Требование ифнс вне рамок налоговых проверок

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Требование ифнс вне рамок налоговых проверок" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

Организацией (А) было получено требование от ИФНС о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности Организации (Б), в связи с «иными мероприятиями налогового контроля». Указанным требованием инспекция обязала (А) представить в течение 5 дней со дня получения требования договор, счета, счета-фактуры, товарные накладные, акт приемки-сдачи работ (услуг), путевые листы специального автомобиля, доверенность, товарно-транспортные накладные за период с 01.01.2015 по 30.09.2015, а также карточку аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами за этот же период относительно организации (Б). Организация (А) запрашиваемые документы не предоставила, ссылаясь на то, что требование не содержит указания на то, в связи с какими хозяйственными операциями между ООО (А) и ООО (Б) у налогового органа возникла обоснованная необходимость в получении запрашиваемых документов. Вправе ли налоговый орган оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.?

Требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки (выставленное вне рамок проведения налоговых проверок) должно содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).

При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки.

Поскольку формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из его содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, полагаем, что налоговый орган не вправе оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.

Данная позиция подтверждается складывающейся судебной практикой.

Обоснование:

Порядок и основания для истребования документов у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц урегулирован ст. 93.1 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, Поручение об истребовании документов (информации) и требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).

При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки (Письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).

Исходя из условий рассматриваемого вопроса Организацией (А) было получено требование от ИФНС о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности Организации (Б), в связи с «иными мероприятиями налогового контроля». Указанным требованием инспекция затребовала договор, счета, счета-фактуры, товарные накладные, акт приемки-сдачи работ (услуг), путевые листы специального автомобиля, доверенность, товарно-транспортные накладные за период с 01.01.2015 по 30.09.2015, а также карточку аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами за этот же период относительно организации (Б).

Полагаем что формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, поскольку запрошенный обширный перечень документов не содержит указания на то, в связи с какими хозяйственными операциями между ООО (А) и ООО (Б) у налогового органа возникла обоснованная необходимость в получении документов (информации), а также отсутствуют иные данные, позволяющие идентифицировать информацию, затребованную за длительный период времени.

Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.

Однако в данном случае, поскольку формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из его содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, полагаем, что налоговый орган не вправе оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. Данная позиция подтверждается складывающейся судебной практикой (Постановление АС УО от 24.03.2016 № Ф09-1717/16 по делу № А60-29978/2015, Постановления АС ЗСО от 27.03.2015 г. № А27-9300/2014, ФАС ВВО от 17.03.2014 г. № А31-4693/2013).

Таким образом требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки (выставленное вне рамок проведения налоговых проверок) должно содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).

При этом информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки.

Поскольку формулировка полученного Организацией (А) требования, исходя из его содержания, не соответствует положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, полагаем, что налоговый орган не вправе оштрафовать Организацию (А) по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. Данная позиция подтверждается складывающейся судебной практикой.

Автор: Е.В. Пшеничная
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Вне рамок проведения налоговых проверок у инспекции возникла необходимость получения информации в отношении организации, имеет ли оно право ­истребовать документы?

В полученном требовании налоговый орган со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ истребовал у организации документы, касающиеся деятельности самой организации (не контрагента или иного лица). При этом в требовании не указана информация о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребованных документов, либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку. В качестве основания для истребования документов указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации в отношении организации.

Читайте так же:  Понижение алиментов при рождении второго ребенка

Насколько правомерно такое требование налогового органа?

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Также истребование документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика, у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), может проводиться при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, его должностное лицо, на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, вправе истребовать эти документы (информацию) у участников сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней.

Непосредственно у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы могут быть истребованы должностным лицом инспекции при проведении налоговой проверки в порядке, ­установленном ст. 93 НК РФ.

