Составление акта выездной налоговой проверки

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Составление акта выездной налоговой проверки" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Документальное оформление результатов выездной налоговой проверки

Документальное оформление результатов выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). То есть дата окончания выездной налоговой проверки совпадает с датой составления справки.

В настоящее время справка о проведенной выездной налоговой проверке составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-2/[email protected]).

В тот же день справка вручается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ).

Дальнейшее исчисление сроков оформления результатов выездной налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения. Соответственно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий. Поэтому уклоняться от получения справки налогоплательщику не имеет смысла.

После составления справки сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля (письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690, вопрос 3).

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки:

— в общем случае — в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ);

— по консолидированной группе налогоплательщиков — в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (абз. 3 п. 1 ст. 100 НК РФ).

В акте налоговой проверки указываются обстоятельства, установленные в ходе ее проведения и иные сведения, предусмотренные п. п. 3, 3.1 ст. 100 НК РФ. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приказом N ММВ-7-2/[email protected]

Акт налоговой проверки, как и справка, должен быть вручен проверяемому лицу (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 15 ст. 89, п. 5 ст. 100 НК РФ).

Вручить акт налогоплательщику проверяющие обязаны в течение 5 рабочих дней с даты этого акта. В случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в течение 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 и п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае, если проверенное лицо или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте, и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. При этом датой вручения акта считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Дата получения налогоплательщиком акта (в отличие от даты получения справки) имеет процессуальное значение, поскольку от этой даты исчисляются дальнейшие сроки представления налогоплательщиком письменных возражений и проведения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом.

Следует учитывать, что акт выездной налоговой проверки является документом, оформляющим результаты налоговой проверки, на основании которого соответствующим должностным лицом налогового органа может быть принято решение в порядке ст.101 НК РФ. Он не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен и признан недействительным вышестоящим налоговым органом или судом (см. постановление АС Центрального округа от 24.10.2014 N Ф10-3616/14, постановления Шестнадцатого ААС от 14.05.2015 N 16АП-1776/15, Пятнадцатого ААС от 08.09.2014 N 15АП-12238/14).

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы.

Срок представления письменных возражений:

— в общем случае — в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщиком*(1);

— по консолидированной группе налогоплательщиков — в течение 30 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки ответственным участником этой группы (п. 6 ст. 100 НК РФ).

По окончании этого срока акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в порядке и сроки, установленные в ст. 101 НК РФ. И только по результатам такого рассмотрения выносится итоговое решение, предусмотренное п. 7 ст. 101 НК РФ:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По результатам выездной налоговой проверки (в отличие от камеральной) акт составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Однако при условии отсутствия выявленных в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах у налоговых органов отсутствуют основания для вынесения решения, предусмотренного ст. 101 НК РФ. В таких случаях в течение 3 дней после составления акта выездной налоговой проверки руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна содержать все сведения, фиксируемые в справке о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 100 НК РФ), а также запись об отсутствии выявленных в ходе проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. К докладной записке прикладывается экземпляр Акта выездной налоговой проверки и документы, послужившие основанием для включения плательщика в план выездных налоговых проверок. Докладная записка подписывается должностным лицом налогового органа, являющимся руководителем проверяющей группы, и визируется начальником отдела, проводящего проверку. На основании резолюции руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на указанной докладной записке вносятся соответствующие сведения в информационные ресурсы налоговых органов (письмо ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299).

*(1) Месячный срок для представления возражений налогоплательщиком установлен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ. До внесения изменений указанный срок составлял 15 рабочих дней.

Изменения вступили в силу с 24 августа 2013 года. В случае, если до этой даты течение срока представления письменных возражений не завершилось, срок исчислялся в порядке, действующем после дня вступления в силу указанных изменений (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

Содержание акта выездной проверки

* Если в ходе камеральной проверки инспектор выявит однородные факты массовых нарушений, то они могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и иные приложения к акту. В таком случае в самом тексте акта приводится только суть нарушений со ссылкой на конкретные нормы законодательства, а также последствия указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту (подп. 2 п. 6 раздела I приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892).

