Платить законно установленные налоги обязаны

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Платить законно установленные налоги обязаны" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

1.1. Понятие «законно установленные налоги и сборы» как критерий определения пределов компетенции Правительства РФ в финансовой сфере

До введения в действия части первой Налогового кодекса РФ, в которой появилось понятие налога, в целом ряде своих решений Конституционный Суд РФ определил основные подходы к разрешению вопроса о понятии законно установленного налога и сформулировал его критерии:

налоговый платеж представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности; данный платеж поступает в специальный бюджетный фонд;

законно установленный налог – это налог, установленный актом представительного органа (законом или актом представительного органа местного самоуправления) в соответствии с общими принципами налогообложения, установленными федеральным законом. При этом в законе должны быть определены (прямо перечислены) все существенные элементы налогового обязательства, а сам закон о налоге должен быть введен в действие в соответствии с нормами, закрепленными в Конституции РФ и федеральных законах.

В ч. 1 статьи 8 части первой Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 1999 года, впервые появилось понятие налога, в котором, в основном, нашли отражение вышеуказанные правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Гораздо больше сложностей вызывает ситуация, когда актом Правительства РФ установлен платеж, имеющий признаки налога, но именуемый «сбором», «платой» и т.п., в отсутствие федерального закона, подробно регламентирующего порядок взимания такого платежа, ведь в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», нормативные правовые акты Правительства РФ, принятые по вопросам, которые согласно части первой Налогового кодекса РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Кроме того, как следует из формулировок отдельных решений Конституционного Суда РФ, как отмечалось выше, в некоторых случаях Конституционный Суд РФ негласно стоит на страже интересов прежде всего бюджета, а не плательщиков, и старается не допустить ситуации, при которой бюджет лишится источника регулярного финансирования .

Если в отношении определения критериев платежей, относящихся к налогам, законодатель и Конституционный Суд РФ были более или менее последовательны, то определение понятия «сбор» вызывало и вызывает большие сложности. Связано это с целым рядом обстоятельств.

[3]

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Вместе с тем, ч. 3 статьи 75 Конституции говорит о том, что федеральным законом устанавливается система налогов, взимаемых в федеральный бюджет (сборы не указаны), и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Особым видом сбора является государственная пошлина. В части 3 статьи 17 Налогового кодекса РФ сказано, что при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Особую остроту проблема разграничения налога и сбора приобрела при разрешении различными судами споров о природе патентных пошлин и платы за загрязнение окружающей среды. Уникальность споров об этих платежах заключается в том, что одни и те же нормативные акты Правительства РФ, устанавливающие соответствующие платежи, стали предметом рассмотрения в двух судах: Верховном Суде РФ и Конституционном Суде РФ. Причем если Верховный Суд РФ, относя вышеуказанные платежи к налоговым, признавал упомянутые Постановления Правительства РФ незаконными, то Конституционный Суд РФ, идя навстречу Правительству РФ, признавал их, вопреки вступившим в законную силу решениям Верховного Суда, соответствующим Конституции РФ и подлежащим применению.

По мнению Конституционного Суда, патентные пошлины можно признать сбором в смысле ч. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ ввиду следующих обстоятельств:

их индивидуально возмездного характера,

зависимости их размера от размера затрат публичной власти на совершение действий, связанных с правовой охраной промышленной собственности,

указания патентных пошлин в числе неналоговых доходов бюджета.

Исходя из природы патентной пошлины как сбора, Конституционный Суд признал соответствующей Конституции РФ практику, согласно которой законодатель, установив «субъектов (плательщиков), в общей форме – объект обложения и облагаемую базу» в федеральном законе, предоставил Правительству РФ определить все остальные элементы обложения данным сбором.

Решения Конституционного Суда по данному вопросу, которые фактически поставили точку в этом споре, подверглись резкой критике в научных статьях, в которых рассматривались как чисто экономические последствия подобных решений (дестимулирование изобретательства), так и правовые аспекты.

Постановление Правительства РФ от 28.12.1992 № 632 о плате за загрязнение окружающей среды, признанное Верховным Судом РФ незаконным, Конституционный Суд РФ также признал конституционным и, вопреки решениям Верховного Суда РФ, подлежащим применению по следующим основаниям:

если федеральным законом Правительству РФ предоставлено право определять параметры обязательных платежей, такую практику, по мнению Конституционного Суда РФ, следует признать соответствующей Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ;

упоминание отдельных параметров платы за загрязнение окружающей природной среды в федеральных законах (например, о бюджете на соответствующий год или о бюджетной классификации) подразумевает, что «взимание этой платы допускается федеральным законодателем». «Признание данного Постановления Правительства Российской Федерации противоречащим федеральному закону и недействующим означало бы одновременно и отмену соответствующего платежа, который предусмотрен действующими законодательными нормами, что недопустимо»;

Читайте так же:  Высчитывают ли налог с больничного

ввиду индивидуальной возмездности и компенсационного характера плату за загрязнение следует признать не налогом, а «фискальным сбором».

