Сроки обжалования в суде решения налогового органа

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Сроки обжалования в суде решения налогового органа" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Как обжаловать решение по налоговой проверке в вышестоящей инспекции и в суде

Популярное по теме

Егор Крючков, руководитель департамента «Налоги и Право» юридической фирмы «Интеллектуальный Капитал»

Последствия вступления решения в силу

Решение о привлечении к ответственности (подп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ), как и решение об отказе в привлечении к ответственности, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику, в отношении которого была проведена проверка (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ). Аналогичный срок вступления в силу предусмотрен и для решений, принятых в отношении консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае срок определяется с момента вручения решения участнику консолидированной группы.

Если инспекция не имеет возможности вручить решение налогоплательщику, то оно направляется по почте заказным письмом. Данные действия должны быть совершены налоговым органом в пределах пяти дней со дня вынесения решения. (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Датой вручения решения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Компании не стоит каким-либо образом уклоняться от получения решения по налоговой проверке. Поскольку это может привести к негативным последствиям в виде пропуска срока, установленного для апелляционного обжалования. В случае обжалования решения в апелляционном порядке оно вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. А также в необжалованной части со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Рассмотрим последствия вступления в силу решения о привлечении к ответственности. Выявив предполагаемую недоимку, инспекция выставляет требование об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование направляется в течение 20 дней с момента вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ). Требование об уплате налога может быть вручено налогоплательщику лично, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ). При этом у компании есть восемь рабочих дней, чтобы исполнить требование в добровольном порядке. Однако инспекторы могут установить и более длительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае неисполнения требования фискалы имеют право взыскать недоимку, пени и штрафы в бесспорном порядке (ст. 46, 47 НК РФ). Решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Пропустив этот срок, инспекторы смогут взыскать задолженность только в судебном порядке (подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, после вступления решения в силу и вручения требования инспекция вправе принять обеспечительные меры, направленные на исполнение решения. Наиболее негативные из них — приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Досудебное обжалование решения по налоговой проверке

Очевидно, что вступившее в силу решение о привлечении к ответственности несет достаточное количество негативных последствий вплоть до временной приостановки деятельности организации. Возникает вопрос: что делать компании после вынесения решения? Здесь есть два варианта действий. Если налогоплательщик согласен с претензиями контролеров, то лучше незамедлительно уплатить недоимку, пени и штрафы. Не стоит дожидаться выставления требования об уплате налога. Поскольку это чревато описанными выше последствиями.

Если компания не согласна с доначислениями, то необходимо обжаловать решение в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Если с первым вариантом действий все понятно, то обжалование решения вызывает вопросы. Прежде всего определимся с основными вариантами обжалования: досудебное обжалование не вступившего в силу решения, досудебное и судебное обжалование вступившего в силу решения.

Не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности обжалуется путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы. Эту жалобу можно подать до дня вступления в силу решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Решения, обжалованные путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы, вступают в силу в момент принятия вышестоящей инспекцией решения по жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ). Это означает, что во время рассмотрения жалобы фискалы не имеют права выставлять требование об уплате налога. И, соответственно, применять какие-либо обеспечительные меры.

Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, вынесший решение. Инспекция, решение которой обжалуется, в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Органами, в полномочия которых входит рассмотрение апелляционных жалоб, выступают УФНС по субъекту РФ и ФНС России (приложение № 5 к приказу Минфина России от 17.07.14 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах ФНС»).

Апелляционные жалобы на решения УФНС по субъекту РФ, межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам рассматриваются ФНС России. Апелляционные жалобы на решения территориальных инспекций ФНС России рассматриваются УФНС по субъектам РФ. При представлении жалобы компании стоит проконтролировать процесс ее отправки в вышестоящую инспекцию, узнать входящий номер. В этом случае компания сможет получать информацию о рассмотрении жалобы.

Вышестоящий орган рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен для получения документов от нижестоящих инспекций, но не более чем на один месяц. В то время, пока рассматривается апелляционная жалоба, решение инспекции не считается вступившим в силу.

Жалоба на вступившее в силу решение

Порядок обжалования вступившего в силу решения по налоговой проверке во многом схож с описанным выше. Однако есть и отличия. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности может быть подана в течение одного года с момента его вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ). Эта жалоба также подается через налоговый орган, принявший решение, и направляется в инспекцию в течение трех дней с момента получения.

