Уточненная налоговая декларация после камеральной проверки

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Уточненная налоговая декларация после камеральной проверки" с комментариями профессионалов. На странице собран материал подробно описывающий тематику. Но, если у вас возникнут вопросы, вы всегда их можете задать нашему дежурному юристу.

Уточненная налоговая декларация после камеральной проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Во время камеральной проверки по возмещению НДС из бюджета (срок проверки подходит к концу) налогоплательщик обнаружил в дополнительном листе к книге покупок техническую ошибку и сдал уточненную декларацию N 2. Сумма налога по уточненной декларации не изменилась, все показатели в декларации также не изменились.
Будут ли налоговые органы при получении уточненной декларации продлевать срок проверки? Если да, то на какой период?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с представлением налогоплательщиком в данном случае уточненной налоговой декларации по НДС N 2 камеральная налоговая проверка предыдущей декларации прекратилась и на основе вновь представленной началась новая камеральная налоговая проверка, срок для проведения которой ограничен тремя месяцами со дня представления уточненной налоговой декларации по НДС N 2.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

16 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

[1]

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Когда надо предоставить уточненную декларацию

Недочеты в декларации ФНС выявляет при камеральной проверке. При выявлении неверной информации в налоговой отчетности самостоятельно до проверки, бухгалтер может сдать уточненную декларацию. Проблемы, касающиеся учета уточненных налоговых деклараций, регламентируются письмом ФНС России от 12.11.2011г. АС-5-21222 ДСП и АС-5-2/1222 ДСП от 12.10.2011.

Когда предоставить уточненку

Уточненная декларация сдается в следующих ситуациях:

  1. При не отражении или неполном отражении информации для налогового контроля;
  2. При выявлении ошибок, приводящих к занижению либо завышению суммы перечисления в бюджет.

При сдаче уточненной декларации заполняются и сдаются все листы, а не только в которых допущена ошибка. На титульном листе новой декларации указывается номер сдачи (0-впервые или 1,2,3..). Бухгалтер обязан сдать уточненку при выявлении ошибки, которая привела к снижению суммы налога. На актуальный вопрос – будет ли проверка, если подать уточненку по НДС к оплате, законом предусмотрена камералка всех деклараций, поступающих в налоговую.
При сдаче позже установленного отчетного срока налоговая вправе назначить штраф в размере 20% от недоимки (ст.122 НК). Следовательно, чтобы избежать штрафа лучше:

  • сдать уточненку до проверки отчетности налоговой службой;
  • уплатить сумму недоимки и пени. При неуплате пени компанию оштрафуют, несмотря на перечисление недоимки в бюджет.

Выписать штраф налоговая служба может только в тех ситуациях, когда неверный расчет привел к снижению суммы налога к оплате. Штраф назначается на основании и доказательства ФНС. Но в прцессе проверки служба не накажет юридическое лицо, если в отчетном периоде была переплата по этому налогу или переплата не списана по иным задолженностям. Так, например, если по НДС переплата, а уточненная декларация сдается по налогу на прибыль, то нельзя покрыть недоимку переплаченной суммой НДС. Кроме того, налоговики вправе оштрафовать юридическое лицо и составить акт камеральной проверки по НДС за несвоевременную сдачу отчетности.

Сроки и процедура камеральной проверки

Быстро ли налоговая определяет факт неначисления налогов, в том числе НДС? Срок камеральной проверки – до трех месяцев, а по НДС – до 2-3 месяцев. Если при камералке бухгалтер сдал уточненку, то налоговая проверяет последнюю декларацию. Кстати сдавать измененную отчетность можно несколько раз, рассмотрению будет подлежать всегда последняя. К примеру, ФНС при камералке будет дальше проверять упрощенку, если по требованию об объяснении убытка была сдана уточненка с заявленной прибылью. После завершения проверки на протяжении 10 дней ФНС составляет акт, дата которого и дата окончания трех месяцев с момента сдачи декларации считаются последними сроками камералки. Если в ходе камеральной проверки не вынесен акт, то проверка считается незаконченной.

Для камеральной проверки ФНС вправе потребовать у организации дополнительные документы, на основе которых составлен неверный расчет налога. Или, например, ФНС вправе затребовать у юридического лица пояснения причины представления уточненной декларации по налогу на имущество. Сдаются документы в течение 5 рабочих дней. А для избегания штрафа 200 рублей за каждый непредставленный документ, бухгалтер может написать ходатайство об отсрочке.

