Прекращение обязанности по уплате налогов

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Прекращение обязанности по уплате налогов" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Обязанность по уплате налогов и сборов: возникновение и прекращение

В числе основных обязанностей налогоплательщиков в соответствии с НК РФ – обязанность по уплате налогов (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для плательщиков страховых взносов и сборов такой обязанностью является соответственно уплата взносов и сборов (пп. 1 п. 3.4, п. 4 ст. 23 НК РФ). Когда обязанность по уплате налога возникает, а когда прекращается, расскажем в нашей консультации.

Возникновение обязанности по уплате налогов

Обязанность по уплате налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ и иными актами налогового законодательства. Если у налогоплательщика возникли обстоятельства, предусматривающие уплату конкретного налога, то, следовательно, возникает и связанная с этим обязанность (п. 2 ст. 44 НК РФ). К примеру, применительно к НДС, если по итогам квартала у организации сумма НДС, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы восстановленного налога, превышает сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, у налогоплательщика возникает обязанность по уплате НДС (п. 1 ст. 173 НК РФ).

Когда обязанность по уплате налога (сбора) прекращается?

Налоговый кодекс предусматривает случаи, когда обязанность по уплате налога прекращается.

Так, обязанность по уплате налога прекращается в случаях (п. 3 ст. 44 НК РФ):

  • его уплаты;
  • смерти налогоплательщика-физического лица или объявления его умершим. При этом транспортный налог, а также задолженность по местным налогам погашаются наследниками;
  • ликвидации налогоплательщика-организации;
  • иных обстоятельств, когда налоговое законодательство признает обязанность прекращенной (к примеру, при истечении срока исковой давности по взысканию налоговых платежей).

Таким образом, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов – самый распространенный способ прекращения налоговой обязанности. При этом с 30.11.2016 обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от того, уплатил налог сам налогоплательщик или за него это сделало третье лицо (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов; порядок исчисления налога; взыскание налога за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика

Понятие налоговой обязанности и ее исполнения

См. также Информацию ФНС России «О порядке уплаты налогов иными лицами»

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Налоговая обязанность:

  • в широком аспекте включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ;
  • в узком аспекте — это часть налоговых обязанностей налогоплательщика, которая представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Налоговый кодекс РФ выделяет из общей совокупности обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в отдельную главу.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборо в является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика:

  • встать на учет в налоговом органе;
  • вести налоговый учет;
  • самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога;
  • перечислить налог в соответствующий бюджет и т.д.

Сущность исполнения налоговой обязанности:

  • уплата налога или сбора.

Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ).

Общие основания возникновения налоговой обязанности:

  1. наличие у налогоплательщика объекта налогообложения;
  2. истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.

Особенные основания возникновения налоговой обязанности:

  • самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав (например, обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога — в отношении налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать . Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяются по-разному.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следовательно, основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база . Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа . Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Исполнение налоговой обязанности четко определено временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ. Так, Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ срок уплаты имущественных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц) установлен не позднее 1-го декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При уплате налогов со сложным юридическим составом (т.е. когда расчет налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечет начисление пени.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов закона о налоге и должен быть определен по каждому налогу или сбору. Вместе с тем в определенных случаях налоговые органы имеют право изменять сроки уплаты налогов, но только в порядке, предусмотренном НК РФ. Например, при создании, ликвидации или реорганизации организации в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет календарный месяц или квартал, возможно изменение сроков уплаты налогов по согласованию с налоговым органом.

Читайте так же:  Справка о наличии отсутствии задолженности по налогам

Основания для прекращения налоговой обязанности (п. 3 ст. 44 НК РФ)

  1. уплата налога и (или) сбора;
  2. смерть физического лица — налогоплательщика или с объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ (задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками);
  3. ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ;
  4. возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, к которым можно отнести:
    • принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК);
    • уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);
    • уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);
    • уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);
    • списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);
    • уплату налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК) и др.

Налоговая обязанность, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением . Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок.

В общем случае в соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Однако Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ была разрешена уплата налога за налогоплательщика иным лицом (см. также Информацию ФНС России «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом»).

В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц:

  • налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);
  • правопреемника реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ);
  • законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ);
  • поручителя (ст. 74 НК РФ).

Согласно ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени , причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

См. также Информацию ФНС России «С 1 октября меняется порядок начисления пени для юридических лиц» (2017 г.)

Вместе с тем НК РФ устанавливает различные способы перехода налогового долга, зависящие от содержания налоговой обязанности реорганизуемой организации. Так, в отличие от сумм неуплаченных налогов и пеней налоговые санкции правопреемник обязан уплатить только при условии, что данные штрафы были наложены на реорганизуемое лицо до завершения его реорганизации.

