Срок обжалования акта налоговой проверки

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Срок обжалования акта налоговой проверки" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Можно ли обжаловать акт выездной налоговой проверки?

Можно ли обжаловать акт выездной налоговой проверки. Акт составлен 19 ноября 2013 г. Решение еще не вынесено. Возражения поданы.

Вопрос относится к городу Электросталь

Уточнение от 20 января 2014 — 17:22
Был вопрос: «Можно ли обжаловать акт выездной налоговой проверки. Акт составлен 19 ноября 2013 г. Решение еще не вынесено. Возражения поданы.»

Вячеслав в своем ответе, указывает на решение налогового органа. У меня принципиальный вопрос именно обжалования АКТА выездной налоговой проверки, на основании которого в последствии выноситься решение.

Уточнение от 20 января 2014 — 17:24
Обжалование в СУДебном порядке!

Если решение принято не в пользу налогоплательщика, он может его обжаловать – в вышестоящей налоговой инстанции, или оспорить – в арбитражном суде. Причем подача жалобы налоговикам и заявления в арбитраж могут быть произведены одновременно. Законодательно установленный срок подачи жалобы и обращения в арбитражный суд с просьбой о признании решения налоговиков недействительным составляет три месяца максимум от момента получения решения руководства налогового органа. Если этот срок был пропущен налогоплательщиком по уважительной причине, он подлежит восстановлению.

Жалоба в вышестоящую налоговую инстанцию

Подается вместе со следующими документами:

с решением налогового органа, вынесенным на обжалование;

с актом проверки;

с документами, подтверждающими позицию налогоплательщика;

с прочими документами, на усмотрение заявителя, которые подтверждают его позицию;

Проводится в течение максимум месяца с даты ее получения – руководителем или его заместителем. Налоговики вправе отказаться от ее рассмотрения, если:

срок ее подачи уже истек, но ходатайство о его восстановлении не было подано;

в ней отсутствуют указания на предмет, заявленный к обжалованию, а также обоснования требований заявителя;

жалоба была подана не уполномоченным лицом;

заявитель параллельно обжаловал решение в другом налоговом органе (вышестоящем);

[3]

налоговые органы получили информацию о том, что арбитражным судом уже вынесено и вступило в силу решение в отношении обжалуемого решения.

Результатом рассмотрения жалобы будет решение:

об оставлении ее без удовлетворения;

об отмене акта нижестоящего органа и проведении дополнительной проверки;

об отмене решения, а также прекращении дела о налоговых нарушениях;

об изменении решения или вынесении нового.

Вынесенное решение непременно в письменном виде доводится заявителю в течение трех дней максимум от момента его принятия.

Налогоплательщик также имеет право оспаривать в арбитраже вынесенное налоговым органом требование в отношении уплаты налогов и налоговых санкций, а также пени. Основанием для такого требования является исходное решение налоговых органов. Но независимо от результата его оспаривания, требование по уплате может оспариваться в арбитражном суде.

По истечении указанного в требовании об уплате срока уплаты налога налоговым органом будет вынесен вердикт о взыскании налога с налогоплательщика в бесспорном порядке. Эта необходимая процедура предшествует выставлению налоговиками инкассового поручения банку, обслуживающему налогоплательщика. Данное решение также подлежит обжалованию в судебном порядке.

Оспариваем решение по выездной налоговой проверке в досудебном и судебном порядке: чек-лист

AndreyPopov / Depositphotos.com

Налоговые споры являются одновременно и самой сложной, и самой распространенной категорией судебных разбирательств с государственными органами. При этом залог успеха во многом зависит от правильного алгоритма работы и формирования правовой позиции. Применительно к оспариванию налоговых доначислений за последние годы возрастает роль досудебной стадии оспаривания, так как налоговые органы перестали формально относиться к позиции налогоплательщиков и отдавать разрешение спора на откуп судам. Процедура досудебного обжалования налоговых споров регулируется главой 19 Налогового кодекса. Разобраться в порядке и стратегии налогоплательщиков при взаимодействии с налоговой инспекцией, поможет чек-лист, подготовленный Романом Шишкиным, МКА «Филиппов и партнеры», партнер ООО «Хопфен консалтинг», к. ю. н.