Из приведенных норм НК РФ следует, что в рамках проведения налоговых проверок документы (информация) истребуются налоговиками непосредственно у самого проверяемого налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ, а у его контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, – в порядке п. 1 ст. 93 НК РФ. Вне рамок проведения налоговых проверок инспекцией могут быть истребованы документы (информация) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (на основании п. 2 ст. 93 НК РФ).

Процедура истребования документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), регламентирована п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ, а также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным в соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] (далее – Порядок).

Требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту проверяемого налогоплательщика либо иному лицу, располагающему документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, налоговым органом по месту учета этого контрагента или иного лица, у которого истребуются документы (информация). Основанием для направления требования является поручение об истребовании документов (информации) от инспекции, осуществляющей налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщика. При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. Копия этого поручения прилагается к требованию о представлении документов (информации) (п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ).

Формы поручения об истребовании документов (информации) и требования о представлении документов (информации), утвержденные приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (приложения № 5 и 6), также предусматривают указание информации о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребуемых документов (информации), либо относительно конкретной сделки, ­позволяющей идентифицировать эту сделку.

В рассматриваемом случае налоговиками в адрес организации со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ направлено требование о представлении документов (информации), касающихся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц). При этом и в требовании, и в поручении об истребовании документов (информации), на основании которого оформлено требование, отсутствует информация, в рамках какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении истребуемых документов (информации), либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку, а в качестве основания для истребования указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная ­необходимость получения информации в отношении самой организации.


То есть в нарушение указанных выше норм ст. 93.1 НК РФ инспекцией вне рамок проведения налоговых проверок у организации истребованы документы, касающиеся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц), не относящиеся к конкретной сделке, без указания информации о сделке, позволяющей идентифицировать ее, либо мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла ­необходимость в представлении истребованных документов.

Требование налоговиков, не соответствующее нормам ст. 93.1 НК РФ, является неправомерным, и организация вправе его не выполнять. Такое право предоставлено налогоплательщикам подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, на основании которого они могут не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Сложившаяся арбитражная практика подтверждает, что требования налоговых органов, не соответствующие нормам ст. 93.1 НК РФ, в которых, в частности, не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы (информация) и отсутствуют указания на конкретную сделку, относительно которой истребуются документы (информация) вне рамок проведения налоговой проверки, признаются судами незаконными и необоснованными (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, от 06.03.2012 № Ф03-306/2012, от 15.02.2012 № Ф03-6511/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12, от 06.06.2012 № Ф01-2084/12, ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 № Ф06-7328/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2010 по делу № А27-4698/2010).

В частности, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 судьи подчеркнули, что если необходимость получения дополнительной информации возникла у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок, то оспариваемые требования должны отвечать положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то есть должны содержать обоснование необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки. В противном случае они нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 № Ф01-2084/12 судьи, рассматривая требование налогового органа, на основании которого налогоплательщику необходимо было представить документы в связи с возникшей при проведении мероприятий налогового контроля необходимостью получения информации о деятельности самого налогоплательщика, отметили, что в требовании не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуется информация и в связи с чем она должна быть представлена в налоговый орган, а также из оспариваемого требования не следует, что истребуется информация относительно конкретной сделки и не указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В результате судьи пришли к выводу, что это требование налогового органа не соответствует положениям ст. 93.1 НК РФ и незаконно возлагает на налогоплательщика обязанность по представлению ­документов, следовательно, нарушает его права и законные интересы.

Также суды признают незаконными и необоснованными требования налоговых органов, когда у налогоплательщика в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуются документы (информация) в связи с возникшей необходимостью получения информации в отношении деятельности самого налогоплательщика и материалами дела подтверждается, что фактически эти документы (информация) были истребованы налоговым органом в ­рамках проводимой налоговой проверки.

