Подоходный налог в республике беларусь

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Подоходный налог в республике беларусь" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Законодательство Беларуси

База данных «Законодательство Беларуси» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Республики Беларусь

Общие сведения

Особенностью налогового законодательства Республики Беларусь является то обстоятельство, что Налоговый кодекс состоит из двух частей ( общей и особенной ), принятых с большим временным промежутком.
Общая часть, приятая 19.12.2002 года, гласит, что налоговое законодательство состоит из:

  • Налогового кодекса
  • соответствующих ему законов
  • международных договоров
  • актов Президента и Правительства
  • акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Общая часть устанавливает общую систему налогов, вводит, изменяет, прекращает на территории страны их действие, дает определения основных терминов и понятий, регламентирует все общие вопросы налогообложения.

Особенная часть , принятая 29.12.2009 года, содержит детальное описание всех налогов, различных налоговых режимов, действующих в стране.

Все налоги в Беларуси делятся на: республиканские и местные

Республиканские налоги

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели, а при импорте некоторых товаров также и физлица. Объект – реализационные обороты по некоторым видам товаров, работ и услуг, а также импорт. Налоговая база – денежные и иные поступления от реализации этих работ, услуг и товаров. Минимальная ставка равняется десяти процентам.

Акцизы. Плательщиками являются производители и импортеры подакцизных товаров. К подакцизным традиционно отнесены спиртосодержащая и табачная продукция, некоторые виды топлива и топливных масел, средства дезинфекции и бытовой химии. Ставки зависят от вида продукции и устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к его стоимости.

Налог на прибыль. Плательщики – организации. Объект – валовая прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. Общая ставка равна восемнадцати процентам, льготные ставки установлены для наукоемких отраслей и производителей высокотехнологичных товаров.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности на территории республики через постоянное представительство. Налоговая база – прибыль за минусом подтвержденных расходов. Ставка зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от шести до пятнадцати процентов.

Подоходный налог с физических лиц. Общая ставка равна тринадцати процентам. Льготная ставка в девять процентов установлена для работников, получающих доходы от резидентов и нерезидентов Парка высоких технологий. Ставка для предпринимателей и нотариусов равна шестнадцати процентам, выигрыши облагаются четырехпроцентной ставкой.

Налог на недвижимость. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества. Налоговая база определяется исходя из остаточной балансовой стоимости имущества или данных его оценки. Ставка варьируется от 0.1 до одного процента в зависимости от вида имущества и наименования плательщика.

Земельный налог. Плательщики – собственники и законные владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость земли. Ставки различны для земель разных категорий.

Экологический налог. Плательщики – лица, осуществляющие вредные выбросы в окружающую среду, а также захоронение отходов. База – объемы таких выбросов. Ставка зависит от вида вредного воздействия.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщики – все лица, осуществляющие такую добычу, кроме государственных организаций. База – объем добычи. Ставка устанавливается в зависимости от вида полезного ископаемого.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государствпо автомобильным дорогам общего пользования. Ставка зависит от вида транспорта и его массы. Облагается транспорт массой свыше пяти тонн.

Оффшорный сбор. Плательщики – резиденты. Объект – перечисление денежных средств в оффшорную зону и исполнение иных (неденежных) обязательств перед нерезидентом, имеющим регистрацию в оффшоре. База – стоимость перечисления либо цена договора. Ставка – пятнадцать процентов.

Гербовый сбор. Объект – операции с векселями. База – сумма векселя. Ставка по прямо предусмотренным законом случаям разнится от пятнадцати до двадцати пяти процентов в зависимости от вида операции, а также сторон сделки. В случаях, прямо законом не оговоренных, ставка сбора составляет 0.1 процента.

Консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины. Объект – различные юридически значимые действия, осуществляемые по обращениям граждан и юрлиц соответственно: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями республики, различными уполномоченными госучреждениями, государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности». Ставки зависят от вида истребуемого действия.

Также имеется ряд сборов и пошлин, отнесенных Налоговым кодексом РБ к налоговым платежам, ставки и порядок взимания которых регулируются иными нормативными актами.
К таким сборам относятся:

  • таможенные пошлины и сборы (устанавливаются указами Президента РБ)
  • утилизационный сбор (установлен указом Президента РБ от 04.02.2014 года)
  • сбор на финансирование государственных расходов (установлен декретом Президента РФ от 02.04.2015 года «О предупреждении социального иждивенчества»).