Следует отметить, что большинство исследователей в области финансового права склонны считать плату за загрязнение окружающей среды налогом. Федеральный закон, который должен был бы разъяснить ситуацию и поставить точку в спорах, до сих пор не принят.

В процессе разбирательства по делу о патентных пошлинах и о плате за загрязнение окружающей среды, выделяя существенные элементы сбора, Конституционный Суд, несмотря на то, что опирался на ряд собственных решений по такого же рода вопросам, фактически отошел от принятых ранее решений. Положения, аналогичные содержащимся в статье 33 Патентного закона РФ, предоставившей Правительству РФ право регулировать вопросы, связанные с установлением патентных пошлин, ранее содержались в ст. 11.1 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19.07.1997 г. Эти положения стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который своим Постановлением от 11.11.1997 № 16-П признал не противоречащим Конституции РФ факт установления сбора в таком законе, противоречащими Конституции РФ положения указанной статьи об установлении Правительством РФ размеров сбора, плательщиков и лиц, освобожденных от его уплаты, не противоречащим Конституции РФ положение об установлении Правительством РФ порядка уплаты такого сбора.

Следует отметить, что в этом же Постановлении Конституционного Суда сформулирован важнейший конституционный принцип разграничения компетенции между Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ в части установления обязательных платежей (установления последних исключительно законом): «Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке».

Вышеприведенная позиция представляется небезупречной с конституционно-правовой точки зрения.

Одно из существенных различий налогов и сборов Конституционный Суд РФ видит в том, что уплата пошлины связана со свободой плательщика выбирать вариант своего поведения: он может отказаться от определенных притязаний и тогда не будет обременен платежом, для налогов же такая возможность нехарактерна. Трудно не согласиться в этом плане с С.Г. Пепеляевым, утверждающим, что свободы выбора нет, «когда выбирать приходится между благоприятными и негативными последствиями, когда выбор предопределен условиями деятельности лица – экономическими, социальными, правовыми… «Выдавливание» индивида посредством непосильных фискальных платежей из сферы имущественных отношений приводит к нарушению его права на труд… Пошлина является фискальным барьеров доступности основных прав».

Исследование характерных черт сборов как платежей налогового характера является предметом скорее финансово-правовой науки. В этой связи, не углубляясь в детали финансово-правового характера, необходимо подчеркнуть, что конституционно-правовой режим законного изъятия собственности в пользу государства, коим наряду с налогом является и сбор, должен соответствовать положениям Конституции о пределах и форме ограничения прав граждан (статья 55 Конституции РФ).

Для оценки же конституционно-правовых пределов вмешательства Правительства РФ в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов необходимо обратиться к конституционно-правовому сущности третьего вида платежей в пользу государства – плате за публично-правовые услуги, оказываемые государственными структурами, и разграничить ее с обязательными налоговыми платежами (налогами и сборами).

3. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

4. Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002).

5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

6. Защита Отечества.

В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998). Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Срок военной службы по призыву в мирное время — 24 месяца. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

7. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица.

Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Статья 43 Конституции РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Читайте так же:  Какая сумма алиментов на 1 ребенка

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги: история и современность

Главные вкладки

Номер журнала:

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента (ГМУСМ) Нижнекамского химико-технологического института (филиала) Казанского национального исследовательского технологического университета

В статье проанализированы особенности конституционной обязанности платить законно установленные налоги и проблемы ее реализации. Раскрыта эволюция взглядов на правовую природу налогообложения. Показана сложная взаимосвязь обязанности платить налоги с реализацией функций государства.

налог, обязанность платить налоги, налогообложение, конституционная обязанность, государство.

Сбор налогов представляет собой важную функцию государства. Пополняя казну, налоги дают государству возможность для выполнения всех остальных его функций. В связи с этим, значение налогообложения в жизни государства и граждан не раз подчеркивали отечественные исследователи, в том числе, и в дореволюционный период [6, 30]. Российские реформаторы, стараясь модернизировать финансовую систему страны, как правило, начинали свои преобразования именно с налоговой системы, хорошо понимая ее значение [1, 152].