Проведение выездной налоговой проверки (окончание – составление справки о проведенной проверки).

Проверить соблюдение налоговым органом процессуальных сроков и порядка проведения мероприятий налогового контроля. Напомним, что выездная налоговая проверка проводится в срок, не превышающий 2 месяца, если проверка не была официально продлена решение вышестоящего налогового органа (может быть продлена до 4-х и 6-и месяцев) (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Проверить сроки приостановления проверки – он не может превышать 6 месяцев.

Не допускать на законных основаниях сотрудников налоговой инспекции на территорию организации в период выездной налоговой проверки. В случае проведения осмотра проверить полномочия проверяющих (необходимо предъявление служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверке, в рамках осмотра должны присутствовать понятые).

Проверить, были ли соблюдены права налогоплательщика при выемке документов и предметов. Так, выемка проводится на основании отдельного постановления должностного лица налогового органа в присутствии понятных. По результатам выемки составляется протокол.

Убедиться в том, что налогоплательщик ознакомлен с соответствующим постановлением в случае назначения экспертизы.

Провести обучающее мероприятие для сотрудников об их правах и обязанностях в рамках проводимых налоговым органом допросов сотрудников.

Следить за соблюдением сроков предоставления документов в налоговый орган. Напомним, что истребованные у налогоплательщика документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования об их представлении.

Подготовить возражения на акт выездной налоговой проверки, который должен быть составлен налоговым органом не позднее 2-х месяцев с момента составления справки о проведенной проверке:

  • анализ и отражение в возражениях всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • представление в налоговый орган дополнительных документов и информации, которая отсутствовала при проверке, но имеет важное значение для итоговых выводов;
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;
  • личное участие в рассмотрении возражений в налоговом органе.

Подать возражения на акт проверки в течение одного месяца с момента получения акта.

[1]

По итогам рассмотрения возражений может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий 1 месяц (фактическое возобновление проверки для проверки доводов, изложенных в возражениях). По итогам данной стадии также подаются дополнительные возражения.

Читайте так же:  Закон о пенсионной реформе вступил

По итогам рассмотрения возражений выносится решение налогового органа по налоговой проверке.

Подготовить апелляционную жалобу на решение по налоговой проверке в вышестоящий налоговый орган в течение одного месяц с момента получения решения по проверке налогоплательщиком:

  • анализ и отражение в апелляционной жалобе всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим органом будет вынесено решение о ее полном или частичном удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении.

Подготовить исковое заявление в суд в течение 3 месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа:

  • анализ и отражение всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;

Участие в судебных заседаниях.

Обжалование судебных актов, в случае полного (частичного) отказа в удовлетворении заявленных требований.

Порядок обжалования решения налоговой проверки

Ключевым инструментом налогового контроля является проведение в отношении налогоплательщиков выездных и камеральных проверок.

Если по итогам такого контрольного мероприятия инспекторы посчитают, что плательщиком не в полном объеме были уплачены законно установленные налоги и сборы, они составят акт проверки, где будут отражены соответствующие претензии. Именно с момента получения акта можно оспаривать решение проверяющих.

Действия налогоплательщика

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ , акт проверки составляется в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенном выездном контрольном мероприятии, которую также обязаны вручить налогоплательщику. В случае проведения камеральной проверки и выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, проверяющими составляется акт проверки в течение 10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). ФНС России в Письмах от 08.12.2017 № ЕД-4-15/[email protected] и от 01.02.2018 № СА-4-7/[email protected] разъяснила, что нарушение сроков составления (вручения) акта не влечет его незаконность.

П. 6 ст. 100 НК РФ закрепляет, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, в течение одного месяца со дня его получения вправе предоставить в ИФНС письменные возражения по указанному акту. Также налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.

