Проведение проверки налога на прибыль

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Проведение проверки налога на прибыль" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Проведение проверки налога на прибыль

Библиографическая ссылка на статью:
Гуменная Н.С. Особенности проведения камеральных и выездных налоговых проверок по налогу на прибыль организаций // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61918 (дата обращения: 25.03.2019).

Налог на прибыль организации занимает особое место в налоговой системе страны и в деятельности налогоплательщиков. По сути, он уменьшает желаемый конечный результат любой хозяйственной деятельности – прибыль, саму цель предпринимательства. Основными проблемами, связанными с организацией налоговых проверок по налогу на прибыль, являются: несовершенство налогового законодательства, недостаточный уровень автоматизации, коррупция.

Данный налог обеспечивает регулярные значительные поступления в государственный бюджет. Налог на прибыль является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата (прибыли). Соответственно, стремясь к сохранению достигнутого результата, организации стараются минимизировать свои налоговые выплаты.

Налогоплательщиками налога на прибыль являются:

— российские организации (не применяющие специальный режим налогообложения);

— иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации (как через постоянные представительства в Российской Федерации, так и без них).

В качестве объекта налогообложения выступает прибыль организации, полученная налогоплательщиком, и для каждой группы плательщиков существует свой порядок определения прибыли как объекта обложения:

— для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов;

— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства в РФ, это доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства;

— для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ, прибыль – доходы от источников в РФ.

Очевидно, что многие организации ищут разнообразные пути ухода от налога (как в рамках законодательства, так и нелегальные), например, путем уменьшения налоговой базы. Государство, в свою очередь, старается создать условия для соответствующего администрирования и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения. Наиболее эффективным способом налогового контроля являются налоговые проверки. Рассмотрим, как проверяется правильность уплаты и исчисления налога на прибыль в рамках основных налоговых проверок – камеральной и выездной.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами по месту нахождения налогового органа без какого-либо специального решения руководителя в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации и документов, которые в соответствии с законодательством должны к ней прилагаться (прочие налоговые расчеты, документы, самостоятельно предоставленные налогоплательщиком, а также те, которые имеются у налогового органа о деятельности проверяемого субъекта). Также налоговые органы могут использовать информацию из внешних источников, таких как таможенные органы, миграционная служба, МВД, органы статистики и др.

Налоговые органы могут дополнительно истребовать документы, подтверждающие налоговые льготы и обосновывающие и подтверждающие право на возмещение НДС.

Камеральная налоговая проверка по налогу на прибыль включает в себя проверку полноты предоставления налогоплательщиком документов налоговой отчетности и своевременности предоставления декларации, визуальную проверку правильности оформления документов и проверку правильности арифметических подсчетов.

При выявлении в декларации ошибок или противоречий налогоплательщик оповещается об этом в течение 5 рабочих дней. Налогоплательщик вносит изменения в декларацию либо дает пояснения относительно неразрешенных моментов с правом предоставления любых документов, подтверждающих достоверность данных в декларации. По итогам проверки выносится акт, но только в том случае, если имело место нарушение налогового законодательства.

В ходе камеральной проверки по налогу на прибыль изучаются и сопоставляются различные показатели, например, показатели налога на прибыль сопоставляются с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам. Также, разумеется, проверяется соответствие показателей нормам действующего законодательства.

Межотраслевые показатели – один из главных инструментов инспектора при проведении проверки. Проанализировав среднестатистические показатели в той отрасли, в которой плательщик ведет свою деятельность, можно сделать выводы о добросовестности и законности его действий.

Результаты проверок могут также рассматриваться аудиторами: “в случае предоставления аудиторам последних актов налоговой проверки анализируются имеющиеся разногласия, а также ведущиеся судебные разбирательства”.

Хочется отметить, что некоторые процессуальные моменты, связанные с проведением камеральных налоговых проверок, являются спорными. Например, согласно ст. 88 НК РФ налоговые органы могут истребовать лишь определенные документы и “не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей”, однако ст. 93 и 93.1 утверждают, что налоговые органы вправе истребовать любые документы.

Также камеральная проверка решает важнейшую задачу налогового контроля – подготовку базы для отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, которую назначают тогда, когда возможности камеральной проверки исчерпаны и для проведения контрольных мероприятий требуется присутствие инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика или его обособленного подразделения при специальном разрешении руководителя налогового органа. Срок выездной налоговой проверки – 2 месяца, однако он может быть продлен до 4 или 6 месяцев.