Срок исполнения налоговой обязанности

Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конкретному налогу.

Налогоплательщику не запрещается уплатить соответствующий налог досрочно, т.е. после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного законодательством срока уплаты.

Момент исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога (п. 3 ст. 45 НК РФ):

    по общему правилу:
    момент предъявления в банк поручения на уплату налога ;

Следовательно, Налоговый кодекс РФ различает уплату налога как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет как действие банка (иной уполномоченной организации), обслуживающего плательщика налога (сбора). Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений.

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента осуществляется в два этапа:

  1. имущество должно быть реализовано судебным приставом-исполнителем;
  2. за счет вырученных денежных сумм должна быть погашена налоговая задолженность частного субъекта.

Налоговая обязанность физического лица или организации считается исполненной только при выполнении названных условий.

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов при ликвидации организации отличается от общего порядка:

  • наличием налогового представителя ликвидируемой организации в лице ликвидационной комиссии (однако это не означает изменения стороны в налоговом правоотношении);
  • обязанным субъектом и, следовательно, надлежащим ответчиком будет оставаться сама ликвидируемая организация;
  • применением субсидиарной ответственности учредителей (участников) ликвидируемой организации по ее налоговым долгам (в случае недостаточности денежных средств ликвидируемой организации остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) этой организации — п. 2 ст. 49 НК РФ);
  • очередностью исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, определяемой по правилам ст. 64 ГК РФ, в соответствии с которой задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в 3-ю очередь.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов
1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом. Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Статья 57. Сроки уплаты налогов и сборов
1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.
4. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Статья 59. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам
1. Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации — по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями — по региональным и местным налогам.
2. Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
3. Суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.

Читайте так же:  Госуслуги оплатить налог на машину

Так мы обязаны мотаться в налоговую, ежели не получаем уведомлений? согласно ст.58, п.6, вроде нет.

О прекращении обязанности по уплате налога

«Финансовая газета», N 44, 2000

Как правильно оформить платежное поручение

С 1 ноября 2000 г. вводится в действие Положение Банка России от 08.09.2000 N 120-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», в соответствии с которым поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа» платежного поручения должны заполняться с учетом требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Банком России. До 1 ноября 2000 г. аналогичная норма была установлена в Указании Банка России от 14.10.1997 N 529 «О формате платежного поручения и порядке его заполнения».

Указанные требования содержатся в Приказе Минфина России и МНС России от 29.02.2000 N 21н, АП-3-25/82 «Об утверждении Правил проставления в платежных документах идентификационного номера налогового органа и кода бюджетной классификации Российской Федерации при осуществлении операций по счетам по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации». Порядок применения норм, изложенных в данном Приказе, разъяснен в Письме МНС России от 11.04.2000 N ФС-6-09/272 «О порядке оформления налогоплательщиками платежных документов».

Согласно Положению Банка России N 120-П в поле «Плательщик» указываются ИНН (если он присвоен) и наименование плательщика средств. Дополнительно указываются номер лицевого счета клиента, наименование и местонахождение (сокращенные) обслуживающей кредитной организации, филиала кредитной организации в случае, если платеж клиента осуществляется через открытый в другой кредитной организации, другом филиале кредитной организации корреспондентский счет, счет участника расчетов, счет межфилиальных расчетов, проставленный в поле «Счет N» плательщика, или указываются наименование и местонахождение (сокращенные) филиала кредитной организации, обслуживающего клиента, если номер лицевого счета клиента проставлен в поле «Счет N» плательщика и платеж клиента осуществляется через счет межфилиальных расчетов, при этом номер счета межфилиальных расчетов филиала не проставляется.

В Приказе МНС России N АП-3-25/82 уточняется, что налогоплательщики и налоговые агенты при перечислении налоговых платежей в поле «Получатель» указывают идентификационный номер налогового органа (ИНН), осуществляющего контроль за поступлением платежа; наименование органа федерального казначейства (ИНН органа федерального казначейства не проставляется); наименование налогового органа, осуществляющего контроль за поступлением платежа (проставляется в скобках).

В соответствии с Положением Банка России N 120-П в поле «Назначение платежа» указываются назначение платежа, наименование товара, выполненных работ, оказанных услуг, номера и даты товарных документов, договоров, НДС (выделяется отдельной строкой или делается ссылка на то, что налог не уплачивается), также может быть указана другая необходимая информация, в том числе срок уплаты налога или сбора, срок оплаты по договору.