При подготовке возражений на акт проверки, а также документов, которые могут подтвердить изложенные в возражении доводы, налогоплательщику нужно учесть следующее.

  1. По итогам рассмотрения акта проверки проверяющие могут увеличить сумму налоговых претензий, если это связано с новыми доводами и документами, предоставленными налогоплательщиком с возражениями (Определение ВС РФ от 20.08.2015 № 309-КГ-9617).
  2. Пункт 6 ст. 101 НК РФ предоставляет ИФНС право по итогам рассмотрения материалов (акта проверки и возражений на него) принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в рамках которых могут истребоваться документы, допрашиваться свидетели и проводиться экспертизы. Тем самым новые доводы и документы, предоставленные налогоплательщиком в возражениях на акт, с высокой долей вероятности будут пристально исследованы проверяющими в рамках дополнительных мероприятий по контролю в области налогов и сборов.

Если аргументы, изложенные в возражениях на акт проверки, не убедили проверяющих полностью или в части, то выносится решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемому лицу. Именно с этого момента ИФНС вправе начать процедуру принудительного взыскания выявленной задолженности.

Сразу обжаловать решение инспекции в судебном порядке не удастся. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).

Виды и срок обжалования решения налогового органа

Выделяют два вида такого обязательного обжалования:

  • апелляционная жалоба — если оно не вступило в силу. Подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
  • жалоба — если оно вступило в силу. Подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

В обеих ситуациях жалоба направляется непосредственно в тот налоговый орган, который вынес решение. По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.

Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика и решение налогового органа не было отменено или было отменено не в полном объеме, то он вправе обжаловать его в судебном порядке путем подачи соответствующего заявления в суд. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ , соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07).

Важно помнить, что после обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик вправе не только обратиться в суд с признанием его незаконным, но и подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ ).

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: Отмена акта камеральной налоговой проверги

#1 26.05.2016 15:38:28

Отмена акта камеральной налоговой проверги

На каких оснаваниях можно обжаловать или отменить акт камеральной налоговой проверки

#2 26.05.2016 16:18:54

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

Порядок и сроки рассмотрения жалоб налогоплательщиков

Блок-схема не копируется, могу выслать на электронку.

#3 26.05.2016 16:41:20

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма

Читайте так же:  Доходы облагаются налогом по ставке

Если акт подписан 05.05.16г. а вручен письмом 18.05.16г. можно ли такой акт отменить в связи с грубым нарушением сроков вручения?

#4 27.05.2016 10:26:16

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

Если акт подписан 05.05.16г. а вручен письмом 18.05.16г.

надо смотреть сроки отправки письма

#5 14.06.2016 19:49:27

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

а причем здесь сроки отправки письма?

#6 15.06.2016 11:58:57

Re: Отмена акта камеральной налоговой проверги

gerri

а причем здесь сроки отправки письма?

потому что исходя из сроков отправки будет установлена дата получения письма, а не тогда, когда его реально вручили.

О нюансах обжалования актов налоговых органов рассказали финансисты

AndreyPopov / Depositphotos.com

Регулированию процедур обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц посвящен раздел VII Налогового кодекса. В частности, ст. 138 НК РФ предусматривает возможность обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. При этом обжалование актов ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия ее должностных лиц допускается только в судебном порядке.

Напомним, законодательство не содержит понятия ненормативного правового акта. Однако в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 418-О под таким актом понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный любым должностным лицом налогового органа, касающийся конкретного налогоплательщика и нарушающий его права.