Выездной проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения выездной проверки. Налоговый орган имеет право проводить проверку в отношении одного налогоплательщика по какому-то определенному налогу или сразу по нескольким, но не более одной проверки в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период. Однако в случае ликвидации юридического лица или при поручении вышестоящего или правоохранительного органа может быть проведена внеплановая выездная налоговая проверка.

Датой начала проверки считается день, в который было принято решение о назначении проверки, а датой окончания – день составления справки о ее проведении. Перед началом проверки инспекторы обязаны предъявить представителям налогоплательщика служебное удостоверение и решение о назначении проверки. Принято считать, что выездная проверка – более эффективный метод налогового контроля, чем камеральная, так как большинство налогоплательщиков привлекаются к ответственности именно после проведения выездной проверки.

При выездной проверке по налогу на прибыль инспекторы занимаются проверкой первичных документов и регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской и налоговой отчетности, различных договоров и приказов, а также осмотром различных объектов и помещений, которые могут использоваться налогоплательщиком для получения дохода.

Методы проверки определяются исходя из различных факторов:

— объема документации, которая подлежит проверке;

— результатов анализа данных по деятельности плательщика, проведенного с целью выявить вероятность выявления нарушений законодательства;

— особенностей бухгалтерского и налогового учета плательщика.

В ходе выездной налоговой проверки по налогу на прибыль проверяющие анализируют и контролируют следующее:

— правомерность применения налоговых ставок и льгот;

— особенности бухгалтерского и налогового учета на проверяемом объекте и правильность отражения финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы;

— правильность исчисления налоговой базы, сумм налога, подлежащего к уплате;

— соответствие показателей, отраженных в налоговой декларации, и показателей бухгалтерской отчетности;

Читайте так же:  Указы главы днр пушилина о повышении пенсии

— соответствие показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Следует отметить, что методики, задачи и объекты выездной налоговой проверки и аудита по налогу на прибыль весьма схожи:”Основными задачами этого вида аудита являются:

— оценка состояния бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль;

— правильность определения объекта налогообложения;

— правомерность освобождения от налогообложения отдельных доходов и расходов;

— проверка формирования налоговой базы;

[2]

— контроль за отражением налогооблагаемых показателей в аналитических регистрах налогового учета;

— проверка отражения налоговых обязательств перед бюджетом в налоговой отчетности;

— проверка полноты и своевременности уплаты налога в бюджет”.

В процессе проверок по налогу на прибыль могут осуществляться дополнительные мероприятия налогового контроля:

— истребование документов – является самым распространенным мероприятием. Истребуемые документы могут быть предоставлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде. Срок предоставления – 10 дней. В случае отказа или непредставления документов в указанный срок производится выемка документов (НК РФ, ст. 93);

— выемка документов – производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим их права и обязанности. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов (НК РФ, ст. 94);

— допрос свидетеля – для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол (НК РФ, ст. 90);

— экспертиза – на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

В завершение хочется выделить основные направления решения проблем, касающихся организации налоговых проверок по налогу на прибыль.

Во-первых, что касается такой проблемы, как несовершенство российского налогового законодательства, которое до сих пор является весьма нестабильным и противоречивым, некоторые статьи Налогового кодекса очень трудны для восприятия как налоговиков, так и налогоплательщиков. Множество ошибок и противоправных действий организации совершают вовсе не с целью ухода от налогообложения, а ввиду невозможности правильно трактовать законодательные нормы. Все это приводит к существенным объемам судебных дел относительно правомерности действий плательщиков и самих сотрудников налоговых органов. Причем в подавляющем большинстве случаев суд выносит решение не в пользу организаций, что пагубно воздействует на развитие предпринимательства. В связи с этим необходимо отметить потребность урегулирования налогового законодательства на самом высоком уровне.

