Роль налогов в доходах бюджета

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Роль налогов в доходах бюджета" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИИ

    Инна Соловцова 2 лет назад Просмотров:

1 УДК Коростелева В.В., доцент кафедры «Экономики» Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск Анисимова А.В. студент 3 курс, специальность «Экономическая безопасность» Россия, г. Ханты-Мансийск РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИИ В статье рассмотрены основные характеристики налоговых доходов. Государственный бюджет главный финансовый план государства. В связи с этим он должен быть сбалансирован для того чтобы обеспечить выполнение все функций РФ. Для этого необходимы весомые доходы бюджета, которые главным образом формируют налоговые поступления. Ключевые слова: государственный бюджет, доходы бюджета, налоговые поступления, налог. ROLE OF TAXES IN FORMATION OF THE INCOME OF BYUDZHETV OF RUSSIA In article the main characteristics of the tax income are considered. The state budget the main financial plan of the state. In this regard it has to be balanced to provide performance everything functions of the Russian Federation. The

3 соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом о бюджете субъекта РФ и муниципальными правовыми актами. Для того, чтобы наглядно проследить роль влияния налогов на формирование доходов бюджета РФ проведем анализ налоговых поступлений в бюджет РФ. В целом бюджет РФ состоит из трех главных элементов, которые представлены в таблице 1. Таблица 1 Исполнение бюджета по доходам за гг., тыс. руб. Наименование показателя Год Всего доходов (в тыс. руб.) Налоговые доходы (в тыс. руб.) Неналоговые доходы (в тыс. руб.) Безвозмездные поступления (в тыс. руб.) , , , , , , , , , , , ,30 Из таблицы, как итог следует отметить, что за все рассмотренные три года (2012г., 2013г., 2014г.) наблюдается тенденция в увеличении доходов федерального бюджета России, причем, как совокупных доходов бюджета, так и отдельных категорий. Как видно, наибольший удельный вес в составе доходов занимают налоговые доходы, они являются основой формирования бюджета страны. С течение времени налоговая нагрузка на население увеличивается, вследствие чего и увеличиваются поступления в федеральный бюджет. Если рассматривать долю налоговых доходов в структуре бюджета, то она так же занимает приоритетное место (таблица 2), и это связано с тем, что

4 увеличивается удельный вес денежных значений подгрупп отдельных налоговых доходов (таблица 3). Таблица 2 Структура федеральных доходов за гг., % Год Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления ,3 46,2 0, ,3 45,4 0, ,6 44,7 0,7 Наблюдается положительная динамика налоговых доходов, которая постепенно стремится к наибольшему значению. А тем временем неналоговые доходы и безвозмездные поступления уменьшаются. Таблица 3 Исполнение федерального бюджета по доходам в разрезе налоговых поступлений за гг., тыс. руб. Наименование Кассовое исполнение, в тыс. руб. показателя 2012г. 2013г. 2014г. 1 ВСЕГО ,10 484,90 495,70 2 Налоговые доходы , , ,80 В том числе: 3 Налоги на прибыль, доходы , , , НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ НДС на товары ввозимые на территорию РФ Налог на добычу полезных ископаемых Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых , , , , , , , , , , , ,10 8 Водный налог , , ,50

5 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Государственная пошлина Задолженность, пересчеты по отмененным налогам и сборам , , , , , , , , ,30 В таблицы 3 представлены основные налоговые поступления, образующие налоговый доход бюджеты. Как видно совокупный доход ежегодно увеличивается, но про отдельные подгруппы доходов этого сказать нельзя. Для того, проследить динамику налоговых поступлений, их рассчитаем структуру (таблица 4). Таблица 4 Структура налоговых поступлений в бюджет РФ за гг. Наименование показателя Структура,% 2012г. 2013г. 2014г. 1 Налоговые доходы 100,00 100,00 100,00 В том числе: 2 Налоги на прибыль, доходы 5,48 4,99 5, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 32,51 32,97 34,11 25,00 24,55 23,00 5 Налог на добычу полезных ископаемых 35,32 35,89 36,08 6 Регулярные платежи за добычу 0,27 0,24 0,30 полезных ископаемых 7 Водный налог 0,04 0,04 0,03 8 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,01 0,01 0,03 9 Государственная пошлина 1,35 1,30 1,15