Как и когда составляется акт о проведении выездной налоговой проверки?

Одной из главных функций налоговой службы является проведение плановых и внеплановых проверок на различных предприятиях. Как правило, такой контроль должен быть спровоцирован определенными условиями.

Читайте так же:  Заявление на вычет имущественного налога образец

Главная цель ФНС во время проверки – это выявить, был ли нарушен закон при уплате сборов и налогов. После ее окончания составляется акт налоговой проверки, в котором фиксируется оформление ее результатов и найденные нарушения.

Что это за документ, правовое регулирование

Как уже было сказано ранее, одной из обязанностей налогового органа является проверка выездного типа. Для этого сотрудники ФНС выезжают непосредственно на место расположения предприятия. Для подобного контроля необходимо действительно серьезное нарушение закона – к примеру, если компания постоянно сдает нулевую отчетность и при этом фиксирует убыток.

По результатам проверки налоговой выдается специальный акт, в котором будут указаны следующие данные:

  • ошибки, которые были найдены в бухгалтерском и налоговом учете;
  • требования, которые предъявляются к их устранению.

Данный документ содержит следующие подразделы:

  • наименование акта и порядковый номер;
  • число, когда он был составлен;
  • в отношении кого выполнялась проверка;
  • основания для ее проведения;
  • перечень документации, которая была представлена для контроля;
  • по какому конкретно налогу и в какой срок выполнялась проверка;
  • общий срок процедуры;
  • проводимые в ее ходе мероприятия;
  • что именно установили проверяющие (описательная часть);
  • выводы и итоги проверки, перечень выявленных нарушений;
  • список лиц, которые ее выполняли;
  • место для подписи проверяющих, а также ответственного лица, которое получает данный акт.

В конце документа обязательно должна быть поставлена печать с расшифровкой.

Если же говорить о правовом регулировании, то проверка должна осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:

  • Статья №83 НК РФ, в которой описывается сама процедура ведения учета юридических лиц.
  • Статья №89 Налогового кодекса, где описывается, где и каким образом должна проводиться выездная проверка.
  • Статья 91, в которой указывается, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговым органам свободный доступ ко всем бумагам и помещениям, которые имеют отношение к процедуре.
  • Статья 93, в которой прописано, что ФНС имеет право истребовать данные у контрагентов.
  • Статья 100, в которой прописано, как именно должен заполняться акт во время и после проверки.

Когда он составляется?

Как правило, выездной контроль выполняется в отношении целой группы налогоплательщиков. При этом тщательнее всего налоговой просматривается налогообложение, а также прибыль организаций.

Кроме того, максимально подробно рассматривается соблюдение поправок, которые были внесены в закон, так как часто ошибки допускаются именно в таких сегментах. В итоге, по результатам выездной проверки составляется соответствующий акт.

Сроки составления, кому он вручается

Если говорить о самой процедуре, то она может длиться не более 2-х месяцев – на практике же она занимает не более нескольких дней.

Что же касается пояснений и возражений, то они должны быть сформированы в течение последующего месяца.

Бывают ситуации, когда проверка может быть продлена. Сюда входит:

  • выполнение перевода бумаг или проведение экспертизы;
  • ситуации, когда нужны сведения от иностранных компаний.

Однако, даже если учесть вышеупомянутые случаи — проверка не может затянуться дольше, чем на полгода. Причём данный срок закреплен на уровне закона. В тот день, когда контроль будет окончен, уполномоченному работнику организации выдают специальную справку.

Что касается периодичности проверок — если речь идет о внеплановой, то она выполняется в следующих случаях:

  • если у ранее выданного предписания вышел срок годности;
  • если на организацию поступила жалоба от граждан.

Если же говорить о плановой проверке, то она может проводиться не чаще, чем раз в три года. Если же данный срок был нарушен, то предприниматель имеет полное право не предоставлять налоговой документы и производственные помещения для осмотра. Кроме того, инспекция обязана предупредить предпринимателя за три дня до начала процедуры о своем приезде.