Приказом МНС России уточняется, что налогоплательщики и налоговые агенты при перечислении налоговых платежей в поле «Назначение платежа» перед текстовым указанием назначения платежа проставляют в скобках код доходов бюджетов Российской Федерации или источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.1999 N 38н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Письмом МНС России N ФС-6-09/272 уточнен порядок заполнения указанных реквизитов. Так, в поле «Назначение платежа» необходимо указать, по какому сроку осуществляется платеж (установленный срок уплаты для налога). Например: «1020101, НДС по сроку 20.04.2000». Если осуществляется авансовый платеж по налогу на прибыль, то следует указать: «1010101, аванс по налогу на прибыль по сроку

При этом в случае уплаты налога через уполномоченное лицо в поле «Назначение платежа» следует указать наименование организации, за которую перечисляется налоговый платеж, а также ее реквизиты (ИНН, КПП и др.). В противном случае налоговый инспектор может отнести указанные суммы на лицевой счет организации, указанной в платежном поручении в качестве плательщика. В целях избежания неправильного оформления налоговых платежей, на наш взгляд, следует рекомендовать организации, осуществляющей платеж, обратить особое внимание на правильность заполнения платежного поручения, а организации, за которую производится уплата, — обратиться в свою налоговую инспекцию с копиями платежных поручений, чтобы узнать о поступлении указанных сумм и правильном их отражении.

В указанном Письме МНС России особо отмечается, что если в платежном документе налогоплательщиком не указаны вид платежа и срок, по которому произведен этот платеж, то при наличии задолженности указанные суммы засчитываются налоговым органом в следующем порядке:

в погашение суммы недоимки по этому налогу;

в погашение суммы задолженности по пени по тому налогу, по которому оформлен платежный документ;

в погашение суммы налоговых санкций, подлежащих взысканию за нарушение налогового законодательства в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации;

в счет предстоящих платежей по этому налогу.

Таким образом, обязанность по уплате налога будет отражена в лицевом счете налогоплательщика как исполненная лишь в случае правильного заполнения платежного поручения.

Порядок уплаты налогов

Обязанность по уплате налога прекращается лишь при соблюдении порядка уплаты, установленного НК РФ (ст.58). Во-первых, уплата налога должна быть произведена в установленные сроки. При перечислении налогов платежным поручением срок не считается нарушенным, если до истечения срока налогоплательщиком в банк представлено поручение на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете. Подтверждением достаточного денежного остатка на счете является выписка по счету, выдаваемая банком. При этом платежное поручение не должно быть впоследствии отозвано налогоплательщиком или возвращено банком. В этом случае налог не признается уплаченным.

Во-вторых, уплата федеральных налогов организацией производится в безналичной форме. НК РФ предусматривает возможность уплаты налога в наличной форме только для налогоплательщиков — физических лиц. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается, соответственно, нормативными актами субъектов Российской Федерации. Так, Законом города Москвы от 24.12.1999 N 40 «О бюджете города Москвы на 2000 год» установлена возможность погашения задолженности предприятиями — должниками, в частности, путем поставки товарно — материальных ценностей (основными средствами, сырьем, материалами, готовой продукцией и т.д.), выполнения работ и оказания услуг. При этом погашение задолженности перед бюджетом города Москвы в неденежном выражении допускается в размере не более 50% общей суммы недоимки.

В случае возникновения спорной ситуации по уплате налога налогоплательщик — организация может обратиться в арбитражный суд. Формирующаяся арбитражная практика показывает, что при правильном оформлении необходимых документов (доверенности, платежного поручения и др.) и соблюдении порядка уплаты налогов суд признает обязанность налогоплательщика исполненной. При этом в каждом случае материалы дела рассматриваются судом исходя из фактических обстоятельств.

Читайте так же:  Почта банк какого числа переводит пенсию

Поправка. В первой части статьи Н. Орловой «О прекращении обязанности по уплате налога» (см. «ФГ», N 43, с. 9) допущена неточность в форме доверенности. Приводим правильный вариант бланка доверенности.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных в законодательстве о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сборов с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, которые предусматривают уплату данного налога или сбора.

Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора можно разделить на следующие группы:

— с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков;

— со смертью физического лица ‑ налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

— с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 НК РФ;

[3]

— с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. К таким обстоятельствам можно отнести, например, случаи отмены налога или сбора, предусмотренные в ст. 5 НК РФ, или случаи признания налога или сбора не соответствующим НК РФ.

Кроме названных обстоятельств самостоятельными юридическими фактами, на основании которых прекращается налоговая обязанность, являются списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ, уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

Исполнение обязанности по уплате налога

(ст. 44, 45 НК РФ).

Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) состоит в совершении налогоплательщиком (плательщиком сбора) действий по исчислению налога (сбора) и перечислению его суммы в бюджет соответствующего уровня. Налоговая обязанность считается исполненной при уплате налога в полной сумме и в установленный срок.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика (плательщика сбора) с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств предусматривающих их уплату.

