих пеней и штрафов. В случае их неуплаты средства могут быть взысканы с расчетного счета предприятия и даже за счет его имущества через суд.

Для того чтобы узнать суммы переплат и задолженностей, а также те КБК налогов, на которых они образовались, лучше всего сделать сверку с налоговой.

Если имеется переплата по какому-либо налогу, то согласно ст. 78 НК РФ предприятие может:

  • Зачесть излишне уплаченную сумму в счет предстоящих платежей по данному налогу (при условии, что КБК, на котором образовалась переплата, совпадает с КБК налога). Можно перенести сумму переплаты на другой КБК для погашения задолженности или в счет предстоящих платежей по другому налогу. Для этого необходимо написать заявление.
    Скачать заявление о зачёте переплаты по налогу в формате xls
  • Вернуть сумму переплаты на расчётный счёт предприятия. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения заявления налоговой. Если у предприятия существуют долги перед налоговой (задолженность по налогам, пеням, штрафам), то возврат суммы переплаты делается только после зачета (погашения) этих задолженностей.
    Скачать заявление о возврате переплаты по налогу в формате xls

На практике решение вопроса о возврате (зачете) сумм переплат осложняется еще и тем, что налоговики часто не учитывают арбитражную практику и руководствуются ведомственными интересами. Это может быть причиной для проведения камеральной проверки, особенно, когда предприятие подает уточненный отчет в связи с уменьшением суммы исчисленного налога.

Как итог – переплата по налогу лучше, чем недоимка. Переплата может служить своего рода страховкой на случай выявления недоимки по данному налогу, например, в случае налоговой проверки. Из судебной практики следует, что компания может быть освобождена от ответственности за несвоевременную уплату налога, даже если переплата налога образовалась позже, чем задолженность. Главное, чтобы компания заявила об имеющейся переплате и произвела зачет до назначения проверки.

Справочная / Всё про налоги

Что делать с переплатой или задолженностью по налогу?

В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.

Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:

  • Естественные причины. Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2013 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
  • Ошибки в исчислении налога. Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).

Ошибки в платежных документах на уплату налога. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.

Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:
Наименование банка получателя (поле 13);
Реквизиты банка получателя ( поля 14,15 ).

Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях:

Счет получателя (поле 17) — с 2019 года уточнить можно и платежи, которые попали на неверный счёт Федерального казначейства;
Наименование получателя (поле 16);
ИНН — КПП получателя (поле 61 и 103);
КБК (поле 104);
Код ОКТМО (поле 105);
Основание платежа (поле 106);
Налоговый период (поле 107);
Номер документа (поле 108);
Дата документа (поле 109);
Тип платежа (поле 110);
Дата (к полю 4);
Статус плательщика (поле 101);
Назначение платежа (поле 24).

Ошибки в данных полях могут привести к тому, что платеж «повиснет» в «невыясненных платежах» в Федеральном казначействе, и налогоплательщику необходимо будет обратиться в инспекцию с заявлением об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Но обязанность по уплате налога будет считаться исполненной. Есть прецеденты, когда обязанность по уплате налога считалась исполненной при указании несуществующего КБК.

  • Неверная сумма в платежке (поле 7) может привести к образованию переплаты или задолженности по налогу. Все, что нужно в таком случае, — доплатить налог или решить, что делать с переплатой.

Если у предприятия имеется задолженность по налогам или сборам, то её следует погасить как можно скорее. Чем быстрее предприятие погасит задолженность, тем меньше будет сумма пеней. И не стоит забывать про необходимость оплаты самих пеней и штрафов. В случае их неуплаты средства могут быть взысканы с расчетного счета предприятия и даже за счет его имущества через суд.

Читайте так же:  Сдача промежуточного ликвидационного баланса в налоговую

Для того чтобы узнать суммы переплат и задолженностей, а также те КБК налогов, на которых они образовались, лучше всего сделать сверку с налоговой.

