Учет налогов в казенных учреждениях

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Учет налогов в казенных учреждениях" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Особенности налогообложения в казенных учреждениях (Дементьева Н.М.)

Дата размещения статьи: 01.07.2015

Правовой статус новой формы некоммерческих государственных (муниципальных) учреждений предопределил ряд особенностей в налогообложении и в бюджетном учете. Рассмотрим вопросы исчисления налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль организаций и других налогов, порядок их учета и уплаты в бюджет.

Казенные учреждения являются некоммерческими организациями, но они занимают особое место в системе государственных (муниципальных) учреждений. Особенности правового положения казенных учреждений определены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Кроме того, на них также распространяется действие и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В Бюджетном кодексе РФ определены следующие основные особенности казенного учреждения:

— казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ;

— финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы;

— оно может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ;

— казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах.

Казенные учреждения не имеют права получать субсидии, бюджетные кредиты, совершать операции с ценными бумагами, а также получать займы либо предоставлять их.

В ст. 221 БК РФ установлены основные правила составления, утверждения сметы казенного учреждения, из которых следует, что бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Начиная с 2014 г. показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Порядок утверждения перечня государственных (муниципальных) услуг ведомствами определен в ст. 69.2 БК РФ для разных уровней казенных учреждений. Так, ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством Российской Федерации. Ведомственные перечни государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, утверждаются по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов РФ, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством РФ.

Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством РФ.

Одновременно уместно отметить, что формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.

Казенные учреждения вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, при условии, что это предусмотрено в уставе учреждения и соответствует его основным функциям. Особенностью является то, что все полученные доходы должны перечисляться в соответствующий бюджет (ст. 298 ГК РФ).

Налог на добавленную стоимость. В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ) с января 2012 г. не является объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями. Кроме того, Минфин России в Письмах от 22.04.2013 N 03-07-14/13904 и от 28.11.2013 N 03-07-11/51697 уточняет, что к данным услугам относятся в том числе и услуги по предоставлению в аренду муниципального имущества: «В случае приобретения услуг, оказываемых казенными учреждениями по аренде муниципального имущества, не являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость, арендаторы налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не уплачивают».

В данном случае возникает спорный вопрос не только по толкованию понятия «аренда», является она услугой или нет, но и как следует понимать и применять положение п. 3 ст. 161 НК РФ, в котором записано, что при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Статья 161 НК РФ дает четкие определения налоговой базы и порядка уплаты НДС по аренде, исключений для казенных учреждений в данной статье не содержится. Отсюда следует вывод, что законодатель не относит аренду к услугам, которые не подлежат обложению НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ.

Тем не менее специалисты Минфина России утверждают, что даже при заключении трехстороннего договора между арендатором, арендодателем (учреждением) и собственником, поскольку с 01.01.2012 оказание услуг казенными учреждениями объектом обложения налогом на добавленную стоимость не признается, у арендатора не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС в федеральный бюджет.

Следовательно, необходимо четко определить, является ли сдача в аренду имущества казенными учреждениями услугой или нет.

[2]

Минфин России и ФНС России в Письме от 21.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected] излагали противоположную точку зрения той, которая содержалась в Письмах Минфина России от 22.04.2013 N 03-07-14/13904 и от 28.11.2013 N 03-07-11/51697, т.е. данные ведомства раньше аренду в качестве услуги не признавали.

Читайте так же:  Когда приходят налоги физическим лицам

По мнению автора, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление казенным учреждениям, облагаются НДС, так как аренда не является услугой. При сдаче казенными учреждениями имущества в аренду налоговая база в договорах определяется с учетом НДС.

Обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на арендатора, который выполняет функции налогового агента. Налоговый агент обязан исчислять налоговую базу и НДС отдельно по каждому объекту имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ). Арендная плата перечисляется в соответствующий бюджет отдельно как неналоговый доход в соответствии с бюджетной классификацией.

