Специальных налоговых режимов для малого

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Специальных налоговых режимов для малого" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Специальные налоговые режимы в 2018-2019 годах (виды и нюансы)

Что такое спецрежимы

Специальные налоговые режимы образуют особые виды систем начисления налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому посвящен весь НК РФ, за исключением раздела VIII.1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

Какие режимы относятся к специальным

В перечне специальных налоговых режимов в 2018 году изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:

  • для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная (УСН);
  • вмененного налога (ЕНВД);
  • соглашений о разделе продукции (СРП);
  • патентная (ПСН).

Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Об основных параметрах, отличающих УСН от ОСНО, читайте в материале «Основные режимы налогообложения в 2018 году (перечень)».

Общие черты специальных режимов налогообложения

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
  • Объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:

Принципиальные особенности спецрежимов

Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.

Отличия налогообложения при спецрежимах

Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:

[2]

  • Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
  • Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ЕНВД и ПСН.

Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.

О наиболее часто применяемых системах подробнее читайте в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Специальных налоговых режимов для малого

Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.

Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.

Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.

По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Читайте так же:  Енвд ип без работников уменьшение налога

Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.

Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).
Глава НК РФ
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база ЕСНХ Гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6 %. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6 % Зависит от дохода

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6 % или 15 % Зависит от дохода

Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26 , определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список).

[3]

15 % Постоянная

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода ПСН Гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6 % от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). При этом отчетность вообще не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ (регионы вправе уточнить список).

Налоговые льготы для субъектов малого бизнеса

Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);

упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);

патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/[email protected], Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов, плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Читайте так же:  Выход на пенсию мужчины по льготам

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;

ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту — ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Например, в отношении:

услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

производства кожи и изделий из кожи;

производства молочной продукции;

производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;

налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.

для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;

научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Специальные налоговые режимы, действующие в России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.01.2019 2019-01-21

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья просмотрена: 480 раз

Библиографическое описание:

Неганова Е. Д., Нечеухина Н. С. Специальные налоговые режимы, действующие в России // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 196-198. — URL https://moluch.ru/archive/241/55744/ (дата обращения: 20.08.2019).

Для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства государством разрабатываются различные стимулирующие меры, в том числе связанные с налогообложением и ведением бухгалтерского учета. К таким мерам можно отнести возможность применять специальные режимы налогообложения.

Специальный режим — это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Применение специальных режимов налогообложения может освобождать налогоплательщиков от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Понятие специальных налоговых режимов раскрывается в ст. 18 НК РФ. К ним относятся:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

Читайте так же:  Пенсия по вредности сколько лет нужно отработать

– упрощенная система налогообложения (УСН);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП);

– патентная система налогообложения (ПСН).

Первая упрощённая форма налогообложения была введена Федеральным законом от 29.12.1995 № 222. ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Упрощенная система налогообложения в первые годы не была так популярна как сейчас. Связано это в первую очередь с ограничениями по сотрудникам — не более 15 человек. При этом «предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях» [3].

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, являлся патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.

[1]

Выплата годовой стоимости патента осуществлялась организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оплата стоимости патента засчитывалась в счет обязательства по уплате единого налога организации.

Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента являлась фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

Вторая форма налогообложения малого бизнеса — ЕНВД — была введена в 1999 г. с принятием Федерального закона от 31.07.1998 № 148. ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Основным отличием от привычного для нас ЕНВД был порядок уплаты налога. Согласно п.2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ «уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового платежа устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов» [2].

По данным ИФНС РФ в нашей стране более 3,8 млн. индивидуальных предпринимателей и более 4,1 млн. юридических лиц. И наиболее популярный спецрежим — УСН. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения организации и индивидуальные предприниматели осуществляют добровольно, кроме того, при переходе представители малого бизнеса могут сами выбирать объект налогообложения — доходы или доходы, уменьшенные на расходы. Если расходы не превышают 60–65 % доходов, то наиболее выгодно применять УСН «доходы».

Применение данной системы налогообложения освобождает организации от следующих видов налогов:

– налог на прибыль;

– налог на имущество.

А индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от уплаты:

– налога на доходы физических лиц;

Однако, стоит помнить, что применение УСН накладывает ряд ограничений:

– нельзя нанимать более 100 сотрудников;

– доход за отчетный период не должен превышает 150 млн. рублей;

– остаточная стоимость основных средств должна составлять не более 150 млн. рублей.

Что же касается ЕНВД и патентной системы налогообложения, то они менее распространены, так как не всегда виды деятельности, которыми занимается организация или ИП попадают под условия для применения данных спецрежимов.