Во-вторых, в настоящее время существует автоматизированная обработка документов при проведении камеральных проверок, а также специальные программные комплексы, позволяющие формировать рейтинги налогоплательщиков по различным критериям. В зависимости от результата подобного отбора устанавливаются плательщики, которые точно будут включены в план выездных проверок. В этом есть свои плюсы и минусы. В качестве отрицательного момента, на наш взгляд, выступает то, что данные автоматизированные системы, будучи полностью построенными на определенных видах вычислений и алгоритмах, тем самым заменяют интуицию и опыт работника налоговой службы, которые являются практически первостепенными при проведении расчетов и отбора плательщиков. С другой стороны, они снижают вероятность вычислительных ошибок и способствуют снижению риска коррумпированности и выражения субъективного мнения со стороны сотрудников налоговых органов.

Коррупцию также можно выделить как одну из проблем, связанных с осуществлением налоговых проверок по налогу на прибыль.

Правительство принимает меры для ее сокращения, в частности, приказ Федеральной налоговой службы об утверждении программы противодействия коррупции в налоговых органах от 19.01.2010 раскрывает основные мероприятия по борьбе с взяточничеством. Данный документ направлен на формирование системы противодействия коррупции и ее внедрению в налоговые органы.

Эти меры, направленные на снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами, укрепление доверия граждан к налоговым органам, имеют определенные результаты, однако они не являются достаточными, в связи с чем также нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Справочник Бухгалтера

Статьи о бухучете и справочная информация

Проверка налога на прибыль

Налоги и Право

Как проверять налог на прибыль

(Комментарий к Методическим рекомендациям по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, утвержденным Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23.04.2004 (Протокол от 22.04.2004 N 25))

В то время как налоговое ведомство страны постепенно отменяет свои Методические рекомендации, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России начал выпускать свои методички.

Недавно были обнародованы Методические рекомендации по аудиторской проверке налога на прибыль (текст документа размещен на сайте Минфина России www.minfin.ru). Этот документ адресован прежде всего аудиторам. Цель — создание единообразного рабочего инструмента для проведения аудиторских проверок. В данном случае Методические рекомендации охватили только маленькую часть аудиторской проверки — проверку правильности отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности налога на прибыль и обязательств перед бюджетом по данному налогу.

Методички не подменяют собой никакие другие документы, регламентирующие аудит, в частности Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Так, в Рекомендациях предложены подробные рабочие документы аудитора по оценке аудиторских рисков, однако в этих документах приведены только факторы рисков. А их оценка производится самим аудитором в соответствии с критериями, которые определены в Правиле (стандарте) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 405).

Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций

То же самое и по определению уровня существенности (допустимой ошибки) — в предлагаемых Методическими рекомендациями рабочих документах приведены только базовые показатели, а числовые значения уровня существенности определяются аудитором на основе Правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Нужно сказать, что Методические рекомендации помогут и бухгалтерам при организации бухгалтерского или налогового учета.

В частности, в работе может пригодиться таблица-тест «Анализ учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете». В этой таблице на 20 листах собраны воедино все основные элементы, требующие отражения в учетной политике. Описаны различия в подходе к учету объектов и операций в бухгалтерском и налоговом учете, а также их влияние на налогооблагаемую прибыль. Таблицы замечательны приведенной в них коллекцией ссылок на нормы законодательства, регулирующие учет. Группировка по объектам и отдельным операциям наглядна и позволит пользоваться таблицами как справочником.

Читайте так же:  Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов

Интересны также таблицы, посвященные постоянным и временным разницам. В нескольких таблицах приведены подробные перечни разниц, которые могут возникнуть у организации. Однако характеристика этих разниц краткая и рассчитана на подготовленного пользователя. Для проверки наиболее значимых временных разниц предложены механизм проверки формирования незавершенного производства и алгоритм по формированию и использованию резерва по сомнительным долгам. Приведен альтернативный вариант проверки налога на прибыль при отсутствии аналитического учета временных разниц.

Воспользоваться этими разработками, к сожалению, смогут и налоговики. Ведь теперь с выходом Методических рекомендаций у проверяющих инспекторов появился превосходный инструментарий, с помощью которого они очень просто могут доказать систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций в части учета разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». А за это, как известно, ст.120 Налогового кодекса предусматривает штраф (5000 руб.).

Остальные таблицы и тесты также применимы в бухгалтерии налогоплательщика для организации самоконтроля и внутреннего аудита.

Итак, создан рабочий инструмент, пользуясь которым аудитор должен качественно выполнить свою работу, дана методика выполнения этой работы. А конкретную ситуацию аудитор должен оценить на месте самостоятельно, опираясь на свой опыт и знания.