После того, как подписанный акт заверяется лицами, которые выполняли проверку, происходит его вручение налогоплательщику, которого проверяли. Если же последний отказывается забирать документ, то в нем делаются соответствующие пометки.

Нюансы оформления

О том, как именно должен заполняться акт, максимально подробно написано в статье 100 НК РФ:

  • В пункте первом прописано, в какой срок должен быть составлен акт.
  • Во втором пункте указывается, что его должны подписать лица, проводящие проверку, а также лицо, в отношении кого она проводилась.
  • В третьем пункте прописано, какую именно информацию следует указать в документе.
  • В пятом пункте указано, что акт должен быть передан представителю организации в пятидневный срок после его составления.
  • В шестом пункте указывается, что возражения от руководителя проверяемой компании должны быть составлены в тридцатидневный срок.

При этом результаты будут недействительными, если в случае с плановой проверкой организация не была заранее предупреждена о приезде налоговой службы, либо если акт не был предоставлен руководителю фирмы в течение двух месяцев после завершения процедуры.

Вручение акта налоговой проверки

Итак, налоговая проверка завершилась. То есть истекли 3 месяца со дня представления отчетности, если речь идет о камералке, или вы получили на руки справку о проведенной выездной налоговой проверке (ВНП).
По итогам проверки инспекция составляет Причем если при ВНП акт оформляется всегда, независимо от результатов проверки, то при камералке — только если в ходе нее были выявлены нарушения налогового законодательств
Именно из акта вы узнаете, что же налоговикам удалось «накопать», и уже на его основе будете готовить возражения.

Вручение акта

На то, чтобы составить акт проверки, у инспекторов

В течение 5 рабочих дней после даты составления акта его экземпляр должны вручить руководителю или ИП либо их уполномоченному представителю лично под расписк Запись о получении акта делается на последней странице того экземпляра, который останется у налоговиков, и заверяется вашей подписью. Заметьте, что подписание вами акта вовсе не означает, что вы выразили свое согласие с теми фактами, что в нем изложены. Ваша подпись — лишь доказательство того, что акт вам вручен.

[3]

Как правило, налоговики заранее уведомляют налогоплательщика о возможности прийти и получить акт. Например, такое уведомление они могут вручить вместе со справкой о

Уклонение от получения акта

Если вы откажетесь расписываться в акте либо будете иным образом уклоняться от его получения, инспектор сделает на последней странице всех экземпляров акта соответствующую запись, заверив ее своей подпись И тогда акт проверки вам направят по почте заказным письмо

Сделать это должны также в течение 5 рабочих дней со дня составления В этом случае датой вручения акта будет считаться шестой рабочий день, исчисляемый со дня, следующего за днем отправки письм

Избегать получения акта или отказываться от его подписания смысла нет. На дальнейшее рассмотрение материалов проверки это никак не повлияет, а вот вызвать негативную реакцию со стороны налоговиков может.

Однако если ИФНС направит вам акт письмом, не имея доказательств того, что вы уклонялись от его получения, и, например, плохой работы почты вы не получите акт либо получите его слишком поздно, суд может признать решение по проверке незаконны Ведь было нарушено ваше право на ознакомление с актом проверки и представление на него возражени.

Кто подписывает акт налоговой проверки

По общему правилу со стороны инспекции акт должен быть подписан теми должностными лицами, которые проводили соответствующую проверк Например, в случае с выездной проверкой это все инспекторы, указанные в решении о проведении в составе проверяющей группы.

Читайте так же:  Расчет пенсии инвалидам 2 группы

Однако подписание акта инспектором, не участвовавшим в проверке, — это малозначительный недочет. Ведь он никак не нарушает ваших прав как налогоплательщика и не мешает участвовать в процессе рассмотрения материалов проверк Так же как и отсутствие в акте выездной проверки подписей всех инспекторов, принимавших в ней участи Поэтому такие нарушения со стороны ИФНС вы вряд ли сможете использовать как повод для отмены решения по проверке.