Читайте так же:  Закон о повышении выхода на пенсию

В частности, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 № Ф01-2082/12 судьи установили, что направленным предпринимателю требованием о представлении документов (информации) в отношении его же деятельности фактически были истребованы документы (информация) с целью подтверждения заявленных в налоговых декларациях данных в рамках камеральной проверки. При этом налоговый орган, обосновывая свои действия, ссылается на ст. 93.1 НК РФ. При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что требование, незаконно возлагающее на предпринимателя обязанность по представлению документов (информации), нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, не может быть признано законным и обоснованным. Аналогичные выводы были сделаны и в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2012 № ­Ф01-1997/12, от 07.06.2012 № Ф01-2083/12, от 07.06.2012 № Ф01-2085/12.

В то же время наличие такой обширной арбитражной практики свидетельствует о том, что вопросы истребования налоговыми органами документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщиков, являются предметом многочисленных судебных споров. Поэтому если организация примет решение не выполнять требование налогового ­органа, нельзя исключить, что свою позицию ей придется отстаивать в суде.

В отношении ситуации, когда налоговый орган сам себе поручает истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика, отметим следующее. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в случае, если контрагент проверяемого налогоплательщика либо иное лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов направляется этому контрагенту (иному лицу) самим налоговым органом, проводящим ­налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля.

В этом случае необходимость оформления поручения об истребовании документов (информации) отсутствует (см. письма Минфина России от 09.12.2014 № 03-02-07/2/63185 и ФНС России от 16.12.2014 № ­ЕД-4-2/[email protected]).

То есть в рассматриваемом случае, когда налоговым органом по месту учета налогоплательщика непосредственно у самого налогоплательщика истребуются документы (информация), касающиеся его деятельности, необходимость оформления этим налоговым органом самому себе поручения об истребовании документов (информации) отсутствует. Однако сам факт оформления инспекцией такого поручения нарушением не является, поскольку не противоречит установленному п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ порядку истребования документов (информации), касающихся ­деятельности проверяемого налогоплательщика.

Вправе ли налоговый орган истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки

Вопрос: Вправе ли налоговый орган истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?

Ответ: Налоговый орган вправе истребовать документы и информацию по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, исходя при этом из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускается произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

Обоснование: Если вне рамок проведения налоговой проверки у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, то он вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Можно сделать вывод, что налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, причем не только у участников сделки, но и у иных лиц.

В силу п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Если истребование документов производится вне рамок налоговых проверок, то при отказе в представлении таких документов будет применяться ответственность по ст. 129.1 НК РФ (абз. 2 п. 6 ст. 93.1 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/[email protected]).

Из буквального понимания ст. 93.1 НК РФ можно сделать вывод, что требование о представлении документов (информации) должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) и по какой конкретно сделке.

В законодательстве не разъясняется, в каких случаях возникает такая обоснованная необходимость, которая является оценочным суждением и не всегда может быть проконтролирована со стороны налогоплательщика. Однако в абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в поручении обязательно указывается мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость истребования.

Можно предположить, что законодатель связывает необходимость истребования документов (информации) с проведением конкретного мероприятия налогового контроля.

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (Письмо ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869).

В Письме от 27.06.2017 N ЕД-4-2/[email protected] «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок» ФНС России излагает позицию, согласно которой при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

При оспаривании налогоплательщиком штрафа по ст. 129.1 НК РФ имеют значение следующие обстоятельства:

1) существовала ли реальная необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);

2) существовала ли реальная возможность налогового органа изучить большой объем истребуемых документов, а также были ли изучены все документы (информация), представленные на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении;

3) существовала ли реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме;

4) обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов.

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 отмечено, что с учетом п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected], которым утверждены формы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

Читайте так же:  25 лет стаж досрочная пенсия

При этом судом отмечено, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам.

Кроме того, в требовании не были указаны сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, а также невозможно установить, в отношении какого юридического лица запрашивается информация по конкретной сделке.

В соответствующих формах требования (поручения), утвержденных с 04.01.2019 Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected], также предусмотрено указание наименования мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации).

Таким образом, требование, возлагающее на налогоплательщика обязанность по представлению документов без обоснования причины истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, нарушают его права и законные интересы.