Декларация по налогу на прибыль: как проверить правильность заполнения

Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы

Основная форма контрольной работы налоговых органов — это камеральная налоговая проверка. Такой проверке подлежат все налогоплательщики. О совершенствовании этой сферы деятельности налоговиков, а также о перспективах ее развития пойдет речь в статье.

Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения. Такие налогоплательщики впоследствии будут подвергнуты выездной налоговой проверке.

Выездные проверки обычно проводятся один раз в два — три года, а камеральные — не реже одного раза в квартал. Иными словами, периодичность проведения последних связана с отчетными периодами по налогам.

Выездные налоговые проверки должны базироваться на данных камеральных проверок. Это и понятно, ведь объектом исследования выездной проверки являются слабые места и нестыковка данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе камеральной проверки. Это лишний раз подтверждает, что эффективность проведения камеральных проверок как инструмента систематического и сплошного контроля необходимо повышать.

Общие положения о камеральных проверках

Напомним основные положения ст. 88 Налогового кодекса о проведении камеральных налоговых проверок. Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

  • налоговых деклараций;
  • документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, которые представил налогоплательщик;
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если в результате проверки в представленных документах выявлены ошибки в заполнении или расхождения в показателях, об этом нужно сообщить налогоплательщику и потребовать внесения соответствующих исправлений в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика дополнительных сведений, а также объяснений и документов, которые подтверждали бы правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Совершенствование камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль

Камеральная проверка деклараций по налогу на прибыль проводится налоговым органом, как правило, по следующим направлениям:

  • сопоставление отдельных показателей бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам с показателями декларации по налогу на прибыль;
  • сопоставление отдельных показателей декларации по налогу на прибыль между собой;
  • проверка отдельных показателей декларации на предмет их соответствия нормам действующего законодательства о налоге на прибыль организаций.

Безусловно, налоговые органы могут расширить перечень направлений проведения камеральных проверок.

Кроме того, при проведении камеральной проверки крайне важен экономический анализ деклараций. Его цель — выявить причины, которые повлияли на величину финансово-экономических показателей и, как следствие, на размер налоговой базы. Результаты такого анализа позволяют спланировать дальнейшие действия налогового органа при подготовке и проведении выездных налоговых проверок.

Не лишним будет и анализ среднестатистических показателей финансово-хозяйственной деятельности по отрасли, в которой занят налогоплательщик. Значительное отклонение от этих показателей свидетельствует о том, что декларацию налогоплательщика следует проверить более тщательно. В нормальной экономической ситуации и при условии, что налогоплательщик действует разумно, подобные резкие скачки сложно объяснить обычаями делового оборота. Доскональное изучение среднестатистических показателей должно стать непременным атрибутом проверок (особенно камеральных) крупнейших и основных налогоплательщиков.

Остановимся подробнее на проверке отчетности крупнейших налогоплательщиков. При осуществлении мер налогового контроля в отношении указанной категории налогоплательщиков большое значение имеет использование информации из внешних источников и косвенных методов определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Внешним источником информации могут служить организации, снабжающие налогоплательщиков энерго-, тепло- и водоресурсами. Налоговые органы должны использовать подобную информацию для анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков при выборе объектов проверок или как дополнительный фактор при подготовке доказательной базы, свидетельствующей о занижении или сокрытии объектов налогообложения.

Примечание. Проблемы и планируемые изменения

Налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков представления первичных документов.

Надо сказать, что в истребовании таких документов ничего предосудительного нет. Но на практике, как правило, запрашивается множество первичных документов, а анализируется только часть из них. Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок. Поэтому, прежде чем запрашивать у налогоплательщика именно первичные документы, следует убедиться в их необходимости.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

Во-первых, планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов. Наконец, необходимо закрепить на законодательном уровне требование о том, что результаты камеральных проверок при обнаружении налоговых правонарушений должны оформляться актом.

Читайте так же:  Документы необходимые для пенсии по инвалидности

Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.

Основная трудность, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения.

Другими источниками внешней информации являются органы статистики, кредитные учреждения, лицензирующие и таможенные органы, миграционная служба, МВД России, валютные и фондовые биржи и др. В качестве свидетелей можно привлекать и физических лиц.