Если имеется переплата по какому-либо налогу, то согласно ст. 78 НК РФ предприятие может:

  • Зачесть излишне уплаченную сумму в счет предстоящих платежей по данному налогу (при условии, что КБК, на котором образовалась переплата, совпадает с КБК налога). Можно перенести сумму переплаты на другой КБК для погашения задолженности или в счет предстоящих платежей по другому налогу. Для этого необходимо написать заявление.
    Скачать заявление о зачёте переплаты по налогу в формате xls
  • Вернуть сумму переплаты на расчётный счёт предприятия. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения заявления налоговой. Если у предприятия существуют долги перед налоговой (задолженность по налогам, пеням, штрафам), то возврат суммы переплаты делается только после зачета (погашения) этих задолженностей.
    Скачать заявление о возврате переплаты по налогу в формате xls

На практике решение вопроса о возврате (зачете) сумм переплат осложняется еще и тем, что налоговики часто не учитывают арбитражную практику и руководствуются ведомственными интересами. Это может быть причиной для проведения камеральной проверки, особенно, когда предприятие подает уточненный отчет в связи с уменьшением суммы исчисленного налога.

Как итог – переплата по налогу лучше, чем недоимка. Переплата может служить своего рода страховкой на случай выявления недоимки по данному налогу, например, в случае налоговой проверки. Из судебной практики следует, что компания может быть освобождена от ответственности за несвоевременную уплату налога, даже если переплата налога образовалась позже, чем задолженность. Главное, чтобы компания заявила об имеющейся переплате и произвела зачет до назначения проверки.

Переплата по налогу с истекшим сроком давности – безнадежный долг

Порядок возврата (зачета) налоговыми органами налогоплательщикам сумм излишне уплаченных налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов установлен ст. 78 НК РФ. В соответствии с п. 7 указанной нормы заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Нередко организации узнают о переплате того или иного налога по истечение трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления на его возврат или зачет. Причины могут быть самые разные. Например, это может произойти из-за того, что организация слишком поздно узнала о существовавшей льготе. В любом случае у организации возникает вопрос, можно ли квалифицировать образовавшуюся задолженность как безнадежную и уменьшить на ее сумму облагаемую базу по налогу на прибыль. Разобраться в этом вопросе поможет данная статья.

О переплате налога на прибыль

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457, если в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу, сумма указанной переплаты не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ и не уменьшает базу по налогу на прибыль организаций. В качестве аргумента чиновники приводят норму, изложенную в п. 4 ст. 270 НК РФ, согласно которой расходы в виде суммы налога на прибыль не учитываются при определении облагаемой базы.

А вот арбитры с таким подходом не согласны. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВСО от 13.06.2012 № А78-5404/2011. Суть дела заключалась в следующем.

Организацией в состав внереализационных расходов за проверяемый период была включена сумма переплаты, образовавшаяся в отношении налога на прибыль, которая не возвращена налоговым органом в связи с пропуском организацией трехлетнего срока для подачи заявления о возврате налога. Инспекция посчитала, что данная сумма не может быть поставлена в расходы на основании прямого указания закона, а именно п. 4 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы налога.

Однако суд не согласился с таким подходом и привел следующие аргументы. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно нормам п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

При таких обстоятельствах довод налогового органа, что сумма переплаты в отношении налога на прибыль не может быть зачислена в расходы на основании п. 4 ст. 270 НК РФ, не может быть признан состоятельным, так как при такой позиции в понятие налога неправомерно включается сумма переплаты, которая налогом не является.

Обратите внимание

С учетом изложенного судьи посчитали, что в целях гл. 25 НК РФ переплата в отношении налога также может быть признана безнадежным долгом при истечении установленного срока исковой давности.

О переплате налогов, сумма которых учитывается в расходах для целей исчисления налога на прибыль

К сожалению, официальных разъяснений Минфина и ФНС автору обнаружить не удалось. Зато нашелся пример в арбитражной практике.

