Снижение ставки налога на прибыль

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Снижение ставки налога на прибыль" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Со следующего года размер убытков, на который можно сокращать базу по налогу на прибыль, не должен превышать 50% от ее суммы

Принят закон, в соответствии с которым в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база по налогу на прибыль организаций за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50% (подп. «в», п. 25 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 401-ФЗ). При этом ограничение срока переноса убытков 10 годами было отменено.

Напомним, что в действующем законодательстве налоговую базу текущего налогового периода можно уменьшить на сумму убытка (или часть этой суммы), полученного в предыдущих налоговых периодах. Сумма уменьшения не ограничена. Однако перенос убытков можно производить в течение 10 лет после их получения. Если убыток не был перенесен на ближайший следующий год, то его можно перенести целиком или частично на следующий из последующих девяти лет (п. 1-2 ст. 283 НК РФ).

Отметим, что Минфин России в проекте основных направлений налоговой политики на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов сообщал о других параметрах переноса убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах. В частности, сокращать налогооблагаемую базу текущего налогового периода предлагалось на сумму убытков прошлых лет в размере не более 30% от текущей базы, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. Ограничение срока переноса убытков 10 годами также планировалось отменить.

Сокращение размера переноса убытков, полученных в предыдущих периодах, представителями Минфина России обосновывалось необходимостью сбалансировать бюджеты субъектов РФ, куда поступает налог на прибыль организаций. В частности, регионы получают 18% из 20% ставки налоговых отчислений (п. 1 ст. 284 НК РФ).

При этом, с 2017 по 2020 год, согласно принятому закону, ставка отчислений в федеральный бюджет увеличится с 2% до 3%, а в региональные бюджеты, соответственно, снизится с 18% до 17% (п. 26 ст. 2 Закон № 401-ФЗ).

Налог на прибыль в 2019 году — ставка

Величина налога на прибыль определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. А сколько процентов составляет ставка, и какие вообще применяются ставки при расчете этого налога?

О ставках по налогу на прибыль в 2019 году расскажем в нашем материале.

Основная ставка налога на прибыль – 20%

Основная ставка налога на прибыль с 01.01.2019 не изменилась и составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Напомним, что распределение прибыли на федеральную и региональную части на 2017-2024 годы следующее:

  • 3% налога зачисляются в федеральный бюджет;
  • 17% налога зачисляются в бюджет субъекта РФ.

Напомним, что до 01.01.2017 распределение между бюджетами было 2% и 18% соответственно.

Для отдельных категорий организаций ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, законами субъектов РФ может быть снижена. Так, например, региональная ставка налога на прибыль в 2018-2020 гг. в Москве для организаций, имеющих статус производителя автотранспортных средств, составляет 12,5% (п.1 ст.1 Закона г. Москвы от 17.05.2018 № 12).

Иные ставки налога на прибыль в 2019 году

Величина ставки Кем применяется
0% Организации, которые ведут образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам (п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)) и с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НК РФ (п. 1.1 ст. 284 НК РФ) Организации социального обслуживания (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам (п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)) и с учетом особенностей, установленных ст. 284.5 НК РФ (п. 1.9 ст. 284 НК РФ) Организации по доходам от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций с учетом особенностей, установленных ст. 284.2 НК РФ (п. 4.1 ст. 284 НК РФ) Организации по доходам в виде дивидендов, если не менее 50% вклада (доли) организация-получатель дивидендов владеет непрерывно в течение не менее 365 календарных дней, и при определенных условиях (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) 13% Российские организации по доходам, полученным в виде дивидендов (кроме случаев, когда дивиденды облагаются по ставке 0%), а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ) 15% Иностранные организации по доходам в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме с учетом особенностей, установленных ст. 275 НК РФ (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ)

В таблице приведены лишь некоторые налоговые ставки по налогу на прибыль. Подробнее информацию о применяемых «прибыльных» ставках можно найти в ст. 284 НК РФ.

Налоговики разъяснили порядок применения пониженной ставки налога на прибыль в Москве

Elena19 / Shutterstock.com

На официальном сайте ФНС России размещена информация о том, в каком порядке компании при реализации инвестиционных приоритетных проектов в столице могут применять пониженную ставку налога на прибыль в размере 12,5% до 2020 года включительно (ст. 1 Закона г. Москвы от 7 октября 2015 г. № 52).