Основным отличием является то, что обжалование уже вступившего в силу решения не приостанавливает действия самого решения (п. 5 ст. 138 НК РФ). Это означает, что инспекция, несмотря на наличие жалобы, может выставить требование об уплате недоимки. При этом проверяющие имеют право применить обеспечительные меры и взыскивать с компании доначисления.

Однако есть способ избежать негативных последствий. Компания имеет право обратиться в вышестоящий налоговый орган с заявлением о приостановлении действия обжалуемого решения. Главное, чтобы имелись достаточные основания полагать, что такое решение не соответствует действующему законодательству (абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ). К сожалению, Налоговый кодекс не содержит четкого порядка рассмотрения такого заявления и вынесения решения по нему. Это может существенно усложнить обжалование решения о приостановлении действия решения по проверке.

Читайте так же:  Ответственность за долг по алиментам

Стоит обратить внимание, что существует возможность обжалования принятого вышестоящей инспекцией решения в ФНС России. Такая жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Судебное обжалование решения по наловой проверке

Исчисление срока для обращения в суд. Представление в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы является подтверждением соблюдения досудебного порядка в целях дальнейшего обращения в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). В настоящее время трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется исключительно с момента принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Ранее фискалы настаивали, что налогоплательщик может обжаловать решение о привлечении к ответственности в суде в течение трех месяцев с момента вступления решения нижестоящей инспекции в силу. И некоторые суды их поддерживали (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.11 № А12-10342/2010). Поэтому на практике довольно часто встречалась ситуация, когда плательщик пропускал срок для обращения в суд в связи с тем, что не успевал пройти полный цикл досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Эта процедура, в отличие от возражений на акт проверки, является обязательной (п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 100 НК РФ).

Эта ситуация породила большое количество судебных споров. Итогом формирования судебной практики в пользу налогоплательщиков стало постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.11 № 10025/11. Суд отметил, что жалоба на вступившее в силу решение инспекции подается в вышестоящий орган в течение года с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Этот срок не может быть сокращен из-за угрозы пропуска трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Указанный трехмесячный период не должен рассматриваться как препятствие для реализации налогоплательщиком права на внесудебное обжалование. Этот пробел был окончательно устранен вместе с вступлением в силу Федерального закона от 02.07.13 № 153 ФЗ.

Поскольку срок судебного обжалования составляет три месяца с того момента, когда налогоплательщикам стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), то они зачастую откладывают представление заявления в суд. Такое поведение чревато негативными последствиями. Право на судебное обжалование не приостанавливает действие решения по проверке. Инспекция с момента утверждения вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе имеет полное право выставить требование об уплате налога.

Заявление о принятии обеспечительных мер. Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ). При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ). Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество. Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

Для удовлетворения заявления нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит (или сделает невозможным) исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию. Суд может потребовать от компании встречное обеспечение. Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании. В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п. 3, 6 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.04 № 83). В свою очередь, в случае предоставления встречного обеспечения вместе с таким заявлением у суда отсутствуют основания для отказа в принятии обеспечительных мер (ч. 4 ст. 93 АПК РФ).

[2]

Пропущенный срок можно попытаться восстановить

На практике нередко возникают ситуации, когда срок досудебного обжалования решения по налоговой проверке уже пропущен. Есть ли какие-то перспективы для налогоплательщика? В случае несоблюдения досудебного порядка обжалования суд имеет право оставить заявление компании без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ). Очевидно, что досудебный порядок обжалования является обязательным. Эта позиция подтверждается сложившейся арбитражной практикой (п. 47 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57, определение ВС РФ от 20.04.15 № 305-КГ15-2582).

Правда, налогоплательщик имеет право обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство может быть удовлетворено в случае, если вышестоящая инспекция посчитает причины пропуска установленного срока уважительными. Ходатайство можно изложить в тексте самой жалобы. Приложив при этом документы, подтверждающие обстоятельства, послужившие причиной пропуска установленных сроков. Конкретный перечень уважительных причин не установлен. Поэтому вышестоящий налоговый орган будет рассматривать все причины, которые привели к нарушению срока (письмо Минфина России от 16.07.09 № 03-02-07/1–360). Уважительной причиной могут быть названы обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Однако восстановление пропущенного срока является правом, а не обязанностью вышестоящего органа (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Стоит обратить внимание на то, что при спорах с фискалами в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных налогов эти суммы могут быть возвращены в судебном порядке. При обращении в суд с требованием о возврате налога не нужно соблюдать досудебный порядок обжалования (определение ВС РФ от 30.01.15 № 309-КГ14-7949). Но необходимо соблюсти трехгодичный срок подачи заявления в суд. Этот срок определяется с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.11 № 17750/10).