Однако в судебной практике встречается и иное мнение: отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования (Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2018 N 307-КГ18-14038 по делу N А42-7751/2017). Данный недостаток в оформлении спорного документа носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в п. 2 ст. 93.1 НК РФ (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.05.2017 N Ф03-1232/2017 по делу N А24-4380/2016).

По нашему мнению, требование, возлагающее обязанность по представлению документов без обоснования причины истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, нарушает права и законные интересы лица, у которого они истребуются, но правомерность подобного требования может быть подтверждена в судебном порядке.

ФНС России выступает против истребования документов или информации в излишнем объеме вне рамок налоговых проверок

piyaphun/ Shutterstock.com

ФНС России считает необходимым при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Такая позиция налогового ведомства отражена в письме ФНС России от 27 июня 2017 г. № ЕД-4-2/[email protected] «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок».

Напомним, в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок может истребовать документы или информацию относительно конкретной сделки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих соответствующими документами или информацией. Такая возможность допускается, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов или информации (по мнению налоговиков, это условие имеет важное значение для оценки объема истребуемых документов или информации).

В частности, отмечается, что истребование документов или информации в излишнем объеме приводит к жалобам на действия налоговых органов, снижению репутации ФНС России и не способствует повышению эффективности налогового контроля. А учитывая, что размер штрафов по п. 2 ст. 126 НК РФ не зависит от объема непредставленных документов (информации), в случае истребования большого объема документов (информации) снижается стимулирующая функция такого вида наказания.

Кроме того, в судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. При решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика суды часто обращают внимание на:

  • реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);
  • реальную возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов;
  • реальную возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме;
  • то, обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и какое именно было принято решение налогового органа по этому вопросу.

По результатам исследования указанных обстоятельств имеют место случаи применения судами смягчающих обстоятельств, иные способы удовлетворения исков вплоть до освобождения от налоговой ответственности.

«Налоговый орган, истребующий значительное количество документов (большой объем информации) вне рамок проведения налоговых проверок, должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде (при возникновении досудебного или судебного спора), а также при проведении аудиторских проверок внутреннего аудита все вопросы, возникающие в связи с вышеуказанными обстоятельствами», – предупреждает ФНС России.

Ведомство призывает должностных лиц территориальных налоговых органов не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налогового контроля.

Требование ифнс вне рамок налоговых проверок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В полученном требовании налоговый орган со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ истребовал у организации документы, касающиеся деятельности самой организации (не контрагента или иного лица). При этом в требовании не указана информация о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребованных документов, либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку. В качестве основания для истребования документов указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации в отношении организации.
Насколько правомерно такое требование налогового органа?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истребование налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок у организации документов, касающихся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц), не относящихся к конкретной сделке, без указания информации о конкретной сделке, позволяющей идентифицировать эту сделку, а также без указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в представлении истребованных документов, не соответствует нормам ст. 93.1 НК РФ и является неправомерным. Организация вправе не выполнять такое требование налогового органа.
При истребовании налоговым органом по месту учета налогоплательщика непосредственно у самого налогоплательщика документов (информации), касающихся его деятельности, необходимость оформления этим налоговым органом самому себе поручения об истребовании документов (информации) отсутствует.

Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
— Энциклопедия решений. Направление налоговым органом требования о предоставлении документов (информации);
— Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Объедкова Наталья

Ответ прошел контроль качества

9 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

Читайте так же:  Форма отчета налога на прибыль

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Истребование документов вне налоговой проверки инспекция должна обосновывать

ФНС предписала сотрудникам инспекций истребовать у налогоплательщиков документы вне рамок налоговых проверок лишь в случае, когда на то есть обоснованная необходимост ь Письмо ФНС от 27.06.2017 № ЕД-4-2/[email protected] . Поскольку истребование документации в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков и плохо отразиться на репутации налоговиков, при направлении запроса на предоставление большого количества документов следует руководствоваться принципами целесообразности, разумности и обоснованности.