Так, промышленным комплексом признается инвестиционный приоритетный проект Москвы с момента присвоения ему в порядке, установленном Законом г. Москвы от 7 октября 2015 г. № 55 «О промышленной политике города Москвы» (далее – Закон № 55), статуса промышленного комплекса (п. 4 ст. 6 Закона г. Москвы от 7 октября 2015 № 54 «Об инвестиционной политике города Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности»).

Промышленный комплекс включает объекты недвижимого имущества (отдельно стоящее здание, сооружение или несколько зданий, сооружений, а также земельные участки, на которых они расположены), используемые субъектами деятельности в сфере промышленности для осуществления деятельности в сфере промышленности и инжиниринговой деятельности (ст. 1 Закона № 55).

Читайте так же:  Нетрудоспособные пенсия по потере кормильца

Соответственно, пониженная ставка в размере 12,5% может применяться только в отношении прибыли, полученной с использованием объектов недвижимого имущества, включенных в состав промышленного комплекса, в связи с чем субъектам инвестиционной деятельности необходимо организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) при реализации инвестиционного приоритетного проекта Москвы, и доходов (расходов) по иной деятельности.

Узнать, в отношении каких инвестиционных проектов действуют льготы по налогу на прибыль, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом реализация покупных товаров и прочего имущества, реализация (погашение) ценных бумаг, уступка прав требования, выполнение работ (оказание услуг, в том числе по сдаче имущества в аренду), доходы в виде роялти и процентов по займам не относятся к деятельности в сфере промышленности и инжиниринговой деятельности, в связи с чем пониженная ставка в отношении прибыли, полученной от такой деятельности, не применяется.

Кроме того доходы и расходы, связанные с использованием недвижимого имущества, не отнесенного к промышленному комплексу, не подлежат включению в налоговую базу, к которой применяется пониженная налоговая ставка.

Снижение ставки налога на прибыль

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении ставки налога на прибыль для региональных инвестиционных проектов. Госдума приняла закон под названием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» 11 мая 2016, Совет Федерации одобрил документ 18 мая 2016.

Специальные инвестиционные контракты

Согласно закону, налогоплательщики — участники специальных инвестконтрактов признаются участниками региональных инвестпроектов. Закон устанавливает налоговые льготы в отношении специнвестконтрактов. Ставка налога на прибыль может быть снижена до 0% и в федеральной, и в региональной части. Льгота действует до конца действия контракта, но не позднее 2025 года.

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта (с учетом льгот и без льгот) для принятия взвешенного решения. При необходимости получения данного вида льгот обращайтесь к нам!

Специнвестконтракты — это контракты, которые в соответствии с законом о промышленной политике инвесторы заключают с уполномоченным правительством исполнительным органом власти с целью создания промпроизводства.

Для специнвестконтрактов также предлагается установить «дедушкину оговорку». Положения законодательных актов о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков-участников специнвестконтрактов налоговые ставки и налоговые льготы, а также ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются до даты окончания срока действия инвестконтракта либо до даты окончания предусмотренных налоговых льгот.

Кроме того, предусматривается льгота по амортизации в отношении имущества, которое было произведено в результате реализации специнвестконтракта. К этому имуществу может применяться повышенный коэффициент

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы — программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования, консультируют по вопросам бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка регламентирующих и программных документов (положения, регламенты, программы) для Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) — поиск ниш, оценка рынка
  • привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес, помощь в получении финансовых ресурсов

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:

  • с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана;
  • при помощи он-лайн формы;
  • письмом на электронный адрес [email protected]

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

  • в Казани: +7 (843) 278-19-00, 278-18-00, +7 9655-848-224
  • в Набережных Челнах: +7 (8552) 25-01-99, +7 9631-249-303, +7 (8552) 53-49-39

Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):

  • в Казани: ул. Островского, 79, (бизнес-центр «Астор-офис») офис 212
  • в Набережных Челнах: пр. Хасана Туфана, 12 (бизнес центр «2/18»), офис 1913

Минфин России не поддержал идею увеличить ставки налога на прибыль организаций до 30%

88studio / Shutterstock.com

Министерство рассмотрело предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах и отразило свою позицию по рассмотренным вопросам в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 января 2018 г. № 03-03-07/2686.

В частности, финансисты выступают против предложения по увеличению ставки налога на прибыль организаций с 20% до 30%. Они полагают, что оснований для этого не имеется, а увеличение налоговой нагрузки на организации может привести к увеличению издержек ведения бизнеса, уменьшению конкурентоспособности, снижению темпов роста и развития предприятий, сокращению объемов производства, что впоследствии может повлечь снижение экономического роста и доходов бюджета.