Малый бизнес вносит существенный вклад в российскую экономику, поэтому очень важно поддерживать начинающих предпринимателей и организации. Введение специальных налоговых режимов дает возможность развиваться малому бизнесу, а также является одним из факторов, помогающим решать проблему с теневым бизнесом.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Контур.Норматив [Электронный ресурс]
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ [Текст].
  3. Федеральный закон от 31.07.1998 № 148. ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» [Текст].
  4. Нечеухина Н. С. Влияние налоговой нагрузки на оптимизацию и эффективность управления организацией // Новая наука: Стратегии и векторы развития. —:, 2016 № 8. — С. С. 207–210.

Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы.

Обоснование выбора объекта налогообложения при применении.

малый бизнес, РФ, упрощенная система налогообложения, поступление налогов, вмененный доход, единый налог, государственная поддержка, налоговое стимулирование, патентная система налогообложения, россия. Учетная политика организаций при.

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях в Федеральном законе N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

К системам налогообложения, которые наиболее характерны для субъектов малого предпринимательства можно отнести общую систему налогообложения (далее ОСНО), упрощенную систему (далее УСН) и система в виде единого налога на вмененный доход.

Особенности налогообложения малого бизнеса

Патентная система налогообложения (далее ПСН) — специальный налоговый режим

Описанные выше системы налогообложения, применяемые на предприятиях малого

малый бизнес, РФ, налог, режим налогообложения, вид деятельности, Российская Федерация.

Режимы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале.

Упрощенная система налогообложения (УСН) предназначена для помощи малому бизнесу, отчетность не такая сложная, да и имеется ряд послаблений. Индивидуальные предприниматели могут сами выбрать, каким способом им уплачивать единственный налог: налог на «доход» – 6.

Налогообложение малого предпринимательства в России и за.

2) введение специальных режимов налогообложения малого бизнеса. Западная система налогообложения носит целостный

Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход , – с 14 до 34% (в 2,5 раза).

Налоговые льготы как средство стимулирования малого.

В Российской Федерации существует четыре специальных системы налогообложения. Они предусматривают низкие налоговые ставки, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса: УСН (Упрощенная система налогообложения) — численность.

Читайте так же:  Судебный пристав алименты часы приема

Способы оптимизации налогообложения на упрощенной.

налогообложение малого бизнеса, упрощенная система налогообложения, оптимизация налогообложения. Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на.

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий.

В статье рассмотрены оптимальные системы налогообложения для предприятий различных

РФ, единый налог, патентная система налогообложения, система налогообложения

малый бизнес, Российская Федерация, предприниматель, малое предпринимательство.

ПРЕДПОСЫЛКИ, УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

магистрант, кафедра финансов, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

профессор, д-р ист. наук, кафедра финансов, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

При осуществлении контроля, проводимого органами государственной и муниципальной власти, выделяются следующие ключевые проблемы регулирования, и права их применения:

  1. необоснованно высокое количество проверок и большой перечень оснований для их проведения;
  2. избыточность требований и норм, которым должны соответствовать субъекты предпринимательской деятельности;
  3. избыточность полномочий органов при проведении контрольных проверок;
  4. недостаточная прозрачность проведения проверок;
  5. отсутствие реальной ответственности должностных лиц за нарушения при проведении проверок;
  6. штрафы для субъектов малого бизнеса несут на него дополнительную нагрузку. В настоящее время деятельность предпринимателей и малых организаций контролируют более десяти надзорных ведомств, что создает высокую нагрузку на деятельность субъектов малого бизнеса.

Для устранения данных проблем, должны быть приняты меры, направленные на сокращение числа проверок органами власти вплоть до отмены проверок для данного сектора экономики. Необходимо рассмотрение возможности применения запрета на проведение органами власти деятельности субъектов малого бизнеса проверок, другими словами называемых «надзорных каникул».

Рассмотрим следующие варианты введения «надзорных каникул»:

  1. в течение ближайших трех лет для всех субъектов малого предпринимательства для всех субъектов Российской Федерации;
  2. на определенный срок для всех начинающих предпринимателей;
  3. для предпринимателей, которые имеют хорошую репутацию (к примеру, в течение предыдущих 3-х лет не допускали нарушений законодательства).

В целях поддержки развития малого бизнеса необходимо ввести для начинающих предпринимателей, разрешение уменьшать сумму налога при применении специальных налоговых режимов (налогооблагаемой базы «доходы» при применении УСН, ЕНВД, ПСН) на весь размер страховых взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования на начальном этапе функционирования.

Указанный механизм поддержки малого бизнеса поможет сформировать бизнес-структуру, которая в своей деятельности будет опираться на стабильность и постоянство налоговой системы.