Порядок составления акта выездной налоговой проверки

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 34, 2000

Региональный выпуск, N 33, 2000)

В итоговой части акта выездной налоговой проверки (заключение) можно выделить три раздела:

К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены следующие документы:

решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного решения). В случае проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, к акту прилагается постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного постановления);

копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;

уточненные расчеты по видам налогов (сборов), составленные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонарушений (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта). Расчеты должны быть подписаны проверяющим и руководителем организации или индивидуальным предпринимателем (их представителями);

акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя) (данное приложение приводится, если при проверке была проведена инвентаризация);

материалы встречных проверок (в случае их проведения);

заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);

протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (при наличии соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства);

справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по окончании проверки.

К акту выездной налоговой проверки также могут прилагаться:

копии (в случаях выемки у налогоплательщика документов — подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах. При изложении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах в описательной части акта производится запись о приложении изъятых подлинных документов или их копий, подтверждающих наличие соответствующих нарушений;

справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (других кредитных учреждениях), подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем (их представителями);

справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т.д., подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации (его представителем);

справка о месте нахождения обособленных подразделений (их адреса, ИНН / код причины постановки на учет), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности налогоплательщика земельных участков, подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем (их представителями);

иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений и для принятия правильного решения по результатам проверки.

Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено, что содержащиеся в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Сразу после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой указывает предмет проверки и сроки ее проведения.

Порядок подписания, вручения и рассмотрения акта выездной налоговой проверки существенно не изменился. В новой Инструкции упрощен лишь порядок вручения акта. Так, не позднее двух месяцев после составления справки о проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки с учетом требований, рассмотренных выше. Подписанный проверяющими акт вручается руководителю организации — налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (их представителям), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись: «Экземпляр акта с. (указывается количество приложений) приложениями на ___ листах получил» за подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя (их представителей), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

Если указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, на последней странице акта делается запись:

от получения настоящего акта уклонился», заверенная подписью проверяющего с указанием соответствующей даты. Акт налоговой проверки может быть направлен налогоплательщику (его представителю) по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику (его представителю). Ранее при уклонении от получения акта проверки проверяющими подготавливался соответствующий акт, дата составления которого признавалась датой вручения акта выездной налоговой проверки.

При отказе руководителя организации — налогоплательщика или индивидуального предпринимателя (их представителей) от подписания акта руководителем проверяющей группы (проверяющим) на последней странице акта производится запись:

от подписи акта отказался», заверенная подписью указанного лица.

До вручения налогоплательщику (его представителю) акт налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Перед принятием руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам рассмотрения материалов проверки его проект визируется юристом налогового органа.

По результатам рассмотрения актов налоговых проверок, в которых указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть решения должна содержать номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган; наименование налогового органа; классный чин (при его наличии), фамилию, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение; дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится решение; полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение; наименование филиала или представительства организации (в случае вынесения решения по результатам проверки филиала или представительства), ИНН / код причины постановки на учет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В описательной части решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства налогового правонарушения, установленные проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

Читайте так же:  Мфц справка о размере пенсии

Резолютивная часть решения должна содержать:

ссылку на ст.101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющую право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет; суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов); суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов);

указания на статьи части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных налоговых правонарушений и добровольной уплате соответствующих сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.

Решение налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:

во вводной части — данные, аналогичные вводной части решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

в описательной части — изложение выявленных в ходе проверки обстоятельств, содержащих признаки налоговых правонарушений, а также установленных в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельств, исключающих возможность привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

в резолютивной части — решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на соответствующие положения ст.109 части первой Налогового кодекса Российской Федерации; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет, суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов), суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов), предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (указанные реквизиты приводятся в случае выявления проверкой неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов (сборов).

При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение должно содержать:

во вводной части — данные, аналогичные указанным в вводной части решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

в описательной части — изложение обстоятельств, вызывающих необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;

в резолютивной части — решение о назначении конкретных дополнительных мероприятий налогового контроля.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику (его представителю) под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения налогоплательщиком (его представителем). Если указанными выше способами решение и (или) требование налогового органа вручить налогоплательщику или его представителю невозможно, решение и (или) требование отправляется(ются) по почте заказным письмом и считается(ются) полученным(ми) по истечении шести дней после его (их) отправки.