Реализация казенным учреждением имущества должна осуществляться по рыночной стоимости и облагаться НДС. Казенные учреждения — плательщики НДС должны оформлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Возмещение коммунальных расходов арендатором производится в соответствии с договором. Данные операции НДС не облагаются, поскольку не относятся к реализации услуг и нет объекта обложения НДС.

Налог на прибыль организаций. Казенные учреждения не являются налогоплательщиками по деятельности в рамках оказания государственных (муниципальных) услуг. В ст. 251 НК РФ говорится, что при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком средства целевого финансирования в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, при этом учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

В Письме Минфина России и ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected] дается разъяснение по применению отдельных положений ст. 251 НК РФ. В нем, в частности, отмечено, что «. сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственной (муниципальной) услугой, а является деятельностью, приносящей доход, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке». Как видно, в данном Письме также высказывается позиция, противоположная позиции Минфина России и ФНС России, высказанной в Письмах от 22.04.2013 N 03-07-14/13904 и от 28.11.2013 N 03-07-11/51697.

Итак, арендная плата подлежит обложению налогом на прибыль организаций. Важно учитывать такую особенность, что расходов по сдаче в аренду фактически не будет, так как оплата всех коммунальных услуг осуществляется за счет бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Доходы, которые получает казенное учреждение в порядке возмещения коммунальных расходов, относятся к неналоговым доходам бюджетов и подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета.

Казенные учреждения, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ).

В бюджетном учете казенного учреждения операции по начислению и уплате налогов отражаются в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, утвержденным Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», следующими записями.

Отражение в бюджетном учете казенного учреждения операций по начислению и уплате налогов

Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях

Бухгалтерский учет в казенных учреждениях регулируется отдельными нормативными документами и отличается от учета в других экономических субъектах. О нюансах бухгалтерского учета в казенных учреждениях читайте в этой статье.

Документы, регулирующие бухучет в казенных учреждениях

Для начала дадим краткую характеристику казенным учреждениям (КУ). Она зафиксирована в ст. 6 БК РФ.

КУ — это один из видов государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и бюджетными. КУ может оказывать госуслуги, а также выполнять госфункции. Деятельность КУ обеспечивается за счет средств бюджета, бюджетная смета является основой для выплат. Также КУ имеет право участвовать в коммерческой деятельности, если это не запрещено учредительным документом, но все доходы перечисляются в бюджет. Всё имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и используется на праве оперативного управления. Согласие учредителя необходимо для распоряжения любым имуществом КУ. При нехватке средств КУ учредитель отвечает по его обязательствам. В целом КУ больше всего ограничены в свободе действий и зависимы от учредителя по сравнению с прочими госучреждениями.

Нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет в казенных учреждениях, является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В нем прописаны базовые требования и правила ведения бухучета в Российской Федерации. Кроме того, есть единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Они применяются всеми госучреждениями, а также госорганами. Также для КУ действует план счетов бюджетного учета с инструкция к нему (приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н).

Основные правила учета

Особенностью бухгалтерского учета в казенных учреждениях является нумерация счетов. Они состоят из 26 знаков, в которых закодирована информация. Кодировка позволяет соотносить данные разных субъектов бюджетной системы.

Подробную информацию о составе и структуре счета бюджетного учета в КУ ищите в статье «Коды счетов бюджетного учета в 2016 году».

Записи на счетах бюджетного учета ведутся методом двойной записи. В приложении № 1 к инструкции плана счетов № 162н содержится большой набор типовых проводок, которые может использовать бухгалтер в работе.

Кроме того, пример составления проводок для образовательного учреждения смотрите в статье «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

Правила ведения учета в КУ подчинены общим принципам бухучета для всех экономических субъектов, конкретизированы единым планом счетов для госучреждений, а также планом счетов бюджетного учета. Последний содержит конкретные примеры записей по счетам учета.

Налоговый учет казенных учреждений

«Налоговый учет для бухгалтера», 2013, N 12

Читайте так же:  В беларуси повысят пенсионный возраст

В последнее время законодательство, регламентирующее налоговый учет учреждений, получающих бюджетное финансирование, было значительно изменено. Уже почти два года такие организации обязаны вести систему налогового учета, аналогичную той, что ведут коммерческие организации. Рассмотрим взаимозависимость статуса учреждения и возможность получения налогооблагаемого дохода, а также особенности налогового учета казенных учреждений.

