По результатам камеральной налоговой проверки акт

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "По результатам камеральной налоговой проверки акт" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока

Indypendenz / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что вручение акта камеральной налоговой проверки позже пяти дней с даты его подписания не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (письмо ФНС России от 8 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/[email protected]).

В рассмотренном примере налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. В рамках данной проверки был вызван на допрос генеральный директор ООО, а также направлено требование о представлении документов (информации). По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки. Представителю ООО он был вручен в июне 2017 года, то есть позже установленного в Налоговом кодексе срока. В данном случае налоговики считают, что просрочка не может послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В свою очередь акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято соответствующее решение (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В течение какого срока составляется акт камеральной налоговой проверки?

Срок составления акта камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка (ст. 88 Налогового кодекса) относится к числу рутинных контрольных мероприятий, выполняемых сотрудниками налоговых органов согласно внутреннему распределению обязанностей. Ей подвергается основная масса представляемых деклараций. Кроме того, в отдельных случаях она может быть проведена в случае непредставления этого документа (абз. 2 п. 2 ст. 88 НК РФ).

О начале такой проверки не выносится какой-либо акт, по ее завершении не составляется справка. Эти даты могут быть установлены только в одном случае — если при проведении этой контрольной процедуры были обнаружены нарушения, фиксируемые в акте (п. 5 ст. 88 НК РФ).

На подготовку акта отводится 10 дней по завершении проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Сроки от начала проверки до вынесения решения складывается из таких периодов:

  1. Продолжительность камеральной проверки — до 3 месяцев (2 — для добросовестных налогоплательщиков, см. сообщение на сайте) с момента поступления налоговой декларации, 6 месяцев — при проверке иностранного лица по налогу на добавленную стоимость (п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. 10 дней — для составления акта.
  3. 5 дней — для его вручения (или 6 дней от отправки по почте) проверяемому лицу.
  4. Месяц — для подачи возражений проверяемым лицом.
  5. 10 дней — для вынесения решения (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Вопрос о том, является ли окончательным акт, составленный по первоначальному документу, может быть спорным, т. к. проверочные действия могут быть остановлены досрочно без дальнейшего возобновления.

Когда может быть отсрочено составление окончательного акта по проверке: разные позиции

Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации ранее начатые мероприятия должны быть прекращены (без составления итогового документа). Начинается новая проверка на основании новых документов, но с возможностью использования ранее полученных данных.

На разных этапах были высказаны 2 принципиально разных варианта трактовки ст. 88 НК РФ:

  1. Проверка завершается в момент вынесения решения по ней. Следовательно, если до этой даты сделано уточнение, акт аннулируется. Момент составления окончательного акта, на основании которого выносится решение, отсрочивается до завершения следующей проверки (см. постановление ФАС МО от 18.02.2013 № Ф05-1150/12 по делу № А40-68918/2011).
  2. Проверка завершается в день, указанный в акте как дата ее окончания. Представленные позднее уточненные декларации не препятствуют рассмотрению акта (см. постановление 13-го ААС от 11.11.2015 № 13АП-20855/15).

Последнее толкование является преобладающим. Один из последних по времени примеров подобного правоприменения — решение АС Костромской области от 17.08.2017 по делу № А31-14233/2016. В нем указано, в частности, что подача уточнения после ознакомления с выводами проверяющих дает возможность избежать ответственности и по этой причине невозможна.

Таким образом, момент составления акта может быть отсрочен путем подачи уточненной декларации до завершения проверочных мероприятий по ее первичной редакции.

[1]

Срок для обжалования акта камеральной налоговой проверки

Обжалование акта не является таковым по сути, т. к. не влечет его отмены. По результатам рассмотрения этого документа выносится решение определенного содержания (пп. 6, 7 ст. 101 НК РФ).

Письменно возразить можно:

  • На акт. Срок — не более 1 месяца после его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
  • Результаты допмероприятий — в 10-дневный срок (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • Путем подачи уточненной декларации до принятия решения. О том, что этот документ выполняет функцию возражений, есть указание в п. 16 (СК по эконом. спорам) Обзора судебной практики № 4 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016. Принятие этого документа во внимание (с назначением допмероприятий) или непринятие для целей пересмотра позиций по данному акту (в этом случае проводится отдельная проверка) входит в сферу компетенции налогового органа.
Читайте так же:  Что значит декларация по налогам

Итак, акт камеральной налоговой проверки издается только при обнаружении нарушений в 10-дневный срок по ее завершении. При подаче уточненной декларации до ее окончания проверочные мероприятия проводятся заново, что отсрочивает принятие акта на период новой проверки. Проверяемое лицо вправе изложить свои доводы в виде возражений и уточнения.