Местные налоги и сборы

Налог за владение собаками. Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор. Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей. Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Особые налоговые режимы

На территории республики предусмотрено действие большого количества специальных налоговых режимов, к коим относятся:

  • упрощенная система налогообложения
  • единые налоги: с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, для производителей сельскохозяйственной продукции
  • налог на игорный бизнес
  • налог на осуществление лотерейной деятельности
  • сбор за осуществление: ремесленной деятельности, деятельности в области агроэкотуризма
  • единый налог на вмененный доход

Данные режимы упрощают налогообложение для определенных сфер деятельности, как правило, заменяют полностью или частично несколько налогов в разных сочетаниях.

Читайте так же:  Црб пенсия за какое число

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Законодательством тщательно проработано большое по сравнению с другими странами СНГ количество специальных упрощенных налоговых режимов, что благотворно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.

[1]

Налоговые ставки по основным налогам (подоходному, НДС, на прибыль) являются весьма либеральными. Однако общее количество налогов в стране является немалым.

Даже при весьма общем анализе основных положений налогового законодательства особенно бросается в глаза то обстоятельство, что чрезмерным является количество налогов, собираемых с физических лиц. Помимо традиционных налогов наличествуют и такие, которых нет более ни в одном государстве СНГ: налог с владельцев собак, сбор на финансирование государственных расходов, курортный сбор.

Оценить, хорошо это или плохо, сложно. При условии финансовой стабильности и высокого уровня доходов населения наличие данных налогов положительно сказывается на интересах государства, поскольку при невысоких ставках для налогоплательщиков эти сборы и налоги не являются слишком обременительными. Но если уровень доходов населения невысок, то взимание, помимо основных, и таких второстепенных сборов, не представляется справедливым и правильным.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Ставки подоходного налога в Беларуси

Подоходный налог 2018

Принципы исчисления подоходного налога в 2018 году не изменились. Ставка подоходного налога для резидентов Парка высоких технологий — 9%. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 13%, для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов — 16% . Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидендов 13%, для физических лиц добавились налоги с процентов банковских депозитов, но это не меняет принципиально общую картину налогообложения в Беларуси.

Сравнение общей системы уплаты налогов и уплаты налогов по «упрощенке» можно посмотреть в таблице «Системы налогообложения в Беларуси»

Доходы, в отношении которых в Беларуси установлена налоговая ставка Налоговая ставка
любые доходы, за исключением нижеперечисленных 13%
полученные в виде дивидендов 13%
полученные плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество 16%
полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам 9%
полученные индивидуальными предпринимателями — резидентами Парка высоких технологий 9%
полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам 9%
полученные от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности 16%

Адвокаты Минской городской коллегии адвокатов, осуществляющие деятельность индивидуально , Минск, Республика Беларусь — Ставки подоходного налога в Беларуси
220004, Республика Беларусь, г. Минск, улица Максима Танка, дом 20, комната 340, телефон +375 (29) 639-34-37, +375 (29) 630-56-07, +375 (17) 203-58-31

Налоги на бизнес в Беларуси

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Беларуси можно условно разделить на несколько групп:

  1. налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности
  2. налоги с дивидендов
  3. налоги с фонда оплаты труда

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. Для наглядности данных систем на нашем сайте размещена сравнительная таблица. При выборе системы налогообложения обратите внимание на налогооблагаемую базу. При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) расходная часть не учитывается при определении налогооблагаемой базы.

При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2017 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев)
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления)

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2017 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника.

Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2017 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2017 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Читайте так же:  Пенсионный возраст в российской федерации

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% — уплачивает наниматель.

Обращайтесь за более подробными консультациями

Адвокаты Минской городской коллегии адвокатов, осуществляющие деятельность индивидуально , Минск, Республика Беларусь — Налоги на бизнес в Беларуси
220004, Республика Беларусь, г. Минск, улица Максима Танка, дом 20, комната 340, телефон +375 (29) 639-34-37, +375 (29) 630-56-07, +375 (17) 203-58-31

Особенности расчета подоходного налога в Белоруссии. Актуальные ставки. Налоговые вычеты.

Вопрос исчисления подоходного налога актуален для каждого бухгалтера. Подоходный налог — это один из основных налогов в РБ. Он удерживается из доходов граждан и подлежит перечислению в бюджет. Рассмотрим специфику расчета ПН в Белоруссии.