Также специалисты Минфина России считают нецелесообразным менять ставку НДФЛ, привязывая ее к сумме доходов. Они уверены, что действующая с 1 января 2001 года единая ставка налогообложения в размере 13% является фактором инвестиционной привлекательности РФ и значительно упрощает исчисление и уплату НДФЛ, его администрирование налоговыми органами. При этом для снижения налогового бремени налогоплательщиков Налоговый кодекс предусматривает предоставление налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных).

С правовыми позициями судов по вопросам взимания налога на прибыль организаций ознакомьтесь в «Энциклопедии судебной практики»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

«Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы РФ», – подчеркивается в письме.

В обоснование своей позиции финансисты приводят данные статистики, свидетельствующие о стабильном росте поступлений НДФЛ. Так, поступления налога в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований в 2013 году составили 2,5 трлн руб., в 2014 году – 2,7 трлн руб., в 2015 году – 2,8 трлн руб., в 2016 году – 3 трлн руб.

Как отмечает Минфин России, Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов установление ставки 30% по налогу на прибыль организаций и по НДФЛ с доходов 1 млн руб. не предусмотрено.

Минфин России: снижение ставки налога на прибыль — не пожарная мера

«Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2009, N 9

Читайте так же:  Сведения о налоговых режимах применяемых налогоплательщиками

После выхода страны из кризиса ставка налога повышена не будет.

В текущем году власти планируют принять ряд серьезных нововведений в налоговой сфере. Об этом сообщил заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов 13 апреля 2009 г. на ежегодной налоговой конференции РСПП «Налоговая политика и структурная перестройка экономики». Он также подвел итог тому, что уже было сделано, и рассказал, какие проблемы остаются не разрешенными в части налоговых взаимоотношений власти и бизнеса.

По мнению г-на Шаталова, в последние годы представители власти и бизнес-сообщество стали значительно лучше слышать друг друга, видеть проблемы и находить компромиссы, устраивающие как государство, так и налогоплательщиков. Налоговая политика на ближайшую перспективу обсуждается на самом высоком уровне каждый апрель. И на этот раз исключений не планируется. До конца месяца в Правительство РФ должны быть представлены предложения ведомств, которые могут войти в документ под названием «Основные направления налоговой политики» .

Письмо Минэкономразвития России от 3 апреля 2009 г. N 4892-ЭН/Д01 «О налоговой политике на 2009 — 2010 годы».

Прежде чем начать говорить о том, что ожидает бизнес уже в этом году, замминистра подвел итоги прошедшего полугодия.

Он отметил, что изменения в налоговом законодательстве произошли существенные. Многие из них были обусловлены финансовым кризисом, т.е. это были пожарные меры. Но были приняты и стратегические решения. В целом изменения затронули четыре категории налогоплательщиков: малый бизнес, предприятия нефтяной отрасли, граждан и остальных юридических лиц.

Стратегические решения были приняты в отношении нефтяной отрасли: серьезное снижение ставки НДПИ, налоговые каникулы для новых месторождений в определенных зонах, специальные правила в отношении затрат на приобретение лицензий на разработку месторождений, ускоренная амортизация оборудования и скважин. Если говорить о пожарных мерах, то были снижены экспортные пошлины на нефть, сокращен период принятия решения по экспортным пошлинам и др. Стараниями Правительства РФ отрасль работает стабильно.

Был принят ряд важных решений, направленных на поддержку малого бизнеса. Новые возможности, связанные с использованием упрощенной системы налогообложения на основе патента; значительное сокращение отчетности; распространение ЕСХН на рыбную отрасль — все это стратегические решения для малых предприятий.

Как пожарную меру можно рассматривать решение предоставить региональным властям право снижать до 5% налоговую ставку предприятиям, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». По словам С.Д. Шаталова, этим правом воспользовались уже многие регионы.

Граждане получили дополнительные вычеты, в частности увеличен имущественный вычет при приобретении жилья.

Для остальных категорий налогоплательщиков были введены ускоренная амортизация, новые правила реализации государственного имущества. Кроме того, серьезные изменения коснулись НДС: налоговые органы теперь могут выносить два решения по одной декларации, в которой предусмотрено возмещение налога; появилось право вычета по авансовым платежам. Были освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, которое не производится в России. Г-н Шаталов отметил, что в ближайшее время появится отдельное постановление Правительства РФ, в котором опубликуют перечень такого оборудования . Все это — меры стратегические.