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом операции с бюджетными средствами производятся через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. п. 2 и 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)). Казенное учреждение может быть наделено правом осуществления предпринимательской деятельности, если это предусмотрено учредительным документом.

Что касается приносящей доход деятельности, п. 3 ст. 161 БК РФ предусмотрено право казенного учреждения осуществлять такую деятельность, но только в случае, если это закреплено в учредительных документах.

При этом доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат перечислению в бюджет, так как они относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ).

В свою очередь в НК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом под услугой следует понимать результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица — получателя услуги. Например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки (Письмо ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected]).

Стоит обратить внимание на п. 2 Письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, в котором отмечается, что доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ.

Нормы пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, как следует из Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разработанных на основании поручения Правительства РФ от 16.10.2010 N СС-П16-7135, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. Таким образом, не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (муниципальным); соответственно, в некоторых ситуациях казенные учреждения будут являться плательщиками налога на прибыль.

В целях исчисления НДС необходимо обратить внимание на пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями, включая услуги по предоставлению на территории РФ в аренду государственного (муниципального) имущества, не признаются объектом обложения НДС (Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-03-05/33760).

Например, отсутствуют основания для обложения НДС услуг по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением (Письмо ФНС России от 01.08.2013 N ЕД-4-3/13952).

Однако операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, а также имущественных прав, осуществляемые казенными учреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Письма Минфина России от 19.08.2013 N 03-03-05/33760, от 16.08.2013 N 03-03-05/33508).

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ, учреждения НДС не уплачивают. Например, реализация по договору купли-продажи недвижимого имущества (здания) физическому лицу управлением муниципального имущества администрации муниципального образования облагается НДС, так как данная операция не соответствует положению пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. В этой ситуации НДС уплачивает орган местного самоуправления, осуществляющий операции по реализации такого имущества (Письмо Минфина России от 27.07.2012 N 03-07-11/198).

А вот услуга, оказываемая федеральным казенным учреждением по передаче в безвозмездное пользование профсоюзной организации находящегося в оперативном управлении имущества (нежилых помещений), не является объектом обложения НДС (Письмо Минфина России от 08.02.2013 N 03-07-11/3086).

Отметим немаловажный момент: так как операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не признаются объектом обложения НДС, счета-фактуры при осуществлении данных операций казенными учреждениями не составляются (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом стоит обратить внимание, что в договорах сумма НДС не указывается. Если же учреждение все-таки выставило счет-фактуру с НДС, то у него возникает обязанность по уплате НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). И даже в этом случае права на вычет у покупателя по такому счету-фактуре не возникает.

Налог на прибыль

Перечислим доход, с которого казенное учреждение обязано рассчитывать и уплачивать налог на прибыль:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

К сведению. Казенное учреждение не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ).

Налоговые декларации

Мы определили, что казенные учреждения в ряде случаев являются плательщиками налога на прибыль, вследствие чего они обязаны представлять декларации по налогу на прибыль в ИФНС России. Но возникает вопрос о необходимости подачи декларации при отсутствии доходов, подлежащих налогообложению. Обратимся к нормам налогового законодательства.

Пунктом 1 ст. 246 НК РФ установлено, что российские организации признаются плательщиками налога на прибыль, при этом отсутствуют какие-либо преференции для казенных учреждений. В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Однако из этого правила есть исключение. Некоммерческие организации (а казенное учреждение является некоммерческой организацией), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Таким образом, если у учреждения возникает налогооблагаемый доход, оно обязано представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке, однако если не возникает налогооблагаемого дохода и даже в случае, когда предпринимательская деятельность не предусмотрена правоустанавливающими документами, декларация в налоговые органы должна быть представлена.

Читайте так же:  Правила начисления пенсии по старости

При этом в Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07 декларации по налогу на прибыль) не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений (Письмо УФНС России по г. Москве от 19.09.2012 N 16-15/[email protected]).