Сотрудникам инспекций стоит учитывать следующее. В судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. Однако при вынесении решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности за непредставление запрошенных документов для судов имеют значение такие факторы:

• реальная необходимость истребования конкретных документов исходя из ситуации (то есть разумность и обоснованность требований);

• реальная возможность проверяющих изучить большой объем документации;

• реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить копии истребуемых документов;

• наличие (отсутствие) обращения налогоплательщика с ходатайством о продлении срока представления документов.

По итогам анализа этих факторов суды зачастую применяют смягчающие обстоятельства и даже полностью отменяют штрафные санкции. Поэтому сотрудникам инспекций следует не запрашивать документы наобум и быть готовыми аргументированно обосновать необходимость истребования документов.

запрос налоговой вне рамок налоговых проверок

Добрый вечер! поступило требование от налоговой об истребовании документов и информации от налоговой другого региона по договорным отношениям за 2 кв.2018 г с субподрядчиком.При этом субподрядчик зарегистрирован вообще в другом (третьем) регионе.
Насколько правомерен данный запрос в рамках контроля информации о сделках, как указывает Иркутская налоговая;что нужно предоставить все документы- договор, акты, счета, оборотки, сертификаты качества, пофамильно кто исполнял от подрядчика работы, кому принадлежат трудовые и материальные ресурсы, где хранились ТМЦ подрядчика и договора аренды подрядчика?

Требование вне рамок налоговых проверок п.2 статьи 93.1

Прилетело сегодня четыре требования. Все по п.2 ст. 93.1 Вне рамок налоговых проверок.
В первом указан контрагент и конкретные документы по нему и понятно за какой период.
Во втором есть контрагент, номер договора с ним и период.

В третьем и четвертом есть контрагент и договор, но нет ни перечня документов, ни указания периода.
Вопрос по 3 и 4 требованию (договоры охватывают 2017-2019гг) должен ли быть указан
период, какая-то конкретика?
Или же указание контрагента и договор и есть конкретика?
Прочитала статью, прочитала много комментариев и разъяснений, но сомнения остались.

О представлении документов (информации) по конкретной сделке вне рамок проверки

Встречная проверка: представьте истребованные документы, даже если инспектор не указал их реквизиты. Вносить в требование реквизиты запрошенных документов не обязательно. О таком подходе ВС РФ напомнил Минфин.

В требовании должна быть информация, по которой можно определить сделку, заинтересовавшую контролеров. Поэтому все перечисленные в требовании документы, которые относятся к этой сделке, надо представить.

[1]

Вопрос: О представлении документов (информации) по конкретной сделке (сделкам), истребуемых налоговым органом вне рамок налоговых проверок.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 октября 2018 г. N 03-02-07/1/73833

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 13.08.2018 и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Согласно форме требования о представлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected], в случае истребования налоговым органом информации относительно конкретной сделки должны указываться сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В рамках пункта 2 статьи 93.1 Кодекса налоговые органы не вправе истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке.

Вместе с тем отмечаем, что в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 N 302-КГ17-15714 указано, что статья 93.1 Кодекса не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении. Нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам.

Учитывая изложенное, полагаем, что лицу, у которого истребуются документы, необходимо представить все документы, относящиеся к конкретной сделке или нескольким сделкам.

Требование вне рамок налоговых проверок

Отвечает Ваш персональный эксперт

Инспекция истребует документы вне рамок налоговых проверок. Обычно она ссылается на нормы подпункта 7 пункта 1 статьи 23, подпункт 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Но ни одна из этих норм не обязывает организацию исполнять требование. На практике инспекция таким образом собирает информацию для т.н. «убыточных комиссий».

За отказ исполнить требование вне рамок проверок ответственности нет. Вместе с тем, инспекция может попробовать привлечь организацию к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

В вашем случае имеет смысл все же представить хотя бы письменный ответ с причиной отказа. Напишите, что у инспекции нет оснований для запроса, а у компании — обязанности представлять бумаги и информацию. Кроме отказа, попросите инспекторов пояснить причины подобного запроса и интереса к компании. Образец письма мы привели ниже.