Если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Каковы последствия выездной налоговой проверки?

Как составить возражения на акт выездной проверки по образцу

Непосредственным результатом (последствием) выездной налоговой проверки (далее — ВНП) является составление акта и справки о проверке. Возражения на акт ВНП пишутся в произвольной форме. Для опровержения позиции налогового органа можно руководствоваться п. 3 ст. 100 НК РФ в части обязательных требований, предъявляемых к акту.

В возражениях необходимо указать исходные сведения, позволяющие идентифицировать ВНП, законность ее назначения и соблюдение сроков проведения (реквизиты решения о проведении ВНП и акта, составленного по ее результатам, проверяемый период и налоги, даты проверки).

Выражая свое несогласие с доводами акта, налогоплательщик вправе давать свое толкование собранным налоговым органом доказательствам. Согласно п. 3.1 ст. 100 НК РФ вместе с актом лицу должны быть переданы документы, на основании которых выстраивает свою позицию инспекция ФНС. Особенности обжалования актов можно узнать из статьи «Возражение на акт налоговой проверки — образец».

ВАЖНО! П. 6 ст. 100 НК РФ разрешает налогоплательщику представить дополнительные документы вместе с возражениями.

Образец возражения на акт выездной налоговой проверки можно посмотреть по ссылке: Образец возражения на акт выездной налоговой проверки.

Можно ли начислить налоги по акту в 2018 – 2019 году

Начислить налоги по акту выездной проверки в 2018 – 2019 году нельзя. Основанием для определения размера недоимки и ее взыскания является вступившее в силу решение налогового органа, принятое по результатам ВНП.

Рекомендуем! Представленные налогоплательщиком возражения на стадии рассмотрения акта могут помочь скорректировать доначисление налогов по результатам выездной проверки, поскольку обязательны к рассмотрению при принятии решения по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Например, АС Республики Алтай отказал налоговому органу во включении в реестр требований кредиторов должника суммы задолженности, рассчитанной на основании акта проверки. В своем определении от 19.02.2016 по делу № А02-1081/2015 арбитражный суд указал, что основанием для уплаты налогов является решение, принятое уполномоченным лицом по итогам ВНП. Акт только фиксирует обстоятельства проверки и отражает позицию инспекторов.

Разрешено ли обжалование акта налоговой проверки

Акт, составленный по результатам ВНП, является ненормативным. НК РФ устанавливает порядок обжалования таких актов налоговых органов, при этом обжалованию подлежат только акты, непосредственно затрагивающие права лица (ст. 137 НК РФ).

Вывод! Акт ВНП содержит мнение проверяющих о наличии (отсутствии) в действиях налогоплательщика признаков налогового правонарушения, недоимке (переплате), но не возлагает на лицо обязанности по уплате налога (сбора). Поэтому отдельное обжалование акта выездной налоговой проверки не допускается.

Обратите внимание! Такой же позиции придерживается законодатель в отношении актов, составленных иными контролирующими органами (п. 12 ст. 16 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ): акт проверки закрепляет результат ее проведения, фиксирует факт выявленных нарушений и не содержит никаких властно-распорядительных предписаний для заявителя, поэтому не может быть оспорен в суде посредством заявления требования о признании его недействительным (постановление АС ВВО от 24.05.2016 по делу № А11-7719/2015).

Порядок представления письменных возражений

Защитить свои права налогоплательщик может путем представления возражений на акт ВНП и последующего обжалования решения, вынесенного по результатам проверки. Поэтому правильно будет говорить не о порядке обжалования акта выездной налоговой проверки, а о порядке представления письменных возражений на акт выездной налоговой проверки.

Законодатель отвел на передачу возражений на акт ВНП 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ). Мотивированные возражения с приложенными (в случае необходимости) дополнительными документами представляются в налоговый орган, проводивший проверку. Возражения вместе с собранными материалами рассматриваются с участием налогоплательщика.