Эта обязанность прекращается:

— с уплатой налога и (или) сбора;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ (задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;

— с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ (ст. 49 НК РФ);

— с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст. 45 НК РФ). Исключение составляют исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ), уплата налога правоприемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ), уплате налогов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим (ст. 51 НК РФ), уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ), уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога и досрочно.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

— с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

— с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;

— с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

— со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;

— со дня вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;

— со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента;

— со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

Законодательством о налогах и сборах установлена исключительно денежная форма исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Налоги и сборы уплачиваются только в валюте РФ (п. 5 ст. 45 НК РФ). Исключение составляет уплата государственной пошлины за выдачу, продление срока действия и восстановление виз иностранными гражданами и лицами без гражданства представительствам федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (пп. 5 ст. 333.29 НК РФ).

Неисполнение обязанности

по уплате налога (п. 4 ст. 45 НК РФ) является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ.

Требование об уплате налогов и сборов

(ст. 69-70 НК РФ) ‑ направленное налогоплательщику извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок.

Требование направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности:

— не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки;

— в течение 10 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки.

Требование должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения (если в нем не указан более продолжительный срок).

Требование может быть передано руководителю организации или физическому лицу (их законным или уполномоченным представителям) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

[2]

Эти правила применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Читайте так же:  Работающим пенсионерам будут прибавлять пенсию

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании, налоговым органом производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренным ст. ст. 46, 47 (для организации или индивидуального предпринимателя) и ст. 48 НК РФ (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Налоговое законодательство в зависимости от статуса налогоплательщика предусматривает два различных порядка взыскания налога ‑ административный (бесспорный) и судебный.

Внесудебный порядок.

Взыскание налога (сбора) с налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — организации или индивидуального предпринимателя производится по общему правилу в административном порядке — на основании решения налогового органа.

Решение налогового органа о взыскании выносится после истечения срока исполнения требования, но не позднее 2-х месяцев после этого.

Решение о взыскании в обязательном порядке должно быть доведено налоговым органом до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения.

Затем происходит последовательное обращение взыскания на счета и имущество налогоплательщика.

Налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя, инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующий бюджет необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика, подлежащее безусловному исполнению в течение одного операционного дня (п. 4, 6 ст. 46 НК РФ). Очередность списания денежных средств установлена ст. 855 ГК РФ, при применении которой необходимо учитывать постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 № 21-П.

Взыскание может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя (абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ). Взыскание недоимки и пеней с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты (абз. 3 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Не допускается обращение взыскания на депозитные счета налогоплательщика, если не истек срок действия соответствующего депозитного договора (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).

При недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщиков для полного погашения недостающих сумм либо у налоговых органов нет информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Решение о взыскании налога за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя должно быть принято налоговым органом в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ). Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ).

Данное решение в течение трех дней с момента его вынесения налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении налогового органа, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (п. 4 ст. 47 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ;

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.

Реализация недвижимого имущества осуществляется путем проведения публичных торгов, движимого имущества ‑ на комиссионных началах. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публичноправовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.

Статьей 44 НК РФ установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, или досрочно.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;
3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В этом случае задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Читайте так же:  Размер алиментов на четверых детей

Перечень оснований, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, не является исчерпывающим. Называя конкретные основания, прекращающие данную обязанность (уплата налога, смерть налогоплательщика или признание его умершим, ликвидация организации-налогоплательщика), законодатель предусматривает также возможность наличия в актах законодательства о налогах и (или) сборах иных оснований, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора может считаться прекращенной. В действующем законодательстве, например, таким основанием является списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ).

Остановимся более детально на основных случаях прекращения налогового обязательства.
Уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Самым распространенным основанием для прекращения обязанности по уплате налога является непосредственно его уплата.

В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банке.

[1]

Возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора. Налоговое обязательство возникает из закона и носит односторонний характер. Установить налог или сбор можно только законом и только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства, оговоренных в ст. 17 НК РФ. Кроме этого, законодательством о налогах и сборах могут вводиться определенные основания, вызывающие прекращение обязанности по уплате конкретного налога и сбора. Установление таких обстоятельств в законодательстве является основанием прекращения обязанности по уплате данного налога или сбора.

Смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) у гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Моментом завершения жизни человека считается такое состояние организма, при котором восстановление его жизнедеятельности уже невозможно. Факт смерти гражданина констатируется соответствующим свидетельством, выданном органами ЗАГСа.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствующим считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц -1 января следующего года (ст. 42 ГК РФ).

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ст. 45 ГК РФ).

Ликвидация организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица;
2) по решению суда.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с действующим законодательством. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 61-63 ГК РФ).

Источники


  1. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.

  2. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
  4. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  5. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
Прекращение обязанности по уплате налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here