Текст документа будет опубликован в последующих номерах журнала в разделе «Документы номера». — Прим. ред.

К пожарным мерам заместитель министра отнес решение, которое позволило налогоплательщикам, уплачивающим авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из результатов предыдущего квартала, в конце года перейти на иной порядок и тем самым минимизировать свои налоговые обязательства. Также вместо единого квартального платежа страна перешла на уплату НДС в рассрочку равными долями в течение всего налогового периода. Значительно увеличены нормативы процентов по займам, учитываемых при налогообложении прибыли, введена 30-процентная амортизационная премия для основных средств третьей — седьмой амортизационных групп.

Была принята еще одна норма, которой, по словам С.Д. Шаталова, пока никто не воспользовался, — право министра финансов предоставлять отсрочку по уплате налогов, если задолженность предприятия составляет более 10 млрд руб. и присутствует угроза возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий (ст. 64.1 Налогового кодекса РФ). «Не скрою, что использовался и административный ресурс по ускорению возмещения НДС и авансовых платежей по налогу на прибыль, что было достаточно актуально в конце года и не теряет актуальности сейчас», — подчеркнул заместитель министра финансов.

Отдельно С.Д. Шаталов остановился на снижении ставки налога на прибыль в конце прошлого года. Как квалифицировать это решение: как стратегическую или пожарную меру? Однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет, но, учитывая мировую налоговую конкуренцию, ставка признана адекватной и пересматриваться не будет. Кроме того, снижение ставки налога на прибыль рассматривается Правительством РФ как одна из подготовительных мер, предшествующих замене ЕСН на взносы в соответствующие фонды и повышению размеров этих взносов.

Г-н Шаталов тут же успокоил присутствующих: в 2010 г. ЕСН будет заменен на взносы во внебюджетные фонды, которые пойдут на медицинское, социальное и пенсионное страхование сотрудников, но совокупная ставка останется неизменной — 26% для годового дохода до 415 000 руб. С 2011 г. ставки будут повышаться. Однако здесь кроется серьезная проблема, связанная с администрированием взносов. Эта обязанность переходит к Пенсионному фонду Российской Федерации, причем данная организация будет заниматься администрированием взносов во все фонды. Естественно, она получит право проводить проверки, которые будут аналогичны налоговым. Чем это все обернется для налогоплательщиков, догадаться не сложно. Замминистра волнует, что сотрудники ПФР даже не являются государственными служащими, но на них будут возложены государственные задачи. Как следствие — дополнительная нагрузка на арбитражные суды, не исключено обжалование решения в КС РФ. Однако, судя по выступлению С.Д. Шаталова, решение принято и пересматриваться вряд ли будет.

Итак, что же ждет налогоплательщиков в ближайшее время? Их ждет упрощение порядка возмещения НДС. Правительство РФ готово к введению заявительного порядка возмещения налога в течение 30 дней после подачи декларации. По мнению финансового ведомства, процесс будет сопровождаться банковскими гарантиями. Ускоренный порядок возмещения НДС может вступить в силу уже с июля 2009 г.

Если подробнее, механизм ускоренного (заявительного) порядка возмещения будет примерно следующим: налогоплательщик, представив налоговую декларацию, в которой заявлена определенная сумма к возмещению, получит возможность до завершения камеральной проверки получить те суммы налога, на которые он претендует. Камеральная проверка будет продолжена и завершится в установленном порядке. Не исключено, что в результате проверки выяснится: сумма, уже полученная налогоплательщиком, была выплачена ему неправомерно. Тогда банк гарантирует возврат в государственную казну причитающегося НДС.

Не налоговые органы, а банки будут оценивать налогоплательщиков и обоснованность их претензий на возмещение суммы НДС. Банковская гарантия дешевле, чем банковский кредит, и, получив своевременно активы в виде возмещенного налога, организации будут избавлены от необходимости привлекать кредитные средства.

Читайте так же:  Узнать задолженность по налогам у судебных приставов

В Минфине России планируют сделать работоспособным механизм предоставления налоговых рассрочек, отсрочек, инвестиционного кредита. В Налоговом кодексе РФ эти нормы есть (ст. 21), но в силу различных причин они не работают. Будет увеличен перечень оснований для получения налоговой рассрочки и инвестиционного кредита. По словам г-на Шаталова, в его ведомстве хорошо понимают проблему бизнеса, связанную с передачей предприятиями на баланс местных властей различных объектов социальной инфраструктуры (парковок, подстанций, детских садов и пр.). Расходы по строительству таких объектов учитываются при исчислении налога на прибыль, но при передаче возникает обязанность уплатить НДС. Последнее будет изменено.