Необходимо установить переходный период по нововведениям в налоговое законодательство для адаптации малого бизнеса к изменяющимся условиям налоговой политики. развитию малого бизнеса в Российской Федерации будет способствовать снижение барьеров для вхождения малого бизнеса в рыночную нишу.

Для субъектов малого предпринимательства важна эффективная оптимизация налогообложения, что обусловлено возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет. Малое предпринимательство нуждается в оказании им информационных и консультативных услуг по вопросам бухгалтерского и налогового учета, отчетности. Необходима минимизация издержек на формирование и сдачу бухгалтерской отчетности. Но, для самых малых предприятий упрощенная форма бухгалтерского учета и отчетности не заменяет управленческого учета.

Для контрагентов малых предприятий упрощенная бухгалтерская отчетность не отражает действительного финансового состояния организации, что делает ее бессмысленной, и вынуждает бухгалтеров малых организаций готовить дополнительные формы отчетности. В качестве дальнейших шагов по развитию упрощенной системы учета и сдачи отчетности необходимо: устранить противоречия между правилами учета в положениях по бухгалтерскому учету и рекомендациях по ведению бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, прописать зависимости от выбранной субъектами малого предпринимательства системы налогообложения, разработать подробные рекомендации информации к бухгалтерской отчетности.

В настоящее время объем малого и среднего бизнеса в России составляет около 20 % ВВП. Субъекты малого бизнеса являются источником пополнения бюджета. С одной стороны, малый бизнес сам платит установленные налоги и сборы. С другой стороны, субъекты малого предпринимательства, создавая рабочие места, является регулятором пополнения в бюджет налогов и взносов с физических лиц.

В целях стимулирования предприятий к качественному росту и достижению целевых показателей развития необходимо сформировать на базе действующей инфраструктуры механизм «акселерации» малых и средних предприятий.

Акселерация бизнеса должна стимулировать население к реализации своих предпринимательских инициатив, малых предпринимателей — к росту, увеличению количества рабочих мест, повышению объема производства, дальнейшему развитию и укрупнению, переходу в разряд среднего предпринимательства.

Такая модель сочетает в себе новые подходы к реализации фискальной политики, финансирования малого бизнеса, обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к инфраструктуре и инженерным сетям.

В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» для оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, создана АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Основные задачи корпорации заключаются в оказании финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, в том числе привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций. При большом количестве принятых нормативных актов, улучшающих положение субъектов малого и среднего бизнеса и их налогообложение, тем не менее, проблемой остается высокий размер обложения страховыми взносами в пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования. Таким образом, нагрузка малого бизнеса взносами требует дальнейшего государственного вмешательства с целью существенного снижения размера тарифов.

Для достижения определенных показателей для перехода малому бизнеса к среднему бизнесу нужно преодолеть следующие этапы:

Первый этап: создание микробизнеса. После создания нового бизнеса каждое предприятие становится микропредприятием (малое количество сотрудников и отсутствие оборота). Необходимо максимально сократить временные и финансовые издержки предпринимателей, что упростит максимальный «вход» в правовое поле, регистрации и получения необходимых разрешений и лицензий.

Второй этап: малый бизнес. Предпринимателям, активно развивающим свой бизнес до уровня малых, необходимо разрешить использовать ближайшие три года тот режим налогообложения, на котором он находился, в том числе с помощью установления льготных ставок налогообложения. При переходе предпринимателя к следующему этапу развития, а также в случае, если предприятие находится на грани между малым и средним бизнесом, но обоснованно готова показать результаты, необходимые для перехода на следующий уровень, необходим комплекс мер финансовой поддержки. К таковым можно отнести предоставление кредитов по специальным ставкам, особые условия лизинга, льготная аренда имущества и подключению к инженерным сетям. Следует, ввести возможность распространения данного механизма на уже созданные предприятия, ранее работавшие в категории микропредприятий, для вовлечения в механизм акселерации максимально широкого круга предприятий.

Читайте так же:  Нужна ли трудовая книжка для оформления пенсии

Третий этап: средний бизнес. Для предпринимателей, которые достигли уровня средней организации, находящиеся на общем режиме налогообложения, следует рассмотреть возможность использования пониженных страховых ставок в фонды пенсионного, социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования.

Разработка такой модели развития позволит предприятиям снизить риски «переходного периода» и будет способствовать реализации потенциала развития и формированию у организаций ресурсов, необходимых для развития, обновления производственной базы. В текущих экономических условиях кризиса на государственном уровне необходима поддержка малого и среднего бизнеса.