Каждый способ обжалования решения проверяющих имеет свои плюсы и минусы. Досудебное обжалование имеет важные преимущества перед судебным. Например, в отношении сроков. Чаще всего вышестоящий налоговый орган принимает решение по апелляционной жалобе в течение максимум двух месяцев. Обосновав свою позицию надлежащим образом, налогоплательщик может избежать длительного судебного разбирательства, которое займет не менее полугода.

Обоснованность позиции компании при досудебном обжаловании будет принята во внимание судом. Формальное отношение к досудебному обжалованию может быть воспринято судом негативно. Даже несмотря на обязанность объективного разбирательства дела по существу. При судебном обжаловании также есть свои плюсы. В отличие от контролеров нижестоящие суды достаточно твердо придерживаются правовых позиций, выработанных Верховным судом РФ и Высшим арбитражным судом РФ. А инспекторы чаще всего преследуют исключительно фискальные цели. В связи с этим решение суда в большей степени прогнозируемо в отличие от решения вышестоящей налоговой инспекции по апелляционной жалобе.

Читайте так же:  Защита прав на пенсионное обеспечение

Как считается срок давности для обжалования решения ИФНС в суде

Организация оспорила решение ИФНС сначала в УФНС, затем в ФНС РФ, после чего обратилась в суд.

Однако арбитры указали на то, что к моменту подачи иска истекли 3 месяца, отведенные на оспаривание решения налогового органа в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Данный срок судьи отсчитали от даты вынесения решения УФНС по жалобе компании.

На этом основании в удовлетворении заявления организации было отказано.
Апелляционный суд с этим согласился.

Компания подала кассационную жалобу, полагая, что 3 месяца нужно отсчитывать от даты получения решения ФНС РФ по ее жалобе. Так, сама жалоба была получена службой 07.04.2016, решение по ней вынесено 08.07.2016, а компанией оно получено 19.07.2016. В суд фирма обратилась 11.10.2016, то есть за 6 дней до истечения 3-месячного срока.

Суд кассационной инстанции счел ошибочным мнение и своих коллег, и компании.

В третьей инстанции отметили, что, действительно, в силу указанной нормы АПК РФ заявление в арбитражный суд можно подать в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину или юрлицу стало известно о нарушении их прав.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что п. 1 ст. 138 НК РФ предоставляет гражданам и организациям право обжаловать акты налоговых органов как в суде, так и в вышестоящем налоговом органе.

Таким образом, обращаясь с жалобами в вышестоящие налоговые инстанции, фирма воспользовалась правом, предусмотренным законом.

Следовательно, срок, указанный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не должен исчисляться с момента вступления решения ИФНС в законную силу.

Его необходимо отсчитывать от момента истечения срока, который отведен налоговым законом на вынесение решения по поступившей жалобе вышестоящим налоговым органом (последним из них). Данный срок прописан в п. 6 ст. 140 НК РФ и равняется одному месяцу со дня получения жалобы (в том числе апелляционной).

Выходит, что судам нужно было выяснить дату подачи фирмой жалобы в ФНС РФ, отсчитать от нее 1 месяц и тогда рассчитать, истекли ли с того дня до момента обращения с иском в суд 3 месяца.
Однако суды эту дату не выяснили.

В связи с изложенным дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Попутно была отклонена ссылка налогового органа на действующий на сайте ФНС РФ онлайн-сервис «Узнать о жалобе», поскольку положения п. 6 ст. 140 НК РФ предусматривают лишь вручение налогоплательщику копии решения по его жалобе либо направление ему копии в установленном Кодексом порядке.

Судебное обжалование налоговых решений

Популярное по теме

Срок обращения в суд для обжалования решений инспекции

Представление в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы является подтверждением соблюдения досудебного порядка в целях дальнейшего обращения в суд. В настоящее время трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется исключительно с момента принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе.