Может ли налогоплательщик обратиться в суд в случае отмены оспариваемого решения инспекции вышестоящим налоговым органом? С правовой позицией судов по данному вопросу ознакомьтесь в разделе «Налоговый кодекс РФ» «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Порядок и сроки обжалования в вышестоящий налоговый орган и особенности рассмотрения жалоб и принятия решения по ним вышестоящим налоговым органом определены в ст.ст. 138-140 НК РФ. В частности, в п. 3 ст. 140 НК РФ перечислены возможные решения вышестоящего органа по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) – последний может оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа ненормативного характера, отменить решение налогового органа полностью или в части или отменить его полностью и принять по делу новое решение, а также признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Финансисты напоминают, что в соответствии с п. 5 ст. 140 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки может служить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Также подчеркивается, что обращение к исполнению решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к такой ответственности возлагается на тот налоговый орган, который вынес соответствующее решение. Вступившее в силу решение вышестоящего налогового органа при рассмотрении им жалобы в апелляционном порядке направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления решения в силу (п. 2 ст. 101.3 НК РФ).

Обжалование налоговой проверки

Обжалование налоговой проверки

Похожие публикации

У каждого налогоплательщика есть законное право на обжалование налоговой проверки, вернее, ее результатов согласно ст. 137 НК РФ. При этом следует точно соблюдать все процессуальные правила, иначе обжаловать их станет затруднено, а то и невозможно.

Срок обжалования акта налоговой проверки

Все оформленные заявления в ответ на акты налоговых органов, их действия или бездействия подразделяются в зависимости от срока представления.

  1. Апелляционные жалобы, которые были составлены и официально поданы до вступления решений по камеральным или выездным проверкам в законную силу. Подавать их можно в течение 1 месяца, так как ровно месяц отводится на вступление в силу вынесенного решения по проведенной проверке.
  2. Жалобы, поданные после вступления в силу принятого налоговыми органами решения. Их можно подавать в течение 1 года после даты принятия.

Обжаловать можно полностью решение инспекции или какую-либо его отдельную часть. Обязательно оформление жалобы в письменном виде. Строгих требований к ее оформлению в налоговом законодательстве нет, допускается произвольная форма составления, главное — это правильное и законное обоснование своих требований. Необходимо указать с какими именно положениями вы не согласны, дополнив свои обоснования ссылками на соответствующие пункты статей НК РФ. Рекомендуется дополнить свое обращение документами, которые подтверждают все пункты жалобы налогоплательщика. Нужно обязательно сформулировать требования о частичной или полной отмене решения налоговой инспекции. Документ подписать, и, если есть печать, ею заверить.

Процедура подачи жалобы: куда и как обратиться

Обжаловать акт налоговой проверки нужно сначала в досудебном порядке, согласно п. 2 ст. 138 НК РФ. Подавать апелляционную жалобу нужно непосредственно в ту инспекцию, которая провела налоговую проверку. После получения документа, налоговая инспекция самостоятельно отправляет его в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней вместе со всеми материалами проведенной проверки. Организацию о принятом и утвержденном решении обязательно извещают в письменной форме. Стоит отметить, что все обжалования органы ФНС рассматривают без участия компании, то есть присутствия представителей налогоплательщика в этом случае не требуется, как при рассмотрении материалов дела налоговой проверки.

Если вышестоящий региональный налоговый орган откажет в удовлетворении требований поданного обжалования, решение считается принятым и вступает в силу после его утверждения вышестоящим органом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

После этого можно обжаловать итоговое решение в административном порядке, обратившись с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года. И только после того, как вышестоящая налоговая инспекция откажет в удовлетворении требований налогоплательщика по обжалованию результатов налоговой проверки, можно обращаться с иском от имени компании в арбитражный районный суд по месту нахождения фирмы или регистрационному адресу ИП. Исковое заявление подается в 3-месячный срок с момента утверждения решения органом ФНС. Обратиться в суд можно в следующих случаях:

  • получен отрицательный ответ на жалобу в вышестоящий орган ФНС;
  • для оформления жалобы на принятое органом ФНС решение по итогам ранее поданной жалобы;
  • если вы подали жалобу, но ФНС не приняла ее в положенные сроки.
Читайте так же:  Подача уточненной декларации по налогу на прибыль

Способы подачи обжалования

  1. Личное посещение налоговой инспекции руководителем или представителем налогоплательщика. В случае подачи документа через представителя необходимо подтвердить его полномочия путем предоставления нотариальной доверенности.
  2. Почтой – путем отправления обжалования ценным письмом. К жалобе и документам следует составить опись вложения и дополнительно уведомление о вручении.
  3. Через сайт ФНС в электронном виде. Для этого нужно выбрать пункт «Обратиться в ФНС России».