Аналогично декларации по налогу на прибыль казенные учреждения обязаны представлять декларации по НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Если казенное учреждение выполняет работы (оказывает услуги) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, которые не признаются объектом налогообложения (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ), такие операции подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н. В данном разделе учреждение вправе заполнить гр. 1 и 2 стр. 010 (Письмо ФНС России от 21.11.2011 N ЕД-4-3/[email protected]).

В следующем номере читайте про налоговый учет бюджетных и автономных учреждений.

Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение

Главный редактор

Подписаться на год

Подписаться на полугодие

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ФС77- 40849 от 09 июля 2010 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Полное и частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов, опубликованных в данном издании, допускается только с письменного разрешения редакции журнала.

Редакция может быть не всегда согласна с мнением автора.

За содержание рекламных объявлений редакция журнала ответственности не несет.

Учредители: Ю.А. Васильев
Почтовый адрес: 125040, г. Москва, 1-ая улица Ямского поля, д. 15.
Телефон редакции: (495) 925-11-73
Отдел рекламы: (499) 257-07-72
Отдел подписки: (495) 542-40-86
Оптовая реализация: (495) 542-40-86
Редакционный совет: Ю.А. Васильев, Д.В. Дурново
Главный редактор издательства: Д.В. Дурново
Главный редактор журнала: О.А. Сизонова
Редактор журнала: М.П. Мишанина
Начальник отдела подписки: Г.А. Янченко

Отпечатано в типоргафии «ДДД», 603107, Н. Новгород, пр. Гагарина, 178.

Тираж 1 600 экз.

Редакция оставляет за собой право художественной доработки оригинал-макета рекламных объявлений.

Технические характеристики:

Формат 167х240, выходит 1 раз в месяц, объем 80 страниц, издается с января 2011 года.

14.4.2. Отражение в бюджетном учете операций по начислению и уплате налога на прибыль

На сумму налога на прибыль организаций, исчисленную по итогам отчетного (налогового) периода и отраженную в налоговой декларации, кредитуется счет 1 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций».

Бюджетный учет операций по начислению и уплате налога на прибыль регламентирован п. 104 Инструкции № 162н (таблица 130).

по учету расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций

Налоговый учет казенных учреждений

  • Липкина Татьяна | руководитель консультационно-правового отдела ДКПО Группы компаний «Ю-Софт», к.э.н.

В последнее время законодательство, регламентирующее налоговый учет учреждений, получающих бюджетное финансирование, было значительно изменено. Уже почти два года такие организации обязаны вести систему налогового учета, аналогичную той, что ведут коммерческие организации. Рассмотрим взаимозависимость статуса учреждения и возможность получения налогооблагаемого дохода, а также особенности налогового учета казенных учреждений.

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом операции с бюджетными средствами производятся через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 2 и 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ)). Казенное учреждение может быть наделено правом осуществления предпринимательской деятельности, если это предусмотрено учредительным документом.

Что касается приносящей доход деятельности, п. 3 ст. 161 БК РФ предусмотрено право казенного учреждения осуществлять такую деятельность, но только в случае, если это закреплено в учредительных документах.

При этом доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат перечислению в бюджет, так как они относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ).

В свою очередь в НК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом под услугой следует понимать результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги. Например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки (письмо ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/[email protected]).

Стоит обратить внимание на п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040, в котором отмечается, что доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ.

Нормы подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, как следует из Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разработанных на основании поручения Правительства РФ от 16.10.2010 № СС-П16-7135, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. Таким образом, не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (муниципальным); соответственно, в некоторых ситуациях казенные учреждения будут являться плательщиками налога на прибыль.

Читайте так же:  Когда стюардессы уходят на пенсию

В целях исчисления НДС необходимо обратить внимание на подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями, включая услуги по предоставлению на территории РФ в аренду государственного (муниципального) имущества, не признаются объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760).

Например, отсутствуют основания для обложения НДС услуг по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением (письмо ФНС России от 01.08.2013 № ЕД-4-3/13952).