Так, запросы о движении денежных средств по расчетным счетам в банки, которые обслуживают организации, не представляющие отчетность (либо представляющие «нулевую» отчетность), позволяют привлекать к налоговой ответственности данную категорию налогоплательщиков.

Нередко налоговые органы используют материалы встречных налоговых проверок контрагентов проверяемых организаций (в том числе материалы, представляемые банками). Причем организация и ее контрагенты могут находиться как в одном, так и в разных регионах. Как показывает практика проведения встречных проверок, зачастую сведения о запрашиваемых контрагентах отсутствуют в базе данных ЕГРЮЛ.

Достаточно распространенным способом увеличения расходов в целях занижения налогооблагаемой базы является использование подставных фирм. В этом случае при наличии так называемых фиктивных затрат у налогового органа есть все основания не признать их расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, и доначислить налог. Если фирмы-контрагента не существует, суды поддерживают позицию налоговых органов о непринятии расходов и доначислении налога на прибыль.

[1]

Как видим, при проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов.

Как налоговики проверяют налог на прибыль

Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизированно.

После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации.

Углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное — сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.

Советник налоговой службы РФ

Управление налогообложения прибыли (дохода)

Аудит налога на прибыль

Читайте также:

  1. II. Тематичний план аудиторних
  2. V2: 02.05. Издержки и прибыль фирмы
  3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения
  4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Их назначение и функции.
  5. Анализ влияния факторов на прибыль
  6. Анализ трудовых показателей как основа аудита персонала
  7. Анализ формирования прибыли от продаж. Анализ факторов, влияющих на прибыль от продаж.
  8. Аналитические процедуры и их применение в проведении аудиторских проверок
  9. Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности
  10. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
  12. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудит расчетов по налогам и сборам: программа аудита, методы сбора доказательств, процедуры проверки по существу.

Аудит операций по прочим счетам в банке и переводам в пути.

Аудит операций по валютному счету.

При проведении аудита операций по валютному счету необходимо установить следующее:

— законность открытия валютного счета;

— соответствует ли сумма выписок банка суммам указанных в приложении к ним первичных документов;

-правильно ли применяют формы расчетов при внешнеэкономической

деятельности (предоплата, инкассо, расчеты через аккредитив);

— правильность определения и отражения в учете курсовых разниц;

— правильно ли оплачены комиссионные вознаграждения за открытие валютного счета;

[3]

— правильность отражения продажи и покупки валюты.

— имеются ли факты наличия у экспортеров счетов банка, открытых без разрешения ЦБ;

— необходимо проверить переоценку имущества, выраженного в иностранной валюте;

— правильность составления бухгалтерских проводок по счету 52, соответствие записей выпискам банка записям в ж/о 2 и Главной книге, бухгалтерском балансе (Ф№1), отчете о движении денежных средств (Ф№4)

Основные процедуры аудиторской проверки по прочим счетам в банке заключается в проверке законности и правильности операций по данным счетам.

Здесь необходимо проверить следующее:

— правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов (если установлено договором);

— правильность оформления документов по закрытию аккредитива, наличия выписок банка и документов к ним, оформление операций, оплаченных чеками;

— полнота и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших из бюджета на специальное мероприятие;

— наличие депозитов, приобретенных у банка;

— законность и правильность открытия текущих счетов строительным подразделением, не выделенным на самостоятельный баланс по месту их нахождения;

— правильность составления бухгалтерских проводок по счету 55, а также соответствие записей в выписках банка записям в ж/о 3, ведомости 25, Главной книге, балансе и форме №4 годовой отчетности.

Аудитору рекомендовано воспользоваться Методическими рекомендациями по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ, Протокол от 22.04.2004 № 25).

Актуальность методики по проверке налога на прибыль при проведении аудита связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта.

Цели аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль определяются по таким качественным аспектам отчетности.

Существование – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду.

Полнота – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме.

Оценка (измерение) – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации.

Классификация – налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное.

Представление и раскрытие – обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации. Критерии, используемые аудитором в оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом:

Читайте так же:  Надо ли платить налоги при сдаче

1) требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

2) налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

3) международных стандартов финансовой отчетности.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 275 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Читайте так же:  Налог на имущество по какому учету

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.

  2. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  3. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
  4. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
  5. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
Проведение проверки налога на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here