10 ресурс].: [федер. закон от N 216-ФЗ — Режим доступа: Консультант Плюс \ 6. Российская Федерация. Федеральный закон «Об исполнении Федерального бюджета за 2013 год» [Электронный ресурс].: [федер. закон от N 280-ФЗ — Режим доступа: Консультант Плюс \ 7. Российская Федерация. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период годов» [Электронный ресурс].: [федер. закон от N 349-ФЗ — Режим доступа: Консультант Плюс \ 8. Российская Федерация. Федеральный закон «Об исполнении Федерального бюджета за 2014 год» [Электронный ресурс].: [федер. закон от N 276-ФЗ — Режим доступа: Консультант Плюс \ 9. Врублевская О.В., под ред., Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб пособие для вузов. СПб.: Питер — Санкт- Петербург, 2009 г. С Коростелева В.В., Раздроков Е.Н. Анализ факторов оптимизации налоговой нагрузки Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.//Вестник Омского университета. Серия: Экономика С Раздроков Е.Н., Коростелева В.В. Прогноз поступления федеральных налогов в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа -Югры//Агропродовольственная политика России г. С Тарасова Ф.В. Налоги и налогообложение: учебник. Перераб. М.: КНОРУС, С

РОЛЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

    Станислав Карбышев 2 лет назад Просмотров:

3 год 2015 год динамика уд. Вес., уд. вес., в сумме в Налог на прибыль организаций 2 372,80 18, ,80 18,85 226,00 9,52 Налог на доходы физических лиц 2 688,70 21, ,50 20,35 117,80 4,38 Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 2 181,40 17, ,30 17,76 266,90 12,24 на товары, ввозимые на территорию РФ 119,3 0,94 141,7 1,03 22,40 18,78 Акцизы 999 7, ,4 7,36 15,40 1,54 Имущественные налоги 955,1 7, ,4 7,75 113,30 11,86 НДПИ 2 904,20 22, ,80 23,40 322,60 11,11 прочие 58,8 0,46 62,1 0,45 3,30 5,61 Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за гг. Рис. 2. Поступления НДС в бюджетную систему Российской Федерации в гг., млрд руб.

Читайте так же:  Пенсия на старости лет для женщин

4 44 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ Рис. 3. Поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации в гг., млрд руб. Рис. 4. Поступление в бюджеты разных уровней акцизов в гг. Рис. 5. Поступления НДС и акцизов в бюджетную систему Российской Федерации в гг., млрд руб. SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Налоговая система государства. Роль налогов в формировании бюджета.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

[1]

К федеральным налогамРоссийской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогамотносятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборамотносятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

— конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Бюджетный федерализм, его основные принципы. Содержание и формы межбюджетных отношений отношений.

Бюджетный федерализм — это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

— единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

— сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

— высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

— активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу РФ, характеризуется следующим: (3)

— федеральные налоги и сборы, а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений;

— региональные налоги полностью закрепляются за бюджетами субъектов РФ;

— местные налоги полностью закрепляются за бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений, на территории которых они взимаются; за бюджетами муниципальных районов закрепляются местные налоги, взимаемые на межселенных территориях;

— неналоговые доходы полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений.

Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации согласно порядку, установленному Бюджетным кодексом РФ, осуществляется следующим образом: (3)

— органы государственной власти субъектов РФ в законодательном порядке могут устанавливать для муниципальных образований субъекта РФ нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

— органы местного самоуправления муниципальных районов своими решениями могут устанавливать единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района;

— органы государственной власти субъектов РФ (законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год) могут устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ.

Читайте так же:  Режим работы налоговой авиастроительного района

17.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ — состояние бюджетов хозяйственной системы предприятия, региона, государства, при котором доходы и расходы уравновешены, близки или равны друг другу.

[3]

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду.

2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет.

3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года.

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА [budget surplus] — превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

Роль федеральных налогов в формировании доходов бюджета

2. Роль федеральных налогов в формировании доходов бюджета

В бюджете страны ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.

Мобилизуемые налоговые доходы служат одним из главных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. В свою очередь, состояние бюджета, особенности его формирования и расходования служат важным показателем эффективности экономической политики, проводимой государством. В условиях рыночных реформ функции бюджета в значительной степени направлены на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, и на выполнение других функций государства.