По замыслу властей, новым налогом — налогом на сверхприбыли — станет облагаться нефтяная отрасль. «Название налога не принципиально, важно другое. Вместо нынешнего НДПИ необходимо ввести более гибкий налог, который бы перераспределял нагрузку не по размеру, а по времени, переносил бы максимальное налоговое изъятие на период, когда месторождение работает наиболее эффективно», — сообщил С.Д. Шаталов.

В этом году Минфин России надеется закончить работу над законопроектом о трансфертном ценообразовании, где будет заложен гораздо более глубокий смысл контроля цен, нежели в ст. 40 НК РФ, которую налоговые органы так и не научились применять. Этот законопроект должен быть принят вкупе с законопроектом о консолидированных налогоплательщиках, предусматривающим налогообложение групп компаний (холдингов).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ведомство готово в ближайшие месяцы предложить законопроект, снимающий проблему учета потерь торговых сетей от хищений, порчи, лома продукции и т.д. Существующие в НК РФ нормы не адаптированы под современные форматы торговли, что влечет за собой колоссальные потери этой отрасли.

Вопрос о переносе убытков в результате слияний и поглощений также не забыт в Минфине России. Финансисты недовольны ситуацией, что реорганизации часто проводятся с целью минимизировать налоговые обязательства за счет убытков реорганизованной компании. В НК РФ будут внесены изменения, ограничивающие такие возможности.

Из того, что должно порадовать налогоплательщиков, запланированы установление правил, определяющих «рыночность» процентов по кредитам, займам, векселям и другим финансовым инструментам, уточнение правил, касающихся операций РЕПО, а также правил налогообложения лизинговых компаний. Правда, подробностей С.Д. Шаталов в этой части плана не назвал.

Резюмируя, заместитель министра финансов отметил, что в условиях кризиса будет появляться больше фактов уклонения от уплаты налогов. Это определенный вызов налоговым органам, но в Минфине России не готовят никаких специальных мер, направленных на повышение собираемости налогов.

Снижение ставки налога на прибыль

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-20/69290 от 27.09.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), согласно которым законодательные органы субъектов Российской Федерации с 2019 года не вправе устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных главой 25 НК РФ. При этом пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, которые были установлены законом субъекта Российской Федерации до 1 января 2018 года, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года.

Исходя из вышеуказанной нормы положения законов субъектов Российской Федерации, принятых после 1 января 2018 года (в том числе имеющие обратную силу (статья 5 НК РФ)), устанавливающие пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков, не предусмотренных главой 25 НК РФ, не должны применяться с 1 января 2019 года.

Снижение региональной ставки налога на прибыль отменяется

Пониженные ставки налога на прибыль с 01.01.2019 отменяются. Те ставки, которые региональные власти установили до 01.01.2018, можно будет применять до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023.

Распределение налога на прибыль, который исчисляется по ставке 20%, происходит в пропорции 3% и 17% (в 201 .

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Отмена льгот по налогу на прибыль

otmena_lgot.jpg

Похожие публикации

Базовая ставка налогообложения прибыли субъектов хозяйствования установлена ст. 284 НК РФ. Она составляет 20% с распределением этой суммы между федеральным и региональным бюджетами в пропорции 3 % и 17 % соответственно. Пониженная ставка налога на прибыль в регионах может быть введена законодательными актами на уровне отдельных субъектов РФ. Минимальное значение тарифа, отчисляемого в региональный бюджет, не должно быть ниже отметки 12,5% (имеются исключения). Но с января 2019 года правила предоставления льгот на региональном уровне будут изменены – нововведения регламентированы Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

Отмена региональных льгот по налогу на прибыль

С 2019 года регионы утратят возможность самостоятельно принимать решения о предоставлении льгот налогоплательщикам в отношении налога на прибыль. Теперь пониженные ставки налога могут действовать в субъектах РФ только при условии, что это предусмотрено Налоговым кодексом. Такая позиция раскрыта и в письме Минфина РФ от 29.10.2018 г. № 03-03-10/77793.