2.5. Оформление результатов камеральной налоговой проверки

В случае если не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, то камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки в соответствии со ст.100 НК РФ.

Форма акта камеральной проверки установлена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 года N САЭ-3-06/[email protected] (приведена в Приложении № 1).

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и налогоплательщиком, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). В случае отказа налогоплательщика или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки указываются:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения согласно ст. 101 НК РФ.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Акт камеральной проверки
Составляем возражение

Похожие публикации

По какой форме составляются возражения на акт проверки?
На что обращать внимание при подаче возражений?
Обязательно ли к возражениям на акт проверки прилагать подтверждающие документы?

По результатам камеральной проверки акт составляется только в случае, когда выявлены какие-либо нарушения 1 ) . «Камералка» проводится в течение трех месяцев с даты представления декларации. После окончания проверки у инспекторов есть десять дней для оформления акта по результатам проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

В некоторых случаях бизнесмены соглашаются с выводами инспекторов и принимают решение уплатить санкции за выявленные ошибки. Чаще коммерсанты готовы спорить и требовать, если не полной отмены, то хотя бы снижения величины доначислений по акту проверки. При наличии аргументов в защиту своей правоты и последовательных возражениях, отстоять свою позицию вполне реально.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, коммерсант (его представитель) в течение 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта проверки вправе представить письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Представление возражений является правом бизнесмена. Вы не обязаны этого делать. При этом отсутствие письменных возражений не означает, что вы безоговорочно согласны с информацией в акте. Свои пояснения, а также возражения можно представить в ходе рассмотрения материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Стоит ли спорить? Все зависит от обстоятельств и имеющихся доказательств. Если коммерсант планирует оспаривать решение контролеров перед руководителем инспекции, который будет рассматривать материалы проверки и выносить решение, далее – в вышестоящей инспекции и в суде, то возражения подать необходимо. Особенно, когда есть весомые аргументы в свою защиту. Решимость коммерсанта, а также высокая вероятность судебного постановления в пользу ИП – существенный аргумент, который может сыграть свою роль при рассмотрении материалов проверки и вынесения окончательного решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности.

[3]

Решая вопрос о подаче возражений, следует оценить информацию, указанную в акте. Если выявленные ошибки надуманы или основаны на каком-либо ошибочном толковании норм, подавать возражения, конечно, нужно. Если ошибки, выявленные проверкой, по существу справедливы и весомых аргументов против выводов инспекторов у вас нет, тогда стоит поискать процедурные нарушения, допущенные контролерами при проведении проверки и составлении акта (сроки проведения проверки, направление требований о представлении документов и др.).

Читайте так же:  Куда уходит пенсия если человек

Обо всех процедурных нарушениях сообщать контролерам не нужно. Особенно, когда с нарушением процедуры инспекторами получены доказательства существенных недоимок или других ошибок в учете.

Наша справка

Формы актов камеральной и выездной проверок утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/[email protected]

Дело в том, что подача возражений нередко влечет проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И здесь инспекторы могут собрать дополнительные доказательства уже с соблюдением всех требований кодекса. Соответственно решение по результатам проверки принимается с учетом данных, полученных в ходе дополнительных мероприятий. Указав контролерам на формальные ошибки, вы предоставите им возможность исправиться, и тогда обжаловать результаты будет сложно. К примеру, не стоит отмечать, что инспекторы не представили доказательств вины коммерсанта, его неосмотрительности в выборе поставщиков. Эти аргументы пригодятся в суде. Достаточно сообщить о том, что ИП проявил должную осмотрительность, запросив в госреестре сведения о партнере или указать на иные факты деятельности, то есть акцентировать внимание на собственной невиновности, а не на ошибках инспекторов. Если указать, что инспекторы, например, не проверили достоверность подписей, наличие доверенностей, то, назначив дополнительные мероприятия, инспекторы все эти недочеты устранят и спорить с их выводами будет сложнее.

Более того, если все возражения касаются лишь процедурных вопросов, иных аргументов против сведений, указанных в акте проверке, у вас нет, то подавать возражения вообще не нужно. А имеющиеся замечания оставить для обжалования окончательного решения по результатам проверки. Ведь формальные доводы не повлияют на окончательное решение инспекторов, а лишь предоставят им возможность исправить свои ошибки.

Итак, в возражениях на акт проверки ссылаться в первую очередь нужно на ошибочность выводов инспекторов. О процедурных нарушениях лучше умолчать.