Когда не обязательно сдавать уточненную декларацию

Часто после проверки бухгалтеры задаются вопросом: можно ли сдать уточненку, если налоговая выставила требование об уплате НДС и прочих налогов? На практике встречаются ситуации, когда юридическое лицо может сдать уточненку, но не обязан:

  1. Налоговой службой выявлена недоплата налога;
  2. Организация переплатила сумму налога;
  3. Обнаружена ошибка, которая не оказывает влияние на сумму перечисления в бюджет. Тогда, достаточно подать пояснение;
  4. Бухгалтер обнаружил технические ошибки. Чтобы в дальнейшем не было расхождений по налоговой и бухгалтерской отчетности, лучше сдать уточненку;
  5. Налогоплательщик выявил переплату самостоятельно;
  6. Бухгалтер нашел ошибку в отчетности по налогам, рассчитывающимся нарастающим итогом, в течение года. По закону штрафовать запрещено до завершения налогового периода.
Читайте так же:  Пенсия внукам по потери кормильца

Особенности сдачи уточненки

Нужно ли вносить корректировки в декларацию по прибыли по факту камеральной проверки? Так налог по прибыли рассчитывается нарастающим итогом. Поэтому обнаруженную ошибку за промежуточный период можно исправить в расчете налога за год при показании прибыли, но тогда вносятся корректировки. А при убыточной декларации изменения вносятся только путем сдачи уточненки. Также если по результатам камеральной проверки вынесено доначисление НДС, то нужно сдавать уточненку, предварительно оплатив штраф и пени. Но если уточненная декларация подается после решения о привлечении к ответственности, то налоговая служба опирается на положения, указанные в положении АС-5-2/1222 ДСП по уточненной декларации после решения.

В каких случаях подавать уточненку по 6-НДФЛ

  1. Неправильно указан код ОКТМО.
  2. Ошибочно вписан код места нахождения при существовании подразделений организаций.
  3. Неверно указана ставка налога.
  4. Несовпадение с информацией справки 2-НДФЛ (например, сумма доходов).

Во избежание наказания в установленный срок сдачи налогоплательщиком сдается неточный расчет, а позже сдается уточненка, чтобы не нарушить сроки предоставления налоговой отчетности. Либо при планировании можно отсрочить оплату налоговых платежей, сдавая первичную нулевую декларацию.

Срок проведения камеральной проверки в 2019 году

После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.

Что такое камеральная проверка

Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

Как проходит проверка

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Изменения в законодательстве касаемо налогов

С 2019 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Время сверки по законодательству

На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Как обстоят дела с проверкой на самом деле

Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?

По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

  • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
  • отсутствие ошибок в заполнении;
  • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

Как отследить процесс камеральной проверки

В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

Налоговики не обязаны принимать во внимание уточненные налоговые декларации, представленные после завершения выездной налоговой проверки

InesBazdar / Shutterstock.com

Как разъяснила ФНС России на своем официальном сайте, налоговые инспекторы могут рассмотреть и учесть в работе уточненные налоговые декларации, представленные после завершения выездной налоговой проверки. Однако такая обязанность в Налоговом кодексе не закреплена. При этом у налогового органа сохраняется возможность последующей проверки таких деклараций.

В рассмотренном примере налогоплательщик подал жалобу на решение налогового органа по выездной налоговой проверке из-за того, что после ее завершения в день составления справки о проведенной проверке налогоплательщиком были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за проверенные периоды, в которых была отражена сумма налога к уплате в бюджет в размере большем, чем в ранее представленных первичных декларациях. При вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки факт подачи уточненных налоговых деклараций не был учтен налоговым органом. Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился с жалобой в ФНС России. В жалобе он указал, что налоговый орган был обязан проверить и учесть уточненные налоговые декларации для определения реального размера налоговых обязательств.

Читайте так же:  Оплата налогов по упрощенной системе

В ответе представители налогового ведомства уточнили, что нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять в рамках каких мероприятий налогового контроля будут проверены указанные декларации. Это могут быть дополнительные мероприятия налогового контроля, камеральная налоговая проверка или повторная выездная налоговая проверка.

В ходе рассмотрения жалобы также было установлено, что налогоплательщик в уточненных налоговых декларациях указал к доплате сумму налога равную сумме, доначисленной по результатам выездной налоговой проверки. Тем самым он фактически признал правомерность доначисления спорной суммы налога и правильность определения налоговым органом его реальных налоговых обязательств. При этом сумма налога не была уплачена им в бюджет.