Одной из основных проблем рационального налогообложения является проблема сохранения баланса публичного и частного интересов: интересов государства максимально пополнить свой бюджет и интересов граждан сохранить свой доход. Поэтому при установлении принципов налогообложения необходимо правильно определить баланс между стремлением максимально пополнить казну государства и необходимостью не разорить налогоплательщиков.

Принудительное взимание налогов государством нарушает право частной собственности. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично — правовой обязанности [10, 73].

В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества [2, 10].

Рациональная налоговая политика, в соответствии с современными взглядами, должна основываться на ряде принципов. К числу таких основополагающих принципов обычно относят:

— простоту организации системы сбора налога;

— учет комплексного влияния налога на функционирование различных систем государства;

— фискальную эффективность, при которой расходы на сбор налога намного ниже, чем получаемые от него доходы;

— обеспечение максимальных трудностей в уклонении от уплаты налога;

— стимулирование общественно полезных и подавление вредных для общества видов деятельности;

— учет влияния инфляции не только на состояние бюджета, но и на положение налогоплательщиков [4, 214].

В современных условиях конституционная обязанность платить законно установленные налоги регулируется налоговым законодательством. В то же время, обязанность платить налоги представляет собой конституционную обязанность, и в этом качестве входит в число основных обязанностей физических лиц.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги установлена Конституцией Российской Федерации и входит в число основных обязанностей граждан нашего государства.

Исследование конституционных обязанностей личности в условиях современной России должно опираться на понимание основ правового статуса человека и гражданина, в котором права и обязанности едины и неразделимы.

Рассматривая систему правового регулирования конституционной обязанности платить законно установленные налоги, отметим, что главным по степени важности источником ее регулирования является Конституция Российской Федерации.

Конституция обладает высшей юридической силой и прямым действием на территории Российской Федерации. Нормы и принципы Конституции имеют определяющее значение при установлении общих принципов налогообложения, при формировании налоговой политики Российской Федерации.

В то же время, пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса РФ гласит, что законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, в отличие от других отраслей права, законодатель не закрепляет за Конституцией РФ статус основного источника налогового права.

[2]

Как отмечает Т.Н. Затулина, «отсутствие в налоговом законодательстве РФ ссылки на Конституцию РФ не является для ученых-правоведов основанием для того, чтобы не относить Основной Закон государства к источникам налоговых правоотношений» [3].

Невозможно отрицать тесную взаимосвязь налогового права с правом финансовым, при этом практически никем не оспаривается мнение о том, что Конституция является источником финансового права. Тот факт, что в Налоговом кодексе Конституция не упомянута в числе источников налогового права, вполне закономерно. Дело в том, что действующее налоговое законодательство сориентировано преимущественно на регулирование деятельности налоговых органов по обеспечению контроля собираемости налогов. При кодификации из поля зрения выпали важные аспекты налоговых отношений, связанные с реализацией конституционных основ развития рынка, принципов налогово-бюджетного федерализма и государственного управления экономикой и финансами [8, 41].

Т.Н. Затулина справедливо отмечает, что Конституция Российской Федерации не содержит детализированных норм по вопросам налогообложения, но, в то же время, Основной Закон государства весьма системно регулирует налоговые отношения.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично — правовой обязанности.

Читайте так же:  Есть ли налоги на землю пенсионерам

Основная функция налогов – это функция фискальная: налоги используются в качестве источника доходов государства, средства пополнения государственной казны.

Помимо этого, налоги могут быть использованы как экономический и социальный регулятор. В качестве экономического регулятора налоги могут стимулировать или замедлять рост производства, спрос на определенные товары и услуги. Как социальный регулятор, налоги помогают сглаживать социальные противоречия в обществе, перераспределяют доходы, изымая часть доходов богатых в пользу бедных [7, 12]. В ряде современных государств за счет высоких налогов существует развитая система социальной поддержки нуждающихся слоев населения. Сегодня регулирующая роль налогов возрастает. При повышении или снижении любого налога, вне зависимости от фискальной функции, выполняется и функция регулирующая, оказывающая свое воздействие на общественные отношения.

Существующая система нормативно-правового регулирования налогообложения является достаточно эффективной и позволяет своевременно пополнять государственный бюджет. В структуру механизма реализации обязанности по уплате налогов входят также различные санкции, установленные законодательством по отношению к недобросовестным налогоплательщиком.