Содержание возражений

Возражения могут быть поданы как на акт камеральной проверки в целом, так и на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговый кодекс каких-либо требований к оформлению и содержанию возражений на акт проверки, не содержит. Коммерсант составляет документ в произвольной форме. Во вводной части документа целесообразно указать:
– наименование индивидуального предпринимателя (полностью Ф.И.О.);
– адрес места жительства (регистрации);
– ИНН;
– наименование инспекции, куда представляются возражения;
– фамилия, инициалы и должность инспектора, проводившего камеральную проверку;
– вид декларации (расчета), камеральная проверка которой проводилась (вид налога, период), а также даты начала и окончания проверки;
– дату представления возражений.

В основной части указываются выводы контролеров, с которыми вы не согласны. Дополнительно вполне можно указать положения акта проверки, с которыми вы согласны, особенно, если эти положения в чем-то подтверждают вашу позицию.

Свои аргументы нужно приводить четко и кратко со ссылками на нормы Налогового кодекса (причем в редакции, действовавшей в спорный период). Весомым аргументом будут судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно брать решения по судебному округу, где работает ИП или решения Высшего арбитражного суда. Инспекторы понимают, что в случае судебного разбирательства, спор будут рассматривать арбитры конкретного округа, соответственно точка зрения судей других регионов их мало волнует. Также не забудьте о разъяснениях Минфина и ФНС.

Приложения к возражениям

Свои аргументы вы можете подтвердить различными документами. Они прилагаются в виде заверенных копий к возражениям. Дополнить свои возражения документами – право коммерсанта, а не обязанность. Документы, прилагаемые к возражениям, инспекторы рассмотрят. Они не вправе не учитывать информацию в дополнительно представленных бумагах. Заметим, какие-либо недостающие или дополнительные документы можно представить не только вместе с возражениями, но и самостоятельно, согласовав с инспекцией срок их представления (п. 6 ст. 100 НК РФ). Принимая окончательное решение, инспекторы обязаны учитывать все имеющиеся у них документы (письмо Минфина России от 14 сентября 2009 г. № 03-02-07/1-425).

Если подтверждающие документы вы представите инспекторам, это несомненно должно повлиять на окончательный вердикт, и, возможно, санкций удастся избежать или снизить величину доначислений.

Если по каким-либо причинам представить документы инспекторам вы не успели, документы можно представить после вынесения решения по результатам проверки, при обжаловании этого решения в вышестоящей инспекции или суде.

Суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы. Об этом сказано в пункте 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5. Суд отметил, что налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ). Заметим, постановление вынесено до внесения изменений в Налоговый кодекс, в частности в статью 100, которая была распространена не только на выездные, но и на камеральные проверки. В то же время и после внесения изменений правила подачи возражений на акт проверки остались прежними, то есть разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда не потеряли своей актуальности в отношении возражений на акт камеральной проверки. На это указывают и большинство арбитражных судов (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2010 г. № А45-28146/2009).

Более того, когда документы не были предоставлены инспекторам по уважительной причине, судьи эти документы рассмотрят. Например, если инспекторы не могут доказать, что направляли ИП требование о представлении документов или что такое требование было вручено коммерсанту (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 января 2011 г. № КА-А40/17542-10).

Оформление и реализация результатов камеральной налоговой проверки

Порядок отражения результатов проверки в декларации. Оформление акта проверки по результатам проверки. Порядок принятия решения по результатам камеральной проверки. Виды решений. Требование об уплате доначисленных сумм. Ответственность налогоплательщиков. Порядок представления уточненных форм налоговой отчетности.

Читайте так же:  Подать алименты за все года

По окончанию камеральной проверки налоговая декларация подписывается на титульном листе проверяющим с указанием даты проверки.

Если налоговые декларации были представлены в электронном виде и переданы по телекоммуникационным каналам связи, то при установлении нарушений декларации распечатываются и подписываются должностным лицом на титульном листе с указанием даты проверки. Если нарушений не установлено, то декларации не распечатываются, а формируется список проверенных деклараций, который подписывается должностным лицом налогового органа и визируется начальником отдела камеральных проверок с указанием даты проверки.

Проверенная налоговая отчетность хранится в отделе финансового и общего обеспечения.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового Кодекса.

Акт проверки должен быть составлен по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт камеральной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.

Акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В акте камеральной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица.

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

Акт камеральной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта камеральной налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице.