Налоговики также отметили, что вывод ФНС России согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 12 декабря 2017 г. № 301-КГ17-14742).

Узнать, какие права и обязанности имеет налоговый орган в ходе мероприятий налогового контроля, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока (п. 1 ст. 81 Налогового кодекса).

В свою очередь,если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога (п. 4 ст. 81 НК РФ).

[3]

Что анализируется при проверке уточненной декларации?

При проведении проверки уточненной налоговой декларации анализируется вся информация, которая есть у контролеров. Сюда относятся и данные первоначальной декларации, и все поданные документы, а также имеющиеся у инспекторов сведения. В каком порядке налоговики будут проверять уточненку, какие нюансы ее подачи нужно учитывать, разберем подробнее.

Что смотрят контролеры при проведении налоговой проверки уточненки?

Уточненную декларацию по любому налогу контролеры будут анализировать по нескольким направлениям. Во-первых, оценят, как изменилась сумма налога, увеличилась или уменьшилась. Во-вторых, изучат, за счет каких показателей произошло изменение. Здесь уже всё зависит от того, по какому налогу подали уточненку.

Также будут оценены причины, которые привели к ошибке в первоначальной декларации. Поэтому потребуются документы — договоры, допсоглашение, накладные и прочая первичка, которая содержит условия для верного отражения сделки, по которой выявлена ошибка.

Выполнение контрольных соотношений показателей в уточненке должно соблюдаться, как и в обычной декларации.

Чтобы не пришлось подавать уточненки, внимательно проверьте декларации перед подачей в налоговую. Важная информация для этого есть в статьях:

Может ли быть прекращена камеральная проверка первичной декларации в связи с предоставлением уточненки?

По каждой декларации налоговики проводят камералку в течение 3 месяцев. Еще 10 дней есть на составление акта. Если за это время вы самостоятельно обнаружите ошибку, нужно подать уточненку. Тогда проверка первичного отчета будет прекращена в связи с предоставлением уточненной декларации.

Если контролеры уже составили по итогам проверки первичной декларации акт, но не вручили его, имеет смысл подать уточненку. ФНС рекомендует начинать новую камеральную проверку уточненной декларации без вручения акта по первичному отчету. Исключение — декларации на возмещение по НДС и акцизам. По ним акт вручат в любом случае.

Если из-за ошибки в декларации налог уплатили в большем размере, то подавать уточненку закон не требует. Налогоплательщик решает сам, делать ли это.

Если же уточненная декларация уменьшает сумму налога, то налоговики потребуют пояснения и всю первичку. При этом такая уточненка может быть вынесена на выездную проверку, даже если этот период уже проверяли. Контролировать при этом можно только сведения, которые привели к уменьшению суммы налога.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

О позиции верховных судей по вопросу законности штрафа за непредоставление документов по оконченной камералке читайте в материале «С подачей уточненки прекращается „первичная“ КНП, но не обязанность сдать истребованные в ходе нее документы».

До предоставления уточненной декларации не уплатили налог, готовьтесь к штрафу

Уточненка с выросшей суммой налога означает, что обязательства перед бюджетом выполнены не полностью. Если до предоставления уточненной декларации не уплатили налог, возможен штраф — 20% от суммы недоплаты. Оштрафовать могут, если до предоставления уточненной декларации не уплатили налог и пени. Если их уплатили, штрафа не будет.

Конечно, штрафуют не за факт подачи уточненки с выросшим налогом, а в случае, если действительно была ошибка в первой декларации. Ее налоговики должны выявить.

Если по налогу в бюджете есть переплата, дополнительно ничего вносить не придется. Штрафа в этом случае не будет.

Платить не придется и в случае, когда уточненку сдают за период, который проверялся на выездной и при этом ошибок по налогу не было обнаружено.

Подробности о том, когда надо подать уточненную декларацию, какие последствия при этом возможны, а также другие нюансы вы найдете в статье «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

Чего ожидать, если уточненку подали после акта проверки или после вынесения решения контролерами?

Уточненная декларация после акта камеральной проверки не спасет от штрафа, если контролеры выявили недоплату налога. Ведь формально проверка завершена — в акте указываются даты ее начала и окончания. Есть судебные решения с иными выводами, но они единичны и опираться на них рискованно.

Читайте так же:  Запрос справки для начисления пенсии

Подача уточненки во время выездной проверки до вынесения решения по ней поможет снизить штраф за недоплату налога.