При этом, пока ваша жалоба будет рассматриваться, исполнение принятого органом ФНС решения может быть приостановлено. Для этого нужно подать соответствующее ходатайство в вышестоящую налоговую инспекцию, которая утверждает решение по проверке. Или же обратиться с такой же просьбой о приостановлении в суд.

[2]

Как обжаловать акт налоговой проверки?

Включен в число
лучших юридических фирм
рейтинга «Право-300»

Обжалование акта налоговой проверки

Практически всегда налоговая проверка завершается какими-либо неприятными последствиями для бизнеса. Зачастую это штрафы, доначисление налогов, пени и другие санкции, причем далеко не всегда обоснованные. И перед руководством компаний, только прошедших аудит, часто стоит вопрос: получили акт налоговой проверки, что делать дальше? Стоит ли соглашаться с решением налоговой и выплачивать штрафы, или же есть перспективы обжалования и отмены неправомерных или сомнительных санкций? И если да, то в каких ситуациях это наиболее эффективно и что потребуется для грамотного обжалования? В данной статье мы разберемся с тем, как обжаловать акт налоговой проверки, куда для этого нужно обращаться и поговорим о порядке действий.

Срок обжалования акта налоговой проверки

Возможность обжаловать постановление ФНС – это право любого налогоплательщика, которое закреплено в законодательстве. Однако для того, чтобы воспользоваться этим правом, нужно помнить об обязательных условиях, одним из которых является соблюдение установленных сроков подачи жалобы. Если сроки будут пропущены, эффективно отстоять свои права с помощью обжалования не удастся – все обращения будут оставлены без рассмотрения, причем вполне правомерно.

Если обратиться к законодательству, то можно узнать о том, что существует два вида жалоб – апелляционные и обычные, и для них установлены различные сроки. Апелляционная жалоба подается на те решения ФНС, которые еще не вступили в законную силу. Для выездных проверок этот срок составляет 1 месяц с момента завершения всех процедур и оформления акта, для камеральных – 10 дней. Когда результаты проверки вступают в силу, апелляционную жалобу подать невозможно.

Что касается обычных жалоб, то они подаются только на результаты проверок, которые уже вступили в законную силу. Соответственно, сроки подачи такой жалобы намного дольше: налогоплательщику дается 1 год с момента вступления постановления в силу, чтобы подать жалобу. Причем этот срок касается как досудебного обжалования (когда жалобы подаются в налоговую), так и судебной процедуры. После истечения указанного срока подать жалобу без специальной процедуры восстановления пропущенных сроков (и достаточных оснований для этого) будет невозможно.

Необходимо помнить также и о том, что указанные сроки распространяются исключительно на подачу жалобы и не включают в себя время, которое потребуется на рассмотрение и вынесение решения по ней. Таким образом, важно успеть подать документы в установленные сроки.

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Для того чтобы рассчитывать на эффективность и результативность действий по обжалованию результатов налогового аудита, нужно придерживаться прописанного в законе порядка действий. Принятый на сегодняшний день порядок обжалования актов проверок налоговых органов включает в себя такие последовательные действия:

Добиться положительного результата без грамотной юридической поддержки практически невозможно, потому если планируете обжаловать акт налоговой проверки, заранее позаботьтесь о том, чтобы ваши интересы представлял грамотный налоговый юрист.

Заключение

В случае, если вы не согласны с результатами налоговой проверки, их можно изменить или отменить акт полностью. Для этого можно воспользоваться досудебными способами (подача возражения и жалобы), а также обратиться в суд. В любом случае, не помешает квалифицированная юридическая помощь.