Действующие ставки подоходного налога

На сегодняшний день в Белоруссии актуальны такие ставки ПН:

13% — с суммы начисленных дивидендов;

16% — удерживается с полученных доходов от частной нотариальной деятельности, а также от предпринимательства;

9% — с доходов, связанных с высокими технологиями;

для доходов от предоставления недвижимости в аренду (при условии, если сумма составляет менее 43 660 000 (Сорок три миллиона шестьсот шестьдесят тысяч) рублей в год) – предусмотрены фиксированные суммы налога;

13% — с других видов дохода.

Налоговые вычеты.



При расчете ПН, подлежащего уплате в бюджет, физические лица вправе воспользоваться налоговыми вычетами. Например:

  • 730 000 руб. при доходе, сумма которого менее 4 420 000 рублей за месяц.
  • 210 000 руб. на каждого иждивенца или несовершеннолетнего ребенка.
  • 410 000 руб. на каждого иждивенца или несовершеннолетнего ребенка, предоставляемый вдове (вдовцу), опекуну, или же попечителю.
  • 410 000 руб. для родителей 2-х и более детей, или детей инвалидов.
  • 1 030 000 рублей (для категории граждан, указанных в п.1 статьи 164 НК).

Правильно учесть все вышеперечисленные вычеты, а следовательно и правильно рассчитать размер налога к уплате, помогут высококвалифицированные специалисты компаний, специализирующихся на предоставлении бухгалтерских услуг .

Обновление в ставках налоговых вычетов 2016 года.

С учетом принятых поправок в 2016 году внесены изменения в размеры налоговых вычетов при исчислении подоходного налога от суммы начисленной заработной платы, а именно

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года (с учетом изменений и дополнений)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 164. Стандартные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты:
1.1. в размере 830 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 5 010 000 белорусских рублей в месяц;
1.2. в размере 240 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

1.3. в размере 460 000 белорусских рублей в месяц на при наличии двух детей до восемнадцати лет и (или) двух иждивенцев.

Стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям (за исключением родителей, лишенных родительских прав), родителям-воспитателям в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), приемному родителю, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, на содержании которых находятся ребенок и (или) иждивенец.Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 460 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

Пример расчета подоходного налога с применением ставок налоговых вычетов 2015 года.

Рассмотрим алгоритм расчета подоходного налога на простом примере.
Исходные данные: зарплата работника составляет 4 200 000 рублей в месяц, и у него есть двое детей несовершеннолетнего возраста.
Рассчитаем ПН, который должен быть удержан из дохода данного работника налоговым агентом.
Поскольку зарплата данного работника меньше, чем 4 420 000 рублей в месяц, то он имеет право на вычет в размере 730 000 рублей. Помимо этого, вычет положен еще и за каждого ребенка по 410 000 руб. Таким образом, база налогообложения для расчета подоходного налога составляет: 4 200 000 — 730 000 — 410 000 — 410 000 = 2 650 000 руб. Умножаем данную сумму на ставку налога, и получаем: 2 650 000*0,13=344 500 руб. Соответственно, из зарплаты работника предприятие должно удержать 344 500 рублей.

[2]

На первый взгляд, все достаточно просто, однако, при возникновении вопросов в расчете подоходного налога, квалифицированное бухгалтерское сопровождение – окажется очень полезным.

Налоговые агенты и их функции

Согласно действующему налоговому законодательству РБ, рассчитывать, начислять, удерживать и перечислять ПН в бюджет должны налоговые агенты. Налоговыми агентами могут выступать как юридические, так и физические лица, которые являются источником выплаты доходов.

Основными функциями налоговых агентов являются:

  • Расчет, удержание из доходов и перечисление в бюджет суммы подоходного налога в установленные сроки;
  • предоставление в налоговые органы отчетности и других сведений, необходимых для надлежащего контроля за правильностью расчета налога, удержания и перечисления в бюджет.

Дабы избежать погрешностей и неточностей в вычислении подоходного налога, а, следовательно, и возможных штрафов, можно обратиться за помощью к аутсорсингу бухгалтерии . Бухгалтерский аутсорсинг представляет собой удаленное бухгалтерское обслуживание высококвалифицированными специалистами в сфере налогового и бух учета .

Обновление в ставках налоговых вычетов 2018 года.