Однако операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, а также имущественных прав, осуществляемые казенными учреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760, от 16.08.2013 № 03-03-05/33508).

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения в соответствии с п. 1–3 ст. 149 НК РФ, учреждения НДС не уплачивают. Например, реализация по договору купли-продажи недвижимого имущества (здания) физическому лицу управлением муниципального имущества администрации муниципального образования облагается НДС, так как данная операция не соответствует положению подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. В этой ситуации НДС уплачивает орган местного самоуправления, осуществляющий операции по реализации такого имущества (письмо Минфина России от 27.07.2012 № 03-07-11/198).

А вот услуга, оказываемая федеральным казенным учреждением по передаче в безвозмездное пользование профсоюзной организации находящегося в оперативном управлении имущества (нежилых помещений), не является объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 08.02.2013 № 03-07-11/3086).

Отметим немаловажный момент: так как операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не признаются объектом обложения НДС, счета-фактуры при осуществлении данных операций казенными учреждениями не составляются (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом стоит обратить внимание, что в договорах сумма НДС не указывается. Если же учреждение все-таки выставило счет-фактуру с НДС, то у него возникает обязанность по уплате НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). И даже в этом случае права на вычет у покупателя по такому счету-фактуре не возникает.

Налог на прибыль

Перечислим доход, с которого казенное учреждение обязано рассчитывать и уплачивать налог на прибыль:

[3]

Казенное учреждение не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ).

Налоговые декларации

Мы определили, что казенные учреждения в ряде случаев являются плательщиками налога на прибыль, вследствие чего они обязаны представлять декларации по налогу на прибыль в ИФНС России. Но возникает вопрос о необходимости подачи декларации при отсутствии доходов, подлежащих налогообложению. Обратимся к нормам налогового законодательства.

Пунктом 1 ст. 246 НК РФ установлено, что российские организации признаются плательщиками налога на прибыль, при этом отсутствуют какие-либо преференции для казенных учреждений. В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Однако из этого правила есть исключение. Некоммерческие организации (а казенное учреждение является некоммерческой организацией), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Таким образом, если у учреждения возникает налогооблагаемый доход, оно обязано представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке, однако если не возникает налогооблагаемого дохода и даже в случае, когда предпринимательская деятельность не предусмотрена правоустанавливающими документами, декларация в налоговые органы должна быть представлена.

При этом в Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07 декларации по налогу на прибыль) не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений (письмо УФНС России по г. Москве от 19.09.2012 № 16-15/[email protected]).

Аналогично декларации по налогу на прибыль казенные учреждения обязаны представлять декларации по НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Если казенное учреждение выполняет работы (оказывает услуги) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, которые не признаются объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ), такие операции подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н. В данном разделе учреждение вправе заполнить гр. 1 и 2 стр. 010 (письмо ФНС России от 21.11.2011 № ЕД-4-3/[email protected]).

НДС в казенном учреждении

Автор: Иванова Ирина Ивановна, аудитор, эксперт по налоговому учету

Казенные учреждения вправе не платить НДС при реализации, но льгота распространяется не на все операции. В частности, продажа товаров, по общему правилу, облагается НДС. Проанализируем случаи, когда у казенных учреждений возникает объект налогообложения, а когда операции освобождены от НДС.

Уплата НДС казенным учреждением

Казенные учреждения имеют льготы по НДС. Однако освобождение от налогообложения распространяется не на все операции. По общему правилу, реализация товаров, произведенных казенными учреждениями, облагается налогом на добавленную стоимость, хотя выполнение работ и оказание услуг казенными учреждениями подпадает под освобождение от НДС. Проанализируем ситуацию и рассмотрим все случаи, когда учреждение платит НДС.

Оказание услуг и выполнение работ

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. Данная норма прописана в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Причем это касается и тех работ (услуг), которые учреждения выполняют (оказывают) в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760). Определения работ и услуг приведены в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Рекомендации содержатся в письме Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.

В частности, платные услуги по разработке и согласованию конкурсной документации об аукционе, а также по подготовке, организации и проведению закрытых торгов НДС не облагаются. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/4/45534. Освобождается от НДС и сдача в аренду имущества казенными учреждениями (письма Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939 от 28 апреля 2015 г. № 03-03-05/24417, от 2 октября 2015 г. № 03-07-11/56570).