Пониженная ставка по налогу на прибыль после вступления в силу законодательных инициатив может быть сохранена в случаях, когда установление льготного налогового тарифа в конкретной ситуации оговорено НК РФ, в т.ч. когда (ст. 284, 284.1, 284.3-1 НК РФ):

речь идет о налогообложении сумм прибыли резидентов особых экономических зон;

льготы касаются участников территорий опережающего развития;

[3]

льготные условия касаются тех, кто принимает участие в региональных проектах инвестирования.

Региональная ставка налога на прибыль может отличаться от зафиксированной Налоговым кодексом, если она установлена субъектом РФ до наступления 2018 года. Временное ограничение по сроку действия такого тарифа взимания налога продлится до 2023 года. То есть, ставки, введенные регионами до 2018 года, продолжат действовать в 2019-2022 годах (или до даты окончания законодательной инициативы по фискальному послаблению, если этот день наступит раньше 2023 года). Одновременно с этим власти регионов наделяются полномочиями досрочно увеличить пониженные ранее ставки налогообложения до нормального уровня. Если региональный льготный тариф был введен на протяжении 2018 года, его действие автоматически прекратится с 1 января 2019 года.

Льготы по налогу на прибыль с 2019 года

Часть льготных тарифов по прибыли будет сохранена на следующие налоговые периоды. Речь идет о нулевых ставках налогообложения, предусмотренных в главе 25 НК РФ:

Читайте так же:  Снимают ли налог с отпускных

Если организация занимается оказанием услуг медицинского или образовательного характера, она вправе применять ставку налога на прибыль, равную нулю – норма прописана в ст. 284.1 НК РФ. Такая ставка действует в отношении всей суммы сформированной налоговой базы на протяжении полного налогового периода. Но к налогоплательщикам предъявляются особые условия – наличие лицензии, доля доходов от медицинских или образовательных услуг не менее 90% общей суммы выручки, численность наемного персонала не может быть меньше 15 человек, из них половина должна иметь сертификаты специалистов.

Применение пониженной ставки налога на прибыль в размере 0% остается актуальным для предприятий, реализовавших в отчетном периоде акции российских организаций (если эти ценные бумаги принадлежали компании более 5 лет) – ст. 284.2 НК РФ.

Пониженная ставка (0% и 10%) продолжит действовать в отношении прибыли участников инвестиционных проектов, действующих на региональном уровне (ст. 284.3 НК РФ). Главное условие – в структуре доходов выручка от деятельности, связанной с реализацией инвестпроекта, должна составлять не меньше 90%. Периоды действия пониженных тарифов установлены НК РФ.

Отмена льгот по налогу на прибыль не затронет резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток (при условии, что головная организация и ее обособленные структуры зарегистрированы в территориальных границах таких зон). Обоснование приведено в ст. 284.4 НК РФ.

Нулевая ставка характерна для налогообложения прибыли предприятий, занятых в сельском хозяйстве и рыбохозяйстве (реализация продукции собственного производства и продукции на основе своего переработанного сельскохозяйственного сырья).

Нововведения не коснутся предприятий, оказывающих социальные услуги населению. Возможность применения такими компаниями нулевой ставки налогообложения ко всей сумме прибыли оговорена Налоговым кодексом в ст. 284.5. Право на льготное налогообложение до конца 2022 года имеют и субъекты хозяйствования, занимающиеся туристско-рекреационной деятельностью на Дальнем Востоке (ст. 284.6 НК РФ). Участники СЭЗ в Крыму и Севастополе будут начислять в федеральный бюджет налог в размере 0% от прибыли, а в региональные бюджеты – по пониженной ставке, согласно п. 1.7 ст. 284 НК РФ (точное значение ставки налога на прибыль субъектов РФ может отличаться, так как этот параметр фиксируется правовыми актами на местах).

Снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ

Общая теория налогов и мировая практика налогообложения в качестве важного налогового инструмента стимулирования инвестиционной деятельности предлагают понижение ставки налога на прибыль. Использование данного инструмента налогового стимулирования имеет свою специфику в Российской Федерации. В соответствии с российским налоговым законодательством налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам. Однако установление величины налоговой ставки является прерогативой законодательной власти как федерального, так и регионального уровня. В соответствии с главой 25 НК РФ налог на прибыль организаций зачисляется в федеральный бюджет по ставке 2%. В региональный бюджет налог на прибыль исчисляется по ставки 18%. Согласно ст. 284 НК РФ «налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%».