Если компания получила такое требование, она уже привлекла внимание налоговиков и они в дальнейшем уделят ей внимание при проверке. Даже если представить бумаги и информацию, это не изменит отношения инспекторов, но упростит работу, чтобы доначислить налоги.

[3]

Из статьи журнала «РНК», № 9, май 2016

Что ответить на уведомление налоговиков, если они просят раскрыть структуру бизнеса

Денис Скрябин, управляющий партнер юридической фирмы «Скрябин и партнеры»

Компания не обязана представлять бумаги по уведомлению

Уведомление — пробный шаг, чтобы проверить компанию

Просите инспекцию пояснить причины запроса

Компании стали чаще получать из инспекций уведомления с вызовом в инспекцию и просьбой представить документы и информацию. Запрос никак не связан ни с камеральной, ни с выездной или встречной проверкой. Как пишут в уведомлении сами инспекторы, он «вне рамок налоговых проверок для мониторинга за деятельностью компаний с низкой налоговой нагрузкой по отрасли». Но просят налоговики у компаний ни много ни мало:*

—?общую оборотно-сальдовую ведомость по всем счетам бухучета;
—?оборотно-сальдовые ведомости в разрезе контрагентов по всем субсчетам счетов 60, 62 и 76 с ИНН партнеров и кратким описанием операций;
—?письменные пояснения о фактическом бизнесе компании;
—?информацию из книг покупок и продаж за I, II, III и IV кварталы;
—?расшифровку расходов по строке 030 листа 02 и внереализационных расходов по строке 040 листа 02 декларации по налогу на прибыль;
—?структуру бизнеса с подробным описанием сути и механизма, отраслевой специфики, как компания ведет бизнес — сама или привлекает другие организации;
—?учетную политику;
—?договоры аренды на адрес регистрации и фактический адрес;
—?штатное расписание с зарплатой и ФИО сотрудников.

Читайте так же:  Новости пенсионной реформы в украине

Инспекторы добавляют запросу весомость и ссылками на подпункт 7 пункта 1 статьи 23, подпункт 4 пункта 1 статьи 31,* пункт 1 статьи 82 и пункт 2 статьи 93.1 НК РФ. Но это не значит, что компания обязана его исполнять. Почему налоговики шлют эти запросы и как на них реагировать — в нашей статье.*

Компания не обязана представлять бумаги по уведомлению

Ни одна из статей Кодекса, которые налоговики перечислили в уведомлении, не обязывает компанию на него реагировать и тем более его исполнять. Эти статьи Кодекса не относятся к истребованию документов, кроме пункта 2 статьи 93.1 НК РФ. Но она про возможность истребовать бумаги по конкретной сделке и не связана с требованиями в уведомлении.

Инспекторы не вправе требовать у компании такой объем бумаг и информации вне рамок налоговых проверок и конкретных сделок. Значит, компания не обязана исполнять просьбы из уведомления.*

Уведомления нужны инспекторам для налоговых комиссий

В Кодексе ничего не сказано про «мониторинг за бизнесом компаний с низкой налоговой нагрузкой». Но инспекция его проводит при комиссиях по легализации налоговой базы (письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722).

Компания не обязана исполнять просьбы и требования из уведомлений налоговиков

Подобный запрос — пробный шаг, чтобы проверить реакцию компаний. Если они добровольно представят бумаги по уведомлению, отправку такого запроса инспекторы включат в регламент работы комиссий по легализации налоговой базы.* Если нет, рассмотрят возможность внести изменения в законодательство, чтобы налоговики получили право запрашивать бумаги вне рамок налогового контроля. Либо опробуют иные шаги, чтобы легализовать право получать бумаги.