Роль федеральных налогов в доходной части бюджета в современных условиях значительна.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (НК РФ, ст.12). Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

Рассмотрим систему федеральных налогов Российской Федерации. Согласно ст. 13 НК РФ в состав федеральных налогов и сборов включаются: (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ)

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Среди федеральных налогов в РФ к прямым налогам можно отнести налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения; к косвенным — акцизы на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Читайте так же:  Усн амортизация в налоговом учете

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст. 53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Рассмотрим какие виды федеральных налогов и в каких нормативах поступают на различные уровни бюджетной системы России.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (Бюджетный кодекс РФ, Глава 7, Статья 50, в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ):

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 процентов;

(в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ)

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100 процентов;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

водного налога — по нормативу 100 процентов;

единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины — по нормативу 100 процентов.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (Бюджетный кодекс РФ, Глава 8, Статья 56, в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ):

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 80 процентов;

налога на доходы физических лиц — по нормативу 70 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 60 процентов;

(в ред. Федерального закона от 19.12.2005 №159-ФЗ)

акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100 процентов;

акцизов на пиво — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 60 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;

Читайте так же:  Какой срок дают за неуплату алиментов

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 30 процентов;

сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 процентов;

единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 90 процентов;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: (Бюджетный кодекс РФ, Глава 9, Статья 61, в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120-ФЗ):

налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц — по нормативу 20 процентов;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 90 процентов;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц — по нормативу 30 процентов;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 90 процентов;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 60 процентов;

Бюджетное устройство России предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития.

Роль отдельных федеральных налогов в формировании консолидированного бюджета России весьма существенна.

В 2006 году основная часть консолидированного бюджета (около 4700 млрд. рублей, или 87% общего объема поступлений) сформировано за счет пяти федеральных налогов: НДС — 960,45 млрд. рублей (18% всех поступлений); налога на прибыль организаций — 1514,58 млрд. рублей (27,8%); платежей за пользование природными ресурсами — 1162,52 млрд. рублей (21,7%); акцизов — 231,36 млрд. рублей (4,3%), и налога на доходы физических лиц — 800,56 млрд. рублей (15%). (см. Таблица 1)

РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Код 276034
Дата создания 01 декабря 2014
Страниц 4
Покупка готовых работ временно недоступна.

Содержание

Аннотация: Данная статья посвящена значимости налоговых доходов в государственный бюджет РФ. Рассмотрены налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за период 2012-2013 г.г. Проанализирована структура доходов бюджета, выявлен наибольший удельный вес и наименьшая доля в структуре доходов.

Ключевые слова: налоговые поступления; консолидированный бюджет; налог; Федеральный бюджет; налоговые доходы; консолидированный бюджет области.

Функции налогов и их роль в формировании доходов бюджета

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств и показывают, каким образом реализуются их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Следует отметить, что среди экономистов нет единства о числе и составе функций налогов – различные авторы выделяют от одной до шести функций.

Так, например, А.В. Брызгалин[1] выделяет следующие функций налогов:

1. Фискальная (от римского «фиск» – казна) функция (также может называться основной или исторической) – означает изъятие средств у налогоплательщиков и направление их в государственный в бюджет (казну). Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для осуществления государственных расходов. Исторической данную функцию называют, поскольку первоначально налоги устанавливались только для сбора необходимых государству ресурсов.

2. Регулирующая (экономическая) функция – означает регулирование государством через налоги социально-экономических процессов, направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Для данной функции выделяют три подфункции:

2.1. Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Например, для стимулирования развития сельского хозяйства устанавливают целевые налоговые льготы, снижают ставки и вводят специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В трудах некоторых авторов стимулирующая подфункция может выделяться как самостоятельная функция.

2.2. Дестимулирующая подфункция является обратной к предыдущей и посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию социально-экономических процессов, которые государство не считает общественно полезными (например, игорный бизнес, производство и потребление алкогольной и табачной продукции). Как правило, действие этой подфункции может быть связано с установлением повышенных ставок налогов или введением специального налога для данной деятельности.

2.3. Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей за пользование восполнимыми природными ресурсам. Эти платежи (например, водный налог, плата за пользование лесным фондом) могут иметь четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на восстановление эксплуатируемых ресурсов.