Ранее фискалы настаивали, что налогоплательщик может обжаловать решение в суде в течение трех месяцев с момента вступления решения нижестоящей инспекции в силу. И некоторые суды их поддерживали (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.11 № А12-10342/2010). Поэтому на практике довольно часто встречалась ситуация, когда плательщик пропускал срок обращения в суд для обжалования решений инспекции в связи с тем, что не успевал пройти полный цикл досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Эта процедура, в отличие от возражений на акт проверки, является обязательной (п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 100 НК РФ).

Эта ситуация породила большое количество судебных споров. Итогом формирования судебной практики в пользу налогоплательщиков стало постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.11 № 10025/11. Суд отметил, что жалоба на вступившее в силу решение инспекции подается в вышестоящий орган в течение года с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Этот срок не может быть сокращен из-за угрозы пропуска трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Указанный трехмесячный период не должен рассматриваться как препятствие для реализации налогоплательщиком права на внесудебное обжалование. Этот пробел был окончательно устранен вместе с вступлением в силу Федерального закона от 02.07.13 № 153‑ФЗ.

[3]

Поскольку срок судебного обжалования составляет три месяца с того момента, когда налогоплательщикам стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), то они зачастую откладывают представление заявления в суд. Такое поведение чревато негативными последствиями. Право на судебное обжалование не приостанавливает действие решения по проверке. Инспекция с момента утверждения вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе имеет полное право выставить требование об уплате налога.

Как составить заявление о принятии обеспечительных мер

Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ). При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ). Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество. Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

Для удовлетворения заявления о принятии обеспечительных мер нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию. Суд может потребовать от компании встречное обеспечение. Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании. В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п. 3, 6 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.04 № 83). В свою очередь, в случае предоставления встречного обеспечения вместе с таким заявлением у суда отсутствуют основания для отказа в принятии обеспечительных мер.

Требуется восстановление срока обжалования

На практике нередко возникают ситуации, когда срок досудебного обжалования решения проверяющих уже пропущен. Есть ли какие-то перспективы для налогоплательщика? В случае несоблюдения досудебного порядка обжалования суд имеет право оставить заявление компании без рассмотрения. Очевидно, что досудебный порядок обжалования является обязательным. Эта позиция подтверждается сложившейся арбитражной практикой (п. 47 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57, определение ВС РФ от 20.04.15 № 305-КГ15-2582).

Правда, налогоплательщик имеет право обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство может быть удовлетворено в случае, если вышестоящая инспекция посчитает причины пропуска установленного срока уважительными. Ходатайство можно изложить в тексте самой жалобы. Приложив при этом документы, подтверждающие обстоятельства, послужившие причиной пропуска установленных сроков. Конкретный перечень уважительных причин не установлен. Поэтому вышестоящий налоговый орган будет рассматривать все причины, которые привели к нарушению срока (письмо Минфина России от 16.07.09 № 03-02-07/1–360). Уважительной причиной могут быть названы обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Однако восстановление срока обжалования при его пропуске является правом, а не обязанностью вышестоящего органа (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Читайте так же:  Пенсионная реформа последние новости путин отмена

Стоит обратить внимание на то, что при спорах с фискалами в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных налогов эти суммы могут быть возвращены в судебном порядке. При обращении в суд с требованием о возврате налога не нужно соблюдать досудебный порядок обжалования (определение ВС РФ от 30.01.15 № 309-КГ14-7949). Но необходимо соблюсти трехгодичный срок подачи заявления в суд. Этот срок определяется с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.11 № 17750/10).

Какой способ обжалования решения инспекции выбрать?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обжаловать решение налогового органа можно в досудебном и судебном порядке. Каждый способ обжалования решения проверяющих имеет свои плюсы и минусы. Досудебное обжалование имеет важные преимущества перед судебным. Например, в отношении сроков. Чаще всего вышестоящий налоговый орган принимает решение по апелляционной жалобе в течение максимум двух месяцев. Обосновав свою позицию надлежащим образом, налогоплательщик может избежать длительного судебного разбирательства, которое займет не менее полугода.

Обоснованность позиции компании при досудебном обжаловании будет принята во внимание судом. Формальное отношение к досудебному обжалованию может быть воспринято судом негативно. Даже несмотря на обязанность объективного разбирательства дела по существу. При судебном обжаловании решения налогового органа также есть свои плюсы. В отличие от контролеров нижестоящие суды достаточно твердо придерживаются правовых позиций, выработанных Верховным судом РФ и Высшим арбитражным судом РФ. А инспекторы чаще всего преследуют исключительно фискальные цели. В связи с этим решение суда в большей степени прогнозируемо в отличие от решения вышестоящей налоговой инспекции по апелляционной жалобе.