С учетом принятых поправок в 2018 году внесены изменения в размеры налоговых вычетов при исчислении подоходного налога от суммы начисленной заработной платы, а именно

Читайте так же:  До каких лет платятся алименты

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года (с учетом изменений и дополнений)

Статья 164. Стандартные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты:
1.1. в размере 102,00 белорусских рубля в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 620,00 белорусских рублей в месяц;
1.2. в размере 30,00 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

1.3. в размере 57,00 белорусских рублей в месяц на при наличии двух детей до восемнадцати лет и (или) двух иждивенцев.

Стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям (за исключением родителей, лишенных родительских прав), родителям-воспитателям в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), приемному родителю, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, на содержании которых находятся ребенок и (или) иждивенец.Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю установленный в настоящем подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 57,00 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются только при трудоустройству на основное место работы (с внесением записи в трудовую книжку). Совместителям и работающим по договорам подряда налоговые вычеты не предоставляются.

Налог с экономией

«Я буду работать в белорусском представительстве нашей компании. Контракт примерно на год. Слышал, что ставка подоходного налога в Беларуси ниже, чем у нас в России. А какой налог придется платить мне, российскому гражданину? Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее. И. Мельников, Рязань».

заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:

— С 1 января 2009 года и белорусы, и россияне, которые работают в нашей стране по трудовым договорам, платят подоходный налог по ставке 12 процентов. Причем неважно, контракт на месяц или на полгода. Хотя в России фактор времени учитывают. И, допустим, если гражданин Беларуси трудится в соседней стране меньше полугода, то налог с полученных в результате доходов возьмут, как с иностранца, — не 13, а 30 процентов. У нас россиянин при получении доходов по месту основной работы имеет такие же права и обязанности, как и коренной житель.

[3]

Например, работнику, ежемесячный доход которого не превышает 1,5 миллиона белорусских рублей, полагается стандартный налоговый вычет. Иными словами, 250 тысяч белорусских рублей (сумма, равная прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год) из полутора миллионов не облагаются налогом вообще. Кроме того, еще по 70 тысяч вычтут на каждого ребенка (на ребенка-инвалида — 140 тысяч) или инждивенца.

По законодательству, к иждивенцам относятся студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, а также супруга, находящаяся в отпуске по уходу за малышом до 3 лет. Чтобы получить эти льготы, достаточно представить в бухгалтерию предприятия, где вы трудитесь, пакет документов. Если дети несовершеннолетние — копии свидетельств о рождении, студенты дневной формы обучения — справку учреждения образования (не имеет значения российского или белорусского). В отношении супруги в отпуске с ребенком подойдет справка с места ее работы или из российских органов социальной защиты, что она получает пособие.

Если ваш сын или дочь пожелает платно учиться в среднем специальном или высшем учебном заведении нашей страны, то из сумм, потраченных на их обучение, также вернут подоходный налог. Захотите застраховать свою жизнь, здоровье или заключите со страховой компанией договор о накоплении дополнительной пенсии (срок не менее 5 лет), тогда еще 2 базовые величины (сейчас это 70 тысяч белорусских рублей) из тех денег, что вы заплатите страховщикам, тоже прольготируют.

Поскольку контракт у вас на год, то важно знать и о тех обязанностях, которые вы, так же как и любой гражданин Беларуси, пребывающий в стране более 183 дней и соответственно являющийся ее налоговым резидентом, должны будете выполнять. По сути дела, обязанность одна: по окончании отчетного периода (31 декабря 2009 года) и до 1 марта следующего, если вы получали помимо зарплаты по месту работы в Беларуси еще и доходы в России, вам придется их задекларировать. Заполнить декларацию о доходах можно в налоговой инспекции по месту регистрации или жительства. Причем доходы из соседней страны и уплаченные из них налоги должны быть подтверждены справкой из налоговых органов России. Если не успеете оформить справку до 1 марта 2010 года, поверят справке организации выплатившей доход, но дадут год на то, чтобы справка была подтверждена налоговым органом.

В Беларуси налоги не взимаются с пенсий, алиментов, стипендий. От продажи одного автомобиля в год и квартиры, гаража, садового домика — раз в 5 лет. Кроме этого, не выплачиваются налоги с наследства, подарков от резидентов страны в сумме до 17,5 миллиона белорусских рублей, материальной помощи, подарков, призов от организаций или индивидуальных предпринимателей в пределах 5 миллионов 250 тысяч рублей в течение года.