Компании стоит обосновать отказ представить бумаги

[2]

За отказ представить бумаги и информацию по уведомлению последствий нет. Если компания получила уведомление, она уже привлекла внимание налоговиков. и они в дальнейшем уделят ей внимание при проверке. За отказ представить бумаги и информацию по уведомлению штрафов нет. Даже если представить бумаги и информацию, это не изменит отношения инспекторов, но упростит работу, чтобы доначислить налоги.

Компании стоит не игнорировать уведомление, а представить письменный ответ с причиной отказа. Напишите, что у инспекции нет оснований для запроса, а у компании — обязанности представлять бумаги и информацию. Кроме отказа, попросите инспекторов пояснить причины подобного запроса и интереса к компании. Образец письма мы привели ниже.*

Из статьи журнала «Учет в сфере образования», № 11, ноябрь 2014

Какие документы могут истребовать налоговики

При проведении контрольных мероприятий налоговики могут потребовать любые документы относительно конкретной сделки. В письме отмечено, что такое право есть у инспекторов не только в рамках налоговых проверок.*

А обо всех новых законах и актуальных для образовательной сферы разъяснениях чиновников вы можете своевременно узнать из еженедельной новостной рассылки.

Из статьи журнала «Учет в сельском хозяйстве», № 12, декабрь 2014

Если налоговики требуют документы вне рамок проверки

Чиновники пояснили, что у налоговиков есть право запрашивать любые документы относительно конкретной сделки у лиц, обладающих такими сведениями*. В каких еще случаях инспекторы могут запросить информацию у хозяйства вне рамок его налоговой проверки*? Когда можно не выполнять подобные требования? Об этом и не только расскажем в статье.

Когда могут запросить сведения

Перечень прав инспекторов установлен статьей 31 Налогового кодекса РФ. При этом он не является исчерпывающим, поскольку фискалы имеют и другие права, предусмотренные налоговым законодательством. В частности, согласно статье 93.1 Налогового кодекса РФ, они могут затребовать документы или информацию у предприятия, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка. Но это возможно в двух случаях:

1) компания является контрагентом проверяемой организации или располагает сведениями о ее деятельности (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ);

2) хозяйство является участником конкретной сделки (или имеет информацию о ней), если вне рамок проведения проверки налоговикам необходимо получить соответствующие документы и сведения (п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

В письме от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869 специалисты ФНС России пояснили: инспекторы вправе требовать любые документы относительно конкретной сделки у лиц, имеющих такие сведения. Причем даже вне рамок налоговых проверок.*

Если документы не представлены…

Компания должна исполнить требование о представлении документов или информации в течение пяти дней с момента его получения (п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Отметим, что имеются в виду рабочие дни. В случае, когда у организации нет запрашиваемых сведений, об этом нужно сообщить в тот же срок.

Компанию могут оштрафовать

Согласно пункту 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, если компания отказалась представлять документы или сделала это позже установленного срока, с нее могут взыскать штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ – 10 000 руб.

А если предприятие не сообщило (или несвоевременно сообщило) налоговикам информацию, его оштрафуют по статье 129.1 Налогового кодекса РФ – 5000 руб., за повторное нарушение в течение года – 20 000 руб. И даже в суде оспорить штраф, скорее всего, не удастся. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 27 февраля 2012 г. № А56-34525/2011 согласился, что компания правомерно привлечена к ответственности, поскольку не сообщила в пятидневный срок о том, что истребуемых документов у нее нет. Аналогичное решение было вынесено постановлением ФАС Московского округа от 5 октября 2010 г. № КА-А40/11649-10.*

Когда штрафа можно избежать

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если предприятие не исполнило требование о представлении документов, которые не относятся к деятельности проверяемого лица, это не является основанием для привлечения его к ответственности. К такому мнению пришел ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 9 августа 2013 г. № А82-12445/2012. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 26 августа 2013 г. № А65-25346/2011: было установлено, что запрошенные инспекцией документы являются внутренними учетными документами контрагента, содержащими сведения о его деятельности, и не касаются проверяемой организации. Требование было признано недействительным.

Источники


  1. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.

  2. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.

  3. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.
Требование ифнс вне рамок налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here