Уточненка по НДС к возмещению, которую подают до вынесения решения по акту выездной проверки, будет проверяться на камералке. Если возмещение при этом заявлено в меньшем объеме, фискалы в решении по декларации не будут возмещать эту разницу с уточненкой.

Уточненная декларация после вынесения решения будет проверяться в обычном порядке, на камералке.

[2]

Подать уточненку необходимо, если из-за ошибки занижен налог. До ее подачи выгоднее уплатить недоимку и пени за период просрочки, чтобы избежать штрафа.

Уточненка, поданная до вручения акта по проверке, избавит от санкций. После получения акта — штрафа не избежать. Если в уточненке за период, который проверялся на выездной, заявлена меньшая сумма налога, могут назначить повторную проверку.

Уточненная декларация после акта камеральной проверки

Вопрос

ИФНС выявила ошибки в декларации по НДС при камеральной проверке, которые повлекли занижение базы по НДС. Будет ли штраф, если организация самостоятельно подаст уточненную декларацию с исправленными ошибками, доплатит налог и пени?

Ответ

Налоговый кодекс РФ не обязывает вас подавать уточненную отчетность, если ошибки в первоначальной обнаружили не вы, а налоговики (ст. 81 НК РФ, Письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/[email protected]).

Но если налоговики обнаружили недоимку и вы согласны с их претензиями, уточненную отчетность лучше представить и как можно скорее.

Дело в том, что подача уточненной декларации (расчета) — это единственный предусмотренный законом способ внесения исправлений в уже сданную отчетность в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ.

Своевременное внесение исправлений в отчетность поможет вам снизить сумму пеней. А при определенных условиях вы сможете даже избежать штрафа за неуплату налога (ст. 122 НК РФ), а также за грубое нарушение правил учета, которое повлекло занижение налоговой базы (п. 3 ст. 120 НК РФ), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога (ст. 123 НК РФ).

В свою очередь, п. 4 ст. 81 Кодекса предусмотрено, что при предоставлении уточненной декларации после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога налогоплательщик освобождается от ответственности при одновременном выполнении двух условий:

— «уточненка» представлена до момента, когда налогоплательщик узнал, что налоговым органом уже обнаружен факт неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо узнал о назначении выездной проверки по данному налогу;

— до представления «уточненки» налогоплательщик погасил налоговый долг перед бюджетом и уплатил соответствующую сумму пеней.

То есть, чтобы избежать ответственности, в рассматриваемой ситуации нужно до подачи «уточненки» заплатить как сам налог, так и пени.

Вопрос

Добрый день, Ольга!
Поясните, пожалуйста, что считать моментом, когда налоговым органом обнаружен факт неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации? Является ли этим моментом выставление требования о предоставлении пояснений по декларации, в котороый выявлены ошибки (противоречия) между сведениями, содержащимися в декларации, сведениям, имеющимся у налогового органа?

Ответ

Документом, фиксирующим нарушения, является акт проверки. И поэтому штрафовать вас за ошибки, исправленные путем подачи уточненки до вручения акта, инспекторы не должны. Ведь в этом случае выявленные ими нарушения на момент подачи уточненки нигде не зафиксированы и формальные требования для освобождения от ответственности выполнены. И это правило работает даже в том случае, когда вам уже прислали требование о представлении пояснений и/или документов по первоначальной декларации.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Отмечая, что даже после вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик может уточнить свои налоговые обязательства, автор напоминает, что налогоплательщику в таком случае нужно учитывать, что с его правом в данной ситуации корреспондируют полномочия налогового органа, позволяющие провести налоговую проверку уже проверенного налогового периода с учетом уточненных сведений. Автор анализирует разные точки зрения по вопросу представления уточненной налоговой декларации после окончания проведения налоговой проверки, ответные действия налоговых органов, судебную практику.

Налогоплательщик имеет право представить уточненную налоговую декларацию после окончания проведения налоговой проверки за проверенный налоговый период. НК РФ не содержит запрета на уточнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки проверяемого периода (Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09).

Даже после вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик может уточнить свои налоговые обязательства. Но при этом налогоплательщику надо понимать, что с его правом в данной ситуации корреспондируют полномочия налогового органа, позволяющие провести налоговую проверку уже проверенного налогового периода с учетом уточненных сведений.