Порядок обжалования решений налоговых органов

Сначала в ФНС или сразу в суд? А срок, какой … Определенные законодательные нововведения несколько усложнили процесс обжалования налогоплательщиком действий тех или иных налоговых органов. Так, вместо ранее предусмотренной возможности выбора способа обжалования действующее законодательство установило императивно требование о досудебном урегулировании налоговых споров, которое является обязательным и при несоблюдении данного порядка суд откажет в принятии искового заявления.

С 2009 г. действуют требования, согласно которым для обжалования незаконных решений налоговых органов требуется обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Такое требование распространилось на следующие виды решений:

  • О привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

По требованиям «О возмещении НДС», «Об уплате налога», «О предоставлении документов», «О приостановлении операций по счетам в банках» и иным, такой порядок является необязательным.

1) Апелляционное обжалование.
К примеру, была проведена выездная налоговая проверка, налоговый орган вынес Решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения. Хоть решение и вынесено, но оно еще не вступило в законную силу, а значит, у вас есть 10 дней на апелляционное обжалование. Если Вы не согласны, то в течение 10 дней обращаетесь в вышестоящий налоговый орган. Данная апелляционная жалоба будет рассматриваться в течение одного месяца, по результатам которой будет вынесено одно из следующих решений:

  1. Оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения;
  2. Отменить или изменить решение полностью или в части и принять новое решение;
  3. Отменить решение и прекратить производство по делу.

И только после того, как будет вынесено решение, Вы будете привлечены или освобождены от ответственности, с вас взыскивается штраф, приостанавливаются операции по счетам в банках и др.

Ситуация уже другая, в рамках все той же выездной проверки было вынесено Решение о привлечении вас к ответственности, но был пропущен десятидневный срок. Значит, Решение вступило в законную силу, и на вас накладывается штраф. Вы обязаны уплатить его, но не лишаетесь права обжаловать. Для этого подаете жалобу в течение одного года в вышестоящий налоговый орган, где жалоба также рассматривается один месяц и выносится все те же Решения. Если отменяется Решение нижестоящего налогового органа, то Вы получаете выплаченную ранее сумму штрафа.

Возникает логичный вопрос, какую процедуру лучше выбрать? Безусловно, лучше выбрать апелляционное обжалование, поскольку это быстрее и выгоднее.

Плюсы и минусы досудебного урегулирования налогового спора

  • Не нужно платить государственную пошлину при обжаловании;
  • Приостановление исполнения решение до момента рассмотрения жалобы вышестоящим органом;
  • Срок рассмотрения от 1 до 2 месяцев;
  • Возможность в дальнейшем защитить себя в судебном порядке, тщательно подготовившись к делу.

Минусами, безусловно, можно признать следующее:

  • В некоторых спорах является обязательным требованием;
  • Вышестоящие органы не заинтересованы в отмене решений своего органа;
  • Приостановление исполнения Решения – право, а не обязанность налоговой;
  • Срок, отведенный на подачу апелляционной жалобы небольшой, а в случае простого обжалования большая вероятность пропустить срок на судебную защиту.

Судебное урегулирование налоговых споров

Все споры, по которым обращаются в суд можно условно разделить на следующие группы:

  1. Оспаривание нормативного акта ФНС;
  2. Оспаривание решений и действий (бездействий) Налоговой службы.

1) Оспаривание нормативного акта ФНС

Оспаривание НПА ФНС осуществляется по правилам главы 21 КАС РФ. Для этого необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением. Заявителем может быть как лицо, на которого распространяется действие данного НПА и нарушаются интересы и права, так и потенциальный налогоплательщик. Оспариваться может нормативный правовой акт в части или полностью. Срок для оспаривания ограничен рамками действия данного НПА, а срок, связанный с рассмотрением дела, может варьироваться от 2 до 3 месяцев.

Данная категория спора встречается достаточно редко, по причине условного соответствия федеральному законодательству и малому количеству обращений в суд. Не всегда такие обращения могут быть вынесены в вашу пользу!