3. Распределительная (социальная) функция – выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений, состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от работающих к неработающим, от состоятельных к неимущим. В различных государствах существуют разные методы, позволяющие изымать у «богатых» большую долю их дохода по сравнению с «бедными» – во многих странах (за исключением России) по личным доходам граждан действует прогрессивная шкала налогообложения, устанавливаются налоги «на роскошь», уплачиваемые при приобретении яхт, особняков, ювелирных изделий и т.п. В России прогрессивный метод налогообложения, реализующий данную функцию, предусмотрен по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу. Некоторые авторы объединяют вторую и третью функцию.

Читайте так же:  Узнать номер пенсионного свидетельства по паспорту

4. Контрольная функция означает, что государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Причем одновременно осуществляется контроль и за источниками доходов, и за направлениями расходования средств. Противники контрольной функции утверждают, что контрольная функция присуща не самим налогам, а налоговым органам, который осуществляют такой контроль. Сторонники контрольной функции указывают на то, что налоги являются важным индикатором состояния экономики и через налоги, точнее через их поступление, государство может определять находится ли экономика на подъеме или наоборот испытывает трудности.

5. Поощрительная функция предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом и государством (участники боевых действий, Герои Советского Союза и РФ, «чернобыльцы» и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность и зачастую не выделяется учеными из социальной функции.

Налоги играют преобладающую роль в доходах бюджетов большинства государств. Доля налоговых платежей в общем объеме консолидированного бюджета России составляет 53%, в основном за счет в их состав не включаются все обязательные платежи .

Совокупная доля всех обязательных платежей в бюджеты (включая таможенные пошлины и страховые взносы на обязательное социальное страхование) достигает 93%

Классификация налогов

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование.

Существует множество принципов классификации налогов, в общей сложности их можно определить до двух десятков, но наибольшее распространение получили следующие.

1) По уровню власти, устанавливающему налог:

К федеральным налогам и сборам относятся (ст.13 НК):

1. налог на добавленную стоимость (НДС);

3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4. налог на прибыль организаций;

[2]

5. налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся (ст.14 НК):

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

К местным налогам относятся (ст.15 НК):

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. торговый сбор.

Кроме вышеуказанных 14 налоговых платежей в налоговой системе РФ существуют 4 налога, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов:

1. единый сельскохозяйственный налог;

2. единый налог, взимаемый в связи применением упрощенной системы налогообложения;

3. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

2) По способу взимания налогов:

¨ прямые (например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц);

¨ косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизы).

Следует отметить, что деление налогов на прямые и косвенные является сложной исторической проблемой в области теории налогообложения. Существовали и существуют разные подходы к определению критерия определяющего подобное разделение. Одним из первых критериев выступала возможность «переложения налогов» на потребителя товаров, впоследствии были предложены и другие критерии.

Деление налогов на прямые и косвенные

Признак Прямые налоги Косвенные налоги
Количество субъектов, вступающих в правоотношения по поводу взимания налога два: бюджет и налогоплательщик три: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними
Зависимость величины налогов от результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика Существует Отсутствует
Объект обложения Прибыль, доход, имущество Оборот по реализации товаров (работ, услуг)

3) По субъекту налогообложения (налогоплательщику):

¨ налоги, взимаемые только с юридических лиц – налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций;

¨ налоги, взимаемые только с физических лиц – налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц;

¨ налоги, взимаемые как с юридических лиц, так и с физических лиц – например, земельный налог, транспортный налог.

4) По объекту налогообложения:

¨ налоги, уплачиваемые с прибыли, доходов (подоходные) – налог на прибыль, НДФЛ;

¨ налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (оборотные) – НДС, акцизы;

¨ налоги с имущества (имущественные) – налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог;

¨ налоги за природные ресурсы (ресурсные) – налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

¨ налоги с фонда оплаты труда (зарплатные) – единый социальный налог (заменен страховыми взносами);

¨ налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат – налог на рекламу (отменен);

¨ налоги на определенный вид финансовых операций – налог на операции с ценными бумагами, налог на покупку иностранных денежных знаков (отменены).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источники


  1. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.

  2. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.

  3. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
Роль налогов в доходах бюджета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here