Вместе с тем, можно в качестве существенного недостатка налогового законодательства отметить его нестабильность [5, 154]. Соответствующие нормы меняются очень часто, что затрудняет привыкание налогоплательщиков к одной системе, к четким «правилам игры». Остается надеяться, что в перспективе налоговое законодательство станет более стабильным.

Таким образом, в Российской Федерации существует достаточно развития система нормативно-правового регулирования налогообложения, включающая в себя Конституцию Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, законы и подзаконные нормативные акты.

Статья 57 Конституции России

Текст Ст. 57 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Комментарий к Ст. 57 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет основные правила, регламентирующие обязанность уплачивать налоги и сборы. Эта обязанность имеет особое значение и для человека, и для государства. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью перераспределения доходов от более состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного бюджета. Отметим, что Конституция РФ, в отличие от конституций некоторых зарубежных государств, не предусматривает целей взимания налогов.

Для государства налоги и сборы выступают основным источником доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций, поэтому оно заинтересовано в максимально полном взимании налогов. В свою очередь, налоги — это законный способ изъятия частной собственности, плательщики в течение нескольких веков боролись за установление четких гарантий защиты от произвола органов власти по установлению налогов и сборов.

Отметим, что Конституция России в установлении подобных гарантий очень лаконична. В силу этого особый вес имеет каждое слово комментируемой конституционной нормы.

Конституция РФ в ст. 57 называет два источника пополнения бюджета — налоги и сборы. Основные признаки налога были определены в 1998 г. Конституционным Судом РФ, рассматривавшим его как индивидуальный безвозмездный платеж, последствием неуплаты которого является принудительное изъятие соответствующих денежных средств*(268). Позднее определения налога и сбора были закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что обязанность уплачивать налоги и сборы установлена в отношении как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства («каждый обязан платить…»). При этом порядок уплаты налогов данными категориями лиц различен.

Важным принципом, прямо не закрепленным в Конституции РФ, но введенным в правовую систему Конституционным Судом РФ, следует считать принцип баланса публичных и частных интересов, являющийся основой правового регулирования порядка налогообложения в РФ*(269). При формулировании данного принципа Конституционный Суд РФ вывел на первое место публичные интересы, что, по нашему мнению, противоречит ст. 2 Конституции РФ.

Таким образом, несмотря на краткость нормы комментируемой статьи Конституции РФ, Конституционный Суд России создал развитую систему правового регулирования системы налогов и сборов в РФ. Причем в некоторых случаях Суд явно вышел за пределы нормы и истолковал ее чрезмерно широко. Таково, например, Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 169-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации«*(270), в котором Суд ввел понятие реальности затрат на уплату НДС как необходимого условия вычета по НДС; или определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 93-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Тайга-Экс» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 169, абзаца второго пункта 1 и пункта 6 статьи 172 и абзаца третьего пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации«*(271), в котором Суд подтвердил конституционность норм, устанавливающих требования к оформлению счетов-фактур. Данные правовые позиции, по нашему мнению, ни прямо ни косвенно не вытекают из положений комментируемой статьи и должны быть полностью отданы на усмотрению законодателю.

Читайте так же:  Решение суда об изменении размера алиментов

Понятие, виды, значение элементов закона о налоге

Понятие, виды, значение элементов закона о налоге.

Элементы закона о налоге (элементы налога) — это закрепленные в законе слагаемые налоговых формул, определяющие налоговое обязательство. Они делятся на существенные и факультативные.

[1]

Те элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными (обязательные) элементами юридического состава налога.

К ним относятся:

налогоплательщик (субъект налога);

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Кроме указанных элементов, существуют и факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии его надлежащего исполнения.

К ним относятся:

порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;

ответственность за налоговые правонарушения.

Факультативные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о налоге. В Российской Федерации вопросы взимания недоимок и возврата налогов, налоговой ответственности решены в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Эти нормы применимы в отношении любого налога, они характеризуют выполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате всех налогов в целом и конкретных налогов в частности. Угроза применения мер ответственности – «приводной ремень» налогового механизма.

К факультативным элементам следует также отнести и налоговые льготы. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком» (п. 2 ст. 17 части первой НК РФ).

Также можно определить дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установ­ления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства:

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:

• обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

• границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях (налоговые лазейки) или к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение.

Статья 57 Конституции РФ гласит: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», однако не определяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге.

Исходя из смысла ст. 57 установить налог – это не значит только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог – это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.).