Подоходный налог в республике беларусь

О подоходном налоге с физических лиц (приложение к письму МНС Республики Беларусь от 11.12.2018 № 4-2-15/02362)

1. Функционирование постоянного представительства иностранной организации (к примеру, строительной площадки, монтажного или сборочного объекта на территории Республики Беларусь) предполагает использование труда наемных работников. В случае, когда такие лица являются резидентами одного государства, а работу осуществляют в другом государстве (в том числе в случае направления их головной иностранной организацией в командировку в Республику Беларусь), налогообложение их доходов подоходным налогом с физических лиц (далее – подоходный налог) осуществляется согласно положениям Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) с учетом положений международных договоров об избежании двойного налогообложения (как правило, статьи «Зависимые личные услуги», «Доходы от работы по найму»).

Читайте так же:  Сумма удержанного налога стр 070 6 ндфл

Международные договоры об избежании двойного налогообложения не регламентируют порядок удержания подоходного налога и перечисления его в бюджет. Данный вопрос регламентируется национальным налоговым законодательством государства, на территории которого, исходя из норм соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения, должен уплачиваться подоходный налог.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь и соответственно признаваемым объектом налогообложения подоходным налогом в Республике Беларусь, согласно подпункту 1.6 пункта 1 статьи 154 Кодекса относятся в том числе вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений.

При налогообложении в Республике Беларусь подоходным налогом доходов иностранных граждан по трудовым договорам (контрактам) применяется ставка налога, установленная пунктом 1 статьи 173 Кодекса (в 2015–2018 гг. в размере 13 %).

Осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство иностранные организации, представительства иностранных организаций (далее – налоговые агенты), за работу в которых физическое лицо получило доходы, обязаны выполнять требования Кодекса, а именно обязаны в соответствии с пунктом 1 статьи 175 Кодекса исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет Республики Беларусь исчисленную сумму подоходного налога с учетом требований статьи 175 Кодекса.

В частности, согласно пункту 9 статьи 175 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В случае если заработная плата начисляется централизованно по месту нахождения головной иностранной организации, то она должна оперативно и регулярно передавать данные в представительство, постоянное представительство в Республику Беларусь для того, чтобы своевременно уплачивать подоходный налог в Республике Беларусь с учетом приведенных выше положений Кодекса.

В Республике Беларусь выдается в целях избежания двойного налогообложения справка об уплате подоходного налога с физических лиц (п. 18.8 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200). Такая справка выдается налоговым органом по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства), а при отсутствии на территории Республики Беларусь такого места – по месту уплаты подоходного налога на основании письменного заявления гражданина и при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Статьей 8 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» предусмотрено, что заинтересованное лицо может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей.

Представители заинтересованного лица осуществляют свои полномочия на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

Двойное налогообложение физических лиц, с заработной платы (вознаграждений) которых налоговым агентом удержан и перечислен подоходный налог в бюджет Республики Беларусь, устраняется с учетом положений статьи «Устранение двойного налогообложения» соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения в государстве налогового резидентства физического лица.

Если гражданами – резидентами иностранного государства работа по найму не осуществляется в Республике Беларусь (то есть они не находятся в Республике Беларусь при выполнении работы), то оснований для уплаты в Республике Беларусь подоходного налога в отношении их доходов в виде оплаты труда не возникает, в том числе в ситуации, когда сумма оплаты их труда подлежит включению в расходы, понесенные иностранной организацией для целей деятельности постоянного представительства, расположенного в Республике Беларусь.

2. О применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 18 июля 1995 года (далее – Соглашение с Литвой).

Работники литовской организации, признаваемые в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения с Литвой налоговыми резидентами Литвы, командированы головной литовской организацией в Республику Беларусь для выполнения работы на строительной площадке. Соответственно такие лица являются лицами, выполнявшими в Республике Беларусь работу по найму.

Выплата им вознаграждения за работу на расположенной в Республике Беларусь строительной площадке осуществляется головной литовской организацией. Деятельность литовской организации на строительной площадке приводит к возникновению постоянного представительства.

Подлежит ли вознаграждение таких лиц за выполнение работы на территории Республики Беларусь налогообложению в Республике Беларусь подоходным налогом?