Последствия уточнения проверенных налоговых деклараций

Последствия представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после налоговой проверки могут быть разными, и в первую очередь они зависят от того, на каком этапе рассмотрения находятся материалы проверки: получен ли акт проверки или вынесено решение по ее результатам.

Исходя из анализа сложившихся обстоятельств у налогового органа есть право выбора ответного действия на представление уточненной налоговой декларации за проверенный период:

1. Назначить дополнительные мероприятия налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ в отношении уточненных данных по представленным налоговым декларациям (если еще не вынесено решение о привлечении/об отказе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения).

2. Провести камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации в рамках ст. 88 НК РФ, если уточненная декларация была представлена после окончания выездной налоговой проверки.

3. Назначить повторную выездную налоговую проверку в части уточненных сведений в представленной после проверки налоговой декларации (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Как вернуть долг по алиментам

Налоговый орган имеет право принять решение по результатам проверки без учета уточненных налоговых деклараций

Представляя уточненную налоговую декларацию после окончания налоговой проверки, но до вынесения решения по ее результатам, налогоплательщику не удастся избежать ответственности за установленные в акте проверки правонарушения. Налоговый орган имеет право принять решение в данном случае без учета представленных уточненных налоговых деклараций. НК РФ не устанавливает критерии для проверки показателей уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ней, исключительно в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной налоговой проверки, либо проведения повторной выездной налоговой проверки, оставляя указанные правомочия на усмотрение налогового органа. Данный вывод сделан в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2017 по делу N А79-10989/2015.

Вынесение решения по результатам налоговой проверки без учета сданных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не ведет к отмене решения вышестоящим налоговым органом или в судебном порядке (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2017 N Ф07-9692/2017 по делу N А05-11855/2016).

Для отмены решения по результатам налоговой проверки по формальным основаниям нужен весомый повод. Безусловным основанием для отмены является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, когда налоговый орган не обеспечил налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Также решение может быть отменено по иным основаниям формального характера, указанным в абз. 1 и 3 п. 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 НК РФ, если такое нарушение привело к принятию налоговым органом неправомерного решения, когда права налогоплательщика были существенно ущемлены.

Уточненная налоговая декларация может представлять вид возражений налогоплательщика на акт проверки

По вопросу представления уточненной налоговой декларации после окончания проведения налоговой проверки есть и иная точка зрения. В части судебных решений сделан вывод о том, что декларация, представленная после завершения налоговой проверки и до вынесения решения, является формой информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно доводов, изложенных в акте проверки.

Таким образом, уточненная декларация, представленная вместе с возражениями на акт проверки, может рассматриваться в качестве доводов и пояснений налогоплательщика. Если налоговый орган в таком случае не учтет данные уточненной декларации, то он тем самым лишит налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений.

В решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должны указываться все обстоятельства, послужившие основанием для вынесения такого решения, ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, а также доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Вместе с тем реализация права налогоплательщика не исключает возможности проверки сведений, содержащихся в уточненной декларации, поскольку налоговый орган в случае необходимости может воспользоваться своим правом на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, а если сумма налога в уточненной декларации уменьшена, то провести повторную выездную налоговую проверку периода, за который представлена уточненная налоговая декларация (Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 N 310-КГ16-5041).

Кроме того, по смыслу п. 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по итогам налоговой проверки налоговым органом должны быть определены реальные налоговые обязательства налогоплательщика. При определении действительной обязанности по уплате налогов налоговый орган должен учитывать все показатели, влияющие на формирование налоговой базы, как выявленные в ходе проверки, так и отраженные в бухгалтерском и налоговом учете налогоплательщика.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2017 по делу N А79-10989/2015, поддержанном Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2017 N 301-КГ17-14742, суды отметили, что налогоплательщик, представив в ходе проведения налоговой проверки уточненные налоговые декларации, фактически признали правомерность доначисления налоговым органом спорной суммы налога и определение инспекцией в ходе проверки его реальных налоговых обязательств.

Аналогичный вывод содержится в п. 15 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2017 года по вопросам налогообложения (направлен Письмом ФНС России от 18.01.2018 N СА-4-7/[email protected]).

При этом налоговый орган не может вынести решение без учета и проверки уточненных налоговых деклараций, когда налоговому органу еще во время проверки было известно о не учтенных налогоплательщиком суммах расходов в составе налоговой базы. В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.05.2017 N Ф01-1445/2017 по делу N А11-1984/2016 данная ситуация, когда решение налогового органа было вынесено без учета представленных уточненных деклараций, привела к признанию решения налогового органа недействительным.