Вводная часть акта камеральной проверки должна содержать:

— номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);

— наименование места составления акта камеральной налоговой проверки;

— дату акта проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицом, проводившим проверку;

— должность, фамилию, имя, отчество лица, проводившего проверку, его классный чин, с указанием наименования налогового органа;

— сведения о налоговой декларации (расчете), на основе которой проведена камеральная налоговая проверка (наименование налога (сбора), дата представления, первичная либо уточненная (корректирующая), регистрационный номер, период);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество лица, представившего налоговую декларацию (расчет). В случае представления налоговой декларации (расчета) организацией по месту нахождения ее филиала, представительства помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименование филиала, представительства;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— код причины постановки на учет (КПП);

— указание на то, что проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах;

— даты начала и окончания проверки;

— место нахождения организации (ее филиала, представительства) или место жительства физического лица;

— перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на основе которых проведена проверка;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки: об истребовании документов (информации) и иных действиях, произведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки;

— иные необходимые сведения.

Описательная часть акта камеральной налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Итоговая часть акта камеральной налоговой проверки должна содержать:

— сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов);

— об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам;

— о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии);

— предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым лицом (взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату (неперечисление) налогов и сборов, приведение налогоплательщиком учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с установленным законодательством порядком и т.д.);

[2]

— выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений. Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Кроме того, итоговая часть акта камеральной налоговой проверки должна содержать:

— указание на количество листов приложений;

— указание на право представления возражений по результатам выездной налоговой проверки.

Акт камеральной налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка.

До вручения лицу, в отношении которого проводилась проверка, акт камеральной налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе.

Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой — вручается проверенному лицу.

Акт камеральной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка. На последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись:

Читайте так же:  Как рассчитывается накопительная часть пенсии

«Экземпляр акта с ______ приложениями на ____ листах получил»

за подписью руководителя организации, физического лица или индивидуального предпринимателя, получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

При отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт камеральной налоговой проверки на последней странице акта делается запись:

«________________________________________от подписи акта отказался»,

(должность, ФИО руководителя организации или ФИО индивидуального предпринимателя)

заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты.

В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта камеральной налоговой проверки, на последней странице акта делается запись:

«___________________________ от получения настоящего акта уклонился»,

(должность, ФИО руководителя организации или ФИО индивидуального предпринимателя)

заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты. При этом акт камеральной налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, индивидуального предпринимателя. Датой вручения акта считается шестой рабочий день, считая с даты отправки заказного письма (п.5 ст.100 НК РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа и решениепо ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, указания на статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения, а также предложения об уплате соответствующих сумм налоговых санкций, неуплаченного налога, суммы пени.

Например, за неуплату или неполную уплату сумм налога к налогоплательщику применяется мера ответственности по статье 122 НК РФ.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности указываются обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности, а также суммы неуплаченных налогов и пени.

При наличии обстоятельств, исключающих возможность правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов камеральной налоговой проверки, руководитель налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Принятие такого решения допускается исключительно на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа.

Для получения такого разрешения необходимо не позднее десяти дней до окончания проверки направить по электронной почте письмо с мотивированным обоснованием необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Указанное письмо подготавливается отделом камеральных проверок, визируется юристом и подписывается руководителем налогового органа.

После вынесения решения по результатам камеральной проверки не позднее следующего рабочего дня решение направляется в отдел ввода информации для отражения в лицевых счетах налогоплательщика доначисленных налогов, пени и налоговых санкций. Копия решения вручается налогоплательщику под расписку или направляется заказным письмом по почте.

Решение вступает в силу по истечению десяти дней с момента вручения налогоплательщику.

В десятидневный срок с даты вступления в силу решения по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет требование об уплате налога, пени и сумм налоговых санкций.

Контроль за уплатой налогоплательщиком указанных сумм осуществляет отдел урегулирования задолженности.

В случае если налогоплательщик самостоятельно обнаружил в поданной им налоговой декларации неотражение или неполноту сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию и представить уточненную налоговую декларацию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8224 —

| 7888 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое камеральная проверка

Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».

Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной.

Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.

Классификация камеральных проверок:

Строго по закону

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Что и как проверяют?

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

Читайте так же:  До какого времени выплачиваются алименты

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Все этапы наглядно изображены на схеме ниже:

Исправил ошибку раньше, чем ее нашли?

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Что вправе предпринять налоговая?

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

Итог камеральной проверки

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Источники


  1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  2. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.

  3. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
  4. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
  5. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
По результатам камеральной налоговой проверки акт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here