Проведенное исследование показало, что понижение налоговой ставки по налогу на прибыль как эффективного инструмента стимулирования инвестиционной деятельности российскими регионами используется выборочно. Отказ ряда регионов от понижения ставки налога на прибыль организаций объясняется, в том числе и несовершенством системы межбюджетных отношений. Применение пониженной ставки ведет к потерям доходной части региональных бюджетов. Однако эти потери не компенсируются региону, т.к. суммы недополученных налогов не берутся в расчет бюджетного потенциала. Поэтому трудно ожидать применения данной налоговой льготы регионами с низкой бюджетной обеспеченностью.

Некоторые регионы пошли по пути отказа от предоставления налоговых льгот общего характера. Они предоставляют льготы лишь тем компаниям, деятельность которых играет ключевую роль в развитии региональной экономики. При этом часто учитывается отраслевая специализация региона. Устанавливая пониженную ставку налога на прибыль именно для этих ключевых компаний, регион надеется компенсировать текущие потери налогов будущим ростом поступлений налога на прибыль при повышении темпов экономического роста. Кроме того, широкое распространение в законодательной практике регионов получило предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиции в объекты инфраструктуры.

Вместе с тем анализ налоговой практики субъектов Российской Федерации показал, что целый ряд регионов применяет пониженную ставку по налогу на прибыль организаций. В таблице 21 представлены эти данные.

Размер понижающей ставки по налогу на прибыль варьируется в диапазоне от 13,5 до 17%. В ряде регионов инвесторам предоставлено право уплачивать налог на прибыль по пониженной ставке 13,5% вне зависимости от размера и динамики финансово-экономических показателей инвестора. В других предоставление пониженной ставки в диапазоне 16%-13,5% напрямую связано с приростом налоговой базы по налогу на прибыль текущего года по сравнению с предыдущим.

Таблица 21- Применение пониженной ставки по налогу на прибыль в от- дельных регионах_

Законные способы сокращения налоговой базы

Автор: Екатерина Калинкина, глава филиала Интеркомп в Рязани

Одним из действенных способов увеличения экономического эффекта от своей деятельности для компаний является уменьшение финансовой нагрузки за счет оптимизации налогов. При этом нужно помнить, что «серые» схемы ухода от выплат государству всегда будут связаны с высоким риском негативных последствий для компании. В этой статье мы рассмотрим только законные и надежные способы сокращения налоговой базы.

Политика государства по выводу бизнеса из тени

На сегодняшний день государство предпринимает активные действия по выводу бизнеса из тени, улучшению администрирования и собираемости налогов. Сотрудникам ФНС уже известно большинство «серых» схем уклонения от налогов, а новые оперативно выявляются ими посредством постоянно совершенствующихся компьютерных программ (АСК «НДС-2», АИС «Налог-3»).

Кроме того, 13 июля 2017 года ФНС совместно с Минфин и Следственным комитетом выпустили методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected]). Данные рекомендации являются подробной инструкцией для инспекторов по выявлению и доказыванию схем ухода от налогов, а также детально описывают распространенные схемы уклонения от их уплаты:

применение фиктивных сделок;

дробление бизнеса c целью необоснованного применения специальных налоговых режимов, налоговых льгот, льготных налоговых ставок;

подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды.

Когда следует начинать налоговую оптимизацию

Задуматься о том, как легально уменьшить налоговое бремя стоит еще перед регистрацией компании, выбрав наиболее выгодную систему налогообложения в зависимости от планируемого вида деятельности организации, а также от возможности применения специальных налоговых режимов и законодательно установленных льгот.

Читайте так же:  Женщины выходят на пенсию в 60 лет

Тем не менее, начинать проводить налоговую оптимизацию никогда не поздно. Приступая к оптимизации, в первую очередь нужно проанализировать актуальную законодательную базу на наличие подходящих налоговых льгот исходя из налоговой нагрузки компании:

освобождение от уплаты налога отдельных категорий юридических лиц;

целевые льготы по госпрограммам;

отсрочка выплат по налогам.

На основании полученной и проанализированной информации необходимо сформировать эффективную учетную политику компании для целей налогообложения. При проведении мероприятий по оптимизации налогов организации обычно сосредотачиваются на снижении налога на прибыль и НДС.

Меры по оптимизации налога на прибыль

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются доходы компании, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). Чтобы уменьшить налог на прибыль, нужно соответственно либо сократить доходы, либо увеличить расходы. Перечень расходов, которые учитываются и не учитываются при расчете налога на прибыль, указан в главе 25 НК РФ.