Особенности проведения повторной выездной налоговой проверки

Налогоплательщик не ограничен в сроках представления уточненных налоговых деклараций, соответственно, и у налогового органа нет ограничений по срокам проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в связи с представлением им уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (Определение ВС РФ от 05.03.2015 по делу N А40-54040/2013).

В соответствии с абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ).

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Требование налоговой на расчетный счет

Таким образом, проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки (Письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13473).

Однако при вынесении решения о проведении повторной выездной налоговой проверки налоговый орган должен исходить из принципа разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации (Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2018 N 305-КГ17-19973 по делу N А40-230080/2016).

В указанном Определении Судебная коллегия Верховного Суда РФ согласилась с выводами судов об отсутствии ограничения по глубине проведения повторной выездной налоговой проверки, но это не означает, что в случае подачи уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время — без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П и Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07 судами указано на недопустимость избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков, что по существу означает придание дискриминационного характера налоговому администрированию и приведет к препятствованию предпринимательской деятельности.

Таким образом, при вынесении решения о проведении повторной проверки налоговый орган должен доказать разумность срока, а также определить обстоятельства хозяйственной деятельности налогоплательщика, свидетельствующие о необоснованности изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации, установить наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (представление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов).

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Камеральная проверка уточненной декларации

Вопрос

Подача уточненной декларации и за какой срок проводится проверка.

Ответ

Организация обязана подать в ИФНС уточненную налоговую декларацию только в следующих случаях (п. 1 ст. 81 НК РФ):

— если она самостоятельно обнаружила в ранее представленной декларации по любому налогу ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате;

— если организация при УСН продала ОС до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ (Письмо ФНС от 14.12.2006 N 02-6-10/[email protected]).

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

Конституционный Суд РФ указал, что проведение повторных камеральных проверок деклараций, которые ранее уже были проверены в рамках другой камеральной проверки, неправомерно. Согласно официальной позиции Минфина России и УФНС России по г. Москве проведение камеральной проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно при подаче уточненной декларации. Иных оснований для повторной камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Возможна ситуация, когда налогоплательщик не представил в срок декларацию, а у инспекции есть информация, согласно которой объект налогообложения у налогоплательщика возник и, возможно, он должен уплатить налог. На практике в такой ситуации налоговики могут решить провести камеральную проверку.

Например, организация «Альфа» не подала в срок налоговую декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2012 г. При этом из представленной за тот же период декларации по НДС видно, что организация получила выручку от реализации в размере 3 000 000 руб.

Налоговый инспектор провел камеральную проверку по налогу на прибыль и доначислил организации указанный налог, а также рассчитал пени и штрафы. Эти суммы он определил на основании выписки об операциях организации по счетам, которую истребовал у банка в рамках камеральной проверки.

В описанном примере действия налогового инспектора неправомерны, поскольку он не имел основания для проведения камеральной проверки. Ведь такая проверка проводится только тогда, когда вы представили в налоговый орган декларацию или расчет по соответствующему налогу за конкретный период (п. 1 ст. 88 НК РФ).

И если у налогового органа декларации (расчета) нет, он вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но не камеральную проверку (п. 1 ст. 82, ст. 88 НК РФ). Эту позицию поддерживают Минфин России и арбитражные суды (Письмо Минфина России от 05.05.2010 N 03-02-08/28, Постановления Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07, от 26.06.2007 N 1580/07, ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 N А65-1368/2009).

В то же время существует противоположная позиция, которой придерживаются некоторые арбитражные суды. Так, ФАС Поволжского округа указал, что налоговый орган имеет право провести камеральную проверку на основе конкретных сведений о нарушении налогового законодательства, полученных от органов внутренних дел, даже если налогоплательщик не представил декларацию (Постановление от 07.07.2008 N А65-14145/07 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.09.2008 N 11342/08)).

Напомним, что, если налогоплательщик не подал декларацию в установленный срок, налоговики вправе приостановить операции по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств. Такое решение принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней по истечении срока представления декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также за непредставление декларации в установленный срок предусмотрена налоговая ответственность по ст. 119 НК РФ. За несвоевременную подачу налоговых расчетов вас могут привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ. Кроме того, если вы так и не представите декларацию (расчет), то высока вероятность того, что вам назначат выездную налоговую проверку.

Источники


  1. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.

  2. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
Уточненная налоговая декларация после камеральной проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here