Обжалование налоговых проверок: алгоритм действий

По информации главы ФНС Михаила Мишустина, в 2018 году количество выездных налоговых проверок сократилось по сравнению с 2017 годом на 30 % и составило 14,2 тысячи. Охват компаний проверками составляет всего 0,18 %: это значит, налоговики выезжают с проверкой лишь к 2 компаниям из 1 000. Но одновременно с сокращением числа выездных проверок увеличивается их эффективность, поскольку налоговая служба опирается на данные АСК НДС-2, позволяющие с высокой степенью вероятности выявить «уклонистов».

Например, только в Подмосковье число выездных проверок в 2018 году снизилось на 40 % и составило 841 проверку. Результативность увеличилась на 6,6 млн рублей, а общая сумма взысканных налогов составила 24,9 млн рублей.

В таких условиях организация, к которой приехали налоговые инспекторы с выездной проверкой, практически обречена на доначисление налогов, а также назначение штрафов и пеней. Как осуществляется обжалование выездных проверок? Рассмотрим алгоритм действий.

Если сроки для обжалования были упущены компанией, то она может ходатайствовать перед вышестоящим органом об их восстановлении. Однако следует помнить, что для этого нужны веские и уважительные основания, в числе которых, например, неполучение корреспонденции.

Обжалование проверок ФНС: основания

Какие обстоятельства являются достаточными, чтобы признать результат проверки недействительным? Их немало:

  1. Налогоплательщик не был допущен к исследованию материалов проверки ФНС и, следовательно, лишился возможности защиты своих правомочий.
  2. Сумма доначисленного налога в решении превышает значение в акте проверки.
  3. Основанием доначисления стали документы, полученные в нарушение закона (например, заключения экспертов, полученные без ведома налогоплательщика).
  4. Ошибки в вычислениях, произведенные в акте проверки.
  5. Нарушение сроков проведения выездных проверок.
  6. Наличие в итоговом решении новых эпизодов и претензий, которых ранее не было в акте.

Однако одних оснований для отмены доначислений недостаточно. Необходимо, во-первых, четко соблюдать установленные сроки обжалования, а во-вторых, предоставлять подробное и аргументирование обоснование своей позиции. Поэтому компании, столкнувшиеся с данной проблемой, обязательно должны заручиться поддержкой грамотного налогового адвоката, который:

  1. Выяснит, какие нарушения были допущены налоговиками в процессе выездной проверки. Следует отметить, что грубые нарушения инспекторы ФНС почти не совершают, а вот «незаметные» для глаза обывателя встречаются очень часто.
  2. Подготовит возражения на акт налоговой проверки. Причем адвокат в качестве доводов будет приводить различные акты ФНС и Минфина, а также сложившуюся судебную практику по рассматриваемому вопросу.
  3. Подготовит апелляционную жалобу в вышестоящий орган ФНС. Как показывает практика, только жалобы, составленные на профессиональном уровне, могут достичь своих целей.
  4. Представит интересы компании в арбитражном суде в споре с ФНС. Отметим, что на практике суды негласно находятся на стороне налоговиков, поэтому убедить их в обратном неспециалисту достаточно сложно.
Читайте так же:  Какой подоходный налог с заработной платы

«Чтобы не доводить дело до выездных налоговых проверок, рекомендуется озаботиться проведением мероприятий по защите бизнеса заранее. Так, такими мерами могут быть постоянный аудит деятельности организации на предмет соблюдения налогового законодательства, тщательная проверка контрагентов, внимательное отношение ко всем письмам и запросам из ОБЭП».

Следовательно, не стоит опускать руки, если по итогам выездной налоговой проверки вам доначислены налоги: адвокат по уголовным делам поможет обжаловать акты налоговых органов и не допустит привлечения руководства компании к уголовной ответственности. Главное – не затягивать с обращением к специалисту.

Составлен акт налоговой проверки: возражения, решение, апелляция, требование об уплате налогов, принудительное взыскание

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

— сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

— подробные выводы проверяющих;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде. Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Читайте так же:  Минимальная социальная пенсия в россии

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

— сроке исполнения требования;

— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.

  2. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.

  3. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
Срок обжалования акта налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here