Для повышения доступности государственного и муниципального заказа для субъектов малого предпринимательства необходимо обеспечить участие представителей бизнес сообщества в формировании государственного и муниципального заказа, в том числе: — включать в состав комиссий по размещению муниципальных заказов представителей общественных организаций предпринимательства; — привлекать общественные организации к разработке технических заданий в сферах деятельности малого бизнеса.

Участие малых предприятий в реализации государственного и муниципального заказа также ограничивается сложностью пополнения оборотного капитала, необходимого на исполнение контрактов. Сокращение финансовой нагрузки на малые предприятия в рамках исполнения государственного и муниципального заказа возможно посредством возвращения возможности предоставления страховки в качестве обеспечения по исполнению контракта.

В настоящее время в качестве обеспечения в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ принимается только банковская гарантия. В условиях кризиса получить банковскую гарантию становится сложнее – банки заемщикам малого бизнеса часто отказывают в выдаче гарантий.

Введение новых правил предоставления субсидий, которые позволят учитывать потенциал каждого субъекта Российской Федерации в секторе развития субъектов малого предпринимательства, проводить комплексную оценку эффективности использования средств бюджета, финансировать приоритетные направления развития субъектов малого предпринимательства и оказывать сбалансированную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предусматривающую создание и развитие технологической базы сегментами малого бизнеса и обеспечение их необходимым оборудованием и площадями.

Развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ, связано с решением следующих задач:

  1. формирование единых стандартов и требований к предоставлению услуг для субъектов малого бизнеса;
  2. поддержка малого бизнеса, занимающихся процессами замещения импорта,
  3. поддержка в области промышленного производства инноваций.

С учетом уровня инфляции необходимо предусмотреть увеличение предельных значений дохода от реализации для отнесения предпринимателей к категории малого бизнеса.

Для успешного развития субъектов малого предпринимательства, необходимо дать возможность войти в нишу по использованию специальных налоговых режимов новым предпринимателям, в том числе с помощью постепенного увеличения пороговых значений для перехода на специальный налоговый режим.

Порог должен быть увеличен: — микропредприятия — до 150 млн. рублей; — малые предприятия — до 1000 млн. рублей; — средние предприятий — до 2,5 млрд. рублей. Необходимость увеличения пороговых значений выручки связана:

  • с растущим уровнем инфляции;
  • с растущим отношением курсов мировых валют к российскому рублю;

Данная норма будет способствовать снижению количества дроблений предприятий с целью использования специальных налоговых режимов. Как известно, действие налоговых каникул распространяется лишь на индивидуальных предпринимателей, так как налоговые органы опасаются злоупотребления данной нормы организациями-налогоплательщиками. Следовательно, необходимо рассмотреть возможность предоставления права на использование «налоговых каникул» организациям.

Таким образом, предоставив возможность использования «налоговых каникул» как индивидуальному предпринимателю, так и учредителю юридического лица, сохраняется принцип справедливости налогообложения, что в свою очередь подтолкнет большее количество человек на занятие предпринимательской деятельностью с использованием соответствующих преференций.

Субъекты малого бизнеса помимо основных налоговых платежей уплачивают множество неналоговых платежей и сборов. Данные платежи носят обязательный характер. В сложившейся ситуации следует отменить все неналоговые платежи и сборы, уплачиваемые субъектами малого предпринимательства так как они несут на них дополнительную финансовую нагрузку. Для повышения конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства:

1. Отсрочка даты уплаты налогов по причине возможных негативных последствий, таких как банкротство. В связи с тяжелой мировой экономической обстановкой, налогоплательщикам необходимо предоставить возможность указанной отсрочки.

2. Предоставления права на полный вычет страховых взносов из единого налога при применении специальных налоговых режимов. Также необходимо предусмотреть вопрос об инвестиционных вычетах.

3. Необходимо увеличить максимальное значение амортизируемого имущества. Для поддержки создания наукоемких промышленных и производственных предприятий, а также поддержки организаций к реинвестированию вопрос об увеличении максимального размера стоимости амортизируемого имущества является насущным.

Начиная с 2016 года, действует норма, согласно которой пороговое значение стоимости амортизируемого имущества равно 100 000 рублей, к примеру, в 2010 году было установлено значение, равное 40 000 рублей.

Ежегодное увеличение стоимости амортизируемого имущества в соответствии с инфляцией, в целях дальнейшего формирования достоверной финансовой отчетности, следует предусмотреть изменение как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

4. Положительно окажет влияние на формировании производственной базы налогоплательщиков право вычета размера капитальных вложений из единого налога специальных налоговых режимов, применяемыми субъектами малого бизнеса.

Список литературы:

Источники


  1. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.

  2. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Специальных налоговых режимов для малого
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here