Читайте так же:  Добавка к пенсии пенсионерам за стаж

Освобождены от НДС услуги по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением (письмо ФНС России от 1 августа 2013 года № ЕД-4-3/13952).

Также не облагаются налогом на добавленную стоимость услуги по производству товаров из давальческого сырья (материалов). Кроме того, от обложения НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание услуг для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров, работ, услуг (подп. 11 п. 3 ст. 149 НК РФ). Об этом сказано в письмах ФНС России от 26 октября 2015 года № СД-4-3/[email protected], от 17 июля 2012 г. № ЕД-4-3/[email protected]

Реализация товаров

Реализация выпущенной казенным учреждением готовой продукции облагается НДС на общих основаниях. Такую обязанность подтверждает и Минфин России в письмах от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/474, от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48, от 5 апреля 2012 г. № 03-07-11/100. В.т.ч. при реализации казенным учреждением продуктов питания налог на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 27.03.2015 N 03-03-05/16992).

Например, надо платить налог при продаже товаров федеральными казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы (письмо № ЕД-4-3/[email protected], № 03-03-05/33760). Кроме того, НДС надо начислить при выдаче казенным учреждением своим сотрудникам трудовых книжек и вкладышей в них (письма ФНС России от 23 июня 2015 года № ГД-4-3/[email protected], Минфина России от 16 августа 2013 года № 03-03-05/33508).

Таким образом, если казенное учреждение совершает облагаемые и не облагаемые НДС операции, а также реализует продукцию, облагаемую НДС по разным ставкам, необходимо организовать раздельный учет.

Реализация имущества

НДС в казенных учреждениях также облагается реализация государственного (муниципального) имущества. Подробно этот вопрос чиновники Минфина России рассмотрели в пункте 3 письма от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040. Порядок определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации имущества установлен статьями 153–154 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях 164 и 166 Налогового кодекса РФ.

Как правило, казенные учреждения реализуют имущество, в первоначальную стоимость которого включен «входной» НДС. В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 Налогового РФ). Остаточная стоимость имущества определяется по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-05/16, от 9 октября 2006 г. № 03-04-11/120). А сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Если разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью равна нулю либо получен убыток, налог не исчисляется (письмо Минфина России от 3 июля 2012 г. № 03-07-05/18).

В тех случаях, когда актив, подлежащий реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого актива по ставке 18 процентов (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Для некоторых государственных (муниципальных) учреждений предусмотрена нулевая ставка по налогу на прибыль. О том, как ей воспользоваться, в статье «Льготы по налогу на прибыль для учреждений госсектора: нулевая ставка»

Продажа имущественных прав

Передача имущественных прав признается объектом налогообложения по НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. А действующее налоговое законодательство не предусматривает особенностей исчисления НДС при реализации имущественных прав казенным учреждением. Например, если казенное учреждение выставляет на торги права на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, то такие операции облагаются НДС (письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. № 03-07-15/7660). Учреждение обязано дополнительно к цене передаваемых имущественных прав предъявить к оплате покупателю прав соответствующую сумму НДС (абз. 1 п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ).

Не являются объектом налогооблажения по НДС услуги по предоставлению владельцу рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального района (Письмо Минфина России от 21.12.2015 N 03-07-11/74852).

[1]

Если реализовано имущество казны

Продажа имущества, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, также считается объектом обложения НДС. Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, НДС уплачивают покупатели (в данном случае они выступают в роли налоговых агентов). Исключение касается физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям. Если они покупают имущество, НДС уплачивают в бюджет органы местного самоуправления (письма Минфина России от 27 июля 2012 г. № 03-07-11/198, от 25 апреля 2011 г. № 03-07-11/107).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Операции по реализации высвобождаемого имущества, находящегося в оперативном управлении казенного учреждения, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Источники


  1. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.

  2. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
Учет налогов в казенных учреждениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here