Для примера, в декабре 2016 было обращение в Верховный Суд РФ о признании недействующим нормативный правовой акт, а именно Инструкции об организации проведения служебной проверки ФНС. Свое требование гражданка С. мотивировала тем, что для нее, как гражданской служащей не определены права на обжалование, сроки назначения, проведения, истребования письменных объяснений, не указаны также процессуальные гарантии и уполномоченное на такие действия должностное лицо ФНС. Однако после тщательного анализа было отказано в удовлетворении.

Читайте так же:  Минимальная пенсия с 1 июня

2) Оспаривание решений и действий (бездействий) налоговой службы

Для данной категории споров предусматривается административный и судебный порядок защиты. Как уже говорилось ранее, в некоторых случаях административный (досудебный) порядок обязателен, в остальном же для вас предусматривается выбор. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаются в арбитражный суд. Основаниями для такого заявления может быть следующая совокупность условий: противоречие закону, нарушение прав, создание препятствий для осуществления нормальной предпринимательской деятельности.

Если срок пропущен по уважительной причине, то по общему правилу такой срок может быть восстановлен. Что касается срока, определенный законом на рассмотрения дела в суде, то он составляет 3 (а в некоторых случаях 6) месяцев. После вынесения решения арбитражного суда первой инстанции, Вы имеете право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы.

Апелляционная жалоба подается до вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции, т.е. в течение одного месяца. В случае пропуска данного срока или же вынесено апелляционной инстанцией решения об отказе, то Вы имеете право в течение двух месяцев со дня вступления в силу законного решения обратиться с кассационной жалобой. Последней ступенькой является обращение с надзорной жалобой, рассматриваемой Президиумом Верховного Суда от двух до трех месяцев.

В практике складывается очень интересная ситуация, когда ненормативные акты фактически соответствуют нормативным требованиям. Что в этом случае делать и куда обращаться? Конституционный Суд в Постановлении от 31.03.2015 г. №6-П указал следующее: «такие акты часто содержат разъяснение или нормативное толкование налоговых законов, обязательное для применения всеми территориальными налоговыми органами, которое может противоречить действительному смыслу законов и, тем самым, нарушать законные права налогоплательщиков». Хоть КС РФ не признал данное положение не соответствующим Конституции, однако дал разъяснения, что данные дела не подсудны ВС РФ и поэтому следует обращаться в арбитражные суды, применяя главу 24 АПК РФ.

И так, законом предусмотрены правовые средства для защиты – административный и судебный порядок разрешения налогового спора. Какой выбирать? Все зависит от сложности дела, предписания в законе, материально-финансовой составляющей, привлечения квалифицированного специалиста, объективности вынесения решения, срока рассмотрения и многих других факторов. И самое важное – Ваш выбор будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

Как обжаловать решение налогового органа

Оспаривание решения налогового органа в суде возможно только после прохождения процедуры досудебного урегулирования спора. Такое правило с 1 января 2014 года действует практически для всех решений. Исключения – решения ФНС РФ (центрального аппарата), которые обжалуются сразу в суде, а также нормативные решения налоговых органов, которые обжалуются в порядке, предусмотренном Главой 21 КАС РФ.

Исходя из характера спора, жалобы на решения налогового органа принято разделять на следующие категории:

  • Жалобы на ненормативные акты налогового органа, действия и бездействие его должностных лиц.
  • Жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговой проверки, о привлечении к ответственности.
  • Жалобы на нормативные акты налогового органа – такие акты, которые содержат правовые нормы, обязательные для неограниченного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.
  • Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков.

Подчиняясь общим правилам досудебного и судебного урегулирования спора, вышеуказанные категории жалоб имеют некоторую специфику подготовки, подачи и рассмотрения. Обжалование решения налогового органа в судебном порядке может осуществляться по правилам АПК РФ или КАС РФ.

Обжалование в досудебном порядке

Первично жалоба на решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган через ту налоговую инспекцию (управление), решение которой обжалуется.

Порядок обжалования:

Требования к жалобе, в том числе апелляционной, установлены ст. 139.2 НК РФ. Жалоба готовится в письменном виде и должна содержать следующие данные:

  1. ФИО, наименование организации и адрес заявителя.
  2. Когда, кем и по какому вопросу принято обжалуемое решение.
  3. Основания, по которым заявитель считает, что решение нарушает его права и интересы, а также доводы в пользу позиции заявителя.
  4. Требования заявителя.
  5. Дата составления жалобы и подпись заявителя.