Законные способы увеличения расходов для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ), в том числе непогашенные в срок обязательства других компаний. Отчисления в данный резерв производятся ежемесячно или ежеквартально, но не более 10 % от выручки. Суммы отчислений для целей расчета налога на прибыль включаются в состав внереализационных расходов;

на оплату отпусков (ст. 255 НК РФ). Этот резерв позволяет компаниям включать расходы на оплату отпусков в состав расходов на оплату труда равномерно в течение года. Создавать данный резерв могут компании, применяющие метод начисления. Порядок создания резервов определяется НК РФ;

[1]

на ремонт основных средств (ст. 260 и 324 НК РФ). Отчисления в данный резерв рассчитываются на основании количества замен и сметы ремонтных работ, которые не превышают размер, установленный за последние три года. Создание резерва компаниям, работающим менее трех лет, запрещено. Суммы отчислений в данный резерв включаются в расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг.

Создание резервов позволяет компании равномерно распределять свои затраты в течение налогового периода и существенно экономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.

Использование премии на амортизацию (ст. 259 НК РФ).

В зависимости от того, к какой группе амортизационной группе относится новый объект, компания может единовременно учесть при расчете налога на прибыль от 10 (для I, II, VIII, IX, X амортизационных групп) до 30 (для III-VII групп) процентов расходов от стоимости объекта. Данная премия используется как при покупке нового имущества, так и в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации ранее приобретенных основных средств.

Применение инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ).

Данный вычет с 01 января 2018 года может использоваться компаниями при приобретении или капитальном улучшении основных средств III-VII амортизационных групп. Возможность его использования должна быть закреплена региональным законодательством. Вычет не может составлять более 90% от суммы расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств. Важно, что основные средства, по которым был применен инвестиционный вычет в дальнейшем не смогут амортизироваться.

Применение инвестиционного вычета позволяет единовременно учесть при расчете налога на прибыль значительную часть расходов на приобретение, модернизацию и реконструкцию основных средств.

Меры по оптимизации НДС

Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, налогооблагаемой базой которого является стоимость реализуемых товаров, работ и услуг. Порядок его исчисления и уплаты установлен главой 21 НК РФ. Согласно данному порядку, компании платят в бюджет разницу между суммой налога исчисленной и суммой налога уплаченного.

По сути данный налог платит покупатель в составе цены товара, а компания лишь передает данную сумму в бюджет. Стремление уменьшить НДС к уплате в бюджет компаниями понятно. Зачастую им приходится перечислять в бюджет на уплату НДС собственные средства, так как покупатели могут вовремя не рассчитаться за товар, работы или услуги. Кроме того, недоплаченная в бюджет сумма НДС увеличивает доход компании, который не облагается налогом на прибыль.

Способы снижения суммы НДС к уплате

Освобождение от уплаты НДС при соблюдении условий, предусмотренных ст. 145 НК РФ:

выручка за три предшествующих календарных месяца не должна превышать 2 000 000 рублей без учета НДС;

компания не должна продавать подакцизные товары;

копания должна уведомить налоговые органы об использовании права на освобождение от НДС.

Следует учесть, что данный способ будет невыгоден тем компаниям, которые продают товары, выполняют работы или оказывают услуги организациям, применяющим общую систему налогообложения. В этом случае компании не смогут предъявить НДС к возмещению по приобретенным ценностям, работам и услугам.

Расширение списка поставщиков, являющихся плательщиками НДС. Этот способ позволит увеличить сумму «входного» НДС, тем самым уменьшив налог к уплате.

Применение опциона, то есть заключение договора, по которому компания приобретает права купить в будущем некий базисный актив (имущество) по зафиксированной в договоре цене. Выплата опционной премии у получателя не облагается НДС (подпункт 12 ст. 149 НК РФ).

Использование тонкостей различных видов договоров и содержания хозяйственных операций в целях оптимизации НДС:

[2]

заключение договора о намерениях;

использование в расчетах задатка, залога, особых условий перехода права собственности;

При использовании данного способа риск переквалификации договора и содержания хозяйственной операции в незаконную схему довольно высок, поэтому важно основываться не только на нормах налогового кодекса РФ, но и на последних разъяснениях Минфина, ФНС РФ и имеющейся актуальной судебной практике.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Право юридических лиц на выбор оптимального способа налогообложения закреплено в Налоговом кодексе и подтверждено Конституционным судом РФ. Важно различать «схемы ухода от налогов» и разумное ведение налогового учета.

Источники


  1. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.

  2. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
Снижение ставки налога на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here