ВАЖНО! Необеспечение налогоплательщику возможности дать пояснения и участвовать в рассмотрении материалов проверки является грубым нарушением, влекущим за собой отмену решения, вынесенного по результатам ВНП (п. 14 ст. 101 НК РФ, п. 73 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении…» от 30.07.2013 № 57, решение АС г. Москвы от 19.02.2018 по делу № А40-143545/17-140-1822).

Как видим, ближайшим последствием ВНП является составление акта. Обжалование акта законом не предусмотрено, однако налогоплательщик вправе представить в месячный срок свои возражения и дополнительные документы, а также присутствовать при их рассмотрении. По результатам рассмотрения акта выносится решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение или отказе в этом.

Читайте так же:  Какие документы для оплаты налога

Акт как оформление результатов налоговой проверки

Акт проверки ФНС: когда составляется, кем подписывается

Как составить акт налоговой проверки, разъясняется в ст. 100 Налогового кодекса РФ.

Срок, отведенный на оформление результатов налоговой проверки в виде акта, разнится в зависимости от того, выездной (срок составления акта — 2 месяца) или камеральной (срок — 10 дней) была проверка. Кроме того, увеличен срок (до 3 месяцев) оформления акта по результатам проверки консолидированной группы налогоплательщиков.

Список лиц, которым дается право на подписание акта налоговой проверки, содержится в п. 2 ст. 100 НК РФ:

  1. По общему правилу акт налоговой проверки подписывается лицами, которыми проводились контрольные мероприятия, а также представителем проверяемой организации.
  2. При проведении проверки консолидированной группы налогоплательщиков указанный документ должен быть заверен не только лицами, проводившими проверку, но и ответственным лицом этой группы.

Форма акта налоговой проверки унифицированная (форма по КНД 1160098) и утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — приказ о формах документов).

Заполненный пример акта налоговой проверки

Приложение 23 к приказу о формах документов содержит форму акта налоговой проверки, которая состоит из вводной, описательной и итоговой частей. Требования к заполнению формы приведены в приложении 24 к приказу о формах документов и сводятся к следующему:

  • акт оформляется на русском языке только по утвержденной форме, допускается его оформление как с использованием программного обеспечения и распечатывания на принтере, так и путем заполнения от руки;
  • акт не должен содержать никаких исправлений, помарок и подчисток, за исключением случаев, заверенных подписями представителя налогового органа и проверяемого лица, недопустимо также использование корректоров и замазывающих средств;
  • акт должен отражать все существенные обстоятельства правонарушения, если таковое обнаружено, и содержать его квалификацию;
  • изложение обстоятельств должно производиться четко, лаконично, в доступной форме и системно.

Бумаги, полученные в ходе проведения проверки, не должны прилагаться к акту, так как составляют охраняемую законом тайну. Все необходимые приложения оформляются в виде выписок.

Скачать образец заполнения акта можно, пройдя по ссылке: Акт налоговой проверки.

Если сведения в ЕГРЮЛ недостоверны по результатам проверки ФНС

Что касается проверки сведений в ЕГРЮЛ, то такая проверка налоговой не является. Она совершается ФНС как регистрирующим органом на основании п. 4.9 ст. 2 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Основания, условия, и способы таких контрольных мероприятий регоргана утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/[email protected] Например, проверка соответствия поданных в ЕГРЮЛ сведений действительности проводится, если:

  • в реорганизации, на регистрацию которой представлены документы, принимают участие более 2 юрлиц;
  • лицо было ранее замечено в представлении недостоверных сведений и т. п.

В ряде случаев даже при наличии оснований проверка не проводится. Например, если заявитель-физлицо сам уведомил регорган о недостоверности сведений.

Акт налоговой проверки — это итоговый документ, в котором прописаны результаты проведенных исследований с указанием выявленных нарушений, ссылок на закон, а также рекомендаций по их устранению. Акт составляется по унифицированной форме.

3. Ограничения на проведение выездных проверок.