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 «Зависимые личные услуги» Соглашения с Литвой заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Литовской Республики в отношении работы по найму, облагаются налогом только в Литовской Республике, если только работа по найму не осуществляется в Республике Беларусь. Если работа по найму осуществляется в Республике Беларусь, то вознаграждения, полученные в связи с этим, могут облагаться налогом в Республике Беларусь.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Соглашения с Литвой, несмотря на положения пункта 1 статьи 15 указанного Соглашения с Литвой, вознаграждение, получаемое резидентом Литовской Республики в отношении работы по найму, осуществляемой в Республике Беларусь, облагается налогом только в Литовской Республике, если:

Читайте так же:  Бухгалтерский налоговый и статистический учет

a) получатель находится в Республике Беларусь в течение периода или периодов, не превышающих в целом 183 дня в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем финансовом году, и

b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом Республики Беларусь, и

c) расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в Республике Беларусь.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных в пункте 2 статьи 15 Соглашения с Литвой условий доход командируемых в Республику Беларусь сотрудников литовской организации может облагаться подоходным налогом в Республике Беларусь.

Помимо этого, необходимо учитывать следующие аспекты применения указанных норм статьи 15 Соглашения с Литвой.

Налогообложение доходов от работы по найму подоходным налогом в Республике Беларусь происходит, в частности, если:

трудовые обязанности иностранный гражданин выполняет в постоянном представительстве иностранной организации. При этом не имеет значения, сколько дней он находится на территории Республики Беларусь;

иностранный гражданин находится на территории Республики Беларусь более 183 дней, в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем финансовом году. В этом случае не имеет значения наличие постоянного представительства иностранной организации в Республике Беларусь.

С учетом норм подпункта 1.6 пункта 1 статьи 154 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, получаемое плательщиками (физическими лицами) от иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, рассматривается в качестве дохода, получаемого из источников в Республике Беларусь.

Положениями пункта 3 статьи 7 Соглашения установлены подходы, которые необходимо учитывать при определении прибыли постоянного представительства. В частности, согласно указанному положению допускается вычет расходов, понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как в государстве, где размещено постоянное представительство, так и за его пределами.

Таким образом, если работники литовской организации – граждане Литовской Республики признаются в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения налоговыми резидентами Литовской Республики и выполняют работу на территории Республики Беларусь, расходы на оплату труда которых классифицируются с учетом изложенного выше как расходы, понесенные для целей постоянного представительства этой литовской организации, то вознаграждения таких работников за выполнение ими трудовых обязанностей в Республике Беларусь облагаются подоходным налогом в соответствии с нормами налогового законодательства Республики Беларусь.

3. О применении Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (далее – Соглашение с Россией).

Работники российской организации, признаваемые в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения с Россией налоговыми резидентами России, выполняют работу на строительной площадке на территории Республики Беларусь.

Выплата им вознаграждения за работу осуществляется головной российской организацией. Деятельность российской организации на строительной площадке приводит к возникновению постоянного представительства. Соответственно расходы на оплату их труда вправе учитываться в составе затрат постоянного представительства этой российской организации, расположенного в Республике Беларусь.

Подлежит ли вознаграждение таких лиц за выполнение работы на территории Республики Беларусь налогообложению в Республике Беларусь подоходным налогом?

Согласно статье 14 «Доходы от работы по найму» Соглашения с Россией вознаграждение, получаемое физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации в отношении работы по найму, может облагаться налогом в Республике Беларусь, если:

а) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в Республике Беларусь, либо

б) расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации, имеет в Республике Беларусь.

Исходя из изложенного, положения Соглашения с Россией позволяют облагать в Республике Беларусь подоходным налогом доходы работников от работы по найму, выполняемой в связи с осуществлением российской организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство (с учетом положений пункта 3 статьи 7 Соглашения с Россией и пункта 9 статьи 139 Кодекса считается, что затраты по выплате вознаграждений, полученных работниками в связи с этим, несет постоянное представительство. При этом не имеет значения, прибыль или убыток отражается в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, представляемой в отношении деятельности соответствующего постоянного представительства).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, если работники российской организации признаются в соответствии с положениями статьи 4 Соглашения с Россией ее налоговыми резидентами, выполняют работу на территории Республики Беларусь и затраты на оплату их труда понесены для целей ее постоянного представительства, расположенного в Республике Беларусь, то вознаграждения таких работников за выполнение ими трудовых обязанностей в Республике Беларусь подлежат налогообложению подоходным налогом в Республике Беларусь.

Источники


  1. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.

  2. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
  4. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
  5. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
Подоходный налог в республике беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here