В жалобе рекомендуется более подробно останавливаться на основаниях обращения и приводить доказательства своей правоты. Необходимые документы (в копиях) следует приложить к жалобе. Для обеспечения быстрого взаимодействия рекомендуется указывать, помимо адреса, номер телефона и адрес электронной почты, другие контактные данные, по которым можно оперативно связаться с заявителем и (или) его представителем.

Если необходимо полностью или частично приостановить действие вступившего в силу решения, нужно вместе с жалобой или в ее тексте подготовить соответствующее ходатайство. Вопрос рассматривается самостоятельно, до рассмотрения жалобы по существу. Просьбу нужно убедительно обосновать.

В течение 3 дней с момента получения жалобы налоговый орган обязан направить документы по инстанции. Далее:

  1. В течение 5 дней решается вопрос о дальнейшем движении обращения – будет оно рассматриваться или должно быть оставлено без рассмотрения (если есть основания, указанные в ст. 139.3 НК РФ).
  2. В течение 1 месяца рассматривается апелляционная жалоба. Срок может быть продлен еще на 1 месяц. Если ситуация спорная, есть противоречия между сведениями и документами, представленными заявителем, и материалами налогового органа, заявитель может быть вызван для личного участия в рассмотрении жалобы. Кроме того, у него могут быть затребованы дополнительные сведения и документы.
  3. В течение 15 дней рассматриваются другие жалобы. Срок может быть продлен еще на 15 дней.

По итогам рассмотрения жалобы возможно принятие одного из следующих решений:

  • жалоба признается не подлежащей удовлетворению;
  • оспариваемое решение отменяется полностью или в какой-то части;
  • оспариваемое решение отменяется с принятием нового решения.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в центральном аппарате ФНС РФ. Однако вынесение этого решения – уже достаточное условие для обращения в суд.

Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков, подаются в несколько ином порядке. Срок для обжалования – 3 месяца. Если вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении жалобы, можно обратиться в центральный аппарат ФНС или в арбитражный суд в течение 3 месяцев.

Обжалование решения налогового органа в судебном порядке

В судебном порядке обжалуются:

  • ненормативные решения налогового органа, прошедшие досудебный порядок обжалования;
  • нормативные решения налогового органа;
  • ненормативные и нормативные решения центрального аппарата ФНС РФ.

Порядок обжалования:

[1]

  1. Обжалование ненормативных решений налогового органа осуществляется в порядке, предусмотренном Главой 24 АПК РФ. Заявление в суд по этим правилам подают юрлица и ИП, а также другие лица, в том числе граждане, если обжалуемое решение затрагивает их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  2. Обжалование решений о привлечении организации или ИП к административной ответственности также осуществляется в арбитражном суде, но в порядке, предусмотренном § 2 Главы 25 АПК РФ.
  3. Обжалование нормативных решений налогового органа осуществляется в порядке, предусмотренном Главой 21 КАС РФ, путем подачи административного иска.
Читайте так же:  Штраф налог на имущество кбк

В суд подается не жалоба, а иск (административный иск). Основное требование – признать недействительным решение налогового органа в полном объеме или в какой-то части. Как правило, обжалуются не одно, а два или три решения налогового органа: самое первое и решения, принятые в рамках досудебного рассмотрения жалобы. Но здесь нужно смотреть по ситуации. Если, например, жалоба была частично удовлетворена и обжалуемое решение, соответственно, частично отменено, то иск в суд должен касаться только того, что осталось в силе.

До обращения в суд важно внимательно проанализировать ситуацию. Дело в том, что если в удовлетворении жалобы было отказано на всех инстанциях ФНС, суды редко встают на сторону заявителя. Нет, проблема – не в судебной системе. Просто на сегодняшний день ФНС достаточно эффективно разрешает жалобы на досудебном уровне, принимая во внимание не столько свою практику, сколько судебные решения по аналогичным жалобам. Поэтому если суды и удовлетворяют жалобу истца по налоговому спору, то в большинстве случаев это означает, что появился новый судебный прецедент, и подобных дел ранее в практике ФНС и судов не было.

Обжалование решения налогового органа в суде: сроки, скачать образец

При несогласии с решением налогового органа по отношению к любой организации, его можно обжаловать. Первоначально обжаловать нужно в управлении налоговой службы, то есть в УФНС, а только затем обращаться в суд. Минуя управление и напрямую обращаться в суд нельзя. Если региональное УФНС не удовлетворит требования организации, то обжаловать решение можно в суде. Например, ИФНС не по просьбе организации отказывается проводить сверку расчетов, либо требует предоставить документы, которые организация по законодательству представлять не обязана.