Читайте так же:  Накопительная часть пенсии 1964 года рождения

Организация не воспользовалась льготой по налогу на имуществе и исчислила указанный налог в большем объеме, чем следовало. Таким образом у организации образовалась переплата по налогу на имущество, которая обнаружилась через несколько лет. Переплата не была возвращена налоговым органом в связи с пропуском организацией трехлетнего срока для подачи заявления о возврате налога. Организация отразила указанную задолженность в составе внереализационных расходов, однако при налоговой проверке инспекторы эту сумму из расходов исключили.

Суд первой инстанции встал на сторону организации. Инспекция обратилась с апелляцией в вышестоящую инстанцию, и та поддержала инспекцию.

По мнению арбитров Девятого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 26.07.2013 № 09АП-17614/2013АК), вывод, что указанная задолженность является безнадежной, ошибочен, поскольку не основан на положениях Налогового кодекса, в связи со следующим.

Согласно ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, положения указанной нормы регулируют порядок признания безнадежной ко взысканию задолженности, возникшей в связи с исполнением (неисполнением) гражданско-правовых обязательств – реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а не в связи с исполнением (неисполнением) налогового обязательства, как полагала организация. Отнесение к безнадежным долгам (долгам, нереальным ко взысканию) сумм излишне уплаченного налога, по которым истек срок исковой давности, положения ст. 266 НК РФ не предусматривают.

Кроме сказанного, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при изначальном начислении и уплате налога на имущество организация в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отнесла суммы названного налога на затраты, учитываемые при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль. Судьи пришли к выводу, что организация повторно отнесла на затраты, учитываемые при формировании облагаемой базы, эти же суммы налога на имущество (как безнадежный долг), что неправомерно.

В свою очередь, возврат сумм излишне уплаченного налога является специальным механизмом налогового законодательства и регулируется положениями ст. 78 НК РФ, в соответствии с которой заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В данном случае организации было отказано в возврате из бюджета переплаты по налогу на имущество по суду в связи с пропуском трехлетнего срока исковой давности.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерном решении налоговой инспекции.

Организация данное решение обжаловала в кассационной инстанции (см. Постановление ФАС МО от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013), и арбитры ее поддержали. Они указали, что при допущении налогоплательщиком переплаты налога налоговая база – один из элементов налогообложения – искажена. Следовательно, переплаченный налог, исчисленный с искаженной налоговой базы, нельзя считать законно установленным налоговым платежом.

Судьи ФАС МО отметили, что в данном случае, налогоплательщиком перечислены в бюджет излишние денежные средства, на которые распространяются все гарантии прав собственности, в том числе право на списание безнадежного долга, в порядке, установленном законом.

Как и в предыдущем случае, арбитры исходили из Определения КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П.

Кроме того, организация доказала, что она представляла в ИФНС уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль, в которых расходы были скорректированы на сумму излишне начисленного налога на имущество, что исключает повторное отнесение на затраты этой суммы.

В связи с изложенным вывод апелляционного суда, что отнесение к безнадежным долгам (долгам, нереальным ко взысканию) сумм излишне уплаченного налога, для возврата которых из бюджета истек срок исковой давности, положения ст. 266 НК РФ не предусматривают, является необоснованным, так как при таком подходе в понятие налога неправомерно включается сумма переплаты, которая налогом не является.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Такой вывод суда соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике. На это указано в Определении ВАС РФ от 24.03.2014 № ВАС-2849/14 . В нем также отмечено, что ссылка налоговой инспекции на судебные акты по иным арбитражным делам не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств налогового спора, установленных при рассмотрении настоящего дела.

  1. Полагаем, что данные выводы применимы не только к налогам, учитываемым в расходах. Суммы переплаты НДС и акцизов, по которым истек срок исковой давности, также могут быть учтены как безнадежные долги для целей исчисления налога на прибыль.
  2. Данным документом отказано в передаче в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС МО от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013.

Источники


  1. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.

  2. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.

  3. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
  4. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
  5. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
Переплата по налогам можно не платить
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here