Так, в ст. 13–15 части первой Налогового кодекса Российской федерации содержится перечень федеральных, региональных и местных налогов. Однако нельзя сказать, что Кодекс устанавливает эти налоги. Непосредственно на основании указанных статей ни один налог не может взиматься, поскольку в них не определены существенные условия исчисления и уплаты налогов.

Разъясняя содержание ст. 57 Конституции РФ, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства».

Только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-то причине не установил и/или не определил хотя бы одного из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной.

Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 части первой НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога». Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы одного из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате. Пункт 6 ст. 3 НК РФ также закрепляет, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Исходя из ст. 57 КРФ Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, все налоги и сборы введенные после рождения человека незаконны и не обязательны к исполнению. Правильно?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

Статья 57 Конституции РФ

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Уважаемый, Вы переврали статью 57 Конституции РФ.

Кроме того, если исходить из текста статьи, то в силу ст. 64 Конституции ее положения составляют одну из основ правового статуса личности в Российской Федерации. Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер и распространяется на всех независимо от гражданства физических лиц, места и законодательства создания организации (см. п. 2 ст. 11, абз. 1 ст. 19 НК РФ). Вместе с тем в зависимости от резидентуры налогоплательщика (места его постоянного проживания или деятельности) объем обязанности по уплате конкретных налогов может быть неодинаковым. Освобождение от уплаты налогов является исключением из принципа всеобщности налогообложения — льготой. Только законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (см. Постановления КС РФ от 21.03.1997 N 5-П, от 28.03.2000 N 5-П * (715)).

Читайте так же:  Срок списания задолженности по налогам

Вы же законодателем не являетесь, и толковать по своему, а тем более добавлять что-то в статьи Конституции у Вас права нет.

Всего Вам доброго.

Я же не толкую по своему, я вам слово в слово повторил статью конституции (Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.). При чем здесь налоговый кодекс? Конституция выше всяких кодексов и и подзаконных актов. Любой закон идущий в разрез конституции незаконен. Простите за тавтологию.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

Налог

— обязательный безвозмездный взнос денежных средств органам государства или местного самоуправления в законодательно установленных размерах и в заранее указанные сроки. Во всех странах налоги являются мощным инструментом государственного регулирования экономики.

Налоги и сборы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. К федеральным налогам относятся, например, подоходный налог с физических лиц, к налогам субъектов Федерации — налог на имущество предприятий, к местным — налог на имущество физических лиц, земельный налог и др. Они уплачиваются в бюджеты и во внебюджетные фонды различного уровня.

Налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги.

Сбор —это платеж, установленный законодательством, вносимый предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило, за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления (государственная пошлина, таможенная пошлина). К местным сборам относятся, в частности, сборы с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за выигрыш на бегах, на уборку территории.

Налоги и сборы возвращаются в конечном счете населению в виде бесплатного образования, бесплатного здравоохранения, материальной помощи и других видов социальной помощи, в частности инвалидам, детям, студентам, многодетным и другим категориям граждан. Доходы от взимания налогов направляются на обеспечение потребностей федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления.

За уклонение от налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность — финансовую (уплата пени, взыскание сумм сокрытого или заниженного дохода), административную (уплата штрафов) и в некоторых случаях – уголовную.

Конституционная обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах. Прежде всего это предусмотрено в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. (в ред. от 10.01.2002 г.), в котором говорится, что граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Граждане также могут участвовать в общественном экологическом контроле и общественной экологической экспертизе.

Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном и лесном законодательстве.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 66 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

Читайте также:

  1. S: Обязанность государств решить все возникающие между ними споры и конфликты мирными средствами — это принцип
  2. Административно-правовой статус государственных служащих. Ограничения, установленные законом для государственных служащих.
  3. Алиментная обязанность совершеннолетних детей по отношению к родителям.
  4. АНАЛОГИЯ
  5. Аналогия в искусстве 1 страница
  6. Аналогия в искусстве 2 страница
  7. Аналогия в искусстве 3 страница
  8. Аналогия гражданского закона и гражданского права
  9. Аналогия закона в семейном праве.
  10. Аналогия и моделирование
  11. АНАЛОГИЯ ПРАВА — решение конкретного неурегулированного правом случая на основании общих начал и смысла законодательства.
  12. Аналогия права.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.

Система конституционных обязанностей.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие — только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 151 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  3. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
  4. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  5. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
Платить законно установленные налоги обязаны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here