Как оформить жалобу в УФНС

Жалоба составляется в письменном виде. В ней указывается та налоговая, действия которой хочет обжаловать организация, информация по заявителю, а также причина жалобы с требованиями. Направить жалобу можно несколькими способами, включая электронную форму по ТКС или «Личный кабинет» на сайте налоговой. Причем жалоба подается в тот налоговый орган, которая и принимала обжалуемое решение. А уже налоговый орган обязан в трехдневный срок передать жалобу в региональное УФНС. Подать жалобу в УФНС можно не позднее 1 года с момента нарушения прав организации, то есть с того дня, как организация узнала об этом (Читайте также статью ⇒ Как проходит выездная налоговая проверка ООО).

Срок рассмотрения жалобы УФНС

УФНС обязано рассмотреть жалобу в 15-дневный срок с момента ее получения.

Если нужно, то руководство управления вправе этот срок продлить еще на 15 дней, но не более. После рассмотрения жалобы организации, управление выносит одно из решений:

  • Не удовлетворять жалобу;
  • Отменить решение налоговой;
  • Действия налоговой признать незаконными, вынести другое решение
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Обжалование решения налогового органа в суде

Если результат проверки жалобы в региональном управлении ФНС организацию не устраивают, то она может обратиться в суд. Для обращения составляется исковое заявление, которое затем подается в арбитражный суд по местонахождению налоговой (Читайте также статью ⇒ Камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН и после его закрытия).

Подать исковое заявления организация вправе и в виде электронного документа в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ №252 от 28.12.2016г.

Срок подачи искового заявления

Срок подачи иска составляет три месяца с момента извещения решения по жалобе в УФНС. Даже если срок подачи заявления организация пропустила, подать его она все же может. Но тогда помимо искового заявления, ей нужно будет одновременно подать просьбу о восстановлении срока подачи.

Срок рассмотрения искового заявления судом

На рассмотрение искового заявления, предоставленного в отношении ИФНС, судебные органы затрачивают до двух месяцев. После рассмотрения заявления судебные органы выносят одно из решений:

  • Действия ИФНС признать незаконными, обязать ИФНС устранить нарушение;
  • Полный отказ удовлетворения требований организации;
  • Частичный отказ удовлетворения требований организации.

Решение суд выдает организации, которая подала исковое заявление, а его копию передается в указанную налоговую в срок до 5 дней. Дополнительно копию решения суд может направить и в региональное управление ФНС.

Как составить исковое заявление

На результат рассмотрения искового заявления судебными органами зависит в первую очередь от того, насколько точно оно будет отражать указанные сведения. Поэтому к составлению заявления нужно подойти основательно.

Разберем подробно какую информацию должно содержать исковое заявление:

  • Наименование арбитражного суда, куда организация подает иск;
  • Полное наименование организации, которая подает заявление. Здесь указываются все реквизиты юрлица, данные руководителя, адрес организации;
  • В тексте заявления указывается наименование ИФНС, а также номер и результат вынесенного им решения, для обжалования которого организация обратилась в суд. Кроме того необходимо указать наименование регионального управления ФНС, в которое организация обращалась с жалобой, а также номер и результат вынесенного им решения;
  • Организации следует выразить свое несогласие с решением налоговых органов, а также привести доказательства по этому поводу;
  • Перечень прикладываемых документов.

Подписывает заявление руководитель организации. К исковому заявлению также прикладываются документы, необходимые для рассмотрения жалобы. К таким документам относят следующие:

  • Платежное поручение на уплату госпошлины;
  • Уведомление о вручении копии искового заявления и приложенных к нему документов инспекции, на которую организация подает жалобу;
  • Копию свидетельства о государственной регистрации организации;
  • Выписка из ЕГРЮЛ, либо из ЕРГИП;
  • Копию решения налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности;
  • Копию жалобы в региональное УФНС;
  • Копию решения УФНС об отказе в удовлетворении жалобы;
  • Копии документов, подтверждающих основательность жалобы организации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В заявлении организация вправе приводить ссылки на законодательные акты, в этом случае можно также приложить копии таких актов.

Источники


  1. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  2. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  3. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.
Сроки обжалования в суде решения налогового органа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here