НК РФ устанавливает ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок:

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период (ч. 2 ст. 89 НК РФ)

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации- налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки (ч. 3 ст. 89 НК РФ)

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора и налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (ч. 1 ст. 87 НК РФ). Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиков (плательщиком сбора) за уже проверенный период (ч. 3 ст. 87 НК РФ)

Проведение повторных выездных налоговых проверок допускается только в случаях, когда такая проверка производится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (ч. 3 ст. 87 НК РФ)

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (ч. 2 ст. 89 НК РФ)

При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев (ч. 2 ст.89 НК РФ)

Несоблюдение данных ограничений является основанием воспрепятствования налогоплательщиком проведению выездной проверки (например, назначение повторной выездной проверки) либо основанием для предъявления налогоплательщиком иска о признании недействительным принятого по результатам проверки решения.

4. Порядок составления акта выездной налоговой проверки. Общие положения.

В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной (повторной выездной) налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.

При проверке организации, включая ее филиалы и представительства, акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки филиалов и представительств, изложенных в Разделах акта. Раздел акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства) оформляется в общеустановленном порядке и подписывается должностными лицами налогового органа, проводивших проверку филиала (представительства), и руководителем (уполномоченным им лицом или представителем организации) филиала (представительства).

Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В акте выездной (повторной выездной) налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя).

Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте выездной (повторной выездной) налоговой проверки с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице, его филиале, представительстве.

Описательная часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Читайте так же:  2 группа по зрению пенсия

Итоговая часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать: сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (не удержанных и не перечисленных)) налогов (сборов); об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений (об исчисленных для целей налогообложения в завышенных размерах суммах убытков; о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии); о не удержании и не перечислении налогов и т. д). В случае ведения налоговым органом карточек «Расчеты с бюджетом» в разрезе бюджетов сумма налога (сбора), подлежащая уплате (перечислению) в бюджет, указывается как в целом по налогу (сбору), так и отдельно по каждому бюджету;

— предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым лицом (взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату (не перечисление) налогов и сборов, приведение налогоплательщиком учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с установленным законодательством порядком и т. д.);

— выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений. Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Кроме того, итоговая часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать:

— указание на количество листов приложений;

— указание на право представления возражений по результатам выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем).

До вручения лицу, в отношении которого проводилась проверка (его представителю), акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе.

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй – в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), третий – направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

При проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа проверяющими составляется три экземпляра акта (при участии сотрудников органа внутренних дел – четыре экземпляра акта). При этом один экземпляр акта повторной выездной налоговой проверки остается в вышестоящем налоговом органе, один экземпляр – передается проверяемому лицу, один экземпляр – в инспекцию по месту постановки на учет проверяемого лица, один экземпляр передается в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проверке.

Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений. На последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись: «Экземпляр акта с ________________ (количество приложений) приложениями на ____ листах получил» за подписью руководителя организации, физического лица или индивидуального предпринимателя (их представителя), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

При отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки на последней странице акта делается запись: «________________________________________ (должность, фамилия и инициалы руководителя организации (ее филиала, представительства, иного обособленного подразделения), или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя, или фамилия и инициалы физического лица, или фамилия и инициалы их представителя) от подписи акта отказался», заверенная подписью проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) с указанием соответствующей даты.

В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта выездной налоговой проверки, на последней странице акта делается запись: «________________________________________ (должность, фамилия и инициалы руководителя организации (ее филиала, представительства, иного обособленного подразделения), или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя, или фамилия и инициалы физического лица, или фамилия и инициалы их представителя) от получения настоящего акта уклонился», заверенная подписью проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады) с указанием соответствующей даты. При этом акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, индивидуального предпринимателя. Датой вручения акта в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Кодекса считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма.

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются:

— решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

— решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

— решение о приостановлении и возобновлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

— решение о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);

— требование о представлении документов;

— решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (при наличии);

— акт инвентаризации (в случае проведения инвентаризации);

— разделы актов проверок филиалов (представительств);

— документы (информация), истребованные в ходе проверки;

— заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);

— протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и т. д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));

— справка о проведенной проверке;

— документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;

— копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Все экземпляры акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования.

[1]

Источники


  1. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

  2. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Составление акта выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here